Мастер - класс по теме «Применение технологии критического мышления (ТРКМ) на уроках»

Мастер-класс посвящён одной педагогической технологии, которая развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые учащимся не только в учебе, но и в обычной жизни, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, успеха, совместного поиска и творческого решения проблем.Эта Технология оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе, развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.Ч...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс по теме«Применение технологии критического мышления (ТРКМ) на уроках»

Муниципальный конкурс методических разработок

«Педагогическая мастерская»

МКОУ Боровская ООШ

Тема: «Применение технологии

критического мышления (ТРКМ)

на уроках»







Номинация : мастер-класс

Участники: педагоги

Выполнил: Трифонова Г.Н.,

учитель немецкого языка















2015 год, март


Цель:

определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.

Задачи:


  • Актуализировать и обобщить имеющиеся знания у участников по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.

  • Продемонстрировать некоторые методические приемы технологии развития критического мышления.

  • Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

  • Обеспечить понимание участниками правильного составления урока по технологии критического мышления.

Оборудование:

плакаты, маркеры, стикеры, мультимедийный проектор, экран

Ожидаемый результат:

знания учителей о различных приемах и техниках














Этапы мастер-класса

Ход занятия


Приветствие







На фоне музыки «Хорошее настроение»

Добрый день, уважаемые коллеги!

рада приветствовать Вас на мастер-классе.

Мотивация,

целевая установка 1

















Работа в группе

Определение темы мастер-класса









подведение итога



целевая установка 2

Чтобы быть успешным учителем, надо быть всегда немного впереди. Вспомним Шекспира, который сказал: «И время оттолкнет тебя с презреньем, когда не сможешь в ногу с ним идти»? Идти надо в ногу со временем! - так диктует жизнь. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка. Именно использование новых педагогических технологий позволяет учителю обрести новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность. Надо быть способным осваивать новые технологии, жить в новом времени. Обращая внимание на слова педагога прошлых лет Адольфа Дистервега, который верно заметил: "Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается", я для успеха в своей деятельности выбираю слова: «Я твёрдо верю в удачу. И я заметила, чем больше я работаю, тем я удачливее». Жизнь диктует перемены, значит, пришла пора учить по-новому. Поэтому наш мастер-класс будет посвящён одной педагогической технологии, которая развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые им не только в учебе, но и в обычной жизни, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, успеха, совместного поиска и творческого решения проблем.

Эта Технология оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе, развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

Что это за технология, попробуйте определить, посмотрев слайды некоторых приемов этой технологии

( демонстрация приемов)

(на обсуждение 3 мин)

- Итак, как Вы думаете, о какой технологии пойдёт речь и почему Вы так считаете? (о ТРКМ)

Обсуждения

Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен школы? Прежде всего, умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Вы верно заметили, что речь пойдет о технологии развития критического мышления Среди многих меня заинтересовала именно эта технология.

Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня - я пойму» и кроме того, с психологической точки зрения, как пишет Л.С. Выготский, «прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой - либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё».

Считаю, применение технологии развития критического мышления просто необходимо. Тема мастер-класса посвящена этой интереснейшей технологии

«Применение технологии критического мышления (ТРКМ) на уроках»

Что мы будем делать?

Изучать модуль «Обучение критическому мышлению»

Зачем мы это будем делать?

Для того чтобы:
Активно применять на уроках стратегии критического мышления

Как мы это будем делать?

Работая в группах, создадим синквейны, кластеры и оформим их в виде небольших плакатов







Эпиграфом нашей дальнейшей работы станут слова Паскаля Блез «Постараемся мыслить достойно, - в этом основа нравственности».

целевая установка 2























подведение итогов

- В начале, середине и по окончанию мастер- класса, работая в группе, Вы будете заполнять таблицу «Знаю -

Хочу узнать - Узнал» (начертить таблицу).

Знаю

Хочу узнать

Узнал


Работа в группе

1 задание (3 мин)

В 1 графу напишите всё, что Вы знаете или когда-то слышали о данной технологии. Во 2 графу, что бы Вы хотели узнать об этой технологии. Презентация ответов. Таблица ЗХУ = это один из приёмов ТРКМ.

- Итак, ТРКМ - это американская технология. В России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя - в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на всех уроках, а также во внеурочное время. Помимо этого приёмы технологии можно использовать при проведении семинаров, педсоветов, заседаний МО.





Целевая установка 3

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, которые я использую на уроке немецкого языка. Сегодня, уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть моими учениками.

(Цель - обеспечить понимание участниками правильного составления урока по технологии критического мышления. Понять цели каждого этапа урока).



Теоретическая часть









Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии, каждая из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.

Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

Второй этап - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом (заданием), причем работа, направленная, осмысленная.

Третий этап - «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.



Практическая часть







Перед вами лежат ладошки. Я попрошу вас заполнить их, написав какие приемы данной технологии вам известны?Мастер - класс по теме«Применение технологии критического мышления (ТРКМ) на уроках»

Заполняем кластер. (Ладошки)

Стадия «ВЫЗОВ»

Сейчас мы с вами заполнили кластер. Это один из приемов технологии развития критического мышления. Этот метод можно применять как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Нам, учителям иностранного языка, этот прием известен под названием Word Web (словесная паутина). Такие словесные паутины могут быть разного вида - цветок, пирамида, дерево, рука, лучи солнца и т.д. Мастер - класс по теме«Применение технологии критического мышления (ТРКМ) на уроках»Мастер - класс по теме«Применение технологии критического мышления (ТРКМ) на уроках»Мастер - класс по теме«Применение технологии критического мышления (ТРКМ) на уроках»Мастер - класс по теме«Применение технологии критического мышления (ТРКМ) на уроках»

Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»











































Подведение итога работы

1.1





1.2



На стадии осмысления ученики получают новые знания и систематизируют их. На уроке в начальной школе в большей степени, конечно, присутствует элемент игры, игровые технологии. Мы с вами попробуем ответить на вопрос Что такое критическое мышление? Для этого можно использовать прием «Корзина идей »(2-3минуты)
Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Мастер - класс по теме«Применение технологии критического мышления (ТРКМ) на уроках»

( работа в группах), выступления участников. См. «наполняемость корзины» в Приложении1.

  • Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Плюс - минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица - синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.

Благодаря данной технологии у ребят повышается самооценка, развивается рефлексия, появляется потребность в познании нового. Технология РКМЧП выводит учителя на обучение ребенка решать проблему, а, следовательно, происходит постепенный переход на возможность реализации проблемного обучения.

Вернемся к таблице «ЗУХ»
Особое требование-
записывать сведения, факты или понятия только своими словами.

1.3.





































Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Давайте подведем итоги нашей работы. Сегодня я хочу это сделать при помощи метода «6 шляп мышления».

Если наше дело - в шляпе,

Если наше тело - в шляпе,

Если даже мысли - в шляпе,

Значит, в шляпе - то и суть!

Выберите одну из шляп. Цвет шляпы указывает на те моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная - выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая - перечень фактов.

Черная - выявление недостатков.

Желтая - что было хорошего.

Зеленая - где и как можно применить изученный материал.

Синяя - общий вывод.

Выступления.

Конечно, для того, чтобы рассказать обо всем, нужно очень много времени, которого у нас, к сожалению, нет. В своем мастер- классе я рассказала лишь о некоторых приемах данной технологии.

И прежде, чем мы попрощаемся, создадим дерево Дружбы и Добра.

На разноцветных стикерах каждым создаются синквейны « Мышление» , которые прочитываются и наклеиваются на плакат с нарисованным стволом дерева.

Устали в классе все, и надобно взбодриться.

Вот здесь есть то, что вам в работе пригодится.

И в марте теплом просто ради шутки

О нашей встрече в память я дарю вам незабудки.

(буклет)

Большое спасибо за ваше внимание и работу!







Список литературы



  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.

  2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / Л. С. Выготский. - М., 1982 - 1984. - Т. 4.

  3. Давыдова З. М. «Игра как метод обучения иностранным языкам»//ИяШ. - 2010. - №6 . - С. 34-38.

  4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. - 175 с

  6. Клустер Д. Что такое критическое мышление. - М.: ЦГЛ, 2005. - с. 5 -

  7. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М.: УМЦ «Школа 2000…» - 2006.

  8. ФГОС основного общего образования. / Министерство образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение. - 2011. - 144 с.

  9. ФГОС начального общего образования. / Министерство образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение. - 2010. - С. 31 - 32.

  10. Ривкин Е.Ю. Требования к современному уроку. // Справочник заместителя директора школы. - 2013. - №1















Приложение 1.


КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ



это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить

это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения

отправная точка для развития

творческого мышления

Критическое мышление имеет
5 характеристик (Д. Клустер

  • Во-первых - это мышление самостоятельное

  • Во-вторых - это мышление обобщенное

  • В-третьих - это мышление проблемное и оценочное

  • В четвертых - это мышление аргументированное

  • В пятых - критическое мышление есть мышление социальное

Критический мыслитель:

  • Формирует собственное мнение

  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями

  • Решает проблемы

  • Аргументировано спорит

  • Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение

  • Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

  • проявление детской любознательности, выработка собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

  • - помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;

  • предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;

  • - повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией,

  • формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы,

  • прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;

  • позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

  • у ребят повышается самооценка,

  • развивается рефлексия,

  • появляется потребность в познании нового.

  • происходит постепенный переход на возможность реализации проблемного обучения.

  • педагог прошлых лет Адольфа Дистервега

Приложение 2.


Эти методы и приёмы мы можем

использовать на уроках

«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.


«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов - красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные - я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные - не справился с заданием, у меня грустное настроение.



«Мишень»
Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
1. свою деятельность
2. деятельность учителя
3. деятельность учащихся.


"Дерево предсказаний"
Правила работы таковы: ствол дерева - тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

«Градусник»
Используя такой символ можно определить
состояние эмоций, новизну материала, урока,
оригинальность и т.д.

«Ступени»
С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.


«Пик взаимопонимания»
Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая - отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.


«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.


«Мордашки»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.



«Солнышко»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению.

«Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.


«Светофор»
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный - нет (что не понравилось, ошибки), желтый - не совсем (сомнения, трудности) и зеленый - да (что понравилось, что получилось).



" Пятерочка - 1 "
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец - для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний - для меня было недостаточно;
Безымянный палец - мое настроение;
Мизинец - мои предложения.

" Пятерочка - 2"
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

"Слон"
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот - знания, которые вы приобретаете; голова - это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова - автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие - неуверенность.

«Карта настроения»
В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

«Дело в шляпе»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

«Плюс - минус - интересно»
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на "+", "-", "?" или индивидуально письменно. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки.

"+" "-" "?"


В графу "+" записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "-" учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу "интересно" (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского "5". Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка - тема или предмет (одно существительное);
2 строка - описание предмета (два прилагательных);
3 строка - описание действия (три глагола);
4 строка - фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

« Мухомор»

На листе рисуется круг, который разделен на секторы по числу этапов урока. Вне круга записываются вопросы. Например при общей теме обсуждения задается вопрос «Насколько я был доволен …»
• передачей содержания
• возможностью задавать вопросы
• психологической атмосферой в группе
• раздаваемыми рабочими и информационными материалами
• организацией отдыха
До начало работы предоставляется возможность обозначить свою оценку наклеиванием кругов на сектора круга или нарисовать фломастером. Чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру круга ставятся значки (ассоциация - попадания в цель)
Общий вид «мухомора» выявляет основные тенденции при оценки работы по отдельным ее аспектам. Далее проводится общее обсуждение итогов с уточнением отдельных моментов.

КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают и думают ученики по этой теме, и все условно собирается в корзину, обозначенную на доске. Индивидуальная работа длится 1-2 минуты, затем обмен информацией в парах или группах -3 минуты, далее каждая группа по кругу называет какое-то сведение или факт. Все кратко записывается учителем в корзине идей. Потом в ходе урока эти мнения, проблемы, факты связываются в логические цепи. Если были ошибки, они исправляются по мере усвоения новой информации.

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.

«Тонкие» вопросы - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Прием «Знаю - узнал - хочу узнать» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой - либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого - либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

ПОМЕТЫ НА ПОЛЯХ (ИНСЕРТ).

ТЕХНИЧЕСКИ ОН ДОСТАТОЧНО ПРОСТ. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и по мере ставить их карандашом на полях подобранного и распечатанного текста. Например, «галочкой» отмечается информация, которая уже известна ученику. Знаком «плюс» отмечается новая информация, впервые встретившаяся ученику. Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику.

Данный прием требует от ученика не пассивного чтения, а активного и внимательного, обязывает вчитываться в текст. Наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение.

При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что - нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения, проследить судьбу одного из героев и заполнить таблицу, охватывающую внешность, характер героя, события и размышления читателей.

Прием «Зигзаг»основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

Прием«Двойной дневник» устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.

Эссе - письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе - прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.


Использование метода «Мои предпочтения».

Вспомните свой любимый цвет и опишите его тремя словами (например, «синий» - прохладный, расслабляющий, отстраненный).

«Находясь в зоопарке, - с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное 3 словами (например, обезьяна - веселая, добрая, любопытная).

И последнее, ваш любимый город и 3 слова, которые его характеризуют (например, Таганрог - креативный, увлекательный, непредсказуемый).

Цвет - это то, как видят вас окружающие.

Животное - как вы видите себя сами в общении с окружающими.

Город - какими вы хотели бы видеть себя в работе.

«6 шляп мышления».

Выберите одну из шляп. Цвет шляпы указывает на те моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная - выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая - перечень фактов.

Черная - выявление недостатков.

Желтая - что было хорошего.

Зеленая - где и как можно применить изученный материал.

Синяя - общий вывод.


© 2010-2022