• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Статья Социальное служение: пути взаимодействия государства и церкви. Духовно-нравственная культура в профилактике интолерантного поведения несовершеннолетних в условиях полиэтнического региона

Статья Социальное служение: пути взаимодействия государства и церкви. Духовно-нравственная культура в профилактике интолерантного поведения несовершеннолетних в условиях полиэтнического региона

За последние годы накопилось немало примеров много полезного и плодотворного сотрудничества Церкви и государства, которые, как показывает жизнь, не могут существовать совершенно изолированно друг от друга. В той или иной мере Церковь выполняет целый ряд социальных функций государства, например таких, как образование и воспитание подрастающего поколения, медицинское обслуживание, оказание помощи неимущим, забота о беженцах. Поэтому чрезвычайно важно придать имеющему место взаимодействию Церкви и ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Социальное служение: пути взаимодействия государства и церкви.

Духовно-нравственная культура в профилактике интолерантного поведения несовершеннолетних в условиях полиэтнического региона.

За последние годы накопилось немало примеров много полезного и плодотворного сотрудничества Церкви и государства, которые, как показывает жизнь, не могут существовать совершенно изолированно друг от друга. В той или иной мере Церковь выполняет целый ряд социальных функций государства, например таких, как образование и воспитание подрастающего поколения, медицинское обслуживание, оказание помощи неимущим, забота о беженцах. Поэтому чрезвычайно важно придать имеющему место взаимодействию Церкви и государства характер социального партнерства.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», в образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания - формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Отмечается, что в процессе воспитания необходимо опираться на сотрудничество культуры, науки и религии на основе общего понимания нравственных начал мотивации поведения человека. Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный) также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.

Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур.

Образовательное пространство нашего региона функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

В целях формирования убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, а также поддержки семьи, здорового образа жизни, сохранение и развитие системы ценностей, которая обеспечивает преемственность поколений и социальный мир, в нашем образовательном учреждении (МБОУ «Красноярская СОШ №1») слажена работа по формированию духовно-нравственной личности в системе сотрудничества школы, семьи, органов исполнительной власти, социально-культурных учреждений, общественных организаций и религиозных объединений.

Социальный анализ каждого класса показывает, что в нем обучаются дети из неполных семей, дети из многодетных семей, дети из малообеспеченных семей, дети, из приемных и опекаемых семей, дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, дети из семьи беженцев, дети «группы риска». Реформирование экономики повлекло за собой глобальные изменения в социальной сфере. Негативные последствия социально-экономических преобразований сильнее всего сказываются на детях. Существует целый ряд проблем в учебных и воспитательных учреждениях, где обучаются дети вышеназванных категории. По результатам проведённого опросника интолерантного общения среди учащихся II ступени (5-8 классов) следует вывод, что в школьном подростковом возрасте проблема интолерантного поведения зачастую приобретает особенно острую выраженность, и связано это бывает с возрастными особенностями личности подростка.

Никакое материальное обеспечение, каким бы хорошим оно ни было, не может само по себе решить проблему социальной адаптации и реабилитации детей-сирот, инвалидов, детей «группы риска». Более того, без духовного наставления таких категории детей материальное обеспечение может привести лишь к формированию у них иждивенческих настроений и потребительского отношения к жизни.

С целью формирования духовно-нравственной личности и профилактики интолерантного поведения несовершеннолетних в нашем образовательном учреждении активно проводятся мероприятия, включённые в такие программы, как «Толерантный класс» (1-4 классы), «Формирование установок толерантного сознания» (5-11 классы), «Азбука семейного воспитания» (9-11 классы). Мероприятия проводятся по основным направлениям:

  • в разделе «Личность» - мероприятия, позволяющие воспитывать понимание и веротерпимость, уважение к чужому мнению, формирующие нормы социального поведения, например:

- классные часы «Толерантность - что это?», «Кто мои друзья?», «Дружбой верной дорожу»;

-фестиваль «Ковёр дружбы народов»;

- анкета «Знаю ли я себя»;

-дискуссии, круглые столы, тренинги по темам «Виды толерантности», «Толерантная и интолерантная личность», «Учимся жить в современном мире», «Агрессивное поведение в молодёжной среде», «Мы против насилия и экстремизма».

  • в разделе «Семья» - рассматриваются вопросы роли семьи в воспитании у подрастающего поколения доброжелательности, неконфликтности, готовности к сотрудничеству, например:

- родительские собрания по темам «Толерантное общение в семье и школе», «Религиозные традиции в нашей семье», «Роль семьи в сохранении и передаче национальных традиций» с фотовыставкой «Я - дома, я - в школе, я - с друзьями», конкурсом рисунков «Словно радуги цвета мы едины навсегда»;

- виртуальная экскурсия «История страны - в судьбах людей»;

- праздник «Секреты национальной кухни»;

- подготовка и проведение игры «Дружат дети на планете», посвященного Дню народного единства.

Все мы знаем, что основы нравственных качеств ребёнка закладываются в семье. И очень важно, какая атмосфера царит дома, каковы взаимоотношения между родителями, между детьми и родителями, между братьями и сёстрами. На сегодняшний день, когда мы наблюдаем нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенную конфликтность в их взаимоотношениях, всё больше возрастает роль классного руководителя и школьной социально-психологической службы, полноценная работа которых способна заполнить тот вакуум, в который попадают многие учащиеся.

  • в раздел «Общество» - включены мероприятия по пропаганде миролюбия, повышения устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, профилактике агрессии и экстремизма, например:

- выставка рисунков и плакатов «Мы - многонациональный народ»;

- классные часы «Уроки толерантности», «Выбор за вами», а также встречи с представителями религиозных объединении, помогающие учащимся определённый уровень правовой культуры, осознать себя и своё место в обществе, не нанося при этом вреда и не ущемляя права других людей.

С 2009 года в школе проводятся мероприятия по межведомственной программе «Азбука семейного воспитания от А до Я», подписанная тремя сторонами: Астраханско-Енотаевской иепархией Московского Патриархата, Службой ЗАГС Астраханской области и Министерства образования и науки Астраханской области.

Цели программы:

  • Популяризация в молодёжной среде традиционных семейных ценностей.

  • Донесение до молодёжи основ здоровых отношений между юношей и девушкой до брака.

  • Формирование в молодёжной среде культуры взаимоотношений в семье как залога интеллектуального развития детей.

С 2009 года совместно с районным и областным службами Загс и представителями религиозных конфессии проведены круглые столы, тренинги на темы «Семейные ценности», «Как вступить в брак и не ошибиться», «Ранний брак: за и против», «Семья: стереотип или потребность?».

В 2013 году учащиеся школы принимали участие на областном семинаре, посвященный теме «Красноярский район - территория межнационального согласия». На мероприятии присутствовали глава района, сотрудники администрации Губернатора Астраханской области, руководители национально-культурных объединений, представители духовенства, образовательных учреждений района, главы сельских муниципальных образований района. На заседании круглого стола шла речь о роли семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. Как неоднократно отмечали участники заседания, воспитание толерантности начинается в семье, а продолжается в школе. А в 2014 году педагоги нашего ОУ принимали активное участие в областном семинаре по теме «Психолого-педагогическая профилактика и коррекция интолерантного поведения обучающихся в условиях поликультурного пространства ОУ». Педагогический коллектив МБОУ «Красноярская СОШ №1» представил большую программу, в которой показал опыт системной многолетней работы. На регистрации участники семинара посетили выставку «Памятники культуры народов Красного Яра», подготовленную учащимися школы. Открыли семинар учащиеся старших и начальных классов школы музыкально-литературной композицией «Мы все такие разные - дети одной планеты». На семинаре в форме круглого стола проходило обсуждение темы «Толерантность- интолерантность - две грани социальных отношений в обществе», который стал местом откровенного и конструктивного диалога старшеклассников, членов управляющего совета школы с приглашёнными на мероприятий представителей педагогов Астраханского института повышения квалификации и переподготовки, оперативных сотрудников Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Астраханской области, представителей районных структур подразделении по делам несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, службы ЗАГС по Красноярскому району, религиозных конфессии. Также на семинаре были представлены внеклассные мероприятия: музыкально-литературная композиция «Россия-Родина моя!», социальный проект «Наследие культуры народов села Красный Яр. Семейные традиции и обычаи», «Урок Толерантности», экскурс-заочное путешествие по Планете Толерантности, практические занятия по формированию толерантного сознания у старшеклассников «Мы тучи разведём руками» и по профилактике и коррекции интолерантного поведения детей младшего школьного возраста «Мы все такие разные» и мастер- класс «Планета «Мы вместе». Семинар завершился большим праздничным концертом, где учащиеся школы - воспитанники музыкальной школы искусства показали яркие национальные музыкальные номера.

Проблема воспитание патриота - гражданина в духе толерантности, противостоящего экстремизму, терроризму, имеющего определённый уровень психологической и правовой культуры, в современных условиях приобретает приоритетное значение, и требует много времени, всеобщих усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и религиозных объединений. Именно совместные усилия обязательно принесут свои плоды.


© 2010-2022