Разработка классного часа по формированию мотивации к образованию школьников

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Образование - путь к успеху». (6а класс)

Тема: «Нужно ли нам учиться?»

Цель: Формирование мотивации к образованию как основному инструменту достижения личного успеха и процветания; обогащение и расширение своего внутреннего мира, становление и развитие активной жизненной позиции.

Задачи:

  • формирование положительного отношения к обучению

  • осмысление ценностного содержания понятий «успех» и «образование», «учение»

  • формирование позитивной личностной позиции учащихся по отношению к категории успеха

  • размышление учащихся о проектировании собственных успехов и достижений

  • создание ситуации успеха для всех обучающихся

Оборудование: листы А-4 с напечатанными на них персоналиями и датами, которые прикрепляются к доске по мере рассказа,

Фотографии (снимки) персоналий, книг, учебных заведений, о которых идёт речь.

  1. Игра ««За» и «Против»».

ДРазработка классного часа по формированию мотивации к образованию школьниковве команды доказывают противоположные утверждения. Учитель записывает их на доске в две колонки. В заключение они сравниваются, делается вывод.

Учиться необходимо Учиться не обязательно

  1. Вступительное слово учителя.

Издавна люди стремились к знаниям и всегда отмечали образованный человек или нет, насколько широк его кругозор, невежественных людей сравнивали с различными зверями, например, бараном, курицей. Умных же людей сравнивали с лисом или вороном, с совой. Подмеченные факты складывались в пословицы и поговорки. До настоящего времени мы используем многие поговорки или фразеологизмы минувших лет.

Учение играет важную роль в становлении человека. Существует много методов обучения: заочный, стационарный, удаленное образование, образование через Интернет, самообразование. Вот еще один любопытный метод. Учение через обучение - метод учения, разработанный и первый раз испробованный на практике профессором Айхштеттского института. Смысл её является в том, чтобы обучить студентов и школьников учиться и передавать свои познания своим однокашникам. Педагог есть в таком случае лишь руководителем, который направляет работу учеников. Этот метод обучения, при котором ученики сами - с помощью преподавателя - готовят и проводят урок. Это может касаться части занятия или даже целого урока. У некоторых преподавателей ученики проводят все уроки, начиная с самого первого, на протяжении всего года.

  1. Из истории образования в России.

(Учитель обращает внимание учеников на помещённый в классном уголке материал о праздновании Дня знаний в России).

День знаний отмечается 1 сентября как государственный праздник в СССР и Российской Федерации с 1984 года, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.88 № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».

XVII век

С 1621 г. для царя издается первая рукописная газета «Куранты», состоявшая в основном из переводных статей иностранных изданий, которую писали переводчики Посольского приказа. В обиход входит печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Массовыми тиражами издаются пособия по грамматике и арифметике: опубликован в 1634 г. печатный букварь («Азбука») Василия Бурцева, затем несколько раз переиздавался, а при распродаже его в Москве в 1651 г. за один день было продано 2400 экз.; в 1648 г. опубликована «Грамматика» Мелентия Смотрицкого в 1682 г. появилась в продаже таблица умножения - «Считание удобное для купующих или продающих»; в конце XVII века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, а также рукописные руководства по арифметике. выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Насущным становился вопрос организации обучения.

В 1621 г. в Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.) в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки - латинский, немецкий.

Боярин Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике и философии.

В 1680 г. открыта школа при Печатном дворе, где обучалось 232 ученика. Главным предметом был греческий язык.

XVIII век

XVIII век привнес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.

Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в.

Во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.

1782 - 1786 гг. - школьная реформа.

В 1782 г. утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4-мя классами, а в уездных городах - малые народные училища с 2-мя классами. Введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система.

XIX век

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2-х и 4-х -классными народными училищами, находящимися в городах. Общеобразовательные гимназии были в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I (1801 - 1825 гг.)

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:

бессословность учебных заведений,

бесплатность обучения на низших его ступенях,

преемственность учебных программ.

  1. Размышления об «успехе» и «успешности».

Думаю, каждый из вас согласится с тем, что, поздравляя человека с тем или иным событием в его жизни, мы, наряду со счастьем, здоровьем, благополучием, почти всегда пожелаем успеха. А что такое успех, и какого человека можно считать успешным?

Дайте, пожалуйста, определение успеха, как вы понимаете это слово, какой смысл вложен в слово «успех». (Послушать несколько определений учащихся)

В словаре Ожегова дано следующее толкование слова «успех»:

- удача в достижении чего-нибудь;

- общественное признание;

- хорошие результаты в работе, учёбе.

Послушав ваши толкования слова «успех» можно сказать, что многие очень близки к этому определению.

- Кого из людей прошлого и современности вы могли бы назвать успешными и почему?

Психологи исследовали феномен успешности. Протестировав людей различных профессий, национальностей, соц. слоёв психологи пришли к выводу, что успешный человек обязательно обладает тремя качествами:

  • Оптимизм

  • Доверие к людям, умение общаться с людьми

  • Целеустремленность

Я думаю, что каждый человек обладает этими качествами, но в разных мерах.

Образование - это процесс непрерывный. Современная жизнь заставляет нас изменить формулу «образование на всю жизнь», утверждавшую, что полученного образования достаточно для всей жизни на новую формулу «образование через всю жизнь», утверждающую необходимость пожизненного образования. Так подтвердилась народная мудрость: «Век живи, век учись».

  1. Мозговой штурм. Игровое задание «Докажем народную мудрость».

- Какие высказывания, пословицы об образовании и успехе помните вы?

Команды получают набор пословиц об учении и образовании. Необходимо

выбрать одну, о которой хочется рассказать (раскрыть смысл).

  1. Заключение.

Успех - это залог психологического здоровья человека.

Народная мудрость подтверждает необходимость образования. Пословицы и поговорки не придумывали «нарочно», их вызвала сама жизнь. Они метки и точны, потому и живут столетия.

Будьте успешны, смело идите к поставленной цели.

Человек не станет успешным, если он не образован. Только образованный человек способен преодолевать все трудности.

Подкрепить народную мудрость хочу высказываниями людей - учёных, писателей, - которые многого добились в жизни благодаря своей непрестанной тяге к знаниям.

Высказывания философов, учёных, видных деятелей:


Непрестанно учась, к старости я прихожу.

Плутарх

И у врага дозволено учиться.

Овидий

Ученье - свет, а неученье - тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть - хлеб не родится.

Суворов А. В.

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

Олдингтон Р.

За ученого трех неученых дают.

Суворов А. В.

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.

Демокрит

Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.

Демокрит

Образование - лицо разума.

Кей-Кавус



© 2010-2022