Урок памяти Говорят погибшие герои (к 70-летию Победы в ВОв)

Разработка внеклассного мероприятия к 70-летию Победы в ВОв. Урок памяти "Говорят погибшие герои". Воспитывать гражданина-патриота, воспитывать чувство уважения к страницам истории своей страны - важная составляющая воспитательной направленности мероприятия. Урок подготовлен при участии студентов. Запись речевого сопровождения, которое используется в ходе мероприятия, выполнена во внеурочное время и позволила реализовать творческие и технические способности заинтересованных студентов. Сопровож...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Костромской области


ОГБПОУ «Чухломский лесопромышленный техникум имени Ф.В.Чижова Костромской области»













РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ




УРОК ПАМЯТИ

«ГОВОРЯТ ПОГИБШИЕ ГЕРОИ»



Урок памяти Говорят погибшие герои (к 70-летию Победы в ВОв)






ЧУХЛОМА, МАЙ 2015 ГОДА

УРОК ПАМЯТИ

«ГОВОРЯТ ПОГИБШИЕ ГЕРОИ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Цели:

Образовательные:

  • дать познавательный материал о годах ВОВ,

  • раскрыть страницы истории перед молодым поколением,

  • связать материал истории и литературы, показать учащимся незыблемую связь этих явлений.

Развивающие:

  • развивать навыки общения,

  • творческие и технические способности учащихся,

  • навыки выразительного чтения,

  • активность в ходе подготовки и проведения урока

Воспитательные:

  • воспитывать гражданина-патриота,

  • воспитывать чувство уважения к страницам истории своей страны.

  • воспитывать понимание необходимости подобных тем для изучения.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Говорят погибшие герои».

ХОД УРОКА:

Звук - «Десятый наш, десантный батальон»

На 1-ом слайде:

« Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, свету!»

На 2-ом слайде:

Это у Лермонтова и совсем о другом времени и других героях, но как точно и емко!

И с глубоким поклонением и светлой памятью в сердцах мы сегодня можем так сказать о тех, кто воевал за наше счастье, за нашу свободу, о тех, кто прошел дорогами Великой Отечественной войны.

Сегодняшний урок мы решили провести как урок Памяти. Сегодня с нами будут «говорить» погибшие герои. Их голоса вы услышите в их письмах, в их стихах. Они хотят, чтобы их услышали.

На 3-ем слайде:

Эту тему затронул в своем стихотворении Давид Самойлов:

Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом.

Я вспоминаю Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая...

Я сам теперь от них завишу,

Того порою не желая.

Они шумели буйным лесом,

В них были вера и доверье.

А их повыбило железом.

И леса нет - одни деревья.

И вроде день у нас погожий,

И вроде ветер тянет к лету…

Аукаемся мы с Сережей,

Но леса нет, и эха нету.

А я все слышу, слышу, слышу,

Их голоса припоминая.

Я говорю про Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

На 4-ом слайде:

Такою все дышло тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось…

(Степан Щипачев)

На 5-ом слайде:

Видеофрагмент (автоматически)

На 6 слайде:

Диктор Левитан. Сообщение о начале войны (по щелчку)

На 7 слайде:

Видеофрагмент (автоматически)

Важно с девочками простились,

На ходу целовали мать,

Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних…

Все они по своим местам,

Где ни первых нет, ни последних,

Все они опочили там.

(А.Ахматова «Важно с девочками простились»)

Звук - «Синий платочек» (по щелчку)

На слайде 8:

Первые дни войны. Речевое сопровождение. (автоматически)

На слайде 9:

Оборона Брестской крепости - массовый подвиг советских воинов, принявших на себя удары превосходящих сил противника и ценой своей жизни задержавших наступление вероломного врага. Несмотря на внезапность нападения, гитлеровцам не удалось взять крепость штурмом. Командование крепости, учитывая серьезность обстановки, быстро перестроило руководство обороной.

27 июня германские танки ворвались в столицу Белоруссии Минск, 16 июля пал древний город Смоленск, а Брестская крепость стала неприступным бастионом в глубоком тылу фашистских армий и, отрезанная от всего мира (рация вышла из строя в первые дни войны), отбивалась от наседавших врагов гранатами, ружейным и пулеметным огнем. Не было воды, кончались запасы еды, но защитники крепости и не думали сдаваться.

Тяжело больной и до крайности истощенный, командир 44-го стрелкового полка П.М.Гаврилов принял последний бой. Оглушенный и раненный взрывом, он попал в руки к фашистам. Его показывали немецким офицерам как человека необычайной стойкости и воли к победе.

При раскопках в развалинах крепости были найдены останки воинов, знамя, оружие, личные документы. На ее каменных сводах, стенах, лестницах найдено много надписей, сделанных ее героическими защитниками.

Звук (по щелчку)

Щелчок по тексту (речевое сопровождение)

10 слайд:

Брестская крепость. Героизм советских солдат (речевое сопровождение)

Чтец 1(юноша):

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле на поверке

Выкликают не нас.

Нам свои боевые

Не носить ордена,

Вам - все это, живые,

Нам- отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос,-

Вы должны его знать.

(А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом»)

Чтец 2 (юноша):

Я убит подо Ржевом,

Тот еще под Москвой.

Где-то, воины, где вы,

Кто остался живой?

В городах миллионных,

В селах, дома в семье?

В боевых гарнизонах

Не на нашей земле?

Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах и в снегу…

Я вам жить завещаю,-

Что я больше могу?

(А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом»)

11 слайд:

Чтец 3 (юноша):

Нам не дано спокойно сгнить в могиле -

Лежать навытяжку и, приоткрыв гробы, -

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

(Н. Майоров)

Запись фрагмента из поэмы Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» (по шелчку)

На слайде 12:

900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Многие из его защитников и жителей погибли. Но Ленинград выстоял, явив миру невиданные доселе мужество и стойкость советских людей. Одним из рядовых защитников города был Владимир Григорьевич Мантул. Когда началась война, ему было 17 лет, поэтому в армию его не взяли. Он умер от голода 24 января 1942 года. Дневник, в котором он записывал свои мысли, сохранила его мать.

Речевое сопровождение. (Из дневника Владимира Григорьевича Мантула, одного из рядовых защитников Ленинграда)

На слайде 13:

Видеофрагмент (по щелчку)

На слайде 14:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

(Анна Ахматова. «Мужество»)

Запись голоса К.Симонова. «Жди меня». (По щелчку)

Для многих именно это стихотворение известного автора стало заклинанием, своеобразной молитвой.

На слайде 15:

Речевое сопровождение. Строки из письма танкиста Александра Голикова жене. (автоматически)

На слайде 16:

Экипаж танка №736 получил приказ следовать по направлению к городу Ровно. День и ночь вел машину Павел Абрамов, рядом - Александр Голиков. Весь день носился советский танк по городу, наводя панику на гитлеровцев.

Когда от вражеской пули погиб один из танкистов, другой продолжал неравный бой. Когда вышли патроны и снаряды, оставшийся в живых поджёг танк и тоже погиб.

Их похоронили местные жители.

На могиле отметили просто: «Два танкиста».

На слайде 17:

Гитлеровское нашествие не сломило дух народа. На оккупированных территориях началось партизанское движение. Комсомолка Вера Поршнева одной из первых вступила в Молодотудский партизанский отряд Калининградской области. Она участвовала в диверсионной работе. При выполнении ответственного задания в тылу врага, Вера оказалась в руках фашистских карателей. Двенадцать дней ее истязали, а потом пошли на хитрость - освободили. Вера решила уйти в отряд, скрыться, но за ней следили. Через 2 дня она снова была схвачена. Начались нечеловеческие пытки. Перед расстрелом на груди девушки раскаленным железом гитлеровцы выжгли пятиконечную звезду. Вера погибла 21 декабря 1941 года. Под подкладкой ее пальто была обнаружена записка:

Речевое сопровождение (по шелчку)

На слайде 18:

Ялта…Замечательный солнечный город… И вдруг появились враги. Ялтинские комсомольцы создали подпольную организацию. Поклялась мстить врагу и ученица 10 класса комсомолка Надя Лисанова. Она расклеивала листовки, поддерживала связь подпольщиков с партизанами. В феврале 1942 года она была арестована. Пытки не заставили Надю выдать своих товарищей. Незадолго перед казнью во время последнего свидания Наде удалось передать сестре стихотворение. За семьей Нади было установлено наблюдение, поэтому сестра выучила стихотворение наизусть, а потом воспроизвела по памяти.

Мне вспомнилась школа родная,

Мне вспомнился русский народ,

Прибрежная Ялта родная

И огненный солнца восход.

Умру я свободно и честно

И голову тихо склоню,

И русскую землю родную

Я светлой слезой оболью.

Тогда надо мной защебечут

Родные мои соловьи,

И кудри мои разовьются,

Но плечи не дрогнут мои.

Я сильно любила Отчизну,

И век я была ей верна….

На слайде 19:

250 дней длилась героическая оборона Севастополя. Сковав большое число немецко-румынских войск, защитники города нарушили планы фашистского командования. Они шли на верную смерть ради спасения черноморской твердыни.

Речевое сопровождение ( по щелчку)

Песня В.Высоцкого «А сыновья уходят в бой» (по щелчку)

В одном из стендов Центрального музея Советской Армии бережно хранятся комсомольский билет Василия Азарова и его клятва перед боем. Однажды у этого стенда пожилой мужчина рассматривал пробитый пулями комсомольский билет. Вглядевшись в фотографию, он вдруг изменился в лице, побледнел и вскрикнул: «Вася!». Его спросили, что с ним. «Это, - показал он на фотографию,- мой сын».

На 20 слайде:

Летом 1942 года гитлеровцы вошли в Краснодон. В сентябре была создана комсомольская организация «Молодая гвардия». Подпольщики знакомили жителей города событиями на фронте и в советском тылу, выпускали листовки, организовали побег нескольких десятков военнопленных; спалив немецкую биржу труда, спасли тысячи людей от угона на каторгу в Германию. Провал наступил неожиданно. Предатель написал донос, сообщив имена известных ему молодогвардейцев. Начались аресты, потом ужасные пытки. На стенах камер юные герои оставили надписи.

Речевое сопровождение (по щелчку)

В ночь с 15 на 16 января 1943 года у штуфа шахты №5 были казнены первые молодогвардейцы. Затем еще несколько дней фашисты возили на расстрел группы подпольщиков и тела их сбрасывали в 80-метровый ствол шахты №5. После освобождения Краснодона из шахты были извлечены более 70 изуродованных до неузнаваемости трупов. Несколько молодогвардейцев были расстреляны в городе Ровеньки.

21 слайд:

Видеофрагмент. Ужасы войны (по щелчку)

22 слайд:

Речевое сопровождение. Письмо Кати Сусаниной (автоматически)

Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году, при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем - письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство к гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить с собой. Письмо было адресовано отцу. На конверте стоял адрес: «Действующая армия, полевая почта №…, Сусанину Петру».

23 слайд:

В начале 1944 года Советская армия на всех фронтах гнала фашистов на запад. Во время одного из боев командование батальона 1-го Белорусского фронта потеряло связь с ротой, действовавшей в направлении главного удара. Создалось опасное положение. Не-обходимо было срочно восстановить прерванную связь. Выполнить это опасное задание вызвался комсомолец-связист Олег Нечитовский. Он сознавал, что идет на верную гибель, так как участок, где был поврежден кабель, противник обстреливал.

Раненый, истекая кровью, Олег не прекращал работ по восстановлению линии, пока не убедился, что связь налажена. Чувствуя, что доползти до своих под обстрелом он не сможет, написал последние письма матери и своей девушке.

«Прощай, дорогая мамочка! Это мое предсмертное письмо, и если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб как твой сын и как сын Родины… Плакать не нужно! Гордись и помни меня… Твердо верю, что то, что не успел сделать я, кончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия. …»

«Прощай, дорогая Лидушка! Знай, что я отдал жизнь дорого, честно, на поле боя, и белорусская земля приняла меня, украинца, как сына. Плакать не думай, лучше почаще вспоминай, гордись, что тот, которого ты любила, с которым хотела строить жизнь, погиб честно за Родину, за счастье людей….»

Звук - «Он не вернулся из боя» В.Высоцкий (по щелчку)

24 слайд:

Известный татарский поэт Мусса Джалиль (1906-1944), в самом начале ВОв вступил в Красную Армию. Летом 1942 года был ранен, оказался в окружении, был взят в плен и отправлен в лагерь для военнопленных в Польшу. Затем переведен в лагерь для военнопленных на территории Германии. Здесь вел подпольную работу среди пленных татар, башкир, которых немцы стремились привлечь на свою сторону. В одном из лагерей готовилось восстание. По доносу провокатора среди его организаторов арестован и Мусса Джалиль. В берлинской тюрьме Моабит он продолжает бороться и писать стихи.

Знаю, в песне твоей, джигит,

Пламя и любовь к своей стране.

Но боец не песней знаменит:

Что, скажи, ты сделал на войне?

Встал ли ты за Родину свою

В час, когда пылал великий бой?

Смелых узнают всегда в бою,

В горе проверяется герой.

Бой отваги требует, джигит,

В бой с надеждою идет, кто храбр.

С мужеством свобода - что гранит,

Кто не знает мужества - тот раб.

Не спастись мольбою, если враг

Нас возьмет в железный плен оков.

Но не быть оковам на руках,

Саблей поражающих врагов.

Если жизнь проходит без следа.

В радости, в неволе, что за честь?

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за Родину лилась,

Ты в народе не умрёшь, джигит,

Кровь предателя струится в грязь,

Кровь отважного в сердцах горит.

Умирая, не умрёт герой -

Мужество останется в веках.

Имя прославляй своё борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах!

Стихи были записаны в тетрадях, сшитых из разной бумаги, подобранной в лагерях и тюрьмах или нарезанной из газетных полей. Тетради настолько малы, что умещаются на ладони. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

25 слайд:

1945 - Победный год

Речевое сопровождение (автоматически).

26 слайд:

Утром 30 апреля 1945 года развернулись ожесточенные бои за овладение центром Берлина. Днем того же дня был взят рейхстаг, над ним было поднято Знамя Победы. Берлинский гарнизон сложил оружие и сдался в плен. Берлин пал.

27 слайд:

Видеофрагмент. (автоматически)

28 слайд:

Водружение флага над Рейхстагом.

29 слайд:

Берлин пал. А танковая рота Александра Долгова двинулась дальше, на город Бранденбург.

Письмо Александра Долгова матери из Бранденбурга:

«Мама! Ты, наверное, совсем устала. Сколько тебе выпало дел, дорогая! Как ты там справляешься со всей оравой - трудно представить. Мамочка, прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов. Когда окончится война, и мы соберемся все вместе, я расскажу тебе о себе много-много, как я здесь жил, как мы воевали. Ты всё пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мама, но это невозможно. Я командир. А с кого же будут брать пример солдаты, если их командир в бою начнёт думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру».

НО командиру Александру Долгову не довелось дожить до полной победы: фашистский Фауст-патрон взорвал его танк в последнем бою.

30 слайд:

Подписание акта о капитуляции. Видеофрагмент (автоматически)

Диктор Левитан. Сообщение о капитуляции (по щелчку)

Слайды 31-34:

Видеофрагменты. Победный май.

Слайд 35-37:

На фоне фотографий сегодняшних дней.

У каждого из нас -

Своя война.

И память воскрешает

То, что близко,

В той памяти,

Естественно, она

Прописана

По собственным пропискам.

Тот городок

И этот городок,

Деревня та,

Село иль просто хата…

Мы, в самом деле,

Тысячи дорог

Прошли, чтоб оказаться

В сорок пятом…

И остаются

Памяти верны

Окопы, села,

Города и страны…

И люди, не пришедшие с войны,

И те, кто перевязывает раны.

Слайд 38:

Роберт Рождественский - один из многих, кто писал о войне. Предназначение поэта - доносить до сердец читателей то, о чем молчать нельзя.

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

Это надо - живым.

Вспомним гордо и прямо

Погибших в борьбе…

Слайд 39:

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?..

Чем им обязан - знаю я.

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

(Степан Щипачев. «Павшим»)

Слова погибших героев звучат с такой силой, что их не пересилит никакая другая сила. Они протянулись из прошлого в будущее. Этим голосам никогда не умолкнуть, как бы далеко не отодвинулось время. Говорят: «Время лечит». Согласятся ли с этим солдаты той великой войны? Не хватит жизни, чтобы излечить те глубокие раны, которые нанесла война за четыре страшных года. Предсмертные послания тех, кто погиб в годы войны - великое свидетельство разумности жизни и борьбы, неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.

Звук - «Ты же выжил, солдат» в исполнении Ю. Началовой

© 2010-2022