- Преподавателю
- Классному руководителю
- Из опыта создания краеведческого музея
Из опыта создания краеведческого музея
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Казакова Н.Н. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие познавательной деятельности школьника через образовательные программы, программы школьного музея.
Cоздание школьного краеведческого музея в МБОУ Шараповской СОШ
учитель начальных классов Казакова Наталья Николаевна.
(слайд 1) Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг - успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам» то позже их изучение потребует много сил и времени.
(слайд 2) Этапы деятельности
Обсуждение плана создания музея на педсовете.
Организация поисковых групп в классах
Активный сбор и накопление материала учащимися для будущих экспозиций
Оформление выставочной экспозиции
Презентация музея
Открытие музея.
Мы начали с того, что посетили, старожил села, которые что - то могли нам рассказать о прошлом. К сожалению, таких людей осталось очень мало. В архиве Никольской администрации сохранились данные послевоенного времени.
(слайд 3) Так мы узнали - Школа в селе Шарапово существует с 1878 года. До открытия школы, построенной на средства крестьян и находившейся под ведомством губернского земства, Шараповские дети обучались у дьячка села Иванино. До 1913 года в школе учились дети шести окрестных деревень, и в ней было 62 учащихся в возрасте от 8 - 11 лет. В своём развитии школа прошла несколько этапов: от начальной до средней Во время Великой Отечественной войны в помещении школы размещался военный госпиталь. После войны все здания стали принадлежать школе.
(слайд 4) В 1974 году было построено новое здание школы на центральной усадьбе совхоза им. 22 съезда КПСС на 600 человек, которое и сейчас ежегодно встречает учеников. Этот богатый материал требовал анализа, систематизации, осмысления, обобщения и демонстрации. Но многие страницы малой родины - с. Шарапово, оставались еще неизученными в силу определенных трудностей.
(слайд 5) Организация поисковой деятельности учащихся школы помогла восстановить по крупицам страницы истории родного поселения, развить интерес к истории малой родины, а сохранить эту информацию и донести до широкого круга общественности поможет организация школьного краеведческого музея.
(слайд 6) Тематическая структура экспозиции «История поселения»
№ п/п пп
Наименование разделов, тем и подтем
Краткое содержание тем и подтем
Основные экс- позиционные материалы
1
От истоков
История основания поселения, его становление
Фотографии старинных зданий
2
От первого Совета до Администарции поселения
3
О чем рассказывает реликвия
Подлинные документы
Военный билет участника Великой Отечественной войны, фронтовые фотографии, письма
фото
4
Навечно в памяти
Документы, фото ветеранов
5
Подвиг воинский и трудовой
славы
Люди войны: военные и тыловики
6
Дорогами войны
Наши земляки - участники Великой Отечественной войны
7
Народные умельцы
Творчество местных жителей
фотографии
8
Наше производство
Краткая история предприятий села
Фотографии, продукция Документы, письма
(слайд 7) К 60-тилетию Великой Победы в школе был открыт музей боевой и трудовой славы, краеведческий музей часов, которые производились часовщиками села Шарапово.
(слайд 8) На базе музея проходят уроки мужества, занятия по истории.
(слайд 9,10,11,12)
Деятельность музея рассчитана на всех учащихся школы с 1-го по 11-ые классы. Она способствует воспитанию и обучению учащихся через систему дополнительного образования и самообразования.
Результаты: Успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов.
Внутренний результат увидеть сложнее, он выражается в личностных положительных изменениях участников, в их духовном росте.
Участие учащихся повысило интерес к истории собственных семей, взаимопонимание между членами семей разных поколений, укрепило взаимоотношения и взаимодействие школы с семьями учащихся, а также с жителями села. А функционирование музея позволило не только повысить качество и уровень учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении, досуга детей, но и статус самой школы в целом в социуме. Возможно, созданный музей станет предметом гордости для села Шарапово.