В помощь классному руководителю Родительское собрание - один из методов работы с родителями

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В помощь классному руководителю Родительское собрание - один из методов работы с родителями

Илийский район

средняя школа №11












Составила и провела:

Шумская Е.В.

учитель высшей категории






Классный руководитель в школе - это основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника, помогает родителям в решении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды.

Однако нельзя забывать о том, что семейное воспитание - дело личное, интимно-семейное. Поэтому, в работе с родителями необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

Согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

  • корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

  • взаимодействие школы и семьи

Методы работы с родителями :

Посещение семьи

Переписка с родителями

Родительское собрание

Формы организации занятий:

Лекция

Конференция.

Практикум.

Открытые уроки

Педагогическая дискуссия (диспуты)

Ролевые игры

Индивидуальные тематические консультации.

Сегодня мы остановимся на одном из методов работы с родителями - родительские собрания.

Любое родительское собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

1. Анализ учебных достижений учащихся

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе

3. Психолого-педагогическое просвещение

4. Обсуждение организационных вопросов

5. Личные беседы с родителями

Почему мы сегодняшней встрече дали такое необычное название? Во-первых мы хотим поделиться опытом с вами, уважаемые коллеги, а во вторых для родителей это информация к размышлению «Знаете ли вы…?»

Остановимся более подробно на нескольких этапах.

1 этап - Анализ учебных достижений учащихся

В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. С самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат в ходе персональной встречи.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент родительского собрания:

«Итоги первой четверти.

Выявление причин плохой успеваемости и создание условий для их устранения»

Задачи:

Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении.

Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.

Эпиграфом нашего сегодняшнего собрания будут слова Василия Александровича Сухомлинского:

«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание - лень»

Обратите внимание на мониторинг качества знаний. Если на конец первого класса мы имели качество знаний 72 %, а на конец второго класса 61, 2 %, то на первую четверть этого учебного года мы имеем 56, 6 %. Результаты не утешительны.


Для того, чтобы выяснить причины снижения качества знаний, решила первым делом выяснить уровень школьной мотивации.

Провела анкетирование среди учеников. Вопросы были следующими: нравится ли тебе в школе?, Срадостью ли ты идёшь в школу?, Хочешь ли ты, чтобы у тебя был другой учитель?, Много ли друзей в твоём классе?, Хотелось бы тебе, чтобы в школе остались одни перемены?

Анализ анкетирования показал:


44% учащихся набрали 25-30 баллов - Эти ребята имеют высокий уровень школьной мотивации. Эти дети успешно выполняют требования, указания учителя, добросовестны, ответственны, переживют за плохие отметки и стараются их исправить.

26% учащихся набрали от 20 до 24 баллов - Эти ребята имеют хороший уровень школьной мотивации. Дети успешно справляются с учебной деятельностью.

30 % учеников набрали 11-19 баллов - Они имеют положительное отношение к школе. Этим детям интересно общаться со одноклассниками, с педагогом.

В итоге получается, что при высокой мотивации на обучение дети имеют низкие результаты.

Было проведено анкетирование среди родителей. В нём приняло участие 22 родителя.

Один из вопросов звучал так: «Назовите причины снижения успеваемости» Ответы были разные, объединив их в общее значение можно увидеть, что:

Не желают читать - ответили 10 % родителей

Невнимательность при выполнении заданий - дали ответ 25 % родителей

Не посещение занятия - считают 15 % родителей

Не соблюдение режима дня - дали ответ 25 % родителей

Недостаточное внимание к своему ребёнку - указывают 10 % родителей

Напряжённая обстановка в семье - предположили 10 % родителей


Мои предположения подтвердились:

1) неправильно организованный режим дня; (уроки делают поздно вечером)

2) недостаточный контроль со стороны родителей

3) не умение терпеливо оказывать помощь ребёнку

повлияли на успеваемость.

Примите к сведению следующие рекомендации:


  1. Рационально вместе с ребёнком спланируйте режим дня;

  2. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

  3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний.

  4. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической.

Уважаемые родители предлагаю вашему вниманию выполнить следующее упражнение: «Телеграмма»

Перед вами лежат бланки Телеграмм. Отправьте Телеграмму своему ребёнку, отразив свои впечатления, выводы от сегодняшнего разговора.

(Родители выполняют работу под музыкальное сопровождение «Мама»)

Затем родители встают в круг и по очереди зачитывают свои телеграммы.

2 этап - Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.

Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой и др. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся. Но не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников». Предлагаем вашему вниманию следующий фрагмент родительского собрания, который наглядно покажет как жожет это сделать классный руководитель:

Внимание! Внимание!

Сегодня мы проведём викторину «Знаете ли вы…?» Имеется две команды: Родители и Ученики.

Сейчас участники команды Родители поприветствуют друг друга:

Пожмите друг другу руки те родители, кто...

  • любит долго спать;

  • любит сладкое;

  • владеет музыкальными инструментами;

  • занимается рукоделием

  • все те, кто родился осенью;

  • у кого есть сын;

  • у кого больше 2-х детей;

  • кто имеет водительские права

Предлагаем Вам ответить на вопросы. Каждая команда будет получать 1 балл за правильный ответ.

Вопросы для детей:

  • Сколько в классе мальчиков?

  • Кто из ребят самый высокий?

  • Сколько тетрадей в день проверяет Елена Валерьевна? (памятка по ведению тетрадей и дневников)

  • Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?

  • Кто самый главный в школе? Назовите помощников директора?

  • Какой урок самый важный и необходимый?

  • Какие записи в дневнике чаще всего делает учитель? (показ фотографий внешнего вида учащихся)

Вопросы для родителей:

  • Сколько в классе девочек?

  • Посещает ли ваш ребёнок библиотеку? (игра «Правила поведения в библиотеке»)

  • Что должен делать ученик на перемене?

  • Какие правила должен соблюдать ученик на уроке?

  • Можно ли по дневнику определить характер ученика? (показать сценку учеников «Кто кого обидел первый?»)

  • Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?

Дети инсценируют стихотворение.

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил…

- И я дружил…

- Что же вы не поделили?

- Я забыл!

- И я забыл!

Правила работы с книгой:

Я буду читать правила. Если утверждение верное - надо хлопнуть в ладоши. Если утверждение неверное топните ногой.


  • Книги возвращаются в библиотеку точно в срок.

  • Книги не обязательно возвращать.

  • В книге надо загибать уголки, пачкать страницы, рисовать

  • Если страница плохо держится - вырви её.

  • Взятую книгу читать не надо. Подержи её дома и отнеси.

  • Обязательно сделай закладку и пришей к корешку учебника

  • Не обворачивай учебник, итак сойдёт

  • Листай и шурши страницами громко! и делай из них веер.

  • Бей книгой по голове друга

  • Если порвалась страничка, подклей её

Таким образом, мы высветили некоторые недочёты в поведении ребят. Я думаю, из сегодняшнего разговора они сделают некоторые выводы.

3 этап - Это психолого-педагогическое просвещение.

На этом этапе вы можете подчеркнуть значение трудового воспитания, физического воспитания, дисциплины, нравственного воспитания, здоровья ребёнка, можно предложить показать сценку:

Сценки исполняют родители со своими детьми.

Сценка "ВСЁ В ПОРЯДКЕ"

- Мама приходит с работы,
Мама снимает боты
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом
- Был на квартиру налёт?
-Нет.
- К нам заходил бегемот?
-Нет.
- Может быть, дом не наш?
-Наш.
Может не наш этаж?
-Наш. Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась.

Сценка "ПОМОЩНИК"

- Миша, сбегай к тёте Оле,
попроси немного соли.
- Соли?
- Соли.
- Я сейчас!
- Ох, и долог Мишин час!
Ну, явился, наконец!
Где ты бродишь, сорванец?
- Встретил Сашку и Сережку…
- Что ж потом?
- Искали кошку.
- А потом?
- Потом - нашли.
- А потом?
- На пруд пошли.
- А потом?
- Поймали щуку.
Еле вытащили злюку!
- Щуку?
- Щуку.
- Но, позволь, а где же соль?
- Какая соль?!!

Предлагаем вашему вниманию следующий фрагмент родительского собрания, цель которого - нравственное и духовное воспитание.

(Звучат фанфары, и на сцену выходит фея в нарядном платье. Она подходит к дереву жизни и внимательно его рассматривает. В это время на сцену выбегают мальчик и девочка, взявшись за руки. Они подбегают к дереву, рассматривают его и видят фею).

Мальчик и девочка: Ой, здравствуйте!

Фея: Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на такой важный праздник?

Мальчик и девочка: А о каком празднике вы говорите, уважаемая фея?

Фея: О празднике семьи.

Мальчик и девочка: Семья? А что это такое? Мы живём на Голубой Планете и такое слово слышим впервые.

Фея: Мне вас жаль, дети Голубой Планеты. Вы не знаете, что означает семья. Может, вам помогут ребята планеты Земля?

Фея: Садитесь, пожалуйста, и внимательно слушайте!

(сценка)

Ученик 1.

Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный и в жизни и в судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

Ученик 2.

Когда родилась наша дружная семья,

Рядом с мамой и папой не было меня.

Часто я смотрю на фото их красивое,

И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: "Где я, был тогда?"

Отвечает папа: "Не было тебя!"

Как же может быть такое, чтобы без меня

Родилась такая дружная счастливая семья?

Ученик 3.

Я так люблю, когда луна глядит в окошко,

И сказки тихо бродят по углам.

А рядом мама держит за ладошку

И гладит мои волосы слегка.

Ученик 4.

Сегодня в доме выходной,

Сегодня- воскресенье.

Мы с папой на кухне колдуем вдвоём,

Для мамы готовим печенье.

Мы стол накрываем и ставим цветы,

Печенье кладём на блюдо.

Мы маме подарим любовь и букет,

А мама… помоет посуду.

Ученик 5.

Мой папа любит в дневнике

Красиво расписаться,

А с двойками, что ставят мне,

Он разрешает маме разбираться.

Ученик 6.

Сегодня праздник у меня,

Сегодня день рождения!

Придёт поздравить вся семья, -

Готовим угощенье!

Две бабушки мои придут

И два солидных деда,

Рассказы слушать их люблю

Про светлый день Победы!

Придёт любимая сестра

С племянницей-малышкой.

И с важным видом буду ей

Показывать я книжки.

Сегодня очень счастлив я!

Я жду тебя, моя семья!

Учитель: посмотрите видеоролик «Что такое семья?»

Задания: изобразите как….

Мама спешит на работу.

Папа моет посуду.

Дедушка читает газету.

Сестра собирается на встречу с друзьями.

Бабушка печёт пироги.

Папа требует дневник.

Все вместе:

Всем нам счастья, мира и добра!

Пусть радость царит в наших семьях всегда!


Решение собрания.

  • Рекомендовать папам проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.

  • Стараться строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

  • Как можно чаще советуйтесь друг с другом по проблемам воспитания ребёнка.

  • Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Глубоко был прав А.С.Макаренко «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми…как вы радуетесь, печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами. Как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка большое значение… А если вы дома грубы, хвастливы или пьянствуете, если оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже плохо воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут»

Помните, что основное в воспитании культуры поведения - личный пример самих родителей

4 этап родительского собрания - обсуждение организационных вопросов

5 этап - личные беседы с родителями. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

Спасибо за внимание! Музыкальный подарок.

Гладкова Наталья Евгеньевна исполнит музыкальное произведение













Памятка для классного руководителя

Методы работы с родителями:

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные). Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Формы организации занятий:

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.

Индивидуальные тематические консультации.

Внимание!

Не стоит:

  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов

  • Давать негативную оценку классу

  • Избирать для общения назидательный тон

  • Будьте предельно корректны и тактичны

Помните!

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

  • Сколько в классе мальчиков?


  • Кто из ребят самый высокий?

  • Сколько тетрадей в день проверяет Елена Валерьевна?

  • Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?

  • Кто самый главный в школе? Назовите помощников директора?

  • Какой урок самый важный и необходимый?

  • Какие записи в дневнике чаще всего делает учитель?

Вопросы для родителей:

  • Сколько в классе девочек?

  • Посещает ли ваш ребёнок библиотеку?

  • Что должен делать ученик на перемене?

  • Какие правила должен соблюдать ученик на уроке?

  • Можно ли по дневнику определить характер ученика?

  • Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?

12


© 2010-2022