- Преподавателю
- Классному руководителю
- В помощь классному руководителю Родительское собрание - один из методов работы с родителями
В помощь классному руководителю Родительское собрание - один из методов работы с родителями
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шумская Е.В. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Илийский район
средняя школа №11
Составила и провела:
Шумская Е.В.
учитель высшей категории
Классный руководитель в школе - это основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника, помогает родителям в решении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды.
Однако нельзя забывать о том, что семейное воспитание - дело личное, интимно-семейное. Поэтому, в работе с родителями необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:
-
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
-
психолого-педагогическое просвещение родителей;
-
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
-
корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
-
взаимодействие школы и семьи
Методы работы с родителями :
Посещение семьи
Переписка с родителями
Родительское собрание
Формы организации занятий:
Лекция
Конференция.
Практикум.
Открытые уроки
Педагогическая дискуссия (диспуты)
Ролевые игры
Индивидуальные тематические консультации.
Сегодня мы остановимся на одном из методов работы с родителями - родительские собрания.
Любое родительское собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе
3. Психолого-педагогическое просвещение
4. Обсуждение организационных вопросов
5. Личные беседы с родителями
Почему мы сегодняшней встрече дали такое необычное название? Во-первых мы хотим поделиться опытом с вами, уважаемые коллеги, а во вторых для родителей это информация к размышлению «Знаете ли вы…?»
Остановимся более подробно на нескольких этапах.
1 этап - Анализ учебных достижений учащихся
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. С самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат в ходе персональной встречи.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент родительского собрания:
«Итоги первой четверти.
Выявление причин плохой успеваемости и создание условий для их устранения»
Задачи:
Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении.
Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.
Эпиграфом нашего сегодняшнего собрания будут слова Василия Александровича Сухомлинского:
«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание - лень»
Обратите внимание на мониторинг качества знаний. Если на конец первого класса мы имели качество знаний 72 %, а на конец второго класса 61, 2 %, то на первую четверть этого учебного года мы имеем 56, 6 %. Результаты не утешительны.
Для того, чтобы выяснить причины снижения качества знаний, решила первым делом выяснить уровень школьной мотивации.
Провела анкетирование среди учеников. Вопросы были следующими: нравится ли тебе в школе?, Срадостью ли ты идёшь в школу?, Хочешь ли ты, чтобы у тебя был другой учитель?, Много ли друзей в твоём классе?, Хотелось бы тебе, чтобы в школе остались одни перемены?
Анализ анкетирования показал:
44% учащихся набрали 25-30 баллов - Эти ребята имеют высокий уровень школьной мотивации. Эти дети успешно выполняют требования, указания учителя, добросовестны, ответственны, переживют за плохие отметки и стараются их исправить.
26% учащихся набрали от 20 до 24 баллов - Эти ребята имеют хороший уровень школьной мотивации. Дети успешно справляются с учебной деятельностью.
30 % учеников набрали 11-19 баллов - Они имеют положительное отношение к школе. Этим детям интересно общаться со одноклассниками, с педагогом.
В итоге получается, что при высокой мотивации на обучение дети имеют низкие результаты.
Было проведено анкетирование среди родителей. В нём приняло участие 22 родителя.
Один из вопросов звучал так: «Назовите причины снижения успеваемости» Ответы были разные, объединив их в общее значение можно увидеть, что:
Не желают читать - ответили 10 % родителей
Невнимательность при выполнении заданий - дали ответ 25 % родителей
Не посещение занятия - считают 15 % родителей
Не соблюдение режима дня - дали ответ 25 % родителей
Недостаточное внимание к своему ребёнку - указывают 10 % родителей
Напряжённая обстановка в семье - предположили 10 % родителей
Мои предположения подтвердились:
1) неправильно организованный режим дня; (уроки делают поздно вечером)
2) недостаточный контроль со стороны родителей
3) не умение терпеливо оказывать помощь ребёнку
повлияли на успеваемость.
Примите к сведению следующие рекомендации:
-
Рационально вместе с ребёнком спланируйте режим дня;
-
Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
-
Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний.
-
Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической.
Уважаемые родители предлагаю вашему вниманию выполнить следующее упражнение: «Телеграмма»
Перед вами лежат бланки Телеграмм. Отправьте Телеграмму своему ребёнку, отразив свои впечатления, выводы от сегодняшнего разговора.
(Родители выполняют работу под музыкальное сопровождение «Мама»)
Затем родители встают в круг и по очереди зачитывают свои телеграммы.
2 этап - Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой и др. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся. Но не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников». Предлагаем вашему вниманию следующий фрагмент родительского собрания, который наглядно покажет как жожет это сделать классный руководитель:
Внимание! Внимание!
Сегодня мы проведём викторину «Знаете ли вы…?» Имеется две команды: Родители и Ученики.
Сейчас участники команды Родители поприветствуют друг друга:
Пожмите друг другу руки те родители, кто...
-
любит долго спать;
-
любит сладкое;
-
владеет музыкальными инструментами;
-
занимается рукоделием
-
все те, кто родился осенью;
-
у кого есть сын;
-
у кого больше 2-х детей;
-
кто имеет водительские права
Предлагаем Вам ответить на вопросы. Каждая команда будет получать 1 балл за правильный ответ.
Вопросы для детей:
-
Сколько в классе мальчиков?
-
Кто из ребят самый высокий?
-
Сколько тетрадей в день проверяет Елена Валерьевна? (памятка по ведению тетрадей и дневников)
-
Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?
-
Кто самый главный в школе? Назовите помощников директора?
-
Какой урок самый важный и необходимый?
-
Какие записи в дневнике чаще всего делает учитель? (показ фотографий внешнего вида учащихся)
Вопросы для родителей:
-
Сколько в классе девочек?
-
Посещает ли ваш ребёнок библиотеку? (игра «Правила поведения в библиотеке»)
-
Что должен делать ученик на перемене?
-
Какие правила должен соблюдать ученик на уроке?
-
Можно ли по дневнику определить характер ученика? (показать сценку учеников «Кто кого обидел первый?»)
-
Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?
Дети инсценируют стихотворение.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил…
- И я дружил…
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
Правила работы с книгой:
Я буду читать правила. Если утверждение верное - надо хлопнуть в ладоши. Если утверждение неверное топните ногой.
-
Книги возвращаются в библиотеку точно в срок.
-
Книги не обязательно возвращать.
-
В книге надо загибать уголки, пачкать страницы, рисовать
-
Если страница плохо держится - вырви её.
-
Взятую книгу читать не надо. Подержи её дома и отнеси.
-
Обязательно сделай закладку и пришей к корешку учебника
-
Не обворачивай учебник, итак сойдёт
-
Листай и шурши страницами громко! и делай из них веер.
-
Бей книгой по голове друга
-
Если порвалась страничка, подклей её
Таким образом, мы высветили некоторые недочёты в поведении ребят. Я думаю, из сегодняшнего разговора они сделают некоторые выводы.
3 этап - Это психолого-педагогическое просвещение.
На этом этапе вы можете подчеркнуть значение трудового воспитания, физического воспитания, дисциплины, нравственного воспитания, здоровья ребёнка, можно предложить показать сценку:
Сценки исполняют родители со своими детьми.
Сценка "ВСЁ В ПОРЯДКЕ"
- Мама приходит с работы,
Мама снимает боты
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом
- Был на квартиру налёт?
-Нет.
- К нам заходил бегемот?
-Нет.
- Может быть, дом не наш?
-Наш.
Может не наш этаж?
-Наш. Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась.
Сценка "ПОМОЩНИК"
- Миша, сбегай к тёте Оле,
попроси немного соли.
- Соли?
- Соли.
- Я сейчас!
- Ох, и долог Мишин час!
Ну, явился, наконец!
Где ты бродишь, сорванец?
- Встретил Сашку и Сережку…
- Что ж потом?
- Искали кошку.
- А потом?
- Потом - нашли.
- А потом?
- На пруд пошли.
- А потом?
- Поймали щуку.
Еле вытащили злюку!
- Щуку?
- Щуку.
- Но, позволь, а где же соль?
- Какая соль?!!
Предлагаем вашему вниманию следующий фрагмент родительского собрания, цель которого - нравственное и духовное воспитание.
(Звучат фанфары, и на сцену выходит фея в нарядном платье. Она подходит к дереву жизни и внимательно его рассматривает. В это время на сцену выбегают мальчик и девочка, взявшись за руки. Они подбегают к дереву, рассматривают его и видят фею).
Мальчик и девочка: Ой, здравствуйте!
Фея: Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на такой важный праздник?
Мальчик и девочка: А о каком празднике вы говорите, уважаемая фея?
Фея: О празднике семьи.
Мальчик и девочка: Семья? А что это такое? Мы живём на Голубой Планете и такое слово слышим впервые.
Фея: Мне вас жаль, дети Голубой Планеты. Вы не знаете, что означает семья. Может, вам помогут ребята планеты Земля?
Фея: Садитесь, пожалуйста, и внимательно слушайте!
(сценка)
Ученик 1.
Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный и в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Ученик 2.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с мамой и папой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: "Где я, был тогда?"
Отвечает папа: "Не было тебя!"
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?
Ученик 3.
Я так люблю, когда луна глядит в окошко,
И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку
И гладит мои волосы слегка.
Ученик 4.
Сегодня в доме выходной,
Сегодня- воскресенье.
Мы с папой на кухне колдуем вдвоём,
Для мамы готовим печенье.
Мы стол накрываем и ставим цветы,
Печенье кладём на блюдо.
Мы маме подарим любовь и букет,
А мама… помоет посуду.
Ученик 5.
Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,
А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.
Ученик 6.
Сегодня праздник у меня,
Сегодня день рождения!
Придёт поздравить вся семья, -
Готовим угощенье!
Две бабушки мои придут
И два солидных деда,
Рассказы слушать их люблю
Про светлый день Победы!
Придёт любимая сестра
С племянницей-малышкой.
И с важным видом буду ей
Показывать я книжки.
Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья!
Учитель: посмотрите видеоролик «Что такое семья?»
Задания: изобразите как….
Мама спешит на работу.
Папа моет посуду.
Дедушка читает газету.
Сестра собирается на встречу с друзьями.
Бабушка печёт пироги.
Папа требует дневник.
Все вместе:
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
Решение собрания.
-
Рекомендовать папам проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.
-
Стараться строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
-
Как можно чаще советуйтесь друг с другом по проблемам воспитания ребёнка.
-
Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Глубоко был прав А.С.Макаренко «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми…как вы радуетесь, печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами. Как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка большое значение… А если вы дома грубы, хвастливы или пьянствуете, если оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже плохо воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут»
Помните, что основное в воспитании культуры поведения - личный пример самих родителей
4 этап родительского собрания - обсуждение организационных вопросов
5 этап - личные беседы с родителями. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.
Спасибо за внимание! Музыкальный подарок.
Гладкова Наталья Евгеньевна исполнит музыкальное произведение
Памятка для классного руководителя
Методы работы с родителями:
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные). Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Формы организации занятий:
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры.
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
Индивидуальные тематические консультации.
Внимание!
Не стоит:
-
Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов
-
Давать негативную оценку классу
-
Избирать для общения назидательный тон
-
Будьте предельно корректны и тактичны
Помните!
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.
-
Сколько в классе мальчиков?
-
Кто из ребят самый высокий?
-
Сколько тетрадей в день проверяет Елена Валерьевна?
-
Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?
-
Кто самый главный в школе? Назовите помощников директора?
-
Какой урок самый важный и необходимый?
-
Какие записи в дневнике чаще всего делает учитель?
Вопросы для родителей:
-
Сколько в классе девочек?
-
Посещает ли ваш ребёнок библиотеку?
-
Что должен делать ученик на перемене?
-
Какие правила должен соблюдать ученик на уроке?
-
Можно ли по дневнику определить характер ученика?
-
Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?
12