Доклад ПАНОРАМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе почти каждого педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни педагогические работники считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в техникуме является группа. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между студент...
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КАЛИНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ, СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ»









ДОКЛАД

«ПАНОРАМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»






Подготовила

педагог-психолог

Рудюк Ольга Алексеевна









с.Калиновка

«___»___________2015г

В работе почти каждого педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни педагогические работники считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в техникуме является группа. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между студентами. В группах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в групповом коллективе, интересно и с пользой организовать жизнь в техникуме. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в группе и наставником студентов, организует и воспитывает студенческий коллектив, объединяет воспитательные усилия педагогических работников, родителей и общественности.

Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания студента. И поэтому её рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выверить традиции техникума организации воспитания студентов, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей.
Рассматривая подробнейшим образом все стороны деятельности и личности классного руководителя, попытаемся вникнуть и осознать не только всю сложность должности классного руководителя, но и конечно её необходимость.


Деятельность классного руководителя

Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни студентов, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в группе. Как воспитатель студентов, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в группе, воспитательной работы в порученной ему группе.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом студентов, с педагогическими работниками своей группы, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни группы. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на студенческий коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с группой и отдельными студентами. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности студентов, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в группе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.

Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.

Во-первых, изучение студентов. Классное руководство обычно начинается с изучения группы и отдельно каждого студентов. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение студентов продолжается на продолжении всего срока их обучения.
Организация и воспитание классного студенческого коллектива - это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя студентов в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина - важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний студентов, стремится предупредить отставание отдельных студентов в своей группе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы - ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В техникуме сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления - идейно-воспитательная работа и организация практических дел студентов.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности педагогических работников. Задача классного руководителя - обеспечить тесное сотрудничество с педагогическими работниками своей группы, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с педагогическими работниками своей группы, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение педагогических работников и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в группе.

Следующий раздел деятельности классного руководителя - работа с родителями студентов. Каждый педагог поддерживает контакт с родителями студентов. Более тесная связь техникума с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.
Классный руководитель по сравнению с другими педагогическими работниками выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию студентов. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.
Рассмотрим некоторые из них.

1. Высокий моральный авторитет.

2. Педагогическое мастерство

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от его мастерства. Оно не приходит само собой, а является результатом упорной и повседневной работы по повышению педагогической квалификации, по расширению политического и культурного кругозора.
Педагогическое мастерство предполагает основательное знание своего предмета, понимание закономерностей воспитания и обучения. Даже А.С. Макаренко говорил: «Ребят увлекает в воспитателе уверенное и чёткое знание, умение, золотые руки, немногословие, постоянная готовность к работе».

Важный показатель педагогического мастерства - это наличие умений и навыков проведения воспитательной работы. От каждого педагога требуется умение организовать группу, сплотить её в дружный коллектив, обеспечить контроль за поведением студентов и помочь формированию у них нравственных черт личности. А.С.Макаренко считал, что «умение воспитывать - это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем». Важный показатель педагогического мастерства - это поиск новых путей подходов к детям, умение воздействовать на них. Эффективность воспитательного воздействия на студентов во многом зависит от установления правильного контакта с группой. Дело это нелёгкое. Сразу найти общий язык и контакт с группой трудно. К тому же для этого необходимо длительное время. В процессе работы неизбежны конфликтные ситуации. Мастерство классного руководителя состоит в том, чтобы вовремя подсказать студентам правильную линию поведения, убедить их, разбудить их мысль, поддержать и поверить в их силы и возможности.

3. Широкий культурный кругозор

4. Педагогический такт

Это показатель внешней и внутренней педагогической культуры классного руководителя. Педагогический такт предполагает, прежде всего, уважение к личности воспитанника, чуткое и внимательное отношение к нему, доверие и вместе с тем ненавязчивый контроль за его поведением, не допускающий чрезмерной опеки и администрирования. При наличии педагогического такта легче найти правильную линию поведения и применить наиболее рациональные меры педагогического воздействия. Опытные классные руководители обычно не злоупотребляют упрёками и нотациями. Они терпеливо выясняют причины недостатков в учении и поведении студента и дают разумные советы, направленные на их устранение. Незнание причин обычно приводит к торопливым необдуманным оценкам и решениям. Особенно не стоит принимать решения под действием первого впечатления или в минуту раздражения. Раздражение не редко приводит к ухудшению взаимоотношений со студентами, к потере авторитета. Тактичный классный руководитель всё взвешивает и действует с большой осторожностью и деликатностью. Он стремится понять, уяснить внутренние мотивы поступков и действий учеников и лишь после этого принимает те или иные меры педагогического воздействия. Отношение классного руководителя к студенту должно быть основано на глубоком уважении и доверии к его личности. Обычно конфликты у педагогов с детьми возникают там, где нет доверия и уважения к воспитанникам, где нарушается педагогический такт.

5. Любовь и уважение к детям

Разумная любовь и уважение к детям - непременное условие повышения эффективности воспитательной работы. Кто не любит детей, тот не может стать их настоящим классным руководителем, наставником. Лаской и любовью, уважением можно вызвать у детей хорошее чувство, воспитать нужные качества, приучить к труду и порядку, к послушанию и уважению старших. Любовь и уважение к студентам не исключают, а обязательно предполагают высокую требовательность к ним. Нельзя оставлять без внимания проступки студентов, нарушение ими дисциплины и порядка.

6. Наличие организаторских способностей

Воспитание детей - это прежде всего организация их жизнедеятельности. Классный руководитель, обладающий организаторскими способностями, обычно не берётся за все дела сам. Он умело привлекает актив и всех остальных студентов, помощников из числа педагогических работников, родителей, членов коллектива. В результате он успевает при меньшей затрате сил сделать гораздо больше тех классных руководителей, которые за всё берутся сами и часто не доводят дело до конца.

7. Творческий подход к воспитательной работе

К организации воспитательной работы следует подходить творчески. Надо постоянно думать, проявлять инициативу и умело решать педагогические проблемы. Когда классный руководитель работает без огонька, его деятельность становится скучной, однообразной. Если же он проявляет инициативу и не допускает шаблонов в своей работе, тогда он добивается серьёзных успехов в воспитании.

8. Повышение квалификации классного руководителя

Сложная и многосторонняя воспитательная деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Не только молодые, начинающие классные руководители, но и опытные, проработавшие в техникуме много лет, нуждаются в повышении квалификации. Нельзя добиться серьёзных успехов в воспитании детей, если классный руководитель будет надеяться только на ранее заученные педагогические правила и методические приёмы.

Это основные требования, которые должен знать и выполнять любой классный руководитель.

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы со студентами. Прежде всего они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Можно различать формы по видам деятельности - учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные.

По времени проведения формы можно разделить на:
- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов)

- продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель)

- традиционные (регулярно повторяющиеся)

По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых со студентами без включения их в предварительную работу, подготовку студентов.

По субъекту организации классификация форм может быть следующей:
- организаторами студентов выступают педагоги, родители и другие взрослые;
- деятельность организуется на основе сотрудничества;

- инициатива и её реализация принадлежит студентам.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:
- результат - информационный обмен;

- результат - выработка общего решения (мнения);

- результат - общественно значимый продукт.

По числу участников формы могут быть:

- индивидуальные (классный руководитель - студент);

- групповые (классный руководитель - группа студентов);

- массовые (классный руководитель - несколько групп, курсов).

Индивидуальные формы пронизывают всю неурочную деятельность, общение педагогов и студентов. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счёте определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, консультация, обмен мнениями, задачи и т. д. перед педагогами в этих формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать студента, открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его характеру. С каждым необходимо взаимодействовать по- разному, для каждого нужен конкретный стиль взаимоотношений.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача - с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для вех членов коллектива, других людей.
В коллективных формах работы педагогов со студентами относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, турслёты, спортивные соревнования и т.д. В зависимости от возраста студентов и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на студентов личным примером; участника новичка, воздействующего на студентов личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника студентов в организации деятельности.

В воспитательной работе классного руководителя следует выделить три главных направления.

Первое связано с непосредственным воздействием на студента:

- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
- программирование воспитательных воздействий;

- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;

- анализ эффективности воспитательных воздействий.

Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:

- сплочение коллектива;

- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

- включение студентов в разнообразные виды социальной деятельности;

- развитие студенческого самоуправления.

Третье направление предполагает коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений студента:

- соц. помощь семье;

- взаимодействие с педагогическим коллективом;

- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

- нейтрализация негативных воздействий социума;

- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

Главным инструментом решения воспитательных задач являются методы и приёмы воспитания.

Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и студентов, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Основная задача классного руководителя - помочь ребёнку в его развитии, и педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер. Совокупное воздействие на них оказывают методы воспитания.
В целях воздействия на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, установок, используются методы убеждения, предполагающие разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.

Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, основанный на том, что дети осознанно, самостоятельно, в поисках решения той или иной социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных логических выводов.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого - формирование у студентов осознанных побуждений жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты этого метода, как поощрение и наказание.

Методы стимулирования помогают формировать умение правильно оценивать своё поведение, что способствует осознанию собственных потребностей - пониманию смысла жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение самоуправлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, порождающих их. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. «Внушать - воздействовать на чувства, а через них - на ум и волю человека».
Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения: студент пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения.

Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у студентов инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у студентов навыков психической и физической саморегуляции, развития навыков анализа жизненных ситуаций, осознание своего поведения и состояния окружающих людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у студентов качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение студентов в систему новых для них отношений. В условиях техникума полезно рассматривать упражнения по формированию у студентов способностей к суждениям на основе принципа справедливости, а ещё лучше - решать так называемые дилеммы. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении студентами разнообразных моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение, по каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».

Соответствующим методу дилемм является метод самовоспитания - рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации или в определённый период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям студентов, индивидуальному педагогическому стилю классного руководителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.
Приёмы воспитания - это педагогически оформленные действия, посредствам которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом.

В педагогической теории и практики имеется некоторая классификация приёмов воспитания.

Прежде всего выделяются коммуникативные приёмы, т.е. приёмы общения классного руководителя и студентов. Сюда относятся такие приёмы, как «ролевая маска», «непрерывная эстафета мнений», «самостимулирование», «импровизация на свободную тему», «импровизация на заданную тему».

Вторая группа приёмов связана с организаторской деятельностью классного руководителя, направленной на существование ситуации вокруг студента. К этой группе можно отнести приём «инструктирования», «распределение ролей», «коррекция позиций», «самоотстранение педагога», «обмен ролями», «мизансцена».

Среди множества педагогических приёмов большое место занимают юмор, личный пример классного руководителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и др.

Педагогических приёмов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые, каждый классный руководитель из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, подходящий к одному ученику, может быть неприемлем для другого.
Воспитательная работа классного руководителя многогранна, а выбор способов решения воспитательных задач зависит от множества факторов, в том числе и от индивидуального стиля педагогической деятельности.

Взаимодействие классного руководителя и семьи студента.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и техникума никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в техникум и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы техникума по обучению студентов во многом зависит от того, насколько он взаимодействует с семьёй.
Ведущая роль в организации сотрудничества техникума и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые техникумом по отношению к обучению студентов, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач классного руководителя - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и студентов.

Дети, родители, педагогические работники - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сотрудничество классных руководителей, студентов, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Перечислим несколько форм совместной деятельности студентов, родителей и классных руководителей, используемые в практике.

Классное собрание:

Это разговор равноправных заинтересованных людей. Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни группы. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.

Формы познавательной деятельности:

Общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь студентов, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности:

Оформление кабинета, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни студентов и родителей и др.

Формы досуга:

Совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Таким образом, организуя совместную деятельность родителей и детей, классный руководитель обеспечивает формирование доброжелательных и взаимозаинтересованных отношений в семье, привлекает родителей к решению проблем детей и всего классного коллектива.
Родители, классный руководитель - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные совместные цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Классный руководитель формирует мотивацию к учению каждого отдельного студента, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе группового самоуправления.

Его работа также направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте группы в коллективе техникума, способствуя межвозрастному общению.

Классный руководитель организует и направляет воспитательный процесс, он непосредственный воспитатель и наставник объединяет воспитательные усилия родителей и общества. Он заботится о всестороннем развитии студентов, о трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в группе.

Основное в деятельности классного руководителя - воспитание студентов и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.

Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса. Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего техникума, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом техникума. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу со студентами всей группы. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного студента, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе самоуправления.

К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей студентов, забота об охране здоровья.

Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим студентам. Классный руководитель - член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работы он проводит не в одиночку, а под руководством директора техникума, его заместителей, в тесном контакте с другими преподавателями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого студента.

Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает студентов и личными примерами, и своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, требовательность к себе и своим студентам.

В работе классного руководителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель - ключевая фигура в воспитательной деятельности техникума, он является организатором воспитательного процесса. Все мы знаем, что воспитание детей - это, наверное, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, и к этому стоило бы относиться, как к самой важной из всех профессий.

На каких же принципах должно строиться сотрудничество классного руководителя и студентов, как сделать так, чтобы спустя годы студентам хотелось открыть дверь в свой кабинет и шагнуть в юность?

Правила успеха классного руководителя.

1.Будь честным и искренним.

2.Будь терпимым, принимай каждого студента, его сильные и слабые стороны.

3.Оценивай не личность, а поступок.

4.Не будь равнодушным.

5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.

6.Будь здоровым.

7.Если не прав, умей признать свои ошибки.

8.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.

9.Умей управлять своим настроением.

10.Открытость классного руководителя.

11.Способность признать собственные промахи.

12.Способность понять и поддержать студента.

13.Отсутствие категоричности в суждениях.

Принцип первый - безусловное принятие каждого студента, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков студентов.

Принцип третий - терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении со студентами.

Принцип пятый - отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе со студентами.

Принцип седьмой - умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого мнения.

Принцип восьмой - умение признавать ошибки. Очень здорово, если классный руководитель, начиная работать с коллективом группы, может рассказать ребятам о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших студентах, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в группе.

Начиная работать с классным коллективом необходимо задать студентам следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в группе систему традиций и ценностей.

  1. Каким, по твоему мнению, должна быть дружная группа?

  2. Как сделать так, чтобы группа стала дружной?

  3. Какие традиции уже есть в вашей группе?

  4. Назови свои «можно» и «нельзя» в группе.

  5. Какие мероприятия в группе, по твоему мнению, должны стать традиционными.

И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.


© 2010-2022