- Преподавателю
- Классному руководителю
- Фестиваль народов России Мозаика культур
Фестиваль народов России Мозаика культур
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Головина М.Г. |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
На фестивале были представлены народы:
Русские
Татары
Адыгейцы
Греки
Дагестанцы
Кабардинцы, балкарцы
Осетинцы
Армяне
Азербайджанцы
Цыгане
Белорусы
Украинцы
Марийцы
Донские казаки
Здесь представлены несколько сценариев выступлений.
1 Ведущий: Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев
Для англичан;
Для итальянских детей и для русских,
Шведских,
Турецких,
Немецких,
Французских,
Негров, чья родина -
Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк;
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать;
2 Ведущий: Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег;
Для детворы из тропических стран,
Где на деревьях не счесть обезьян;
Для детишек одетых и голых -
Тех, кто живут в городах или в сёлах…
3 ведущий: Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберётся в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад - с Востоком,
А дети - друг с другом!
Русские
-
Выход.
-1-
Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
-2-
Россия начинается с пристрастья к труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте!
-3-
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней - Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя!
-
Песня «Россия».
-
1) Очарование Россией начинается в детстве, когда зашумит «у лукоморья дуб зелёный», когда впервые трогают сердце напевные и простые строки Никитина «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью».
2) Статистика.
По размерам территории наша страна самая большая в мире. Чтобы пролететь над Россией с Востока на Запад и попасть с берегов тихого океана к берегам Балтийского моря, самолёту потребуется не менее 11 часов.
Россия - многонациональная страна. Издавна её населяли разные народы, и в настоящее время на её территории проживает более 100 народов.
Столица России - Москва. Это один из крупнейших городов мира с населением более 9 млн. человек. В Москве проживают представители 123 национальностей.
По переписи населения в 1992 голу - население России составляет 145 млн. человек, из которых русских - 115 889 000 человек
-
Русская народная песня «Виноград».
-
Стих «Россия». А. Прокофьев.
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую
Она всегда с подружками
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
VI. Танец « Барыня».
VII. Хоровод «Во поле берёза стояла».
VIII. Игра «Горелки». Перед игрой стихи:
На зелёной на лужайке
Заиграла балалайка.
Заиграла дудочка,
Дудочка - погудочка!
Звени дуда:
Сюда! Сюда!
Эй, дружки мои, подружки
Приходите на игрушки:
Есть горелки,
Есть лапта,
Здесь весёлая игра!
Игра
Водящего - кто будет гореть, ставят впереди на два шага, играющие - становятся в пары и, держась за руки, поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле:
Ходят грачи,
Да едят калачи,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После этих слов водящий смотрит на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один - слева, другой - справа. Когда они поравняются с водящим, все кричат ему: « Раз, два - не воронь, береги, как огонь!». Дальше дети стараются увернуться от ведущего. Если они взялись за руки, то он не страшен, они становятся впереди, и водящий снова «горит» (2 - 3 раза).
Если «горелка» поймал кого-то, он встаёт с ними впереди, а горит тот, кто без пары.
XI. Каравай.
На Руси издавна гостей встречали хлебом - солью. Мы чтим традиции предков. В зал выносится каравай и поётся песня:
Пой, пой, подпевай! Несут каравай!
Пой, пой, подпевай! Несут каравай!
Как пекли его, пекли - даже слюнки потекли!
До того хороший вышел, лучше булок, лучше пышек!
Лучше всякого - всего! Всяк отведает его!
Лучше всякого - всего! Всяк отведает его!
Марий - Эл
1 Ведущий: Марийский край или республика Марий - Эл раскинулась в междуречье Ветлуги и Вятки, по левому берегу Волги. В давних летописях марийцы извстны, как "черемисы" с VI века.
2 Ведущий: Сами себя марийцы называют «мари (й)», что в переводе с турецкого означает «человек».
В XVI - XVII веках марийцы расселились на территориях Прикамья и Приуралья.
1 Ведущий: Большинство марийцев - православные христиане, но с любовью и уважением хранят обычаи и традиции своих предков. Поэтому многие марийские праздники имеют языческие корни. Отсюда - поклонение природе, олицетворение леса, воды с живыми существами.
2 Ведущий: До сих пор в марийской деревне живёт правило: около колодца или родника нельзя ругаться или громко разговаривать, иначе богиня - мать воды обидеться и навсегда уйдёт в другое место.
3 Ведущий: А если марийцу нужно срубить дерево, то он обращается к духу этого дерева, объясняя, зачем он это делает, и просит простить этот грех.
4 Ведущий: Берёза - не только любимое, но и священное дерево марийцев. К ней обращаются с самыми важными просьбами. Чтобы просьба исполнилась, оставляют у берёзы пищу - хлеб, блины, кусочек масла.
Сценка: Плакат с нарисованной берёзой. К ней с иконой в руках подходят в паре молодые люди, проговаривая стихи:
1 куплет: Берёзка, берёзка,
Завивайся, кудрявая,
К тебе люди пришли
Пироги принесли
Со яичницею. (Кланяются берёзе в пояс, на рушнике - пирог и крашеные яйца. Пара отходит).
2 куплет: (В руках у девушек пёстрые ленты).
На поляне, на лугу
Гнулася берёзонька.
Завивали девушки,
Лентой украшали. (Прикрепляют пёстрые ленты к ветвям берёзы и отходят).
3 куплет: Завивайся, ты, берёзонька,
Завивайся, ты, кудрявая.
Мы к тебе пришли
По краю земли
Со яичками, со куличками
И печёными птичками.
Яички то - красные,
Кулички - прекрасные,
Пряники то - сдобные
Для еды - удобные.
В центр выходит девушка в марийском народном костюме, в руках у неё берёзовые ветки. Девушки в венках из одуванчиков и цветов водят вокруг неё хоровод, приговаривая:
1 куплет: Берёза моя, берёзонька!
Берёза моя, белая,
Берёза моя, кудрявая!
Стоишь, ты, берёзонька
Посреди долинушки.
2 куплет: На небе, берёзонька,
Солнце ясное,
На земле, берёзонька,
Трава шёлковая.
Близ тебя, берёзонька,
Красны девицы
Красны девицы песни поют.
3 куплет: Перед тобой, берёзонька,
Красны девушки,
Красны девушки
Венок плетут.
(Хоровод, песня: «Во поле берёзка стояла»)
3 Ведущий: Сохраняют марийцы благоговейное отношение к птицам. Птицы, по их поверьям, души умерших предков, могут защитить семью от бед, зла и несчастий. Когда жених и невеста скрепляют свой союз семейными узами, им желают: «Живите в согласии и любви, как белые лебеди!»
4 Ведущий: А птахой, которая «замыкала зиму», выпускала Весну - красну, считается жаворонок. Выпекается особое печенье «Жаворонки». (На подносе девушки выносят фигурное печенье в виде фигурок птиц, солнца, цветов).
4 Ведущий: Юноши поднимались на высокие горки, подбрасывали фигурки жаворонков и произносили заклинание (выходят 3 юноши с печеньем в виде птичек. Произносят слова):
1 юноша: Уж ты, пташечка,
Ты залётная,
Ты слетай
На сине море.
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
2 юноша: Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите к нам
Лето тёплое.
Унесите от нас зиму холодную.
3 юноша: Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье!
1 Ведущий: Много у марийцев интересных и сказочных праздников, где переплелись воедино «преданья старины глубокой» и традиции и обряды многих, многих народов, проживающих бок о бок с марийцами.
2 Ведущий: Главное - это то, что марийцы чтут не только свои, но уважают традиции других народов. Ведь не случайно, мариец - это человек. А человек человеку не просто сосед, а товарищ, соплеменник и брат.
Татары
На обширной территории от Тамбова до Омска и от Перьми до Астрахани небольшими группами проживают татары. Это второй по численности и самый крупный из тюркских народов Российской Федерации. Татарский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционная религия татар - ислам, за исключением небольшой группы татар, которые были обращены в православие в 16 - 18 веках. Среди татарских праздников есть как религиозные, так и светские.
Обратите внимание на национальный татарский костюм.
Мужчины носили длинную цветную рубашку навыпуск, камзол без рукавов или жилетку, яркий кушак, тёмные брюки, а в старину - шаровары, на голову надевали тюбетейку.
Женский костюм состоит из длинного цветного платья, более тёмной безрукавки и тюбетейки. В косы вплетались яркие ленты.
Песня. Ахмед Ерикеев.
Мать подарила мне с песней улыбку,
Бабушка с песней баюкала зыбку.
С песней родился я, с песней я рос,
Песню сквозь бури и грозы пронёс.
Шёл я в ночи, спотыкаясь о камни,
Песня горящей свечою была мне.
Не испугал меня горький удел,
В песню, как в панцирь, я горе одел.
Песня со мною в атаку ходила,
Песня к победе меня приводила.
С песней родился я, с песней умру я, -
Песня останется, силу даруя.
«Волна Днепра». Гали Худзеев.
Прощаясь с нами до весны,
Нам птицы пели свой привет,
И с прибережной крутизны
Мы долго им глядели вслед.
Темней и ниже свод небес,
В садах пустынно и голо,
И беспокойно ропщет лес,
Что лето красное прошло.
Распахнутые облака
Проходят от горы к горе.
Сердито в берег бьёт река,
И волны пенятся в Днепре.
К моим друзьям, к родным местам
Устремлены мои мечты.
Мой волжский край, мой Татарстан,-
Со мною не разлучен ты.
У татар, как и у любого народа, есть свои пословицы. Некоторые из них созвучны русским народным пословицам.
Мы хотим представить некоторые из них.
Алмаз останется алмазом, даже если бросить его в грязь.
Без пчелиных укусов мёда не бывает.
Без труда и зайца не поймаешь.
Даже если шутишь, говори обдуманно.
Из рук Батыра сыплется золото.
Каков пастух, такого и стадо.
Было бы зерно, а пашня найдётся.
Герой рождается в битве
Татары в основной массе были сельскими жителями занимались земледелием. Поэтому и народные праздники в основном связаны с этим. Особо ожидаемой была весна. «Весенний день год кормит» - говорят в народе. Весну встречали праздником, который называли «Сабантуй». Это значит - «свадьба плуга».
Женщины готовили к празднику подарки. Самым щедрым подарком считалось богато расшитое полотенце.
Мужчины устраивали состязания. Проводили борьбу на кушаках, скачки, бег, прыжки в длину и высоту, перетягивали канат, устраивали бои мешками. Победителю обязательно вручался приз. После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней начинали сеять яровые культуры.
Мы споём вам песню, посвящённую этому празднику.
Песня «Сабантуй».
Юноши и девушки состязались не только в песни, но и в танцах. Посмотрите татарский национальный танец с платком.
А у детей свои игры, свои забавы.
Вот татарская народная игра «Тимербай».
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились,
Друг на друга посмотрели,
Сделали вот так!
(Ведущий показывает движение, а остальные должны повторить.)
А в заключении позвольте угостить вас национальным блюдом, которые любят и взрослые, и дети, «Чак-чак».
Кабардино-балкарская республика
1 Ведущий: Она была образована в январе 1991 года. Кабардинцев в Р. Ф. - 519 тыс. человек. Балкарцев - 108 тыс. человек.
2 Ведущий: Издревне два народа живут вместе, прославляя свою республику, уважая свои обычаи.
Кабардинцы: Мы пили воду из Чегема,
Ты наверху, а я внизу.
И нам с тобой дарило небо
Одну зарю, одну грозу.
Балкарцы: Мы оба вспоены Чегемом,
И отчеканенный в веках,
Как боевой клинок в чехле, нам
Подарен месяц в облаках.
Кабардинцы: И не двулики, а двуглавы,
И постоянны, как Эльбрус,
Мы для Кавказа ищем славы,
Неся годов сердечный груз.
Балкарцы: И как назначено судьбою,
Мы - горской песне два крыла,
И одного ружья с тобою
Два неразлучные ствола.
(Берутся за руки и поднимают их вверх).
1 Ведущий: Более 400 лет назад кабардинский народ присягнул на верность русскому царю. С тех пор русские и кабардинцы - одна семья. Клятва верности И. Грозному принесена в Грановитой палате Кремля.
Ученик: Здесь клятву кабардинский дал народ
С Великой Русью в дружбе жить навеки.
Промчались годы, гулкие как реки,
И постарели с той поры
Те драгоценные дары,
Что привезли послы царю державы,
И дане блеск погас посуды золотой.
Но сделалось от времени сильнее
И крепче всех кольчуг и всех клинков острее
То слово верности святой,
Которым предки поклялись когда-то,
Оно для нас поныне свято.
2 ведущий: Кабардинцы и балкарцы издавна славятся своим гостеприимством. Оно распространяется на всякого путника, ищущего ночлега и приюта.
Ученик: Если ты устал, шагая,
Среди тропок и проталин,
В дом любой стучись и смело
Заходи, как в отчий дом.
Будешь гостем ты желанным,
Угостит тебя хозяин
Тёплым хлебом, сыром белым,
И беседой перед сном.
Нет для края моего
Выше дружбы ничего!
1 Ведущий: Но непримиримы эти народы со своими врагами, умея также мстить, как и любить. Поэтому долго у них сохранялся обычай кровной мести. Легенда эта жизнью рождена в далёкие седые времена…
Автор: Сказала мать:
Мать: Разграбил недруг дом,
И в очаге ни искорки огня.
Пусть месть сведёт
Тебя, мой сын, с врагом,
Иди, садись на белого коня.
Автор: И молвил сын, склонившись до земли:
Сын: Мать, жди известий и не знай тревоги.
Автор: В края чужие сына повели
Крутые пропылённые дороги.
Туман не раз вершины застилал,
И золотился лес порой осенний.
С чужбины сын однажды весть прислал:
Сын: «Враг безоружен, брошен на колени».
Автор: И пишет сыну мать издалека:
Мать: «Быть может, враг твой был неосторожен,
И крепко спал?
А спящего врага
Ребёнок даже разоружить сможет».
Автор: А сын в ответ:
Сын: Гнездо врага я жгу, -
Нас озаряет огненная кара.
Скажи, сполна ль я отомстил врагу,
В его глазах увидев свет пожара?
Мать: Чтоб жечь дома, отвага не нужна.
И женщина сумеет сделать это.
Автор: Так написала мать,
И ждёт она, не зная сна,
Сыновьего ответа.
Покинул сын чужие берега,
Свой кровный долг исполнил вдалеке он,
И срубленную голову врага
Привёз с собою в чёрном башлыке он.
Зарыла череп у порога мать
И молвила:
Мать: Тот, кто захочет меч на нас поднять,
Тому здесь места хватит у порога.
2 Ведущий: В годы Великой Отечественной войны многие кабардинцы и балкарцы ушли на борьбу с врагом.
Погибли -
Звание Героя Советского Союза получили.
1 Ученик: Пуля кабардинца подкосила,
И упал солдат на чёрный снег.
Ночь пришла, и вьюга схоронила
Нашего товарища навек.
2 Ученик: А весной зазеленели травы,
Полетели гуси на восток.
И пробился из-под каски ржавой
С лепестками алыми цветок.
1 Ученик: Возле каски рожь заколосилась,
Облака под каскою плывут.
И цветок, что из-под каски вырос,
В жизни все бессмертником зовут.
2 Ученик: То печаль балкарок, кабардинок,
Матерей… О, кто бы написал
Горскую задумчивость тропинок
На вершинах и в теснинах скал.
1 Ведущий: Три символа есть у горцев, которые воспевают поэты.
Кинжал. Ты выкованный мастерами,
Добру служил и злу служил,
За что в аулах матерями,
Благословен и проклят был.
Сражал врага земли родимой,
Но и героя наповал,
Рукой злодейской или ревнивой
Ты, выхваченный, убивал.
Башмет: В нём горец и пахал и сеял,
Шёл на врага, плясал и пел,
И вот башмет висит в музее,
И пот на нём окаменел.
Я вижу старые следы,
Давным-давно пролитой крови,
И запах первой борозды.
Шаль, что носили матери в горах
Святыней ты была для нас в веках.
Как матери святое молоко,
Вознесена ты нами высоко.
Хранила честь земли родимой, шаль,
Была, как жизнь, непобедимой, шаль,
Героев павших покрывала, шаль,
Тепло поэтам ты давала, шаль.
Ученик: Родной язык! Ты светлая струя,
Моей гортанной речи кабардинской,
Ты - песня колыбельная моя,
Ты - Незабвенный голос материнский.
Ученик: Песни горцев, подобно пословицам - кратки!
Почему?
Потому что, трудясь день-деньской,
Наши матери ставили около грядки
Люльки спящих детей.
От работы сохой лица горцев ещё были в капельках пота -
Покидать приходилось поля и бахчи, чтобы ринуться в бой…
Бой - такая работа,
Где на солнце горят не слова, а мечи.
(Песня Кабардинская застольная)
Ученик: Танец гор хмельной и сладкий,
Как в какой далёкий год,
Выдумал тебя не падкий
На веселье мой народ!
Пол гудит в просторной сакле,
Стук подошв, свирели звон, -
Всё мелькает, словно сабли,
Вырванные из ножен.
1 Ведущий: Кабардино-балкарская земля славится своими талантами. Самыми известными поэтами являются Койсын Кулиев - балкарец, Алим Кешоков - кабардинец. Внимание! К вам обращается Алим Кешоков.
-
Что составляет наше достоянье?
-
Прекрасный мир, в котором мы живём!
-
Что нам приносит большее страданье?
-
Всё тот же мир, в котором мы живём!
-
Что может даровать нам утешенье?
-
Работа наша, больше ничего!
-
Что на земле достойно уваженья?
-
Достойны мастера и мастерство!
-
На свете горе большее какое?
-
Без родины остаться, без друзей!
-
Какое счастье самое большое?
-
Жить на земле, не расставаясь с ней!
-
Живи, живи земля!
-
Живите небеса! Живите все!
-
Весна!
-
Трава!
-
Зерно!
-
Вода!
-
Свобода!
-
Радость!
-
Жизнь!
-
Хвала вам всем!
-
Хвала!
Донские казаки
-
Четыре века назад обширные просторы Придонья являлись почти безлюдной степью, далёкой окраиной России, на огромной территории которой были редко разбросаны казачьи городки.
-
Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. Главной и основной обязанностью казака была защита своего отечества, символами которого являлась Православная церковь, русский государь и «батюшка Тихий Дон».
-
«…Ой ты батюшка наш, славный Тихий Дон!
Ты кормилец наш, Дон Иванович,
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая!…»
-
Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством.
-
Одной из обличительных черт казаков была сильно развитая идея личности, её самостоятельности. Воинские понятия верности и чести, гордость своим казачьим званием, дисциплина в быту являлись неотъемлимыми частями самосознания каждого казака.
-
Служба, долгое и частое отсутствие хозяина - главы семьи предопределили важную роль женщины - хозяйки. Когда казаки были на службе или на войне, то нередко все мужские работы приходилось выполнять жене; казачки сами пахали землю, сеяли хлеб, косили траву, ловили рыбу.
-
Казаки - глубоко верующие люди. Православие определяло и освещало весь земной жизненный путь казака, его мировоззрение. Церковь для казаков - самое главное достояние станицы. Строили её обычно всем обществом. Ни одного важного дела казаки не начинали без молитвы усердной.
-
Таинству крещения казаки придавали особое значение, родившихся детей старались как можно быстрее покрестить. Перед тем, как нести ребёнка в церковь, его клали в красный угол и молились: «Определи ему, Господи, талант, счастье, добрый разум, долгие века».
-
Казаки любят носить военную форму. О том, откуда взялись лампасы на брюках, существует предание.
-
В XVI Московский царь за спасение Руси от татарского и нагайского нашествия жаловал казаков хлебом, ружейным припасом и сукном. Сукно было двух цветов: синего - много, а алого - мало. Синее сукно казаки разделили, и его хватило всем, но как делить красное сукно, не знали. Дьяк, доставивший сукно, посоветовал выделить красного сукна на кафтан Атаману. Послушались. Выделили. «Оденьте в красное героев», - посоветовал дьяк. - «У нас все герои! - отвечали казаки. - Иначе не выжить».
Дьяк не стал более советовать. Тогда казаки разделили сукно по совести, т. е. поровну. Каждому досталось по две ладони с четвертью. Разобрали длинные ленты казаки, но совершенно непригодные для пошива какой-либо одежды. «Сгубили сукно» - посетовал дьяк. Казаки ответили, что поделили, мал, честно, по совести, стало быть Бог нашей справедливости не даст уйти в забвение.
-
Не дал. На первых парах, эти ленты пришивались к шароварам произвольно, иногда спереди, иногда асимметрично, но они являлись знаком демократии, круговой справедливости и собственного понимания, что хорошо, а то плохо.
-
Постепенно этим ленты нашли своё место на шароварах вдоль боковых швов и превратились в лампасы. Впоследствии лампасы были узаконены царским правительством, как символ того, что их владелец на платил податей казне.
-
Если одежда - вторая кожа, то шапка, как считали казаки - вторая голова. Фуражка была, есть и будет предметом почитания, поклонения и гордости казака. Вообще шапка, нательный крест и шашка составляли особые символы и поэтому - неприкосновенны.
-
Главное место в убранстве казачьего дома - куреня, после икон, занимало оружие. Уже с раннего детства казачьих детей готовили к военной службе: обучали стрельбе из лука, ружей, рубке саблей, джигитовке на лошади
-
Казаки - отличные всадники и любят коней. Свидетельством этому являются казачьи пословицы:
Казак сам не поест, а коня накормит.
Казаку конь себя дороже.
Без коня казак кругом сирота.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак с пелёнок на лошади.
Конь под нами, а Бог од нами.
Либо в стремя ногой, либо в пень головой.
-
Живые воспоминания о бурной и самобытной истории казачества отразились в своеобразном и многожанровом донском фольклоре. Слагая песни, казаки вкладывали в них душу, любовно ранили и передавали из рода в род. Наверное, поэтому и сейчас, даже в неказацких семьях можно услышать:
ВСЕ ПОЮТ:
I. По Дону гуляет казак молодой.
II. Из-за острова на стрежень, на простор речной волны, (выплывают расписные Стеньки Разина челны) - 2 раза
III.Чёрный ворон, что ж ты вьёшься над моею головой. Ты добычи не дождёшься, чёрный ворон, я не твой.
IV. Любо, братцы, любо, любо, братцы жить, с нашим Атаманом не приходится тужить.
-
Вспомним всех героев Дона
Почесть предкам воздадим
И на их делах достойных
Славу Дона возродим.
-
В революцию Подтёлков
Поддержал большевиков
И земляк наш Кривошлыков
Жизнь отдал за бедняков.
-
Царский трон трясли Булавин, Стенька Разин, Пугачёв.
Наш земляк Семён Буддёный - командарм. Милионы безымянных Дон стране героев дал!