ПРОГРАММА ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОГРАММА ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА , надеемся может помочь  преподавотелям не только коррекционных классов. Сейчас данная программа реализуется в обычных классах. Через систему классных часов решаются задачи духовно-нравственного воспитания, формируется интерес к истории России, традициям и обычаям Родины, уважение к традициям и обычаям других народов.  Данная программа дипломант регионального этапа конкурса "За нра...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фоминская Е.А (МБОУ «Лицей №2», директор)

ШпехтТ.В(МБОУ «Лицей №2», учитель)


ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

Начальная школа - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.

В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В последние годы отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей области более 10 тысяч. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  • недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • низким образовательным статусом семей детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее по тексту ОВЗ), которые зачастую относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.

  • ростом количества детей с ОВЗ .

  • недостаточной методической и практической базы для духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.

При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; использовать материал доступный для восприятия и осознания; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, былины, притчи; они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ различных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

Мы пришли к выводу, что для решения вышестоящей проблемы необходимы

разработка и реализация программы духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ через систему классных часов.

Т.о., предлагаемые нами формы, методики позволят создать в образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.

Ожидаемый результат заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей; успешной социализации и адаптации учащихся в дальнейшей жизни.

Данная система классных часов разработана для младших школьников с ОВЗ. Классные часы проводятся 1 раз в месяц в рамках дополнительного образования.

В приложении к данной программе подборка электронных презентаций, музыкальных фрагментов, сопроводительный текстовый материал для классных часов. Методическое обеспечение программы будет пополняться по мере её реализации в течение 4 лет.

Пояснительная записка.

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Воспитание детей с ОВЗ требует применения особых технологий, методов в работе педагога.

Трудность проблемы духовно - нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) у ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

  1. семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.

Мы ставим перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации в обществе. Мы осуществляем коррекционно-воспитательный образовательный процесс с учетом того, что воспитательная система в коррекционных классах должна оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем включения в воспитательную работу системы классных часов духовно-нравственной направленности.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа духовно-нравственного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Цель программы: создать условия для духовно-нравственного развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей и традиций русского народа .


Задачи

В области формирования личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

- формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;

- развитие самостоятельности в выборе нравственной позиции; способность различать нравственное и безнравственное в литературе, жизненных ситуациях;

- формирование навыков исследовательско-поисковой деятельности, публичных выступлений.

В области формирования социальной культуры:

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;

- формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну ;

- формирование интереса к культурному наследию своего народа; христианским ценностям.

В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

- знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Принципы организации содержания духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ:

- принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

- принцип идентификации (персонификации).

Идентификация- устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы : яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников с ОВЗ.

Система классных часов - это не только цикл уроков, а содержание, связанное с государственными праздничными датами, православным календарём и его праздниками. Все темы мастер- классов, проектов, рисунков, игр-драматизаций, подбор художественных произведений, сказок, былин посвящены целостному духовно-нравственному развитию личности ребёнка с ОВЗ.

Под содержанием программы предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих осмыслению в ходе воспитательного процесса.

Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности: мастер-классы, проектная деятельность, драматизация, тренинговые упражнения социальных навыков, виртуальные экскурсии, выездные экскурсии, встреча с гостями, рисование, изготовление пальчикового театра и т.д.

Средством духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ является введение их в православную культуру и народные традиции через посещение музеев, Епархии, знакомство с храмами Барнаула, историческими зданиями через электронные презентации, встречи с гостями.

Содержание программы:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма:

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России ;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в музеях, храмах, дома, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,
    3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о роли труда, значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке творческих проектов;

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам .

  1. Воспитание православной культуры.

  • знакомство с храмами города Барнаула;

  • знакомство с нравственными правилами жизни через притчи и сказки;

  • обогащение знания о храме и его внутреннем и внешнем устройстве, значении храма в жизни человека;

  • знакомство с православными народными традициями, православным календарём.

Ожидаемые результаты:

результат в данном случае - это принятие учащимися конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий, поступков можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.

Посредством наблюдения за детьми на уроках, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях необходимо отслеживать речь детей, поступки, мотивацию действий и на основании анализ наблюдений сделать вывод том, насколько учителю удалось внести свой вклад в решение задач воспитания - принятия детьми нравственных ценностей.

Совместная деятельность учителя с семьёй.

Необходимо выстраивать с родителями партнёрские отношения - формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса. Учителям , в свою очередь, нужно содействовать родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно привлекать родителей к подготовке и проведению классных часов: сообща с детьми и родителями готовить мероприятия ,осуществлять выездные экскурсии, организовывать пространство класса, публичные выступления детей и родителей, привлекать родителей к поисковой деятельности детей, созданию проектов, изготовлению костюмов и поделок, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников - объяснять им цель и смысл данной системы классных часов на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Осуществление внешних связей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие образовательного учреждения и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

- участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования;

- посещение музеев города Барнаула, Епархии;

- приглашение гостей из центра МЧС, «Клуба писателей»;

- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении.


Тематика классных часов для младших школьников с ОВЗ .

Дата проведения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Тренинг социальных навыков «Все мы разные и что ж?...»

Беседа «Как сохранить дружбу?»

Дискуссия «Добрые дела и плохие поступки»

Беседа «Христианские добродетели: смирение, послушание, милосердие».

Октябрь

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия в музей истории Алтайского края

Выезд в Епархию

Экскурсия в музей времени.

Ноябрь

Добрая сказка

Детские притчи

Философские сказки Н.И. Козлова.

Виртуальная экскурсия «Что такое храм?»

Декабрь

Мастер-класс «Рождественские украшения на ёлку. Ангел.»

Мастер-класс «Рождественские гирлянды»

Матер-класс

«Рождественские кувадки»

Матер-класс «Рождественские подарки»

Январь

Былинные богатыри-защитники России.

Гости из центра МЧС. «Герои рядом»

Театр «Раёк».

Игры-драматизации.

Устный журнал «Мой небесный покровитель». История имени.

Февраль

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

Март

Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь. Гости бабушки, мамы учащихся.

Виртуальная экскурсия «Храмы Барнаула»

Виртуальная экскурсия «Барнаул вчера и сегодня».

Гость Владимир Коржов.

Апрель

22 апреля Международный День Земли. Трудовой дисант. Изготовление агитлистовок.

Май

Защита проекта «Моя семья»

Защита проекта «Чему учит сказка?»

Защита проекта «Погружение в старину. Внутреннее убранство избы. Семейные традиции.

Защита социального проекта «Город для всех».


© 2010-2022