Серия классных часов по теме

У А. С. Пушкина в первой главе романа «Евгений Онегин», задуманного и начатого в 1823 году, можно встретить такие строки: Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, Слава Богу, У нас немудрено блеснуть. Автор употребляет слово «воспитание», которым «немудрено блеснуть». Что же получается, воспитанным человеком легко стать, или, можно то им быть, то не быть; и что же получается, ценности в воспитанных людях нет? Вряд ли человек такого большого полета, как Пушкин, мог это...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Серия классных часов по темеСерия классных часов по темеМысковский городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»



















Ученик воспитанный

Конспекты классных часов для 5 класса







Выполнил: Простомолотова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы











2012



Занятие №1

Тема: «Ученик воспитанный»

(Данный урок начинает цикл классных часов, который состоит из 5 занятий под общим названием «Ученик воспитанный»)

Цели:

Образовательная: формировать знание о понятии «воспитание», «воспитанный человек»

Воспитательная: формировать знания о том, что за каждым поступком лежат убеждения человека; надо обдумывать свои поступки, внимательно следить за поступками окружающих, оценивать их, выстраивать свою поведенческую стратегию.

Развивающая: формировать навык работы с понятием, соотносить поступок с мыслью, учиться читать за поступком мысль.

Ход занятия:

  1. Оргмомент, целевая установка:

Учитель: (лекция)

У А. С. Пушкина в первой главе романа «Евгений Онегин», задуманного и начатого в 1823 году, можно встретить такие строки:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, Слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

Автор употребляет слово «воспитание», которым «немудрено блеснуть». Что же получается, воспитанным человеком легко стать, или,

можно то им быть, то не быть; и что же получается, ценности в воспитанных людях нет? Вряд ли человек такого большого полета, как Пушкин, мог это

утверждать. На все эти непростые вопросы мы с вами попытаемся найти ответы в серии классных часов, которые можно объединить одним названием «Ученик воспитанный».

Сегодня у нас первое занятие, на котором мы будем разбираться с понятием «воспитанный человек».

Работа с понятием:

Слово «воспитанный», если верить толковому словарю С. И. Ожегова, означает «отличающийся воспитанием, умеющий хорошо вести себя» и восходит к слову «воспитать», которой добавляет к этому ещё одну характеристику. Послушайте значение слова «воспитать» из данного словаря.

Заранее подготовленный ученик демонстрирует словарь С. И. Ожегова и читает: «Глагол «воспитать» означает «вырастить, дав образование, обучив правилам поведения в общественной жизни».[1]

-Скажите, на какие ключевые слова из всей словарной статьи необходимо обратить внимание? («образование» и «правила поведения»).

-С какими словами у вас связано слово «образование»? (знания, уроки, оценки, домашнее задание, сообщение и т. д.)

-А «правила поведения»? (здороваться, не опаздывать, извиниться, не перебивать и т. д.)

-Хорошо. Давайте обобщим, что значит «воспитанный человек». (Человек, воспитанный, т. е. имеющий знания, а также владеющий правилами поведения в обществе).

человек воспитанный


На доске:

образованный, имеющий знания

знающий правила поведения в обществе



А сейчас я предлагаю обсудить это понятие на конкретном примере. Давайте посмотрим отрывок из фильма об очень известных нам героях, которые тоже рассуждают об этом же.

  1. Демонстрация кадров из фильма «Золотой ключик»

В отрывке звучат слова:

Мальвина: - Кто вас воспитывал?

Буратино - Когда Папа Карло, когда я сам.

После выяснения этих подробностей она сама берется за это нелегкое дело: преподает русский язык (все заканчивается кляксой), математику (отправляет его в чулан) и т.д.

III. Обсуждение фильмав форме беседы:

- Как вы полагаете, почему результатами обучения и воспитания Буратино не похвастаешься?

- Буратино это не нужно: он считает, что Мальвину саму нужно воспитывать. «У самой голова фарфоровая, а туловище ватой набито…». К тому же Буратино считает, что он достаточно воспитан, чтобы принимать взрослые решения, несмотря на то, что у него грязные руки и кляксы в тетрадях.

-Скажите, что является главным для Буратино?

-Главное, он очень страстно помочь своему Папе Карло.

-Он действительно воспитан и образован?

(Скорее всего, он не образован и не воспитан, т. к. у него мало знаний и нет навыков общения. Поэтому он попадает в такие трудные ситуации и называет их «пр-рик-лючения»).

Учитель: Таким образом, ясно «воспитанным» можно становиться или не становиться. И яркое подтверждение этих слов в сказке А. Толстого «Золотой ключик». Единственное, и самое главное, что помогает нашему герою пройти все неприятности - это добрые намерения, ведь он всем сердцем хочет сделать счастливым своего Папу Карло. Так надо или не надо

становиться «воспитанным», и как нам догадаться, воспитан человек или ещё недостаточно, или не воспитан совсем? Ответы на эти вопросы давайте поищем у писателей - людей внимательных и думающих. Давайте сейчас

Продолжение приложения 1

выразительно прочитаем рассказ Валентины Осеевой «Сыновья».

  1. Работа с художественным текстом:

(Заранее приготовленное выразительное чтение вслух рассказа. Остальные следят - рассказ распечатан на листах).

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

-Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

-А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

-Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

-Что же сказать? - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьем заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

-Ну, что? Каковы наши сыновья?

-А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Обсуждение в форме беседы:

-Скажите, можно ли подобную ситуацию увидеть в вашей жизни?

(подобную - да)

-Как вы считаете, о каком сыне сказал старичок?

(О том, который взял ведра).

-Докажите текстом, что именно этот поступок был нужнее всего.

(Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину).

-А почему мама мальчика не стала о нем ничего рассказывать?

(Скромничала. О необходимом не говорят, это делают, например, когда нужно кушать, обычно, кушают, а не говорят об этом).

-Что можно сказать о мере воспитанности мальчиков?

(Третий мальчик понял, что нужно помочь маме, а первые два даже и не подумали об этом).

-Можно сказать, что первые два мальчика невоспитанны? Выскажите свою точку зрения, обоснуйте её.

(Ответы могут разные: Нет, потому что, когда кому-то трудно, то ему надо помочь. Так как, если тебе будет трудно, то кто-нибудь поможет тебе. Самым близким нужно помогать - так принято, как же иначе?)

-Как вы думаете, после этого случая жизнь первых двух мальчиков может измениться? Кто или что может повлиять?

(Они могут делать, как первый мальчик. Мамы могут объяснить им. Старичок может им объяснить).

Учитель: - Давайте подведем итоги:

Воспитать можно кого-то или что-то. Этим «кто-то» может стать человек или сам воспитатель; «чем-то» - привычка, поступок, которые применяются в общении. Поэтому говорят: «воспитать сына», «воспитать хорошего бойца», «воспитать характер». Воспитывать могут семья, школа, поступок...

Но, к сожалению, мы не всегда понимаем их воспитательного значения и, больше того, сознательно отворачиваемся от получения этого знания.

Учитель: Заканчивая нашу сегодняшнюю беседу, давайте подведем итоги, а поможет нам уже известный нам герой Буратино.

V. Ролевая игра:

Наш приятель, Буратино, в сопровождении Артемона, у которого портфель с книжками и тетрадками, идет в школу, по дороге громко разговаривает по сотовому телефону, ругается с Карабосом-Барабасом. Встретив Вас, останавливается…..

Ваша реакция.

(Проигрывание ситуации)

VI. Рефлексия:

-Как догадаться, воспитан человек или нет? А Буратино?

(по его поступкам)

-Скажите, что значит слово «воспитание»?

(образование и знание правил поведения в обществе).

-Какой поступок считается воспитанным?

(Тот, который направлен на добро).

-Скажите, а нам надо становиться воспитанными? Зачем? Для чего?

(Тогда всем станет легче жить).

-Какой совет мы можем дать Буратино?

-Ну, а теперь наш классный час окончен. Расставаясь, я вас попрошу в следующую неделю следить за своими поступками и справедливо оценивать, т. к. на следующем классном часе вы, если сочтете нужным, расскажите нам о них.

Занятие 2

Тема «Бессловесные знаки»

Цели:

Образовательная: понятии «семиотическая система, формировать знания об укладе жизни дворянина,

Воспитательная: формировать адекватные поведенческие стратегии обучающихся в школе.

Продолжение приложения 1

Развивающая: формировать оценочные установки обучающихся по отношению к себе и окружающим.

Ход занятия:

  1. Оргмомент, целевая установка:

Учитель:

-На прошлом занятии мы с вами начали разговор о человеке воспитанном. Напомните, пожалуйста, кто это такой?

(Человек, делающий добро. Человек, имеющий знания. Человек, знающий правила поведения в обществе).

-Какие поступки из своей жизни вы можете отнести к поступкам воспитанного человека?

-Спасибо. В связи с воспитанием мне бы хотелось прочитать слова Н. В. Гоголя, написанные им в 1847 году в письме к своим младшим сестрам: «…Воспитание производится очень легко, если хоть сколько-нибудь прежде воспитает себя тот, который воспитывает других. Уже достаточно присутствовать только в обществе воспитанных и добропорядочных людей, чтобы от них нечувствительно набраться и себе самому того же».

II. Ролевая игра с дальнейшим обсуждением:

Учитель: Я предлагаю всем сегодня побыть воспитанными и всем вместе пережить несколько часто встречающихся ситуаций. А помогут нам в этом добрые письма, пришедшие от нашего друга Буратино. (3 человека получают письма): Письмо1 Воспитанный ученик опоздал на урок. Как он входит в класс после звонка? Письмо №2 Невоспитанный ученик опоздал на урок. Как он входит в класс после звонка? Письмо №3 Как воспитанный человек прокомментируйте увиденное.

Учитель: Ребята, вы согласны с увиденным и услышанным? Почему?

(Короткое обсуждение).

  1. Работа с понятием:

Лекция: Итак, попав в общество воспитанных и добропорядочных людей, мы и сами можем « нечувствительно набраться и себе того же».

Воспитанного человека сразу видно по походке, манерам, одежде, жестам.

Все эти характеристики входят в понятие «невербальный язык». Простейшим примером невербального общения является система «уличный светофор». Загорелся красный огонек и, и как бы говорит: «Стой, жди!», моргает желтый - «Скоро пойдешь!», зеленый - «В путь!».

Есть у охотников примета - ходить по зарубкам. Увидел свою зарубку - значит на правильном пути, иди в означенном направлении - «Ты на тропе!»

А вот забывчивые люди завязывают на память узелки, ставят на руке крестик. Увидят его после и знают, о чем здесь «сказано». Даже в диалоге

между людьми не все проговаривается, часть информации поступает посредством невербального языка. Вот как про это же сказал поэт:

Бессвязны письмена и речи бесполезны,

Когда весь этот мир принадлежит двоим.

Безмолвный мысли знак, знак чувства бессловесный

Подай глазам моим, а я подам твоим.

«Знак чувства», «знак бессловесный». Бессловесны все эти огоньки, зарубки, огоньки, но за ними кроется смысл. Такие бессловесные знаки составляют науку семиотику, которая изучает системы знаков.

Обсуждение в форме беседы:

- Поделитесь тем, какие бессловесные знаки, может быть, вы делаете друг другу, учитель вам во время урока, дома родители.

(Ребята делятся впечатлениями.)

Лекция учителя в сопровождении слайдов:

Семиотика - наука о знаках и знаковых системах, которые существуют в природе и в человеческом обществе. Знаковые системы

проявляются через поведение животных, а у людей - через обряды, обычаи, искусство. Знаками могут стать слова, вещи, рисунки, жесты и т. д.

Вот, к примеру, меч. Меч - это боевое оружие. Кому-то оно сослужило добрую службу и есть символ мужества и отваги. Именно этот смысл вкладывает каждый, кто видит его. Меч на бедре человека становится принадлежностью смелого, свободного человека. В русском обществе таким человеком был дворянин, который обязан был служить, защищать Родину. За доблестную службу, по приказу ещё Петра I, ему наделялись земли, с которых он и имел в преклонных годах доход. Но в XVIII русский и европейский дворянин не носит меча - на боку его висит шпага (иногда крошечная, почти игрушечная парадная шпага, которая оружием практически не является). В этом случае шпага- символ символа: она означает меч, а меч означает принадлежность к привилегированному сословию. Таким образом, по шпаге, даже игрушечной, мы можем узнать дворянина.

Дворянин обязан соблюдать определенные правила поведения, соблюдать правила чести, носить платье особого покроя. В истории известны даже такие случаи, когда ношение неприличной для дворянина одежды (т. е.

крестьянского платья) или неприличной дворянину бороды делалось предметом тревоги политической полиции и самого императора.

Наука эта была освоена в 20-30-х годах XX века, но своими истоками уходит в 4-5 века. Основы семиотики заложили представители пражской лингвистической школы и копенгагенского лингвистического кружка, русские ученые, принадлежащие «формальной школе» - Ю. Тынянов, В. Шкловский, В. Пропп, М. Бахтин, Ю. Лотман.

Одним из основных законов семиотики является закон противопоставленности, что означает следующее: звуку [б] противопоставлен звук [п]. Именно в этом противопоставлении они и различаются. Или еще: позе «вставать перед приближающимися

собеседником» противостоит поза «остаться в прежнем положении, т. е. сидеть перед приближающимся собеседником». Качества характера «вежливость», «уважение» - в противопоставлении «небрежность», «брезгливость». Эти семиотические знаки известны всем членам общества. Их использование добавляет смысл в происходящее общение. Таким образом, по бессловесным знакам мы можем догадаться, в какой семиотической системе мы находимся и как правильно в ней себя вести.

Обсуждение в форме беседы:

-Подумайте сейчас, пожалуйста, и скажите, какие бессловесные знаки есть в семиотической системе «школа»? По каким знакам мы догадывается, что мы попали именно в эту систему, а не, например, в систему «магазин»?

(В школе есть кабинеты с номерами, в которых - парты, доски, мел, учителя, ученики, уроки, звонки с уроков)

- Как надо вести себя после того, как прозвенел звонок на урок? С урока?

(Звонок в начале урока - необходимо перестать разговаривать, отложить свои прежние дела, вставанием поприветствовать учителя, выполнять предложенное учителем.

Звонок в конце урока - дослушать учителя или доделать до точки, тогда идти отдыхать).

-Почему учителя, даже если это ваша соседка или мама, нужно называть по имени отчеству?

(Так требуют правила этой семиотической системы).

-Вы всегда называете свою учительницу по имени отчеству? Даже если очень на неё разозлитесь?

(Так требуют правила этой семиотической системы).

-Почему в начале урока ученику нельзя поприветствовать учителя кивком головы или совсем никак не реагировать?

(Правила этой системы требуют переключиться с одного типа работы на другой, а вставание - самый лучший способ).

-Какая форма одежды, по-вашему, приемлема в семиотической системе «школа»?

(Ответы могут быть разными. Главное - их обоснование).

-Ну, хорошо. А теперь я предлагаю вам сравнить семиотическую систему «наша школа» с системой юнкерского училища XIX века из фильма С. Михалкова «Сибирский цирюльник».

IV. Просмотр отрывка из фильма С. Михалкова «Сибирский цирюльник». (Эпизод «Императорский осмотр юнкерского училища»)

  1. Рефлексия:

- Какие приметы семиотической системы вы заметили?

(Мундиры, зал для танцев, спальня, сами следят за порядком, натирают полы, беспрекословно подчиняются старшим…)

-Порядки училища отличаются от наших?

(Время другое, отношения между собой и взрослыми другие).

- Да, действительно, дворян воспитывали в строгости. С детства они много читали, писали стихи, говорили на родном и французском языке,

умели танцевать и музицировать, юноши - фехтовать, ездить на лошади. От этого их движения были легки и естественны. Дворяне - это те, кто сделали для нашей истории много важного и достойного.



Список используемой литературы:

  1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст] / М., 1981 г. - 149 с.

  2. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. [Текст] / - Таллинн, 1992. - с. 129-132

  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. [Текст] / - М.: Академия, 1999. - 184 с.

  4. Соловейчик С. М. Педагогика для всех. [Текст] / - М., 1987. - 185 с.

  5. Теория организаций. [Текст] / Д. В. Олянич, Н. В. Ибрагимова. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. - 125 с.



© 2010-2022