О формировании толерантного сознания среди обучающихся в полиэтнической школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар «Формирование толерантного сознания среди обучающихся и педагогов в условиях полиэтнической школы»

Добрый день уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в нашей школе Красносельского городского поселения. Прежде, чем перейти к теме семинара, я хочу познакомить вас с историей нашего поселка, чтобы понять почему так важна программа толерантности именно здесь у нас.

Точную дату основания поселения никто назвать не может, но со слов старожил это вторая половина 19 века. Тогда в 60-е годы началось строительство одноколейной железной дороги «Ростов-Владикавказ», понадобился гравий и руководство ж/д арендовало у местной помещицы Пелагеи( фамилия ее не известна, в народе называли просто «Палашка») часть земель. Усадьба ее располагалась на берегу красивого озера. Имелся собственный конезавод и было хорошо развито земледелие

Это было единственное место на весь Северный Кавказ, где добывали балласт. Работа по добыче гравия была очень тяжелой. От зари до зари грузили его лопатами, пересеивали через большое сито и возили на тачках к вагонам. Через город Армавир сюда вербовщики перевозили персов-бедняков, т.к. не все русские справлялись с каторжным трудом. Много рабочих было из немцев. Так постепенно стал появляться маленький хутор «Карьер».

Постоянных жилищ не было, на арендованной земле рабочие строили землянки, но как только траншея подходила к тому месту, где жили рабочие, землянки ломали и строили на новом месте.

Первоначально территория, где сегодня располагается наш поселок - было место озер. Сегодня об этом говорят только названия улиц, так как карьеры способствовали уходу воды.

Помещица в годы советской власти добровольно сдала свои владения и уехала. Первая школа здесь появилась в 1924 году с количеством учащихся 40 человек ( по данным первого пионера Макухина Михаила Георгиевича).

Фото материалов по истории поселка невозможно найти, т.к. он передавался из одного района в другой и только начиная с 1948 года имеются данные о хуторе Карьер. Но в 1943 г. уже существовали и х.Карьер и поселок Красносельский. Единым поселком он стал только с 1976 года.

Памятниками поселения являются:

-«Столетний дуб»- существует версия , что это дерево осталось с той поры, когда по указу русских императоров по реке Кубань высаживались лесные дубравы для строительства оборонительных сооружений. ( времена А.В.Суворова). Старики говорили, что дерево обладает колдовской силой, сколько раз пытались его спилить, но пилы ломались.

-Мемориал Славы

-Озеро «Палашка»

-Памятник неизвестному солдату, новое рождение которого произошло в прошлом году.

Несколько лет назад в поселении появился свой флаг и герб. Червлёное (красное) поле герба является гласным элементом герба и говорит о наименовании поселения - Красносельское.

Червлёный цвет символизирует отвагу, героизм, пролитую кровь красносельцев в годы Великой Отечественной войны, а также это символ красоты, праздника, труда, тепла,

Серебряная, пересечённая на две части, оконечность: выше - мурованная чёрным кирпичная кладка в два ряда, ниже - пять узких чёрных колец в ряд (в виде железобетонных конструкций) аллегорически указывают на наличие в поселении силикатного кирпичного завода и предприятий железобетонных конструкций. Серебро символизирует совершенство, чистоту, мир. Пять колец символизируют многосторонность, опыт и целостность.

Три золотых листа (дуба, клёна и ясеня) аллегорически указывают на лиственный лес у которого был основан рабочий посёлок Карьер, впоследствии переименованный в Красносельский, а также изображение листьев символизируют: дуб- силу, мужество; ясень - плодородие, единство и непрерывность жизни; клён - молодость, красоту, любовь; изображение желудей - символизирует будущее, перспективы, будущие поколения.

Золото - символ величия, богатства и процветания.

На сегодняшний день в поселении проживает около 8 тысяч человек более 10 национальностей. За последние 15 лет наблюдалась сильная миграция. Российские немцы уезжали в Германию, а на их место приезжали переселенцы и беженцы. Коренного населения в поселении не более 10%.


Поселок Красносельский всегда был многонациональным и много конфессиональным поселением. Поэтому вопрос толерантности, всегда был самым актуальным вопросом для жителей. В начале 90-х годов XX века на территории поселка стали селиться представители езидской диаспоры, мигрировавшие из Армении и Грузии.

Вопрос об этнической принадлежности езидов окончательно не решен. Большая часть езидов считают себя уникальным этносом и всячески подчеркивают неправомерность отождествления их с курдами.

Язык езидов (ездики) принадлежит к северо-восточной подгруппе иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Возможно, когда-то у них существовала собственная письменность, забытая со временем. Сегодня езиды пользуются русскими и латинскими буквами. Наряду с родным языком большинство армянских езидов владеют армянским и русским. Езиды проживают в основном в Ираке, Иране, Турции, Сирии и Армении. Они сохранили традиционную социальную структуру, главной особенностью которой являются касты. Кастовая принадлежность передается по наследству. Брачные отношения с представителями других национальностей, а также между езидами разных каст встречаются крайне редко. Среди сельского населения они вообще недопустимы. В случае нарушения запрета, провинившимся грозит изгнание из общины. Главой семьи является отец или старший сын. Принцип старшинства также соблюдается среди женщин. Мужчины занимаются всеми хозяйственными и семейными проблемами. Они также являются главными в религиозно-ритуальной жизни. Однако езидские женщины пользуются значительно более широкими правами, чем женщины-мусульманки.

В России первые езиды появились лет двести назад. Османская империя жестко принуждала езидов к принятию ислама. Бегство в Россию для многих из них стало единственным способом сохранения свободы совести и самой жизни. Горестной скитальческой судьбой расплачивались езиды за независимость и непокорство. Они покинули землю предков и потому выжили. Православная церковь приняла их побожески, с добром и пониманием. Сегодня езиды поддерживают добрые отношения с православной епархией.

В поселке Красносельском Гулькевичского района новые поселенцы некоторое время вызывали у местных жителей сложные отношения к себе. Прежде всего, это было связано с иным темпераментом, иными культурными традициями. Первые переселенцы были в основном сельскими жителями из горных селений Армении. Они отличались низким уровнем грамотности, не всегда понимали цель получения образования. Дети, поступившие в школу, сталкивались с огромным языковым барьером и новыми для них нормами поведения. Традиционно женщины - езидки имели в лучшем случае 4-5 классов образования. Они с трудом умели читать и писать. Особенные трудности вызывали ранние браки. Даже, находясь в Российской Федерации в 90-е годы, брачный возраст девочек равнялся 14-16 годам, мальчиков 16-18. Девочки обычно оканчивали 6- 7 класс, далее следовала помолвка, после которой девушка должна была находиться дома до замужества. Главным занятием на новом месте была торговля, которой занимались мужчины. Поэтому среди мальчиков- езидов интерес к получению образования практически отсутствовал. Возможно, причиной этому могло быть и кастовое деление. Появившись в новой для них школьной среде, дети вызывали не только интерес, но и даже неприятие среди русскоязычных сверстников. Поэтому педагогам в своей работе необходимо было решать следующие задачи:

1.Воспитание понятия толерантности.

2. Выявление причин и следствий непонимания, возникающих на основе взаимодействия человека с представителями других культур.

4. Сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями различных культур.

5.Знакомство с культурой, историей этносов представленных в классе.

В результате кропотливой работы адаптация обучающихся проходила успешно, сегодня отсутствуют конфликты на межнациональной почве. Последние пятнадцать лет повысился брачный возраст езидов. Девушки получили возможность заканчивать 9 классов и получать дальнейшую профессию. Мальчики получают полное среднее образование. Многие выпускники продолжают обучение в техникумах и Вузах.

Но в тоже время очень велико осознание и гордость за собственную этническую принадлежность. Езиды продолжают бережно хранить свои культурные традиции. Например, в период приготовления к свадьбе все также совершается обряд жертвоприношения. Используется свадебное дерево, символизирующее семейный достаток и благополучие, молодых встречают хлебом, который кладут на плечи жениха и невесты. В период застолья женщины и мужчины сидят за разными столами. Но можно наблюдать и изменения, возникающие при взаимодействии с европейской культурой. Это изменение свадебного наряда жениха и невесты, вместе с традиционной пищей все чаще на столах встречаются и традиционные блюда народом Кубани.

Нам удалось совершить важный шаг навстречу друг другу. Мы стремимся изучать и сохранять культурные традиции наших предков, перенять самое лучшее, что есть у наших соседей.

Так как мы полиэтническая школа- формирования толерантной личности является одной из важнейших задач . Однако проблему формирования толерантности у учащихся в поликультурной школе нельзя считать разработанной в достаточной мере.

Поэтому в школе действует программа «Формирование толерантного сознания среди педагогов и обучающихся». Основная цель которой:

• Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать

• обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при котором возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств;

Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования - включении ценностных ориентиров толерантности в содержание гуманитарных предметов, воспитательной работы, психологической службы школы

Для этого в школе имеется все необходимое: современное здание, оснащенное необходимым учебным оборудованием и литературой, большая столовая, спортзал и тренажеры, методический кабинет и кабинет психологической разгрузки.Проводится учебная и воспитательная работа по данному направлению. Действует спортивный клуб «Эдельвейс» . Акинцева Л.И., учитель физической культуры , победитель 4 и 5 международных конкурсов образовательных проектов «Диалог-путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования. Ею же разработана авторская программа воспитательной работы в классе с разнообразным этнонациональным составом.

В заключении я хочу вспомнить старинную историю

«Это произошло давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».

Все в наших руках. Все зависит от нас. Что мы вложим в наших учеников, этим нам и воздастся. Главное было бы терпение.



© 2010-2022