Конспект классного часа Конфликты

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прионежский муниципальный район

МОУ «Заозерская СОШ №10»


Методическая разработка педагога-психолога Шибановой К.Ю.

Цикл классных часов на тему «Конфликты. Способы поведения в конфликтных ситуациях».


Педагог-психолог: Шибанова К.Ю.

Количество занятий: 2 занятия по 40-60 минут.

Возраст: 6-8 классы.

Форма проведения: групповое занятие с элементами тренинга.

Материалы: маркерная доска, маркеры, листы бумаги, ручки.

Цели: Выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов между учащимися и выстроить модель адекватного поведения.

Задачи:

  1. Уяснить сущность понятия «конфликт».

  2. Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов между учащимися.

  3. Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить собственную модель адекватного поведения.

Содержание:

Занятие №1 «Что такое конфликты и откуда они берутся?»

1 Введение в тему организационный момент:

Разминка. Упражнение «Цвет настроения»: участники называют цвет настроения и объясняют выбранное.

Введение темы: Чтение истории из жизни: Леша и Аня брат и сестра. Леша учится в 6 классе, а Аня в 3 классе. После уроков Аня любит рисовать на компьютере, а Леша делает на компьютере домашние задания. Однажды Леша пришёл домой со школы, ему срочно нужно сделать презентацию по информатике, что бы исправить двойку. Леша заходит в комнату, а Аня уже заняла компьютер. Леша пытается выгнать Аню со своего места на правах старшего, а Аня грозит, что расскажет маме…

Беседа: Что происходит? (назревает конфликт). Что такое конфликт? (ассоциации учащихся могут записываться на доске). Далее вводится понятие конфликта:

Конфликт (лат.) - столкновение противоположно направленных (внутриличностных, межличностных, межгрупповых) интересов.

Какие интересы столкнулись в нашей ситуации? Есть ли правый и виноватый? Что ещё может послужить причиной конфликта (составляется список причин конфликта по мнению учащихся)? Кто может быть участником конфликта?

В зависимости от причин и участников конфликты делятся на:

1. Я и я (эго) - внутриличностный

(Противоречие между несовместимыми потребностями: между желанием человека и чувством долга)

- Хочется и того и другого

2. Я и Ты (межличностный)

3. Я и группа

4. Группа и группа

5. Глобальный (в мире).

К какому конфликту относится наша ситуация? С какими конфликтами сталкивались вы?

У конфликтов, как и у всех явлений, есть плюсы и минусы. Участники разбиваются на 2 команды. Одна составляет список минусов конфликта, другая плюсов.

Плюсы конфликта:

  • В споре выясняется истина.

  • В споре открываются вещи, которые мы раньше не замечали.

  • Конфликт - признак неравнодушности.

  • В споре выявляется позиция (мнение) каждого человека.

  • В ситуации конфликта человек раскрывается.

  • Происходит утверждение личности.

  • В споре может быть достигнут положительный результат.

  • Человек в конфликте может самосовершенствоваться.

Минусы конфликта:

  • Падает настроение.

  • Конфликты отрицательно сказываются на здоровье.

  • Появляется раздражительность, отчего страдают отношения и с другими людьми.

  • Снижается внимание, падает работоспособность - все мысли направлены на конфликт, а не на дело.

  • Возникает желание не учиться в данном коллективе, покинуть его.

  • Плохое настроение отрицательно сказывается на всем, чем вы занимаетесь.

Беседа о последствиях конфликта: От чего зависит, чего в ситуации конфликта будет больше: плюсов или минусов? (от поведения участников) Давайте предположим, как могут развиваться события в нашей ситуации. На доске записываются возможные благоприятные и неблагоприятные исходы конфликта между Лёшей и Аней.

Делается вывод, что конфликт может привести к разным последствиям, зависят эти последствия от стратегии поведения участников.

Итак, обсудим несколько стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

1. Сотрудничество, направленно на поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех сторон;

2. Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки;

3. Избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

4. Сглаживание - тенденция сглаживать противоречия между оппонентами.

5. Противоборство - ответное действие в конфликтной ситуации направленное на её усугубление.

Ведется обсуждение, выбирается наиболее благоприятная стратегия поведения в конфликте для каждого.

Работа с ситуацией: участникам предлагается выбрать стратегию поведения для Леши и Ани, которая приведёт к положительному разрешению конфликта. Необходимо обсудить, какие чувства Леша и Аня испытывают во время конфликта и после его разрешения. Сделать акцент на чувстве гнева и на том, что он часто мешает разрешению конфликта. Если позволяет время, желающим предлагается разыграть ситуацию в двух вариантах.

Подведение итогов: Закрепление понятий через беседу.

Упражнение «Цвет настроения».



Занятие №2 «Поведение в конфликтных ситуациях».

1 Организационный момент:

Разминка. Упражнение «Цвет настроения».

Повторение темы: Упражнение «Ассоциации»: участники придумывают ассоциации к слову конфликт. Далее вспоминается понятие конфликта. В беседе повторяются причины, виды конфликтов и стратегии проведения в конфликтных ситуациях.

2 Давайте попробуем оценить уровень собственной склонности к конфликтам.

Тест «Оценка склонности к конфликту».(методика В. Алексеенко)

Учитель: Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Работа сводится к следующему. Вами оценивается каждое утверждение левой и правой колонки. При этом, кружочком надо отметить, насколько баллов, по вашему мнению, в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по семибалльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется в вас сильно, 1 балл указывает на то, что это свойство не характерно вам вообще.

1.

Рвёшься в спор

7 6 5 4 3 2 1

Уклоняешься от спора

2.

Свои выводы высказываешь тоном, не терпящим возражений

7 6 5 4 3 2 1

Свои выводы сопровождаешь извиняющимся тоном

3.

Считаешь, что добьёшься своего если будешь рьяно возражать

7 6 5 4 3 2 1

Считаешь, что проиграешь, если будешь возражать

4.

Не обращаешь внимания на то, что другие не согласны с твоими доводами

7 6 5 4 3 2 1

Расстраиваешься, если видишь, что другие не принимают твоих доводов

5.

Спорные вопросы обсуждаешь в присутствии оппонента

7 6 5 4 3 2 1

Рассуждаешь о спорных вопросах в отсутствие оппонента

6.

Не смущаешься, если попадаешь в напряжённую обстановку

7 6 5 4 3 2 1

В напряжённой обстановке чувствуешь себя неуверенно

7.

Считаешь, что в споре надо проявлять характер

7 6 5 4 3 2 1

Считаешь, что в споре не следует демонстрировать свои эмоции

8.

Никогда не уступаешь в споре

7 6 5 4 3 2 1

Всегда уступаешь в споре

9.

Считаешь, что люди в споре легко выходят из конфликта

7 6 5 4 3 2 1

Считаешь, что люди с трудом выходят из конфликта

10.

Если взрываешься, считаешь, что без этого нельзя

7 6 5 4 3 2 1

Если взрываешься, то вскоре испытываешь чувство вины

Итого баллов:_________________

Обработка результатов теста.

Учитель: На каждой строке соедините отметку по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (середина - цифра 4) влево означает склонность к конфликтам, отклонение вправо указывает на склонность к избеганию конфликто.

Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов.

Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности.

60 баллов - высокая степень конфликтности.

50 баллов - выраженная конфликтность.

11-15 баллов - склонность к избеганию конфликтных ситуаций.

При обсуждении результатов теста делается вывод о том, что все люди разные и по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях. Если результаты теста свидетельствуют о повышенной конфликтности, то необходимо задуматься над своим поведение и учиться правильно вести себя в трудных ситуациях. Сегодня мы будем учиться применять стратегии поведения, которые узнали на прошлом занятии.

3 Практическая работа с ситуациями.

Попытаемся применить стратегии, о которых мы с вами узнали на конкретной ситуации. Зачитывается ситуация, участникам необходимо определить, к каким стратегиям относятся заготовленные ответы.

Итак, представим, что с утра в классной комнате собирается класс. Две подружки заходят в кабинет, и нечаянно их толкает одноклассник. Одна из девушек начинает кричать на него. Она продолжает кричать, хотя понимает, что её причитания неуместны, забывая, что последнее слово остается за парнем. Парень решает, какую реакцию выбрать и ответить на поведение девушки:

· Извини, ты конечно, права» (СГЛАЖИВАНИЕ);

· «Сама дура!» (ПРОТИВОБОРСТВО);

· Я догадывался, что ты начнешь кричать (СОТРУДНИЧЕСТВО);

· Лена приходил Евгений Петрович и просил тебя зайти к нему в кабинет после первого урока (ИЗБЕГАНИЕ);

· Извини, если я тебя сильно толкнул, давай не будем ругаться (Компромисс)

Любой из этих ответов может повлиять на развитие ситуации конфликта.

Ролевая игра: Участники делятся на 4 группы. Каждая группа получает карточку с ситуацией. Задача группы: выбрать нужную стратегию поведения и разыграть ситуацию.

1 ситуация.

Вы едите в автобусе, заходит мужчина среднего возраста и начинает на вас кричать, чтобы вы уступили ему место. Параллельно комментируя то, как плохо воспитана современная молодежь. Ваши действия?

2 ситуация.

На физкультуре класс разбивают на 2 команды для игры в баскетбол. В одной из команд двое учеников спорят из-за места капитана. Попробуйте разрешить данную ситуацию.

3 ситуация.

Учитель после контрольной работы выставляет оценки. Вашему соседу по парте (который списывал у вас) поставили оценку на балл выше, чем у вас. Вы в гневе, а учитель утверждает, что вы списывали у него. Но это не так… Ваши действия?

4 ситуация.

Ты пришёл домой со школы. Мама накидывается на тебя с обвинениями, что ты скрыл от неё свои двойки, она узнала о них от классного руководителя. Выбери, как поступить в данной ситуации, чтобы не допустить конфликта.

4 Составление правил поведения в конфликтной ситуации (как дополнительное задание при достаточном количестве времени).

Участники в своих группах составляют правила поведения, которые позволяют эффективно разрешить конфликт.

  • Относиться друг к другу с уважением;

  • Выслушивать точку зрения другого человека до конца;

  • Не перебивать оппонента в споре;

  • Контролировать себя! Не позволять гневу победить вас;

  • Говорить тихо, не кричать, не оскорблять оппонента;

  • Дать другому человеку шанс отступить;

  • Сдерживать импульсивные действия! Например, если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, лучше уйти, извинившись, и отложить завершение спора до лучшего момента;

  • Стараться чаще идти на компромисс;

  • По возможности стараться использовать юмор, уметь переводить зарождающийся нежелательный конфликт в шутку.

5 Подведение итогов: Закрепление темы классных часов через заполнение анкеты.

Я знаю, что конфликт - это…

Что бы предупредить конфликт я могу…

© 2010-2022