ДЕВИАНТНОЕ И АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Цель: дать представление о девиантном и аддиктивном  поведении детей и подростков. Задачи: - изучить понятия «девиантное» и «аддиктивное» поведение; - изучить понятие «норма» и причины отклоняющего поведения; - изучить понятие аддиктивного поведения; - рассмотреть классификацию и факторы аддиктивного поведения; - изучить этапы становления аддиктивного поведения;   - рассмотреть девиантное и аддиктивное поведение детей и подростков. Основными видами нарушения поведения у обучающихся являюся: деви...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕВИАНТНОЕ И АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Цель: дать представление о девиантном и аддиктивном поведении детей и подростков.

Задачи:

- изучить понятия «девиантное» и «аддиктивное» поведение;

- изучить понятие «норма» и причины отклоняющего поведения;

- изучить понятие аддиктивного поведения;

- рассмотреть классификацию и факторы аддиктивного поведения;

- изучить этапы становления аддиктивного поведения;

- рассмотреть девиантное и аддиктивное поведение детей и подростков.

Основными видами нарушения поведения у обучающихся являюся: девиантное поведение и аддиктивное.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ- это поступки ( действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Норма - это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:

1) правило (предписание), выступающее как долженствование;

2) объективное поведение и деятельность человека;

3) субъективное представление о сущем и должном.

Поведение - совокупность реакций человека на внешние и внутренние раздражители, которые характеризуются наибольшей репрезентативностью, то есть типичностью, оптимальностью, полезностью, физической и психической нормальностью. И наоборот, ненормальное, или отклоняющееся, поведение не соответствует социальным, общественным, нравственным требованиям и является нерепрезентативным, т.е. нетипичным, неодобренным, вредным, осуждаемым и поэтому подлежащим педагогической профилактике.

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Девиантное поведение связано не с гибелью нервных клеток мозга, а с их неправильным функционированием, изменением « режима» деятельности.

Врачи-психоневрологи иногда считают, что негрубые формы отклонённого поведения являются одним из видов минимальной мозговой дисфункции. При этом выделяют два типа: гипердинамию и гиподинамию (гипердинамия -это чрезмерная активность, а гиподинамия- недостаточная). И то и другое указывает на слабость нервных процессов, так как действия ребёнка не достигают своей цели. Чрезмерно активный ребёнок действует беспорядочно, берётся за всё, но, не заканчивая одно дело, принимается за другое, хватает всё подряд. Ему быстро надоедают игрушки, даже те, которые он очень хотел иметь. Возбуждаясь, он становится неуправляемым, кричит, убегает, отмахивается от взрослых.

Недостаточно активный ребёнок, напротив, ни к чему не проявляет явного интереса, не откликается на игру, не добивается своего, отказывается от развлечений, не радуется явно новым игрушкам, эмоционально бедно реагирует на книги, телепередачи. Он не сопротивляется вмешательству взрослых, но не выполняет до конца их просьбы. Внимание такого ребёнка рассеяно, память снижена. В отличие от других детей, которые внешне тоже малоактивны, но живут своей внутренней жизнью, эти дети не имеют настоящих увлечений, так как не в состоянии ни на чём сосредоточиться.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Ранняя профилактика включает:

  • изучение индивидуально-психологических особенностей личности с момента поступления ребёнка в образовательное учреждение;

  • выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;

  • наблюдение за формированием характера ребёнка- подростка.

Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развития детей.

Профилактика девиантного поведение направлена на предупреждение возникновения у подростков более негативных поведенческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам. На данном периоде становления личности социально- психологическая профилактика рассматривается как социальная помощь подростку. Отклонения в поведении детей и подростков являются сигналом негативного развития личности.

Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подростков, включающая:

  • беседы и проведение опросов с целью установления контакта с детьми и подростками, нуждающимися в социальной помощи.

  • комплексные процедуры диагностик по выявлению предрасположенности к отклонениям в поведении;

  • изучение семейной атмосферы и окружающей среды.

Различные подходы в технологии социально-психологической профилактике дают возможность педагогу направить свою деятельность на воспитание подростка,

Виды профилактики: медицинская, психологическая, педагогическая.

  • Таких детей нужно лечить медикаментозно, осуществлять мероприятия, укрепляющие нервную систему. Необходима система закаливания организма, в которой ведущая роль принадлежит физическим упражнениям.

Физические упражнения способствуют

  • насыщению мозга кислородом,

  • помогают справляться со стрессами.

  • улучшают обмен веществ, аппетит и сон.

  • активизируют работу мозга в целом.

  • Наконец, дети с минимальной мозговой дисфункцией нуждаются в специальных психотерапевтических занятиях с психологом. У чрезмерно активных детей необходимо воспитывать навыки самоуправления, вырабатывать выдержку, терпение. У недостаточно активных, напротив- живость реакции , подвижность, активность.

  • И того и другого возможно достичь, по-настоящему заинтересовав ребёнка, подобрав к нему « ключик» и, конечно же, не вешая на него позорных ярлыков.

Родители должны стать союзниками своих детей, а не противниками.

Со стороны специалистов к ребёнку с девиантным поведением необходим индивидуальный подход.

Ребёнку необходимо чувствовать, что его понимают и считаются с ним как с личностью.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ определяется порочной склонностью, привычкой порабощения при помощи каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Среди них специалисты выделяют случайные, периодические и постоянные употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция -- компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).

ПРИЧИНЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аддиктивность является следствием понимания собственной несостоятельности, хронической неудовлетворённости жизнью, неуверенности в себе. Желание ребёнка любой ценой вернуть уверенность в собственных силах, уважение окружающих приводит, к неадекватной, иногда смертельно опасной форме аддиктивного поведения.

Дети, имеющие аддиктивные формы поведения, наиболее тяжело поддаются психолого- педагогическому воздействию в рамках массовой школы, поскольку становятся такими в результате непоправимой формы педагогической запущенности. Проведение по отношению к ним коррекционных мер усуглубляется необходимостью медицинского лечения, а зачастую и привлечения к воспитательному процессу правовых органов.

Подросток часто вовлекается в асоциальные молодёжные группы из-за стремления к бунту. Как правило, отмечается переход от преувеличения собственных достоинств к самоуничижению.

Группа сверстников может быть центральным фактором асоциального поведения. Потребность упрочить своё положение и быть центральным фактором асоциального поведения. Потребность упрочить своё положение и быть принятым в среде сверстников нередко способствует непредвиденному соскальзыванием в аномальные формы поведения. Аддикция может быть также следствием сильной потребности подростков в лидерстве среди сверстников, когда они не в состоянии приобрести статус лидера иным путём

Аддикция побуждается мотивом достижения эмоционального состояния удовлетворённости, уверенности в себе. В момент доминирования аддикции подросток изолируется от общества и может общаться только с такими же аддиктами. Близкие остро ощущают « разрушение личности», так как разрушается не только психика, но и здоровье, через общее пренебрежение к себе, своему организму, личной жизни.

Чаще всего именно ограниченный выбор стратегий выхода из кризиса и неблагополучные семейные условия устанавливают всю частоту обращения к аддикции, реже психологи отличают низкую переживаемость кратковременных затруднений.

Можно условно выделить следующие виды аддикции у подростков.

  1. К употреблению химических веществ ( никотин, алкоголь, наркотики).

  2. К пище ( переедание или упорное самоограничение).

  3. К деньгам ( навязчивое накопление или трата).

  4. К определённым типам поведения:

● хобби ( поглощённость поиском предметом коллекционирования);

● к играм ( азартным или компьютерным);

● к Интернету (« зависание» в глобальной информационной сети);

●к экстремальным ситуациям с риском для жизни ( в том числе ряд видов спорта);

● к лидерству ( поиск ситуаций, связанных с переживанием ощущения власти над кем-либо).

5. Эмоциональные зависимости ( объектом является другой человек);

● сексуальная зависимость;

● романтическая зависимость ( постоянный поиск состояния влюблённости);

● платоническая зависимость ( эксплуатация собственных возвышенных чувств в адрес объекта, заведомо недоступного).

СТАНОВЛЕНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов становления аддиктивного поведения:

1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения.

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ -- алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту.

З этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

Социальные - нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.

Социально-психологические -- высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхленность поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей поколений.

Психологическая - незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности.

Биологические - природа и «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б. Сегал):

- сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

- скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

- внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

- стремление говорить неправду;

- стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

- стремление уходить от ответственности в принятии решений;

- стереотипность, повторяемость поведения;

- зависимость;

- тревожность.

В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А. Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на

нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.

Основные механизмы социального контроля:

1) собственно контроль, осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций;

2)внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;

3) косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;

4) «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:

  • замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и/или нейтральными

  • направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле

  • легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция,

  • бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков)

  • создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической

  • реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур

  • либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности

  • безусловная отмена смертной казни.

В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества.

Положительный эффект дает работа по следующим направлениям:

1. Отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии,

2. создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации

Чтобы выявить обучающихся с нарушением в поведении можно использовать метод рисунок «Человек, дерево, дом» ( проективная методика исследования личности) ,опросник Басса-Дарки ( ориентирован на диагностику агрессивных и враждебных реакций), диагностический лист для выявления характера отклонений в поведении ( приложение №1),метод наблюдения.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

  1. Игратерапия

Прогноз погоды( с 8 лет)

Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя "не в форме". Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время, вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

  1. "Рубка дров( с 8 лет)

Цели: Эта игра помогает развлечься при всеобщей апатии в классе и переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы. Дети смогут прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание. Для игры не потребуется много места.

Инструкция: Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор, в каком положении должны находиться ноги, когда рубишь дрова?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: "Ха!" Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет мне, сколько чурок он перерубил.

  1. Да и нет ( с 6 лет)

Цели: Эта игра, так же, как и предыдущая, направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос. Поэтому игра "Да и нет" может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни. Ненастоящий, игровой спор освежает психологический климат в классе и, как правило, снимает напряжение. Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет жуткий шум и гам.

Материалы: Небольшой колокольчик.

Инструкция: Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?

Сейчас вам будет нужно использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово "да", а кто - слово "нет". Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

Тух-тиби- дух! ( с 6 лет)

Цели: Тух-тиби-дух!" - еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Инструкция: Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово - "тух-тиби-дух". В это время другой ученик должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же - трижды сердито-сердито произнести: "Тух-тиби-дух!". После этого продолжайте прогуливаться по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

Также в работе с такими детьми необходимо использовать мышечную и дыхательную гимнастику. Песочная терапия и арттерапия помогают успокоить возбуждённое состояние обучающегося, развивает мелкую моторику, воображение, любовь к творчеству .


Приложение №1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ

Цель: формирование учителем заказа школьному психологу исследования показателей уровня социального развития подростков.

Необходимый материал: показатели уровня социальной адаптации социального развития.

Инструкция : « Оцените степень выраженности данных качеств по пятибалльной системе. Причём, 5 баллов- высокая степень проявления, 1 - низкая, 3 балла- средняя степень их проявления».

1.Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.

2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.

3. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений ( спортивных, трудовых, технических и т.д). Разнообразие и глубина полезных интересов.

4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.

5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.

6. Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.

7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.

8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии.

9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении.

10. Культура поведения ( подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость).

11. Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения ( употребление алкоголя ,курение, употребление нецензурных выражений).

Оценка результатов: подсчитывается средний арифметический балл, показывающий соотношение уровней социального развития:

1-2,5 балла- социально запушенные дети - 3 группа.

2,6-3,6 балла- педагогически запущенные дети- 2 группа.

3,6-5 баллов - благополучные учащиеся - 1 группа.

Социальная запущенность школьников, по сравнению с педагогической, характеризуется, прежде всего, более низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентации, а также полезных интересов , знаний, навыков, более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежелание считаться с нормами коллективной жизни, затруднением в способности оценивать себя и других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Социальный педагог в школе. Автор- составитель Л.Д. Баранова. Волгоград: Учитель, 2009.

  2. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / под.ред. Я.И. Гилинского. - М.: ИС РАН, 1992. - 345 с.

  3. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2. С. 23 - 34.

  4. Социальные отклонения / под ред. Кудрявцева В.Н. М.: Юрид. лит., 1984. - 256 с.

  5. Психология человека от рождения до смерти. Под общ. ред. Реана А.А. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001

  6. Ханзян Э.Д. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения. //Психология и лечение зависимого поведения. /Под. ред. С.Даулинга. /Пер. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000, с. 29



© 2010-2022