ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баянкина В.М.

МКОУ «Самоцветская средняя общеобразовательная школа», учитель

МО Алапаевское



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мы разные, и все мы граждане России. Какие же духовно - нравственные ценности должны быть основой образования, чтобы каждый человек сохранил свою самобытность, достиг жизненного успеха?

Цель гражданско-патриотического воспитания сформировать достойного гражданина и патриота России - это человек, обладающий широкими правами, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек, честно выполняющий свои обязанности, чувствующий свою неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим.[1]

Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:

1).Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.

2). Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, уважение к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы в каждом ребенке сформировать идею Родины, помочь понять ему, что в жизни есть нечто священное, ни с чем несравнимое Родина, посеять в детской душе семена любви к родному дому, к истории и культуре своего город, села. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Ростки патриотизма необходимо укреплять и лелеять, как нежный цветок. Объяснять детям в доступной форме о том, что нужно уважать родителей, незнакомых людей, бабушек, дедушек.[3, с.143]

Наряду со школой одним из главных институтов воспитания является семья. Именно семья несет основную нагрузку в формировании личности ребенка, ценностных установок, личностных и гражданских качеств. Покой и уют отчего дома, взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе, составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «отечество», «малая родина», «моя семья», «мой дом». [2, с.58]

В каких условиях осуществляется патриотическое воспитание школьников в МКОУ «Самоцветская средняя общеобразовательная школа»? Школа находится на территории поселка Курорт - Самоцвет МО Алапаевское. Основным градообразующим предприятием является санаторий Самоцвет, где работает большинство родителей наших учащихся. В поселке нет других учреждений, которые могли бы заниматься воспитанием и развитием детей. Т.о., наша школа является центром воспитательной работы, которая координирует совместные усилия педагогов, семьи и общественности.

В последнее время понятие о нравственном идеале стало размытым, планка нравственности, гуманизма резко опустилась вниз под влиянием средств массовой информации. Образовавшийся вследствие крушения нравственных идеалов вакуум стал заполняться культом насилия, денег, наслаждения. С учетом этих изменений наш коллектив старается строить свою работу.

Уклад школьной жизни позволяет моделировать пространство культуры с приоритетом традиционных нравственных начал. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через свою собственную деятельность, путем включения его в активную работу, после которой он должен увидеть пусть маленький, но свой результат.

Каковы основные направления деятельности учащихся в нашей школе, которые позволяют ему приобретать социальный опыт?

  1. Внеклассная работа.

  2. Спортивные занятия, туристические слеты.

  3. Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

  4. Исследовательские проекты.

  5. Экскурсии, походы, поездки.

  6. Трудовые дела.(субботники, работа на пришкольном участке и др.)

  7. Внеурочные занятия.

  8. Выставки.

Хотелось бы отметить, что родители принимают участие во всех перечисленных формах работы. Возможно, это связано с тем, что поселок у нас небольшой и нам проще организовать работу с семьями. Позволю себе остановиться на некоторых мероприятиях подробнее.

● Первое сентября - праздник, в котором родители активные участники: ведущие, персонажи сказок, спонсоры.

● Стало доброй традицией, что Новый год для начальной школы готовят родители. Подготовка сценария, костюмов, украшение зала- все на попечении родителей.

● Ежегодно школа принимает участие в конкурсе на лучший снежный городок среди школ района. Родители - непременные участники, причем подходят очень творчески к созданию ледяных фигур. Дети очень гордятся, если рядом трудится мама или папа, а иногда и бабушка.

● Одной из форм патриотического воспитания является смотр строя и песни в рамках месячника оборонно - массовой работы. Готовится каждый класс - с 1 по 11. Большим успехом пользуется заключительное выступление отряда, который состоит из пап наших учеников, бывших военнослужащих и учителей - мужчин. Участие родителей позволяет повысить уровень патриотического воспитания школьников - эмоциональное восприятие окружающего, гордость за папу, глубина и обостренность чувств - помогают в этом.

В каждой школе складывается своя неповторимая система воспитательной работы в зависимости от особенности среды, творческого потенциала педагогов.

● Говоря о патриотическом воспитании детей, невозможно не упомянуть о самом главном и торжественном празднике - Дне Победы.

Почему я обращаюсь к этой дате? Если мы возьмем любую городскую школу, то увидим, что на параде 9 мая ребята идут с флагами и транспарантами, слушают выступления где - то далеко от трибуны. У нас проходит это по-другому. В нашей школе старшеклассники вместе с учителем своими руками делают гирлянду из пихты, украшают ее красной лентой. Изготовление гирлянды своего рода искусство, которое передается из года в год. Как правило, участвуют все классы, каждый класс получает задание. Ребята рисуют поздравительные открытки с 9 мая, разносят их по квартирам и поздравляют с праздником. В День Победы у памятника проходит митинг, где выступают дети, взрослые, ветераны. Надо видеть, с какой торжественностью и серьезностью возлагают старшеклассники гирлянду к скромному памятнику. Сам праздник проходит в школе. Здесь собираются труженики тыла, в основном женщины. Из 54 участников войны в живых остался один, но придти он, к сожалению, не может. Говорить ветераны труда не могут, поэтому рассказываем мы. Такие встречи уникальны, т.к. именно в ходе этих встреч возникает та незримая духовная связь между поколениями, которая является основой развития личности. Общение со старшим поколением воспитывает уважение к людям, к истории своего края и страны, формирует чувство патриотизма и гражданственности. Перечисленные виды деятельности позволяют ребенку приобрести умение трудиться, почувствовать радость познания, научиться любить близких, а самое главное приобрести социальный опыт, который мы собираем по крупицам.

Подводя итог, можно сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина одна из самых трудных задач, которая должна вестись ежедневно. А учителю не должно быть безразлично, и только тогда дети ему поверят, что он на деле, а не на словах любит свою страну. Вот тогда будет результат.



Октябрь 2013г.

































Список литературы.

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010годы».

2. Материалы областных педагогических чтений. «Образование человека: от личностного успеха к гражданскому обществу». - Екатеринбург, 2004. - 143 с.

3. Сборник научных трудов . «Социальное образование XXI века: проблемы и перспективы». - Екатеринбург,2011 - 58 с.





© 2010-2022