• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Статья авт. Журкина Т. В. , Баранчикова М. В. , Бойченко Л. П. , Реджепова З. М. Компетентностный подход-основа развития воспитательной системы группы в пищевом колледже №33 г. Москвы

Статья авт. Журкина Т. В. , Баранчикова М. В. , Бойченко Л. П. , Реджепова З. М. Компетентностный подход-основа развития воспитательной системы группы в пищевом колледже №33 г. Москвы

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентностный подход - основа развития воспитательной системы

группы в пищевом колледже №33 г. Москвы

Журкина Т.В., Баранчикова М.В, Бойченко Л.П., Реджепова З.М.

Известно, что эффективность работы любого образовательного учреждения напрямую зависит от готовности каждого педагога к инновационной деятельности. В современных условиях реализация компетентностного подхода в профессиональном обучении и воспитании студентов, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, является инновационным. Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас. Сегодняшней молодежи предстоит жить в обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили их родители. Социально-экономические преобразования, характерные для России последнего десятилетия, изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества. Это повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием. Современное общество предъявляет совершенно иные требования к будущим своим гражданам. Сегодня успешность молодёжи определяется не столько совокупным объемом знаний, сколько наличием ключевых компетенций и творческих способностей. В настоящее время более востребованным является не специалист, получивший узко - профессиональную подготовку, а человек, готовый предвосхищать трудности и вызовы экономического рынка. Будет востребован тот кто сможет принимать нестандартные решения, уметь взаимодействовать с другими людьми, обоснованно принимать или отвергать чьи-то действия и т. д. Подобная ситуация как раз и выражается в том, что сформированность общих компетенций может помочь молодому человеку быстрее адаптироваться в изменившихся условиях. Для этого необходимо уметь находить новые источники информации, адекватно оценить свои компетенции и приобретать те, которых ему не достает. Владение общими компетенциями обеспечивает молодому человеку способность к постоянному самообразованию, саморазвитию. Таким образом, перевес «чаши весов» в сторону развития человеческих ресурсов, от которых возможно сегодня более чем когда-либо зависит жизнь современного общества. В рамках учебных занятий мы можем формировать лишь ограниченное количество компетенций. Таким образом, в современной ситуации повышается роль воспитательной работы учебного заведения. Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формирование у студентов компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации.

Моделируя воспитательную систему группы, классный руководитель должен знать: с кем он работает, что хочет получить от своей работы, сколько времени займет у него достижение поставленных задач, и в каком жизненном пространстве он будет работать. Кроме того, он должен вовремя скорректировать свою деятельность и грамотно оценить результаты своей работы, т.е. он сам должен обладать достаточно высоким уровнем сформированности общих компетенций, в противном случае он не сможет развивать компетенции у студентов. Анализируя работу классных руководителей в нашем колледже на протяжении определённого промежутка времени и, анализируя свою собственную деятельность, мы пришли к следующему выводу, что для достижения целей в воспитательной работе с группой важно уделить внимание правильному построению воспитательной системы группы, а для этого необходимо знать этапы её развития. Можно выделить четыре этапа.

1. Проектирование системы. Этот этап подразумевает проведение диагностики студентов: анкетирование, тестирование, наблюдение, в ходе чего происходит изучение интересов, потребностей и других характеристик студентов в группе. Определяя перспективы жизнедеятельности коллектива группы, проводится выбор актива группы, и распределяются поручения, при котором обязательное условие: каждый член коллектива должен иметь какое- либо поручение, пусть даже временное; ставится задача - формирования сплоченного коллектива, в котором предполагается достаточно высокая организация студентов в процессе самоуправления. Далее знакомим всех членов группы с Уставом учебного заведения под роспись. Оформляем уголок группы, который впоследствии становится «живым» - постоянно действующим. На этом же этапе намечается подходящая воспитательная программа, учитывая пожелания членов группы.

2. Становление системы. Цель данного этапа воспитательной системы заключается в укреплении межличностных отношений, формировании чувства «мы», ведь каждый должен знать свою сопричастность и ответственность. Происходит апробация форм и способов совместной деятельности. На этом этапе как, правило, начинается установление традиций коллектива: проведение классных часов: «Я имею право - я обязан», проводится анкетирование «Как улучшить качество посещаемости занятий и классных часов», объявляется конкурс на «Герб группы», а самое главное как можно больше разнообразных коллективных дел. Необходимо помнить то, что воспитательная работа - это не только взаимодействие классный руководитель - учебная группа, это и тесный контакт с родителями студентов: в течение двух первых месяцев происходит знакомство со всеми родителями; проводятся контакты с ними, часто происходит связь с родителями по телефону, сообщается им не только отрицательная, но и положительная информация об их детях, сообщается им об их успехах, приглашаются на встречу. Надо сказать, что большинство родителей в нашем колледже в группах оказались отзывчивыми. Они сразу поняли, что нам надо работать вместе, чтоб достигнуть желаемого результата, ведь именно родители в наибольшей степени заинтересованы в полноценном развитии своих детей. Согласно коллективному договору родители в процентном соотношении избираются в управляющий совет колледжа. Встреча с родителями уже не выступает формальным рапортом об успехах и неудачах в учебе, а играет роль педагогического консилиума, на котором и классный руководитель, и родители - это равноправные коллеги и ставят, и решают ключевые вопросы воспитания. Конечно, бывают и трудности и с детьми, и с родителями. Так же преподаватели стараются, насколько, получается, работать с педагогами колледжа. Кроме того, уделяется большое внимание каждому студенту группы: проводится много индивидуальных бесед в непринужденной обстановке, например, во время дежурства в кабинете, так как считаем мы, что именно в это время ребенок открывается классному руководителю, и у нас в колледже рождается доверие. А если есть доверие, то будет и успех. В 2015-2016 учебном году по решению директора колледжа проводятся родительские собрания на каждом курсе под его председательством. На таких собраниях основное внимание уделяется перспективному плану развития колледжа и организации обучения студентов в нём на соответствующих курсах.

3. Стабильное функционирование системы. Активно развивается самоуправление: работает актив группы: староста группы начинает чувствовать огромную ответственность, которая на него легла, и под его предводительством группа принимает участие во всех внутригрупповых и колледжных мероприятиях таких как: «От информационных технологий к безопасности на дорогах 2015», «Люблю тебя, родина кроткая!» (выставка фотографий о природе) и др. Красочно отмечаются профессиональные праздники такие как «День Повара», «Масленица» и т.п. Кроме того, каждый участник группы чувствует свою причастность к делам группы и знает, что от него зависит многое в группе. Теперь уже четко видно «лицо» учебной группы, жизнь коллектива строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством в группе.

4. Завершение функционирования системы. Для заключительного этапа характерны две тенденции:

  • первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни группы стало достоянием коллектива всего колледжа,

  • вторая - искать новые идеи, формы, способы обновления жизнедеятельности группы, так как у нас еще очень большая работа, результатом которой должен стать выпускник - специалист - профессионал, конкурентоспособная, социально - мобильная личность, обладающая необходимым набором сформированных ключевых компетенций, а именно: личностная (нравственная) компетенция - развитие нравственных, эмоциональных, эстетических установок.

Общекультурная компетенция - освоение основ отечественной и мировой  культуры. Интеллектуальная компетенция проявляется в развитых, интеллектуальных  качествах личности; способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Продуктивная компетенция - умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них. Коммуникативная компетенция - наличие готовности и способности  свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Заключение. Работа классного руководителя мы считаем, дает уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого обучающегося в группе. Во время уроков возможностей бывает очень мало. Именно через воспитательную работу мы способны воздействовать на личностную составляющую каждого воспитанника, отслеживать динамику его развития и корректировать, при необходимости, возникающие отклонения. Серьезная воспитательная работа может идти только при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Нельзя недооценивать роль родителей в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

Родители наших студентов - наши коллеги и партнеры. Они не только принимают участие в работе родительских собраний и воспитывают своих детей, наших студентов. Они и откликаются на любую нашу просьбу относительно организации внеклассных мероприятий или посещаемости занятий и др. Таким образом, следует отметить, что формирование компетенций и воспитательная работа - есть совместный труд родителей, педагогов и студентов, в противном случае формирование целостной, гармонично развитой и конкурентно способной личности не возможно. Только при умелом подходе в построении воспитательной системы группы с учётом этапов её развития, возможно, сформировать вышеперечисленные ключевые компетенции. Стоит также отметить, что невозможно предугадать какое количество времени уйдёт на формирование результата каждого этапа в отдельности. Становление системы может быть в разные сроки. На примере многих групп нашего колледжа, можно сказать, что на сегодняшний день система воспитательной работы функционирует. Об этом свидетельствуют: сплочённый коллектив, ребята стараются успевать по всем предметам, решаются проблемы с посещаемостью учебных занятий и производственного обучения, участвуют в общеколледжных мероприятиях, установлена тесная связь с родителями, отсутствуют правонарушения, а самое главное студенты группы стараются стать ответственными перед самим собой и другими членами коллектива группы.



© 2010-2022