- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное занятие Азбука вежливости
Внеклассное занятие Азбука вежливости
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Кузнецова Н.П. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Тема занятия: "Азбука культуры поведения" (слайд №1)
Цель: формирование культуры поведения школьников средствами проектирования ситуаций.
Задачи:
- в доступной, увлекательной форме вводить детей в «мир культуры», знакомить с простыми правилами этикета;
- создавать условия для становления у них осознанного отношения и поведения;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
- учить избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. (слайд №2)
Оборудование: презентация, музыкальные записи: «Вальс цветов» П.И. Чайковского, песенка из мультфильма про кота Леопольда, цветик-семицветик, для детей: белые листы, цветные карандаши, слова песни из мультфильма про кота Леопольда.
Ход занятия:
Учитель. Здравствуйте, ребята, я очень рада с вами познакомиться и приобрести новых для себя друзей. Меня зовут Наталья Павловна. Сегодня я у вас проведу классный час. Посмотрите на экран, здесь записана тема нашего занятия, прочитайте её. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем классном часе?
Мы с вами отправимся в путешествие в город Культуры, (слайд №3) и надеюсь, что во время нашего путешествия по городу узнаем много полезного. В дороге нас могут сопровождать разные приключения. Вы готовы справиться с ними? Тогда в путь! Город, в который мы держим путь, находится на одном из островов Доброго океана в далёкой волшебной стране, поэтому поплывем туда на теплоходе(слайд №4), но чтобы попасть на теплоход мы должны выбрать из списка вежливые слова. Это будет вашим билетом. Вежливое слово - хлопаем в ладоши, если слово не относится к вежливым, то спокойно сидим.
-
Здравствуйте
-
Спасибо
-
Пожалуйста
-
Отойди от меня
-
Добрый вечер
-
Андрей - воробей
-
До свидания
-
Извините
-
Простите
-
Эй, ты…
-
Благодарю
-
Прощай
-
Подойди ко мне
-
Будьте любезны
-
Рад вас видеть
Мы выбрали много вежливых слов. А как вы понимаете, что такое вежливость?
(слайд №5)Вежливость - умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
И так вы правильно выбрали слова и по праву можете занять свои места на теплоходе. Мы отплываем от берега, но чтобы нам не было в пути скучно, послушаем стихотворение С.Я. Маршака о вежливости. (слайд №6) После прослушивания вы, ребята, должны будете рассказать, какие вежливые поступки призывает совершать С.Я. Маршак в своём стихотворении?
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
Ответы детей на вопрос, поставленный перед чтением стихотворения.
Какие же вежливые поступки призывает совершать С.Я. Маршак в своём стихотворении?
Ребята, а какие вежливые поступки совершаете вы?
Молодцы, ребята, вы рассказали много интересного о себе, я считаю, что вас можно назвать вежливыми людьми.
Учитель. Наш теплоход подплыл к берегу. Мы выходим на берег. (слайд №7)
Экскурсия по городу начинается с площади, название которой мы узнаем, отгадав загадку.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
Мы находимся на площади под названием «Радужная». Чтобы пройти по этой площади надо расставить все цвета радуги на свои места. (слайд №8)
Наша радуга будет необычной. На полосках написаны слова, поставив полоски по местам, мы сможем их прочитать
-
Дарить
-
Обществу
-
Благородство
-
Радость
-
Общение
-
Талант
-
Азарт
-А ещё, здесь зашифровано слово, читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете, каким качеством обладают люди, которые здесь живут. (Доброта)
-
(слайд №9) Как вы думаете, что такое доброта?
(плакат: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству)
-
Когда у вас в классе все по-доброму, какое у всех настроение?
-
Становится теплее, правда?
-
А что на Земле всех людей согревает? (солнышко)
Продолжим наше путешествие по улице Солнечной. (слайд №10)
- (слайд №11) У нас на доске солнышко. Но лучики этого солнышка непростые, они подскажут нам правила добрых поступков.
-
Здоровайся при встрече.
-
Не груби, даже если сердит.
-
Проявляй доброжелательность.
-
Будь вежлив и воспитан.
-
Относись к другим так, как хотелось бы , чтобы относились к тебе.
(слайд №12) На этой улице растут необычные цветы (учитель показывает цветы). Это цветы Доброты.
- Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?
Д. Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик».
У. Кому и как помогла девочка в этой сказке?
Дети отвечают.
- А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка?
Учитель проходит по классу, дети отрывают по лепестку и говорят своё желание..
- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
Д. Нет. (Если ответят да, то : кому - то быть добрым легко, а кто - то скажет, что для него это очень трудно. Бывает, что у человека на пути к добру ожидают и взлёты и падения…)
У. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Вот мы добрались до проспекта Культуры. (слайд №13)
На этом проспекте живут такие же, как и вы, мальчики и девочки. Давайте послушаем рассказы об этих детях и найдём ошибки, в чем дети были не правы?
Ситуация 1. (слайд №14) Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой!" "А ты как его зовешь?" - спросила мама. - "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")
Ситуация 2. (слайд №15) В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!"
(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям "Здравствуйте!")
(слайд №16 -17)
- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь.
- (слайд №18) Послушайте сказку и ответьте на вопросы:
-
В чем нравоучительный смысл басни?
-
Чему она учит?
"Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем".
(Вывод: не делай зла, будь добрым)
(слайд №19) В городе Культуры есть Парк «Хороших поступков». В этом городе есть обычай, гости, побывавшие в этом парке, обязательно должны оставить о себе память. Обычно для этого сажают растение. Вот и мы с вами сейчас тоже оставим в парке память о себе. У каждого на парте лежит белый лист и цветные карандаши. Вам предстоит нарисовать свой цветок Доброты и в центре цветка, написать какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
Дети рисуют под песню « Доброта» (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученко), . Дети прикрепляют свои цветы к доске.
- Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
Ребята, нам пора возвращаться. Наше мероприятие подошло к концу. Я надеюсь, что из того, о чём здесь шла речь, вы сделаете определённые выводы. Желаю вам, чтобы на вашем жизненном пути встречалось только хорошее, а плохое старайтесь обходить стороной. Спасибо вам за активное участие в беседе. А в заключении давайте вспомним и споём песню самого доброго сказочного героя-кота Леопольда. (слайд №20)
(дети исполняют песню «Если добрый ты...»)
(Слова есть у каждого ученика и на экране)
(слайд №21)
Используемая литература:
-
"Это Вам, родители", А.О. Пинт Издательство " Знание", Москва 1967 г.
-
Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или "Что такое хорошо и что такое плохо" - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
-
Максименко Н.А. Спутник классного руководителя 1-4 кл. Волгоград: Учитель, 2008.
7