Творческий проект Классные часы с использованием притч (10-11 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий проект

Юзвик Татьяна Валериановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №29


1

Тема

Роль притчи в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся 10-11 классов.

2

Актуальность темы

Всестороннее развитие личности предполагает формирование в человеке нравственных чувств, которые составляют основу его отношений к Родине, труду, другим людям, природе, обществу, государству и миру в целом. Основным стержнем этих отношений должны являться те моральные правила и нормы, которые присущи человеку с нравственно-ценностными убеждениями.

Жанр притчи, на наш взгляд, наиболее интересен для обучающихся старших классов. Их привлекает небольшой объем, глубокое по смыслу содержание, отсутствие прямого наставления, нравоучения. Соединяя в себе мудрость и простоту, притчи учат думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение.

3

Объект исследования

Классные часы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

4

Предмет исследования

Приемы активизации духовно-нравственного развития учащихся при работе с текстами притч на классных часах.

5

Цель

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности учащихся через обращение к жанру притчи.

6

Задачи

  1. Изучать приоритетные жизненные ориентиры и нравственные ценности обучающихся.

  2. Способствовать развитию интереса к размышлениям о роли духовно-нравственных ценностей в жизни человека.

  3. Развивать личностные качества обучающихся.

7

Гипотеза

Чтение и анализ притчи способствует развитию и совершенствованию личностных качеств обучающихся.

8

Критерии оценки ожидаемых результатов

  1. Самостоятельное чтение притч.

  2. Навыки творческой работы.

  3. Повышение уровня духовной зрелости старшеклассников.

9

Сроки эксперимента

2008-2010

10

Этапы эксперимента

  1. Подготовительный: изучение содержания притч, проектирование классных часов в соответствии с тематикой (сентябрь - октябрь 2008 г.)

  2. Практический: проведение классных часов в системе воспитательной работы с классом (ноябрь 2008 - март 2010).

  3. Обобщающий: диагностика духовно-нравственной зрелости школьников, представление опыта работы (апрель 2010 г.)

11

База эксперимента

10 «а» естественнонаучный класс (2008-2009 учебный год)

11 «а» естественнонаучный класс (2009-2010 учебный год)

12

Форма представления результатов

  1. Открытые классные часы

  2. Выступление на школьном педагогическом совете по воспитательной работе.



Распределение классных часов по целевым установкам в течение учебного года:


Вид классных часов

10 класс

11 класс

Тематические

10

9

Ситуационные

9

8

Организационные

8

7

Итоговые

7

6

ИТОГО:

34

30


Тематическое планирование классных часов

по направлениям воспитательной работы


10 класс

Месяц

Здоровьесберегающее

Духовно-нравственное

Гражданско-правовое

Военно-патриотическое

Профориентационное

Сентябрь


Понимание в нашей жизни (т)

Устав школы и другие законы (о)

С Днем рождения, любимый город! (с)


Профиль нашего класса (и)

Октябрь

Личная психогигиена старшеклассника. Итоги 1 четверти (и)

О дружбе и ее испытаниях (т)

Свобода и ответственность (с)


Профессии по профилю (о)

Ноябрь

Разве мы не знали все это раньше? (о)

Добро и зло в человеке (с)

Что значит быть человеком? (т)

Каждый человек имеет право (и).



Декабрь

Мы за безопасный Новый год! (о)

К чему стремятся люди? (с)


Патриотизм истинный и мнимый (т)

ВУЗы и ССУЗы

РС (Я).

Итоги 1 полугодия. (и)

Январь


Как жить в гармонии с собой? (т)

Познай себя (с)

Готовимся к Смотру песни и строя (о)


Февраль

О дурных привычках и их последствиях (т)

О милосердии (т)


О защитниках страны. Вчера. Сегодня. Завтра. (с)

Мы выбираем, нас выбирают (о)

Март


О тех, кто предан нам (с)

Все в наших руках (т)

Куда уходит детство? Итоги 3 четверти. (и)



Апрель

Легенды и мифы о здоровье (и)

Правила общения (с)


Чем можно и нужно гордиться, говоря о Родине? (т)

Через год сдаем ЕГЭ (о)

Май

Как уберечься от насилия? (с)

Помним. Гордимся. Благодарим. (т)


Готовимся к майским праздникам (о)

Кем быть и каким быть?. Итоги года. (и)

Итого по направлению

6

11

6

5

6


11 класс

Месяц

Здоровьесберегающее

Духовно-нравственное

Гражданско-правовое

Военно-патриотическое

Профориентационное

Сентябрь

Итоги лета. О физической и психологической готовности к последнему школьному году (и)

Человек и его духовные ценности (т)

«… Но Гражданином быть обязан» (о)


Творчество в профессии и в жизни (с)

Октябрь


Учитель, которому я благодарен (с)


Не проходите мимо! (Итоги месячника проф.прав.)


Куда пойти учиться? (о)

Ноябрь

Как противостоять давлению среды (с)

О милосердии (т)


Десять Заповедей (т)



Декабрь


Что в жизни важнее всего? (т)

О выборе пути (с)


Выбор профессии. Итоги 1 полугодия.(и)

Январь

О ЕГЭ и не только (о)

Мои родители для меня и я для моих родителей (с)




Февраль

О тревожности и способах ее снятия. (и)

Твори добро (т)


Родина для меня, я для Родины (с)

Имидж и стиль (т)

Март

Как преодолевать трудности и перегрузки? (о)

Что важнее - любить самому или быть любимым? (с)

Ответственность за правонарушения (т)



Апрель

Чистая совесть дарит… (т)

На пороге взрослой жизни (и)


Готовимся к майским праздникам (о)

«За» и «против» моей будущей профессии (о)

Май

Психологические приемы подготовки к ЕГЭ (о)

Что такое счастье? (т)


Память - через поколения (с)

До свидания, школа! Итоги года (и)

Итого по направлению

7

9

5

3

6


Классные часы по духовно-нравственному воспитанию

с использованием текстов притч:


10 класс:

1. Добро и зло в человеке (приложение 1)

2. Все в наших руках (приложение 2)

3. Правила общения (приложение 3)

11 класс:

1. Что в жизни важнее всего? (приложение 4)


При работе с текстами притч на этих классных часах были выявлены следующие приемы активизации духовно-нравственного развития учащихся:

  1. Анализ содержания притчи.

  2. Анализ проблемных вопросов.

  3. Работа с нравственными понятиями.

- выделение слов, выражающих смысл понятия;

- определение понятий, поиск ассоциаций;

- ранжирование.

4. Приемы активизации нравственных эмоций и чувств:

- актуализация эмоционального опыта;

- коммуникативное письмо;

- тестирование.

Результаты работы над темой проекта:

  1. Ученики класса, будучи в настоящее время студентами, отмечают, что на классных часах в 10-11 классах у них появился интерес к жанру притчи. Многие из них самостоятельно читают притчи, рекомендуют их друзьям, однокурсникам.

  2. Результаты анкетирования, проведенного в конце каждого учебного года, показали рост уровня воспитанности обучающихся (10 класс: средний балл - 3,89, 11 класс: средний балл - 4,25).

Творческий проект Классные часы с использованием притч (10-11 класс)

Список использованной литературы.


  1. Все о классных часах. // Классный руководитель, №2, 2009.

  2. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 2. Работа с детским коллективом и родителями / авт.-сост. Л.М.Сыромятникова. - М.:Глобус, 2009.

  3. Никитина Н.Н. Как сделать общественные ценности достоянием личности? // Классный руководитель, №4, 2004.

  4. Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. Я.В.Голубева. - Волгоград: Учитель, 2006.

  5. Спутник классного руководителя. 9-11 классы. Воспитательная работа в профильной школе / авт-сост. Е.М.Сафронова / под ред. Е.М. Сафроновой. - М.: Глобус, 2007.

  6. pritchi.castle.by

  7. skazkipritchi.ru



© 2010-2022