- Преподавателю
- Классному руководителю
- Творческий проект Классные часы с использованием притч (10-11 класс)
Творческий проект Классные часы с использованием притч (10-11 класс)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юзвик Т.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Творческий проект
Юзвик Татьяна Валериановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №29
1
Тема
Роль притчи в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся 10-11 классов.
2
Актуальность темы
Всестороннее развитие личности предполагает формирование в человеке нравственных чувств, которые составляют основу его отношений к Родине, труду, другим людям, природе, обществу, государству и миру в целом. Основным стержнем этих отношений должны являться те моральные правила и нормы, которые присущи человеку с нравственно-ценностными убеждениями.
Жанр притчи, на наш взгляд, наиболее интересен для обучающихся старших классов. Их привлекает небольшой объем, глубокое по смыслу содержание, отсутствие прямого наставления, нравоучения. Соединяя в себе мудрость и простоту, притчи учат думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение.
3
Объект исследования
Классные часы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
4
Предмет исследования
Приемы активизации духовно-нравственного развития учащихся при работе с текстами притч на классных часах.
5
Цель
Совершенствовать духовно-нравственные качества личности учащихся через обращение к жанру притчи.
6
Задачи
-
Изучать приоритетные жизненные ориентиры и нравственные ценности обучающихся.
-
Способствовать развитию интереса к размышлениям о роли духовно-нравственных ценностей в жизни человека.
-
Развивать личностные качества обучающихся.
7
Гипотеза
Чтение и анализ притчи способствует развитию и совершенствованию личностных качеств обучающихся.
8
Критерии оценки ожидаемых результатов
-
Самостоятельное чтение притч.
-
Навыки творческой работы.
-
Повышение уровня духовной зрелости старшеклассников.
9
Сроки эксперимента
2008-2010
10
Этапы эксперимента
-
Подготовительный: изучение содержания притч, проектирование классных часов в соответствии с тематикой (сентябрь - октябрь 2008 г.)
-
Практический: проведение классных часов в системе воспитательной работы с классом (ноябрь 2008 - март 2010).
-
Обобщающий: диагностика духовно-нравственной зрелости школьников, представление опыта работы (апрель 2010 г.)
11
База эксперимента
10 «а» естественнонаучный класс (2008-2009 учебный год)
11 «а» естественнонаучный класс (2009-2010 учебный год)
12
Форма представления результатов
-
Открытые классные часы
-
Выступление на школьном педагогическом совете по воспитательной работе.
Распределение классных часов по целевым установкам в течение учебного года:
Вид классных часов
10 класс
11 класс
Тематические
10
9
Ситуационные
9
8
Организационные
8
7
Итоговые
7
6
ИТОГО:
34
30
Тематическое планирование классных часов
по направлениям воспитательной работы
10 класс
Месяц
Здоровьесберегающее
Духовно-нравственное
Гражданско-правовое
Военно-патриотическое
Профориентационное
Сентябрь
Понимание в нашей жизни (т)
Устав школы и другие законы (о)
С Днем рождения, любимый город! (с)
Профиль нашего класса (и)
Октябрь
Личная психогигиена старшеклассника. Итоги 1 четверти (и)
О дружбе и ее испытаниях (т)
Свобода и ответственность (с)
Профессии по профилю (о)
Ноябрь
Разве мы не знали все это раньше? (о)
Добро и зло в человеке (с)
Что значит быть человеком? (т)
Каждый человек имеет право (и).
Декабрь
Мы за безопасный Новый год! (о)
К чему стремятся люди? (с)
Патриотизм истинный и мнимый (т)
ВУЗы и ССУЗы
РС (Я).
Итоги 1 полугодия. (и)
Январь
Как жить в гармонии с собой? (т)
Познай себя (с)
Готовимся к Смотру песни и строя (о)
Февраль
О дурных привычках и их последствиях (т)
О милосердии (т)
О защитниках страны. Вчера. Сегодня. Завтра. (с)
Мы выбираем, нас выбирают (о)
Март
О тех, кто предан нам (с)
Все в наших руках (т)
Куда уходит детство? Итоги 3 четверти. (и)
Апрель
Легенды и мифы о здоровье (и)
Правила общения (с)
Чем можно и нужно гордиться, говоря о Родине? (т)
Через год сдаем ЕГЭ (о)
Май
Как уберечься от насилия? (с)
Помним. Гордимся. Благодарим. (т)
Готовимся к майским праздникам (о)
Кем быть и каким быть?. Итоги года. (и)
Итого по направлению
6
11
6
5
6
11 класс
Месяц
Здоровьесберегающее
Духовно-нравственное
Гражданско-правовое
Военно-патриотическое
Профориентационное
Сентябрь
Итоги лета. О физической и психологической готовности к последнему школьному году (и)
Человек и его духовные ценности (т)
«… Но Гражданином быть обязан» (о)
Творчество в профессии и в жизни (с)
Октябрь
Учитель, которому я благодарен (с)
Не проходите мимо! (Итоги месячника проф.прав.)
Куда пойти учиться? (о)
Ноябрь
Как противостоять давлению среды (с)
О милосердии (т)
Десять Заповедей (т)
Декабрь
Что в жизни важнее всего? (т)
О выборе пути (с)
Выбор профессии. Итоги 1 полугодия.(и)
Январь
О ЕГЭ и не только (о)
Мои родители для меня и я для моих родителей (с)
Февраль
О тревожности и способах ее снятия. (и)
Твори добро (т)
Родина для меня, я для Родины (с)
Имидж и стиль (т)
Март
Как преодолевать трудности и перегрузки? (о)
Что важнее - любить самому или быть любимым? (с)
Ответственность за правонарушения (т)
Апрель
Чистая совесть дарит… (т)
На пороге взрослой жизни (и)
Готовимся к майским праздникам (о)
«За» и «против» моей будущей профессии (о)
Май
Психологические приемы подготовки к ЕГЭ (о)
Что такое счастье? (т)
Память - через поколения (с)
До свидания, школа! Итоги года (и)
Итого по направлению
7
9
5
3
6
Классные часы по духовно-нравственному воспитанию
с использованием текстов притч:
10 класс:
1. Добро и зло в человеке (приложение 1)
2. Все в наших руках (приложение 2)
3. Правила общения (приложение 3)
11 класс:
1. Что в жизни важнее всего? (приложение 4)
При работе с текстами притч на этих классных часах были выявлены следующие приемы активизации духовно-нравственного развития учащихся:
-
Анализ содержания притчи.
-
Анализ проблемных вопросов.
-
Работа с нравственными понятиями.
- выделение слов, выражающих смысл понятия;
- определение понятий, поиск ассоциаций;
- ранжирование.
4. Приемы активизации нравственных эмоций и чувств:
- актуализация эмоционального опыта;
- коммуникативное письмо;
- тестирование.
Результаты работы над темой проекта:
-
Ученики класса, будучи в настоящее время студентами, отмечают, что на классных часах в 10-11 классах у них появился интерес к жанру притчи. Многие из них самостоятельно читают притчи, рекомендуют их друзьям, однокурсникам.
-
Результаты анкетирования, проведенного в конце каждого учебного года, показали рост уровня воспитанности обучающихся (10 класс: средний балл - 3,89, 11 класс: средний балл - 4,25).
Список использованной литературы.
-
Все о классных часах. // Классный руководитель, №2, 2009.
-
Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 2. Работа с детским коллективом и родителями / авт.-сост. Л.М.Сыромятникова. - М.:Глобус, 2009.
-
Никитина Н.Н. Как сделать общественные ценности достоянием личности? // Классный руководитель, №4, 2004.
-
Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. Я.В.Голубева. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Спутник классного руководителя. 9-11 классы. Воспитательная работа в профильной школе / авт-сост. Е.М.Сафронова / под ред. Е.М. Сафроновой. - М.: Глобус, 2007.
-
pritchi.castle.by
-
skazkipritchi.ru