- Преподавателю
- Классному руководителю
- Технология проектирования воспитательной работы классным руководителем
Технология проектирования воспитательной работы классным руководителем
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федотова Н.И. |
Дата | 22.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Наумовская ООШ
Доклад
Федотова Надежда Ивановна,
учитель химии, классный руководитель
Технология проектирования воспитательной работы классным руководителем.
Планирование воспитательной работы в школе. Виды планирования. Содержание и структура плана воспитательной работы с классом. Знакомство с примерной программой анализа состояния и результатов воспитательной работы с классом; определение целевых ориентиров воспитательной деятельности: идеальная цель, результативная цель, процессуальная цель; постановка задач как составляющих компонентов цели воспитательной деятельности; определение ведущих направлений, форм и способов жизнедеятельности класса; планирование индивидуальной работы с учащимися; планирование работы с родителями; изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе
План воспитательной работы классного руководителя может состоять из шести разделов:
1, Анализ воспитательной работы за прошедший год
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Основные направления и дела классного коллектива.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5.Работа с родителями.
6. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.
Рассмотрим отдельные технологические аспекты воспитательной работы классного руководителя: целеполагание, планирование, педагогический анализ, взаимодействие с родителями.
Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
Важнейшими этапами в технологии воспитательной работы классного руководителя являются этапы целеполагания и планирования воспитательной работы.
Целеполагание включает обоснование и выдвижение целей, определение путей их достижения, проектирование ожидаемого результата. Целеполагающая деятельность будет успешной при условии соблюдения требований: диагностичности, реальности, преемственности, согласованности, непротиворечивости целей, их направленности на результат.
Условно выделяют (Л.В. Байбародова и др.) три типа целеполагания.
Типы целеполагания
Жесткое целеполагание - цели и план действий задаются извне, а в процессе взаимодействия задания конкретизируются и распределяются
Свободное целеполагание - учащиеся вырабатывают собственные цели, составляют план действий в процессе совместного поиска
Интегрированное целеполагание - цели классной группы задаются педагогом, но способы их достижения, планирование действий осуществляется в процессе совместного поиска с учетом потребностей, интересов, возможностей учащихся
В условиях конкретного класса могут реализоваться все типы целеполагания, но наиболее эффективным является тип свободного целеполагания.
Классный руководитель осуществляет также постановку задач воспитания. Как известно, понятия «цель» и «задачи» соотносятся как целое и часть. При таком подходе задача есть выражение цели, а цель воспитания - это система решаемых педагогических задач. Кроме того, задачи могут рассматриваться в качестве главных путей достижения целей. Еще один подход к установлению взаимосвязи цели и задач предложил ученый-педагог В.П. Беспалько. Он условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализацию ее с помощью конкретных действий и средств. Например, если цель воспитательной работы классного руководителя формулируется как «развитие творческих способностей учащихся», то «развитие творческих способностей учащихся через организацию деятельности литературного кружка» может рассматриваться уже как задача воспитания. В целом разграничение воспитательных целей и задач в работе классного руководителя имеет относительный характер.
Процесс целеполагания достаточно длительный по времени и осуществляется в соответствии с общей технологией целеполагания в воспитательном процессе. В теории и методике воспитания предложен алгоритм целеполагания как вида деятельности классного руководителя (Л.В. Байбородова, М. И. Рожков).
1. Диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности педагога и учащихся
2. Прогнозирование возможных результатов воспитательной работы, моделирование целей и задач
3. Организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности классного руководителя, учащихся, родителей и других субъектов воспитательного процесса в классе
4. Уточнение целей и задач, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений учащихся, родителей и других, а также прогнозируемых результатов
Этап диагностики в целеполагании состоит в изучении состояния воспитательного процесса, уровня воспитанности учащихся, результатов их деятельности на предыдущем этапе, с опорой на информацию (оценку), полученную от самих учащихся. Это позволяет классному руководителю выявить наиболее ценное и важное в предыдущем воспитательном опыте, лучше осознать потребности и запросы учащихся, соотнести оценки эффективности воспитательной работы, данные педагогами и учащимися. Далее на основе результатов педагогической диагностики, совместного с учащимися анализа воспитательной работы за предыдущий период классный руководители определяет первый вариант целей и задач воспитания учащихся данного классе. Моделируя цели и задачи, он также учитывает общие цели воспитания; особенности целей воспитания региона, школы, класса; успешность решения задач воспитания в школе и классе в текущем году и т. д. Этап организации коллективного целеполагания предполагает трансформацию замыслов, задач классного руководителя в замыслы и задачи учащихся. В то же время проблемы, выражающие потребности интересы детей, актуализированные на этапе диагностики, должны оформиться в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. Следует учесть вывод исследователей о том, что учащиеся быстрее и осознаннее присваивают те педагогические цели, которые связаны с их жизнью, возрастными потребностями и интересами, предъявленные им в значимой, яркой, эмоциональной форме.
Уточняя цели и задачи, классный руководитель анализирует организацию взаимодействия педагогов и учащихся в ходе целеполагания; согласованность целей и задач детей и педагогов; прогнозирование, предучет интересов и потребностей учащихся; удалось ли провести педагогические замыслы через замыслы учеников. Целеполагание логично переходит в этап планирования воспитательной работы классного руководителя. План - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (по Н.И. Дереклеевой). Опорными документами для составления плана воспитательной работы классного руководителя являются концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи, которые утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. В педагогической литературе определены принципы планирования работы классного руководителя.
Принципы планирования воспитательной работы
Целенаправленность и конкретность воспитательных задач; планируемые содержание и формы работы должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач
Учет возрастных, индивидуальных особенностей учащихся, уровня их воспитанности, уровня развития и особенностей ученической группы, сложившихся традиций и др.
Преемственность, систематичность, последовательность; исключение дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы
Связь планируемой воспитательной работы с жизнью общества, с практической жизнью детей, что предполагает включение учащихся в активную деятельность, преобразование окружающей среды
Разнообразие содержания, форм воспитательной работы, видов деятельности учащихся; целостность воздействия на сознание, чувства и поведение учащихся
Конкретность, разумная детализированность, реальность плана
Согласованность плана с другими планами школы, детских общественных организаций, внешкольных учреждений; учет воспитательного потенциала социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений и др.
Гибкость, вариативность, непрерывный характер планирования
Коллективный творческий характер планирования, участие в нем педагогов, учащихся, родителей и других
Ориентация на развитие детей, на реализацию их потребностей и интересов
Общий ход планирования может быть представлен тремя этапами (Л.В. Байбородова)
Этапы планирования
1. Составление классным руководителем проекта плана
2. Коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов классным руководителем; сбор предложений, идей учащихся, родителей, других педагогов, работающих в классе)
3. Внесение классным руководителем необходимых изменений в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформлении плана
Планирование воспитательной работы в классе должно быть увлекательным для школьников и реализовываться в разных формах с учетом возрастной специфики например, «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел».
Деятельность классного руководителя по составлению плана в целом включает изучение существующих нормативных документов в области воспитания, психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций, передового опыта, в том числе опыта своих коллег; знакомство с другими существующими в школе планами работы с учащимися; педагогическую диагностику; составление характеристики классной группы; формулировку целей и задач воспитательной работы; отбор видов и форм воспитывающей деятельности. В результате педагог определяет содержании и различные формы работы с детьми в соответствии с поставленными целями и требованиями, предъявляемыми к плану воспитательной работы. Скоординировав свои предложения с предложениями детей и родителей, классный руководитель оформляет план воспитательной работы. Традиционная структура плана воспитательном работы классного руководителя представлена следующими разделами.
Структура и содержание плана воспитательной работы классного руководителя
Название раздела плана
Содержание раздела плана
Анализ состояния
воспитательной работы и характеристика классной группы
Анализируются состояние и результаты воспитательной работы за предыдущий учебный год. Характеристика классной группы содержит:
сведения о составе класса (количество учащихся, девочек, мальчиков),
состоянии здоровья, уровне воспитанности, успеваемости, работоспособности, интересах, занятости учащихся в кружках, секциях и т. д., наличии в классе учащихся из многодетных, неполных семей или нуждающихся в повышенном внимании со стороны педагогов. Приводятся также данные о сплоченности, уровне развития классной группы, о наличии актива, самоуправления (советы дел, инициативные группы), характере взаимоотношений учащихся в классе, их ценностных ориентациях и т. д. Раскрываются взаимосвязи классной группы с общешкольным коллективом
2. Воспитательные
задачи
Формулируются основные (ведущие) задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Воспитательные задачи вытекают из анализа работы; на их решение будет направлена вся планируемая работа с учащимися, родителями, педагогическим коллективом
3. Организация жизнедеятельности классного коллектива
Планируется содержание разнообразных видов деятельности классного коллектива, методы и формы их организации
4. Индивидуальная работа с учащимися
Планируется работа классного руководителя по воспитанию отдельных учащихся, по созданию наилучших условий для их развития и обучения
5. Работа с родителями учащихся
Планируются тематика и формы взаимодействия с родителями учащихся; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания учащихся; планируются формы работы с родительским комитетом, привлечения родителей к участию в жизни класса и школы
6. Взаимодействие с педагогическим коллективом
Намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе (индивидуальные беседы, консилиумы и др.)
Существуют различные подходы к оформлению раздела «Организация жизне деятельности классного коллектива» и к планированию в целом:
-планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова);
-по ключевым делам (В.А. Караковский);
-в соответствии с целевыми комплексными программами (О.С. Газман);
-календарное планирование;
-план-сетка и др.
Недели четверти
Виды деятельности
Познавательная
Трудовая
Художественная
Спортивная
Свободное общение
1 неделя
2 неделя
Месяц
Ключевое дело месяца, подготовка к нему
Ответственный совет дела
Сентябрь
Октябрь
Недели четверти
Программы воспитания
Здоровье
Учение
Труд
Общение
Образ жизни
Досуг
в семье
в школе
1 неделя
2 неделя
Время проведения
Название мероприятия
Кто проводит
Отметка о выполнении
Разработанный в начале учебного года план воспитательной работы постоянно корректируется. В конце учебного года план работы педагога становится предмету профессионального анализа и основой для составления плана воспитательной работы на следующий учебный год.