Методическая разработка классного часа по теме «Что такое «экстремизм»?»

         Актуальность темы данного классного часа не вызывает сомнений. Основная масса студентов нашего колледжа живёт в Амурской области, удалённой от центра тысячами километров. Большинство ни разу не выезжало за пределы области и имеют очень слабое представление о том, как живут их сверстники в крупных городах.  О событиях общероссийского и международного значения студенты узнают из телевизионных программ, прессы, интернета. Но значимость тех или иных событий многие не осознают. «Всё это прои...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно-методический центр

Межшкольной Интеллектуальной Ассоциации педагогов России «МГИА КЛИиО»



Методическая разработка классного часа по теме


«Что такое «экстремизм»?»


Разработчик: Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Амурской области «Амурский аграрный колледж», преподаватель иностранных языков высшей квалификационной категории Судницина Ольга Александровна




Цель: Дать определение экстремизма.

Задачи:

  1. Выяснить причины возникновения экстремизма.

  2. Учить студентов анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.

  3. Формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия насилия, терроризма и экстремизма.

Оборудование: медиапроектор, презентация, видео фильмы о террористических актах (кадры), анкета.

Форма проведения: беседа.

Время: 45 минут

План проведения:

  1. Введение.

  2. Вступительное слово классного руководителя. Анализ анкетирования.

  3. Беседа (с презентацией).

3.1 Рассказ преподавателя: Что такое экстремизм?

3.2 Просмотр кадров хроники о действиях террористов в Буденновске, Москве, Беслане, США.

4. Беседа со студентами по прослушанному и увиденному.

Литература:

  1. Материалы интернет - сайтов

  2. Анкета Городского Молодёжного Центра «Выбор» (г. Благовещенск)

  3. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

  4. Материалы газеты «Комсомольская правда»


Введение

Перед проведением классного часа классный руководитель проводит анкетирование группы. Это необходимо для того, чтобы выяснить следующие вопросы:

  1. Понимают ли студенты понятие «экстремизм»?

  2. Насколько этот вопрос актуален персонально для каждого из них?

Мною использовалась анкета, которую составил МУ Городской Молодёжный Центр «Выбор» для социологического опроса.

Анкета

  1. Сталкивались ли Вы когда-нибудь с понятием «экстремизм»?

  1. да, мне хорошо знакомо это понятие

  2. приходилось слышать, но точного представления о том, что это, не имею

  3. нет, никогда не сталкивался (-лась) с этим понятием

  1. Как Вы думаете, что такое экстремизм?

  1. это деятельность по организации и проведению террористических акций и других мероприятий, в том числе направленных на ущемление прав и свободы представителей тех или иных наций, религий.

  2. это форма международного политического взаимодействия

  3. это вид активной деятельности, получивший большую популярность среди молодёжи, связанный с риском для жизни, главной целью которого является получение всяких эмоций и всплеск адреналина (паркур, альпинизм, горные лыжи, серфинг и т.п.)

  1. Существует ли, по вашему мнению, угроза беспорядков на национальной почве в нашем городе?

  1. да, имеет всегда

  2. да, в большинстве случаев

  3. иногда, в зависимости от ситуации

  4. в большинстве случаев не имеет

  5. не имеет значение

  6. затрудняюсь ответить

  1. Имеет ли для вас значение при общении с людьми их национальная принадлежность?

  1. да, имеет всегда

  2. да, в большинстве случаев

  3. иногда, в зависимости от ситуации

  4. в большинстве случаев не имеет

  5. не имеет значение

  6. затрудняюсь ответить

  1. Есть ли среди вашего ближайшего окружения представители национальностей, отличной от вашей?

    Да

    Нет

    Не знаю

    1 среди близких родственников

    1

    2

    3

    2 среди друзей

    1

    2

    3

    3 среди соседей

    1

    2

    3

    4 среди коллег по работе, учебе

    1

    2

    3

  2. Интересуют ли вас культурные традиции других народов?

  1. да

  2. нет

  3. затрудняюсь ответить

  1. Приходилось ли вам присутствовать па мероприятиях, на которых присутствовали в большинстве представители национальности отличной от вашей?

  1. да

  2. нет

  3. затрудняюсь ответить Переход к вопросу № 9

  1. Какие впечатления остались от данного мероприятии?

  1. положительные

  2. нейтральные

  3. отрицательные

  4. затрудняюсь ответить

  1. Пойдете ли вы на мероприятие, на котором будут присутствовать в большинстве представители национальности отличной от вашей?

  1. да

  2. скорее да, чем нет

  3. скорее нет, чем да

  4. скорее нет


  1. Как Вы относитесь к представителям следующих групп населения, проживающих на территории города Благовещенска? (отметьте наиболее подходящий Вам вариант в каждой строке)

    Группы населения

    Отношусь хорошо, не вижу ничего плохого в том, что они живут в нашем городе

    Отношусь нейтрально, каждый может жить там, где хочет

    В принципе не имею ничего против, но не сказал(а) бы, что мне нравится что они живут в нашем городе

    Отношусь плохо, они меня раздражают, им не место в нашем городе

    1

    Граждане Китая

    1

    2

    3

    4

    2

    Представители стран Кавказского региона (Армения, Грузия, Азербайджан и др.)

    1

    2

    3

    4

    3 .

    Представители стран Средней Азии (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и др.)

    1

    2

    3

    4

    4

    Представители религий, не относящихся к христианству (буддизм, мусульманство, иудаизм и др.)

    1

    2

    3

    4

    5

    Представители различных христианских церквей, не относящихся к Российской Православной Церкви (Новое поколение, Благая весть, Свидетели Иеговы и др.)

    1

    2

    3

    4

    6

    Люди, занимающие более низкое положение в обществе

    1

    2

    3

    4

    7

    Люди без определённого места :жительства (Бомжи)

    1

    2'

    3

    4

  2. В каком качестве Вы готовы принять представителей каждой из национальностей? (отметьте наиболее подходящий Вам вариант в каждой строке)

Группы населения

в качестве

в качестве

в качестве

в качестве

в качестве

в качестве

предпочитаю

близких

друзей

соседей

одногруп-

граждан

туристов

не

по

и близких

по

пников, од-

моей

моей

видеть их

браку

родственников

дому,

улице

нокурсников, сослуживцев

страны

страны

в своей стране

1

Граждане России

1

2

3

4

5

6

7

2

Граждане Китая

1

2

3

4

5

6

7

о

Представители Азиатских государств (Корея, Япония)

1

2

3

4

5

6

7

4

Представители стран Кавказского региона (Армения, Грузия, Азербайджан и Др.)

1

2

3

1

4

5

6

7

5

Представители стран Средней Азии (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и др.)

1

2

3

4

5

6

7

6

Якуты, буряты, татары

1

2

3

4

5

6

7

7

Цыгане

1

2

3

4

5

6

7

8

0

Евреи

1

2

3

4

5

6

7


  1. Как вы относитесь к следующим событиям происходящим на территории Российской Федерации? (отметьте наиболее подходящий Вам вариант в каждой строке)

Формы экстремизма

Полностью

одобряю

Одобряю, но не всегда

Отношусь

нейтрально

Чаще не одобряю

Полностью не одобряю

1

Акции вандализма (осквернение и разрушение памятников, храмов, могил)

1

2

3

4

5

2

Агрессивное поведение спортивных фанатов

1

2

3

4

5

3

Деятельность сект

1

2

3

4

5

4

Деятельность скинхедов

1

2

3

4

5

5

Захват заложников

1

2

3

4

5

6

Рост преступности

1

2

3

4

5

7

Рост цен на продукты питания

1

2

3

4

5

8

Террористические акты

1

2

3

4

5

9

Трудности получения качественного образования

1

2

3

4

5

10

Ущемление прав людей других национальностей* религий (избиение, акты насилия и т.п.)

1

2

3

4

5

13. Оцените, пожалуйста, события по степени опасности для общества по пятибалльной шкале? (отметьте наиболее подходящий Вам вариант в каждой строке)

События

Оценка (1-наименее опасный, 5- наиболее опасный)

1

Террористические акты

1

2

3

4

5

2

Захват заложников

1

2

3

4

5

3

Ущемление прав людей других национальностей и религий (избиение, акции насилия и т.п.)

1

2

3

4

5

4

Деятельность скинхедов

1 1

2

3

4

5

5

Акции вандализма (осквернение и разрушение памятников, храмов, могил)

1

2

3

4

5

6

Агрессивное поведение спортивных фанатов

1

1

2

1

3

4

5

7

Деятельность сект

1

2

3

4

5

14. Допускаете ли Вы для себя участие в какой-нибудь акции из ниже приведенного списка? (отметьте наиболее подходящий Вам вариант в каждой строке)

Акции

Да

Может быть

Нет

1

Террористические акты

1

2

3

2

Захват заложников

1

2

3

3

Ущемление прав людей других национальностей и религий (избиение, акции насилия и т.п.)

1

2

3

4

Деятельность скинхедов

1

2

3

5

Акции вандализма (осквернение и'разрушение памятников, храмов, могил)

1

2

3

6

Агрессивное поведение спортивных

фанатов

1

2

3

7

Деятельность сект

1

2

3

15. Как Вы считаете, почему люди совершают террористические акты?

  1. из религиозных соображений

  2. это хороший способ заработать большие деньги

  3. они используют эти акты как акт протеста, способ влияния на власть

  4. из желания ощутить свою силу через причинение несчастья другим людям

  5. другое (напишите свой вариант ответа)

16. Как бы Вы оценили действия тех людей, которые совершают террористические акты?

  1. осуждать нужно только тех, кто их организовывает и руководит исполнителями

  2. всё зависит от ситуации и тех целей, которые они преследуют

  3. поддерживаю, так как в некоторых случаях подобные действия необходимы

  4. они заслуживают только осуждения

17. Случалось ли Вам становиться жертвами насилия (избиение в школе, дома, вымогательство, угрозы, запугивание, поджоги, взрывы, уличные беспорядки и т.п.)?

  1. да

  2. нет

  3. я не хотел(а) бы отвечать на этот вопрос

18. Случалось ли Вам самому участвовать в актах насилия (избиение в школе, дома, вымогательство, угрозы, запугивание, поджоги, взрывы, уличные беспорядки и т.п.)?

  1. да

  2. нет

  3. я не хотел(а) бы отвечать на этот вопрос

А теперь расскажите немного о себе:

  1. Ваш пол: мужской; женский

  2. Ваш возраст: лет

  3. Укажите Вашу национальность:

  4. Укажите Ваше вероисповедание:

  1. христианство

  2. мусульманство

  3. буддизм

  4. другое (напишите свой вариант ответа)

  1. К какому типу Вы отнесли бы свою семью?

  1. полная семья

  2. не полная семья

  3. опекунство

  4. другое

  1. Как бы Вы охарактеризовали благосостояние Вашей семьи?

  1. денег вполне достаточно, чтобы ни в чём себе не отказывать

  2. покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор) не вызывает у нас трудностей, однако покупка квартиры или дорогой автомашины сейчас недоступна

  3. денег вполне достаточно для приобретения необходимых продуктов питания и одежды, однако на более крупные покупки приходится откладывать

  4. денег хватает только на приобретение продуктов питания

  5. денег не хватает даже на приобретение продуктов питания

Проанализировав ответы, классный руководитель определяет направления беседы.


  1. Вступительное слово классного руководителя. Анализ анкетирования. (см. Приложение)

3. Беседа (с презентацией).

3.1 Рассказ преподавателя:

Что такое экстремизм?

Термин «экстремизм» происходит от латинского слова ехtremus - крайний. В справочной литературе под экстремизмом традиционно принято понимать «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)». Слово «экстремист» трактуется как человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних мер.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ под экстремисткой деятельностью (экстремизмом) понимаются:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей указанных деяний и являющихся преступлением;

  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Экстремизм - это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма: политический, национальный и религиозный.

Примером национального экстремизма является движение скинхедов. Это одно из самых распространенных националистических движений, которое зародилось в Англии в 60-е годы. Дословный перевод этого течения обозначает - «бритая голова». Первыми представителями этого движения были молодые люди из рабочих кварталов Лондона, представители тяжелого физического труда, которые первоначально выступали за запрет использования дешевой рабочей силы из стран третьего мира. А в 70 - е годы скинхеды уже выступали с идеей «расовой чистоты» и «отъема рабочих мест у понаехавших эмигрантов». Это движение очень быстро получило поддержку в других странах мира. С середины 90-х годов Россию охватило движение «скинов», которое существует по сегодняшний день и имеет отряды агрессивно-настроенных «молодчиков». Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».

Политический экстремизм - это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. Примером политического экстремизма является движение Национал - большевистской партии, лидером которой является Эдуард Лимонов.

На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Рост в 2009 г. количества преступлений экстремистского характера значительно увеличился в сравнении с предыдущими двумя годами.

3.2 Просмотр кадров хроники о действиях террористов в Буденновске, Москве, Беслане, США.

4. Беседа.

Студенты отвечают на вопросы преподавателя. Необходимо вовлечь всех студентов в беседу, анализировать ответы, направлять и подсказывать, объяснять непонятные слова, исправлять неправильные употребления слов и понятий, приводить примеры, побуждать студентов к рассказу о пережитом опыте своём или своих знакомых.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как не стать жертвой теракта? (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)

2. Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))

3. Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)

4. Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).

5. Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).

6. Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).

7. Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главная - цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).


Приложение:

Анализ анкетирования студентов группы 3110 бух.

В анкетировании участвовало 17 человек.

Основные моменты, на которые классный руководитель обратила внимание:

  1. В вопросе 2 12 человек отметили пункт 3 - полное непонимание понятия.

  2. В вопросах 10 и 11 больше всего неприязнь вызывают представители (по убывающей) Кавказа, Средней Азии, цыгане, китайцы. Одна отметила всех, кроме России.

  3. В вопросе 12 полностью не одобряют (10 человек) вандализм, спортивных фанатов, ущемление прав, рост преступности); 1 отметила скинхедов. 1 нейтрально относится к терактам.

  4. В вопросе 14 одна допускает возможность участие в захвате заложников.

  5. В вопросе 16 настораживает количество студентов, выбравших пункт 2 - 5.

  6. В вопросе 17 - 4 человека (!) не захотели ответить.

  7. В вопросе 18 - 3 (!) ответили положительно.

  8. Вся группа - девушки.

  9. Возраст: 11 человек - 18 лет, 3 - 19 лет, 3 - 21 год.

  10. Вопрос 22 - 12 позиционируют себя как христиан. 4 не указали.

  11. Вопрос 23 - 6 человек из неполных семей.

  12. Вопрос 24 - больше всего - пункты 2, 3 (по 7). При этом 2 ответа 4.




© 2010-2022