- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка классного часа по теме «Что такое «экстремизм»?»
Методическая разработка классного часа по теме «Что такое «экстремизм»?»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Судницина О.А. |
Дата | 26.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Информационно-методический центр
Межшкольной Интеллектуальной Ассоциации педагогов России «МГИА КЛИиО»
Методическая разработка классного часа по теме
«Что такое «экстремизм»?»
Разработчик: Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Амурской области «Амурский аграрный колледж», преподаватель иностранных языков высшей квалификационной категории Судницина Ольга Александровна
Цель: Дать определение экстремизма.
Задачи:
-
Выяснить причины возникновения экстремизма.
-
Учить студентов анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.
-
Формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия насилия, терроризма и экстремизма.
Оборудование: медиапроектор, презентация, видео фильмы о террористических актах (кадры), анкета.
Форма проведения: беседа.
Время: 45 минут
План проведения:
-
Введение.
-
Вступительное слово классного руководителя. Анализ анкетирования.
-
Беседа (с презентацией).
3.1 Рассказ преподавателя: Что такое экстремизм?
3.2 Просмотр кадров хроники о действиях террористов в Буденновске, Москве, Беслане, США.
4. Беседа со студентами по прослушанному и увиденному.
Литература:
-
Материалы интернет - сайтов
-
Анкета Городского Молодёжного Центра «Выбор» (г. Благовещенск)
-
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
-
Материалы газеты «Комсомольская правда»
Введение
Перед проведением классного часа классный руководитель проводит анкетирование группы. Это необходимо для того, чтобы выяснить следующие вопросы:
-
Понимают ли студенты понятие «экстремизм»?
-
Насколько этот вопрос актуален персонально для каждого из них?
Мною использовалась анкета, которую составил МУ Городской Молодёжный Центр «Выбор» для социологического опроса.
Анкета
-
Сталкивались ли Вы когда-нибудь с понятием «экстремизм»?
-
да, мне хорошо знакомо это понятие
-
приходилось слышать, но точного представления о том, что это, не имею
-
нет, никогда не сталкивался (-лась) с этим понятием
-
Как Вы думаете, что такое экстремизм?
-
это деятельность по организации и проведению террористических акций и других мероприятий, в том числе направленных на ущемление прав и свободы представителей тех или иных наций, религий.
-
это форма международного политического взаимодействия
-
это вид активной деятельности, получивший большую популярность среди молодёжи, связанный с риском для жизни, главной целью которого является получение всяких эмоций и всплеск адреналина (паркур, альпинизм, горные лыжи, серфинг и т.п.)
-
Существует ли, по вашему мнению, угроза беспорядков на национальной почве в нашем городе?
-
да, имеет всегда
-
да, в большинстве случаев
-
иногда, в зависимости от ситуации
-
в большинстве случаев не имеет
-
не имеет значение
-
затрудняюсь ответить
-
Имеет ли для вас значение при общении с людьми их национальная принадлежность?
-
да, имеет всегда
-
да, в большинстве случаев
-
иногда, в зависимости от ситуации
-
в большинстве случаев не имеет
-
не имеет значение
-
затрудняюсь ответить
-
Есть ли среди вашего ближайшего окружения представители национальностей, отличной от вашей?
Да
Нет
Не знаю
1 среди близких родственников
1
2
3
2 среди друзей
1
2
3
3 среди соседей
1
2
3
4 среди коллег по работе, учебе
1
2
3
-
Интересуют ли вас культурные традиции других народов?
-
да
-
нет
-
затрудняюсь ответить
-
Приходилось ли вам присутствовать па мероприятиях, на которых присутствовали в большинстве представители национальности отличной от вашей?
-
да
-
нет
-
затрудняюсь ответить Переход к вопросу № 9
-
Какие впечатления остались от данного мероприятии?
-
положительные
-
нейтральные
-
отрицательные
-
затрудняюсь ответить
-
Пойдете ли вы на мероприятие, на котором будут присутствовать в большинстве представители национальности отличной от вашей?
-
да
-
скорее да, чем нет
-
скорее нет, чем да
-
скорее нет
-
Как Вы относитесь к представителям следующих групп населения, проживающих на территории города Благовещенска? (отметьте наиболее подходящий Вам вариант в каждой строке)
№
Группы населения
Отношусь хорошо, не вижу ничего плохого в том, что они живут в нашем городе
Отношусь нейтрально, каждый может жить там, где хочет
В принципе не имею ничего против, но не сказал(а) бы, что мне нравится что они живут в нашем городе
Отношусь плохо, они меня раздражают, им не место в нашем городе
1
Граждане Китая
1
2
3
4
2
Представители стран Кавказского региона (Армения, Грузия, Азербайджан и др.)
1
2
3
4
3 .
Представители стран Средней Азии (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и др.)
1
2
3
4
4
Представители религий, не относящихся к христианству (буддизм, мусульманство, иудаизм и др.)
1
2
3
4
5
Представители различных христианских церквей, не относящихся к Российской Православной Церкви (Новое поколение, Благая весть, Свидетели Иеговы и др.)
1
2
3
4
6
Люди, занимающие более низкое положение в обществе
1
2
3
4
7
Люди без определённого места :жительства (Бомжи)
1
2'
3
4
-
В каком качестве Вы готовы принять представителей каждой из национальностей? (отметьте наиболее подходящий Вам вариант в каждой строке)
Группы населения
в качестве
в качестве
в качестве
в качестве
в качестве
в качестве
предпочитаю
близких
друзей
соседей
одногруп-
граждан
туристов
не
по
и близких
по
пников, од-
моей
моей
видеть их
браку
родственников
дому,
улице
нокурсников, сослуживцев
страны
страны
в своей стране
1
Граждане России
1
2
3
4
5
6
7
2
Граждане Китая
1
2
3
4
5
6
7
о
Представители Азиатских государств (Корея, Япония)
1
2
3
4
5
6
7
4
Представители стран Кавказского региона (Армения, Грузия, Азербайджан и Др.)
1
2
3
1
4
5
6
7
5
Представители стран Средней Азии (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и др.)
1
2
3
4
5
6
7
6
Якуты, буряты, татары
1
2
3
4
5
6
7
7
Цыгане
1
2
3
4
5
6
7
8
0
Евреи
1
2
3
4
5
6
7
-
Как вы относитесь к следующим событиям происходящим на территории Российской Федерации? (отметьте наиболее подходящий Вам вариант в каждой строке)
№
Формы экстремизма
Полностью
одобряю
Одобряю, но не всегда
Отношусь
нейтрально
Чаще не одобряю
Полностью не одобряю
1
Акции вандализма (осквернение и разрушение памятников, храмов, могил)
1
2
3
4
5
2
Агрессивное поведение спортивных фанатов
1
2
3
4
5
3
Деятельность сект
1
2
3
4
5
4
Деятельность скинхедов
1
2
3
4
5
5
Захват заложников
1
2
3
4
5
6
Рост преступности
1
2
3
4
5
7
Рост цен на продукты питания
1
2
3
4
5
8
Террористические акты
1
2
3
4
5
9
Трудности получения качественного образования
1
2
3
4
5
10
Ущемление прав людей других национальностей* религий (избиение, акты насилия и т.п.)
1
2
3
4
5
13. Оцените, пожалуйста, события по степени опасности для общества по пятибалльной шкале? (отметьте наиболее подходящий Вам вариант в каждой строке)
№
События
Оценка (1-наименее опасный, 5- наиболее опасный)
1
Террористические акты
1
2
3
4
5
2
Захват заложников
1
2
3
4
5
3
Ущемление прав людей других национальностей и религий (избиение, акции насилия и т.п.)
1
2
3
4
5
4
Деятельность скинхедов
1 1
2
3
4
5
5
Акции вандализма (осквернение и разрушение памятников, храмов, могил)
1
2
3
4
5
6
Агрессивное поведение спортивных фанатов
1
1
2
1
3
4
5
7
Деятельность сект
1
2
3
4
5
14. Допускаете ли Вы для себя участие в какой-нибудь акции из ниже приведенного списка? (отметьте наиболее подходящий Вам вариант в каждой строке)
№
Акции
Да
Может быть
Нет
1
Террористические акты
1
2
3
2
Захват заложников
1
2
3
3
Ущемление прав людей других национальностей и религий (избиение, акции насилия и т.п.)
1
2
3
4
Деятельность скинхедов
1
2
3
5
Акции вандализма (осквернение и'разрушение памятников, храмов, могил)
1
2
3
6
Агрессивное поведение спортивных
фанатов
1
2
3
7
Деятельность сект
1
2
3
15. Как Вы считаете, почему люди совершают террористические акты?
-
из религиозных соображений
-
это хороший способ заработать большие деньги
-
они используют эти акты как акт протеста, способ влияния на власть
-
из желания ощутить свою силу через причинение несчастья другим людям
-
другое (напишите свой вариант ответа)
16. Как бы Вы оценили действия тех людей, которые совершают террористические акты?
-
осуждать нужно только тех, кто их организовывает и руководит исполнителями
-
всё зависит от ситуации и тех целей, которые они преследуют
-
поддерживаю, так как в некоторых случаях подобные действия необходимы
-
они заслуживают только осуждения
17. Случалось ли Вам становиться жертвами насилия (избиение в школе, дома, вымогательство, угрозы, запугивание, поджоги, взрывы, уличные беспорядки и т.п.)?
-
да
-
нет
-
я не хотел(а) бы отвечать на этот вопрос
18. Случалось ли Вам самому участвовать в актах насилия (избиение в школе, дома, вымогательство, угрозы, запугивание, поджоги, взрывы, уличные беспорядки и т.п.)?
-
да
-
нет
-
я не хотел(а) бы отвечать на этот вопрос
А теперь расскажите немного о себе:
-
Ваш пол: мужской; женский
-
Ваш возраст: лет
-
Укажите Вашу национальность:
-
Укажите Ваше вероисповедание:
-
христианство
-
мусульманство
-
буддизм
-
другое (напишите свой вариант ответа)
-
К какому типу Вы отнесли бы свою семью?
-
полная семья
-
не полная семья
-
опекунство
-
другое
-
Как бы Вы охарактеризовали благосостояние Вашей семьи?
-
денег вполне достаточно, чтобы ни в чём себе не отказывать
-
покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор) не вызывает у нас трудностей, однако покупка квартиры или дорогой автомашины сейчас недоступна
-
денег вполне достаточно для приобретения необходимых продуктов питания и одежды, однако на более крупные покупки приходится откладывать
-
денег хватает только на приобретение продуктов питания
-
денег не хватает даже на приобретение продуктов питания
Проанализировав ответы, классный руководитель определяет направления беседы.
-
Вступительное слово классного руководителя. Анализ анкетирования. (см. Приложение)
3. Беседа (с презентацией).
3.1 Рассказ преподавателя:
Что такое экстремизм?
Термин «экстремизм» происходит от латинского слова ехtremus - крайний. В справочной литературе под экстремизмом традиционно принято понимать «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)». Слово «экстремист» трактуется как человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних мер.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ под экстремисткой деятельностью (экстремизмом) понимаются:
-
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
-
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
-
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
-
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
-
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
-
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
-
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
-
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
-
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
-
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
-
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей указанных деяний и являющихся преступлением;
-
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
-
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Экстремизм - это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма: политический, национальный и религиозный.
Примером национального экстремизма является движение скинхедов. Это одно из самых распространенных националистических движений, которое зародилось в Англии в 60-е годы. Дословный перевод этого течения обозначает - «бритая голова». Первыми представителями этого движения были молодые люди из рабочих кварталов Лондона, представители тяжелого физического труда, которые первоначально выступали за запрет использования дешевой рабочей силы из стран третьего мира. А в 70 - е годы скинхеды уже выступали с идеей «расовой чистоты» и «отъема рабочих мест у понаехавших эмигрантов». Это движение очень быстро получило поддержку в других странах мира. С середины 90-х годов Россию охватило движение «скинов», которое существует по сегодняшний день и имеет отряды агрессивно-настроенных «молодчиков». Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».
Политический экстремизм - это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. Примером политического экстремизма является движение Национал - большевистской партии, лидером которой является Эдуард Лимонов.
На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Рост в 2009 г. количества преступлений экстремистского характера значительно увеличился в сравнении с предыдущими двумя годами.
3.2 Просмотр кадров хроники о действиях террористов в Буденновске, Москве, Беслане, США.
4. Беседа.
Студенты отвечают на вопросы преподавателя. Необходимо вовлечь всех студентов в беседу, анализировать ответы, направлять и подсказывать, объяснять непонятные слова, исправлять неправильные употребления слов и понятий, приводить примеры, побуждать студентов к рассказу о пережитом опыте своём или своих знакомых.
Вопросы для обсуждения:
-
Как не стать жертвой теракта? (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)
2. Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))
3. Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)
4. Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
5. Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
6. Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).
7. Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главная - цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).
Приложение:
Анализ анкетирования студентов группы 3110 бух.
В анкетировании участвовало 17 человек.
Основные моменты, на которые классный руководитель обратила внимание:
-
В вопросе 2 12 человек отметили пункт 3 - полное непонимание понятия.
-
В вопросах 10 и 11 больше всего неприязнь вызывают представители (по убывающей) Кавказа, Средней Азии, цыгане, китайцы. Одна отметила всех, кроме России.
-
В вопросе 12 полностью не одобряют (10 человек) вандализм, спортивных фанатов, ущемление прав, рост преступности); 1 отметила скинхедов. 1 нейтрально относится к терактам.
-
В вопросе 14 одна допускает возможность участие в захвате заложников.
-
В вопросе 16 настораживает количество студентов, выбравших пункт 2 - 5.
-
В вопросе 17 - 4 человека (!) не захотели ответить.
-
В вопросе 18 - 3 (!) ответили положительно.
-
Вся группа - девушки.
-
Возраст: 11 человек - 18 лет, 3 - 19 лет, 3 - 21 год.
-
Вопрос 22 - 12 позиционируют себя как христиан. 4 не указали.
-
Вопрос 23 - 6 человек из неполных семей.
-
Вопрос 24 - больше всего - пункты 2, 3 (по 7). При этом 2 ответа 4.