- Преподавателю
- Классному руководителю
- Педсовет «Классный час как форма организации воспитательного процесса»
Педсовет «Классный час как форма организации воспитательного процесса»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тойбазарова А.Д. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
А.Д Тойбазарова, заместитель директора по ВР, КГУ ОШ№ 116 г. Алматы
Н. В Гвоздева, руководитель МО классных руководителей, КГУ ОШ№ 116 г.
ПЕДСОВЕТ
«Классный час как форма организации воспитательного процесса»
Цель:
повысить эффективность проведения классного часа как одной из основных форм воспитательной работы
Задачи:
-
Содействовать формированию у педагогов научно-обоснованных представлений о классном часе, его основных компонентах, алгоритме подготовки и проведения.
-
Проанализировать и оценить результативность открытого классного часа и совместной работы
по его подготовке и проведению.
-
Принять и утвердить «Положение о классном часе»
В ходе подготовки к педсовету были посещены классные часы в каждом классе, проведено анкетирование детей и классных руководителей, диагностика психолога по организации воспитательной работы.
План проведения педсовета:
-
Голос ученика (видео) Дети отвечали на вопросы:
- Как ты считаешь нужно ли проводить классные часы?
- Классный час и урок: - это одно и то же? Почему?
- Зачем нужны классный час?
- Какие классные часы тебе запомнились? Почему?
-
Выступление Бекмуратовой С.А. по результатам диагностики.
Вопросы анкет:
- Что Вы думаете о классном часе?
- Хотели бы Вы сами определять темы классного часа?
- Участвуете ли Вы в подготовке классных часов?
Да Нет Иногда Нет, но хотелось бы
- Какой последний классный час Вы запомнили? О чем он был?
- Каким бы Вы хотели видеть классный час?
Веселый
Интересным
Таким какой есть
Более познавательным
Различные мероприятия
-Какие темы классных часов Вы хотели бы предложить?
-
Выступление Тойбазаровой А.Д. по теме педсовета
-
Анализ разработок классных часов. Обмен мнениями. Гвоздева Н.В
-
Практическая работа
Уважаемые коллеги! Хочу начать педсовет с задания, выполнение которого позволит выяснить сущность такой формы работы как классный час. Для этого вам предлагается ряд определений классного часа. Ваша задача - определить, какое их них на ваш взгляд является наиболее точным и почему ( 2 мин)
Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы.
Н.И. Болдырев
Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Н.Е.Щуркова, Н.С. Финданцевич
Классный час - время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия.
Е.В.Титова
Классный час, в нашем понимании, - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным.
Л.И.Маленкова
Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками.
В.П.Созонов
Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Л.В.Байбородова
ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ КЛАССНОГО ЧАСА:
Под классным часом понимается специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса
НАМИ КЛАССНЫЙ ЧАС ПОНИМАЕТСЯ
как гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Основные компоненты личностно-ориентированного классного часа
Целевой
Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.
Содержательный
Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности.
Организационно-деятельностный
Учащиеся являются полноправными организаторами классного час, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.
Оценочно-аналитический
В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.
Для подготовки и проведения классного часа в любой форме разработан определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы:
-
Определение целей и задач.
-
Выбор формы воспитательной работы, определение жанра.
-
Создание психологического настроя.
-
Предварительная подготовка.
-
Проведение самого мероприятия.
-
Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
-
обсуждение успешности (не успешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
-
собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Классный час должен быть не регламентирован временем (он может продлиться от 20-30 минут до нескольких часов).
Не должен быть «привязан» к месту - классной комнате: он может быть проведен в библиотеке, в спортзале, на природе, на улице…и т.п.
Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой приглашенный, родитель это может быть и группа людей (группа родителей, авторский коллектив, творческая группа и т.д.).
Подготовку и проведение классного часа можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.
Первый ШАГ
Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению
На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, важно, чтобы каждый из ребят принял участие. А из образуемой «кучи малы» идей всегда можно выбрать интересные предложения.
Второй ШАГ
Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов
Целевые ориентиры:
-
Формирование знаний о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы.
-
Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.
-
Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.
-
Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
-
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
-
Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
-
Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
В основу классного часа обязательно должна ставиться проблема, и эта проблема должна быть личностно значима для каждого ребёнка. Только в этом случае можно добиться реализации поставленной воспитательной цели.
Очень часто педагог ставя воспитательные цели реализует их пассивными методами ( лекции, беседы во время которых дети изнывают от скуки либо ищут чем бы заняться) Выбирая форму проведения классного часа следует отдавать предпочтение активным методам воспитания
-
дискуссионные формы:
- диспут,
- дискуссия,
- конференция,
- круглый стол,
- вечер вопросов и ответов,
- встреча с приглашенными людьми,
- лекция,
- лекторий,
- аукцион; -
формы состязательного характера:
- конкурс,
- викторина,
- путешествие,
- КВН,
- эстафета полезных дел,
- смотр,
- парад,
- презентация,
- турнир,
- олимпиада; -
творческие формы:
- фестиваль,
- выставка,
- устный журнал,
- живая газета,
- творческий труд,
- представление (проектов),
- юморина,
- спектакль,
- концерт,
- ярмарка; -
игровые формы:
- ролевые игры,
- сюжетные игры,
- интеллектуальные,
- игры - катастрофы; -
формы психологического просвещения:
- тренинг,
- исследование; -
подвижные формы:
- веселые старты,
- малая олимпиада,
- школьная олимпиада,
- день...(атлетики, здоровья и т.д.); -
формы работы вне школы:
- экскурсия,
- поход,
- выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Третий ШАГ
Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа
Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.
В подготовительной работе к классному часу сочетаются приемы и методы как индивидуальной, так и групповой деятельности учащихся, классный руководитель является координатором совместных усилий по подготовке классного часа. Старается сделать все для того, чтобы готовящееся мероприятие было полезным и интересным для учащихся, способствовало проявлению и развитию их индивидуальности, творчества. Вместе с ребятами определяет, кто из них будет выполнять роль главного героя в данном классном часе, чьи творческие способности помогут в его проведении.
Чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.
Четвертый ШАГ
Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа
Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:
-
Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
-
Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
-
В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?
-
Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?
-
Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?
Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.
Пятый ШАГ
Проведение классного часа
Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.
Шестой ШАГ
Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы
по его подготовке и проведению
В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.
Качественная оценка классного часа
-
Цели и задачи классного часа: ясность, чёткость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса.
-
Оформление классного часа: продуманность, современность, оригинальность оформления, его необходимость для реализации замысла классного руководителя, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.
-
Содержание: интеллектуальная и духовно нравственная ценность избранного содержания: соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа.
-
Организация: использование современных технологий (компьютерные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, применение диалоговых приёмов общения).
-
Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе классного часа.
-
Педагогическое обеспечение классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение педагогического такта и культуры речи. Компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности.
-
Полученные результаты: удовлетворённость классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итоги
На завершающем этапе педсовета его участникам (учителям) показ мультфильма «Как добиться своей цели». После его просмотра они должны объяснить в чём заключается проблема. Почему поросёнок так и не смог добиться желаемого?
5. Практическая работа
Участникам педагогического совета были розданы разработки классных часов взятые из интернета. Перед ними была поставлена следующая задача: проанализировать данные разработки, отметить их положительные и отрицательные стороны, и предложить такие формы и методы проведения данного классного часа, вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность.
Решение педагогического совета
1. Разнообразить формы и методы проведения классных часов, включая проектную деятельность и ИКТ, методы самоконтроля и самооценки деятельности.
2. Привлекать учащихся к определению тем для классных часов и их проведению.
3. В конце учебного года каждому классному руководителю представить в методическую копилку школы одну сценарную разработку тематического классного часа.
4. Делиться опытом с коллегами, проводить открытые классные часы не менее 1 раза в год.