Педсовет «Классный час как форма организации воспитательного процесса»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.Д Тойбазарова, заместитель директора по ВР, КГУ ОШ№ 116 г. Алматы

Н. В Гвоздева, руководитель МО классных руководителей, КГУ ОШ№ 116 г.


ПЕДСОВЕТ

«Классный час как форма организации воспитательного процесса»

Педсовет «Классный час как форма организации воспитательного процесса»Педсовет «Классный час как форма организации воспитательного процесса»Педсовет «Классный час как форма организации воспитательного процесса»


Цель:

повысить эффективность проведения классного часа как одной из основных форм воспитательной работы

Задачи:

  • Содействовать формированию у педагогов научно-обоснованных представлений о классном часе, его основных компонентах, алгоритме подготовки и проведения.

  • Проанализировать и оценить результативность открытого классного часа и совместной работы

по его подготовке и проведению.

  • Принять и утвердить «Положение о классном часе»

В ходе подготовки к педсовету были посещены классные часы в каждом классе, проведено анкетирование детей и классных руководителей, диагностика психолога по организации воспитательной работы.

План проведения педсовета:

  1. Голос ученика (видео) Дети отвечали на вопросы:

- Как ты считаешь нужно ли проводить классные часы?

- Классный час и урок: - это одно и то же? Почему?

- Зачем нужны классный час?

- Какие классные часы тебе запомнились? Почему?

  1. Выступление Бекмуратовой С.А. по результатам диагностики.

Вопросы анкет:

- Что Вы думаете о классном часе?

- Хотели бы Вы сами определять темы классного часа?

- Участвуете ли Вы в подготовке классных часов?

Да Нет Иногда Нет, но хотелось бы

- Какой последний классный час Вы запомнили? О чем он был?

- Каким бы Вы хотели видеть классный час?

Веселый

Интересным

Таким какой есть

Более познавательным

Различные мероприятия

-Какие темы классных часов Вы хотели бы предложить?

  1. Выступление Тойбазаровой А.Д. по теме педсовета

  2. Анализ разработок классных часов. Обмен мнениями. Гвоздева Н.В

  3. Практическая работа

Уважаемые коллеги! Хочу начать педсовет с задания, выполнение которого позволит выяснить сущность такой формы работы как классный час. Для этого вам предлагается ряд определений классного часа. Ваша задача - определить, какое их них на ваш взгляд является наиболее точным и почему ( 2 мин)

Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы.

Н.И. Болдырев

Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Н.Е.Щуркова, Н.С. Финданцевич

Классный час - время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия.

Е.В.Титова

Классный час, в нашем понимании, - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным.

Л.И.Маленкова

Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками.

В.П.Созонов

Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Л.В.Байбородова

ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ КЛАССНОГО ЧАСА:

Под классным часом понимается специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса

НАМИ КЛАССНЫЙ ЧАС ПОНИМАЕТСЯ

как гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

Основные компоненты личностно-ориентированного классного часа



Целевой

Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.

Содержательный

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности.

Организационно-деятельностный

Учащиеся являются полноправными организаторами классного час, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.

Оценочно-аналитический

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.

Для подготовки и проведения классного часа в любой форме разработан определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы:

  1. Определение целей и задач.

  2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра.

  3. Создание психологического настроя.

  4. Предварительная подготовка.

  5. Проведение самого мероприятия.

  6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:

  1. обсуждение успешности (не успешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

  2. собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.

Классный час должен быть не регламентирован временем (он может продлиться от 20-30 минут до нескольких часов).

Не должен быть «привязан» к месту - классной комнате: он может быть проведен в библиотеке, в спортзале, на природе, на улице…и т.п.

Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой приглашенный, родитель это может быть и группа людей (группа родителей, авторский коллектив, творческая группа и т.д.).

Подготовку и проведение классного часа можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.


Первый ШАГ


Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению

На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, важно, чтобы каждый из ребят принял участие. А из образуемой «кучи малы» идей всегда можно выбрать интересные предложения.


Второй ШАГ


Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов

Целевые ориентиры:

  1. Формирование знаний о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы.

  2. Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.

  3. Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.

  4. Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

  5. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

  6. Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

  7. Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

В основу классного часа обязательно должна ставиться проблема, и эта проблема должна быть личностно значима для каждого ребёнка. Только в этом случае можно добиться реализации поставленной воспитательной цели.

Очень часто педагог ставя воспитательные цели реализует их пассивными методами ( лекции, беседы во время которых дети изнывают от скуки либо ищут чем бы заняться) Выбирая форму проведения классного часа следует отдавать предпочтение активным методам воспитания

  • дискуссионные формы:
    - диспут,
    - дискуссия,
    - конференция,
    - круглый стол,
    - вечер вопросов и ответов,
    - встреча с приглашенными людьми,
    - лекция,
    - лекторий,
    - аукцион;

  • формы состязательного характера:
    - конкурс,
    - викторина,
    - путешествие,
    - КВН,
    - эстафета полезных дел,
    - смотр,
    - парад,
    - презентация,
    - турнир,
    - олимпиада;

  • творческие формы:
    - фестиваль,
    - выставка,
    - устный журнал,
    - живая газета,
    - творческий труд,
    - представление (проектов),
    - юморина,
    - спектакль,
    - концерт,
    - ярмарка;

  • игровые формы:
    - ролевые игры,
    - сюжетные игры,
    - интеллектуальные,
    - игры - катастрофы;

  • формы психологического просвещения:
    - тренинг,
    - исследование;

  • подвижные формы:
    - веселые старты,
    - малая олимпиада,
    - школьная олимпиада,
    - день...(атлетики, здоровья и т.д.);

  • формы работы вне школы:
    - экскурсия,
    - поход,
    - выход (концерт, цирковое, театральное представление).

Третий ШАГ


Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа

Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.

В подготовительной работе к классному часу сочетаются приемы и методы как индивидуальной, так и групповой деятельности учащихся, классный руководитель является координатором совместных усилий по подготовке классного часа. Старается сделать все для того, чтобы готовящееся мероприятие было полезным и интересным для учащихся, способствовало проявлению и развитию их индивидуальности, творчества. Вместе с ребятами определяет, кто из них будет выполнять роль главного героя в данном классном часе, чьи творческие способности помогут в его проведении.

Чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.


Четвертый ШАГ


Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа

Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:

  1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

  2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

  3. В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?

  4. Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?

  5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?

Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.


Пятый ШАГ


Проведение классного часа

Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.


Шестой ШАГ


Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы

по его подготовке и проведению

В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

Качественная оценка классного часа

  • Цели и задачи классного часа: ясность, чёткость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса.

  • Оформление классного часа: продуманность, современность, оригинальность оформления, его необходимость для реализации замысла классного руководителя, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.

  • Содержание: интеллектуальная и духовно нравственная ценность избранного содержания: соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа.

  • Организация: использование современных технологий (компьютерные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, применение диалоговых приёмов общения).

  • Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе классного часа.

  • Педагогическое обеспечение классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение педагогического такта и культуры речи. Компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности.

  • Полученные результаты: удовлетворённость классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итоги

На завершающем этапе педсовета его участникам (учителям) показ мультфильма «Как добиться своей цели». После его просмотра они должны объяснить в чём заключается проблема. Почему поросёнок так и не смог добиться желаемого?

5. Практическая работа

Участникам педагогического совета были розданы разработки классных часов взятые из интернета. Перед ними была поставлена следующая задача: проанализировать данные разработки, отметить их положительные и отрицательные стороны, и предложить такие формы и методы проведения данного классного часа, вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность.

Решение педагогического совета

1. Разнообразить формы и методы проведения классных часов, включая проектную деятельность и ИКТ, методы самоконтроля и самооценки деятельности.

2. Привлекать учащихся к определению тем для классных часов и их проведению.

3. В конце учебного года каждому классному руководителю представить в методическую копилку школы одну сценарную разработку тематического классного часа.

4. Делиться опытом с коллегами, проводить открытые классные часы не менее 1 раза в год.


© 2010-2022