Рабочая программа внеурочной деятельности ЮИДД

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ОДО ЮИДД


Пояснительная записка

Актуальной проблемой современной жизни является дет­ский дорожный транспортный травматизм. С увеличением ко­личества машин на улицах города увеличилось и количество ДТП с участием детей и подростков.

Детский дорожно-транспортный травматизм устойчиво за­нимает ведущее место среди других видов и, пожалуй, труднее всего поддается снижению. Анализ причин происходящих ДТП, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной является недисциплинированность детей на дороге и легкомысленное отношение к опасности на дороге. Отсутствие навыков и автоматизма оценки опасности дорожной ситуации. Пренебрежительное по недоумению отношение к последствиям беспечного восприятия опасности.

Знакомство с методами обучения детей правилам дорожного движения даёт основания для выводов о теоретической направ­ленности обучения без развития мотивированного, направленно­го на самосохранение, поведения детей. Наблюдается недостаток методов психологического, эмоционального воздействия на де­тей при изучении ПДД, отсюда и слабое закрепление знаний ПДД и безответственное отношение к их соблюдению.

Опыт передовых школ показывает: наибольшая эффектив­ность как по усвоению ПДД, так и по выработке автоматизма безопасного поведения, что является основной целью обучения детей, достигается при применении методик, подобных игровым видам спорта. Подобные методики включают все сферы воспри­ятия, и закрепления навыков детей (познавательную, психоэмо­циональную, релаксомоторную).

Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть за­менен на опыт, накопленный обществом.

Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учё­том их психологических и физиологических особенностей.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проез­жей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает усвоить информацию и дать правильную команду к действию.

Рост ребенка - серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за ма­шин водителям. Ребенок может не услышать звук приближаю­щегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного вни­мания.

Внимание детей избирательно и концентрируется не на пред­метах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и время восприя­тия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрос­лых.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем больше сообрази­тельность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение.

С другой стороны, даже отличное знание правил само по се­бе не гарантирует маленькому пешеходу безопасности на доро­ге. Конечно, изучение правил дорожного движения - дело нуж­ное, но главная задача не в этом.

Целью данной образовательной программы и работы по профилактике детского, дорожно-транспортного травматизма в це­лом является: привить учащимся устойчивые навыки безопасно­го поведения в любой дорожной ситуации.

Программа ставит ряд педагогических задач:

• Изучить правила дорожного движения для пешехода, пас­сажира автотранспорта, велосипедиста, водителя, познакомить­ся с группами дорожных знаков.

  • Разработать свой безопасный маршрут от дома до школы.

  • Знать сигналы светофора.


  • Формировать чувство ответственности при нахождении на проезжей части.

  • Развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и осознанного поведения на дороге.

Возрастная группа - учащиеся 5-6 классов. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двига­тельной активностью, желанием развиваться физически, демон­стрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. Нас интересует подростковый возраст и осо­бенности развития и формирования личности подростка. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера дея­тельности, а главное - качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы.

Подростки участвуют во многих разнообразных видах дея­тельности: в учебно-образовательном труде, в общественной куль­турно-массовой работе, в физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственном труде школы, во вне­школьной предпринимательской работе, в творческом труде. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место.

Программа реализуется по следующим этапам:

  1. Дорожная «Азбука» - раздел, в котором обучающиеся зна­комятся с правилами для всех участников дорожного движения, дорожными знаками, узнают о службе ГАИ (ГИБДД) и о работе регулировщика.

  2. «Мой друг - велосипед» - раздел, в котором обучающиеся знакомятся с транспортным средством - велосипедом, учатся правилам езды на велосипеде.

  3. «Безопасность и правила безопасности на дороге» - раз­дел, где с обучающимися рассматриваются вопросы профилак­тики детского дорожно-транспортного травматизма.

«Оказание первой медицинской помощи» - раздел, где ре­бята рассматривают виды чрезвычайных Приоритетные формы реализации программы:

  • Ролевая игра.

  • Устный журнал.

  • Эстафета.

  • Викторина.

  • Этапная игра.

-Конкурс детского рисунка «Осторожно, дорога!».

Методы, используемые в реализации программы:

  • Концентров.

  • Погружения в игровое пространство.

  • Дидактические.

  • Исследования.

Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо наличие помещения -центра профилактики детского дорожно-транспортного травма­тизма, где есть стенды с информацией о правилах поведения всех участников дорожного движения; с видами и объяснением значения дорожных знаков, методической и учебной литерату­рой для обучающихся и руководителей. Необходимо наличие «Площадки безопасности» либо в помещении, либо на улице. Нужны элементы костюма регулировщика, жезл, свисток для игровых занятий, а также велосипед как учебное пособие, кар­точки с предлагаемыми дорожными ситуациями, медицинская аптечка безопасности для проведения занятий оказания первой медицинской помощи.

Прогнозируемые результаты в ходе реализации программы.

В ходе реализации программы обучающиеся, опосредованно знакомясь с правилами поведения на дороге, изучая «Азбуку до­рожных знаков», принимая участие в конкурсных и игровых ме­роприятиях:

- закрепляют знания о правилах поведения на дороге;

- учатся быть на дороге более спокойными, внимательными и рассудительными;

  • могут оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

  • узнают основные цвета светофора;

  • узнают виды дорожных знаков, их назначения. На занятиях-практикумах обучающиеся:

  • получают навыки езды на велосипеде, изучают это транс­портное средство.

  • знают о правилах езды на велосипеде.





№ раздела/

занятия

Тема

Вид занятий

Кол-во

Часов


5 Класс

1

Вводное занятие «Улица и мы».

Беседа

1

2

Движение в нашем городе.

Беседа

1

3

Основные понятия и термины ПДД.

Теоретич.занятие

1

4

Основные права пешеходов.

Теоретич.занятие

1

5

Обязанности пешеходов.

Диагностика знаний

детей по ПДД,анкетирование

1

6

Обязанности и права пешеходов.

Диагностика знаний

детей по ПДД,анкетирование

1

7

Сигналы светофора.

Игра

1

8

Школа Светофорных наук.

Викторина

1

9

Пешеходные переходы.

Практикум

1

10

Пешеходные переходы. Правила пешехода.

Практикум

1

11

Правила поведения на улице.

Практич. занятие

1

12

Где можно и где нельзя играть.

Викторина

1

13

Элементы улиц и дорог.

Работа по таблицам

1

14

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.

Работа по таблицам

1

15

Безопасный маршрут из дома до школы и обратно.

Теоретич. занятие

1

16

Движение по улицам и дорогам.

Теоретич. занятие

1

17

Знаешь ли ты правила дорожного движения.

Игра

1

18

Знаешь ли ты правила дорожного движения. Дети и дорога.

Игра

1

19

Переход улицы на регулируемом перекрестке.

Теоретич.занятие

1

20

Переход улицы на нерегулируемом перекрестке.

Теоретич.занятие

1

21

Переход улицы на нерегулируемом перекрестке возле дома.

Решение ситуаций(карточки)

1

22

Переход улицы на нерегулируемом перекрестке возле школы.

Решение ситуаций(карточки)

1

23

Регулировщик. Сигналы регулировщика.

Рассказ

1

24

Поведение при аварийных ситуациях. Травмы.

Беседа

1

25

Виды травм.

Практикум

1

26

Общие правила оказания ПМП.

Практикум

1

27

Дорожные знаки. Виды дорожных знаков.

Теоретич.занятие

1

28

Дорожные знаки. Предупреждающие дорожные знаки.

Теоретич.занятие

1

29

Дорожные знаки. Знаки приоритетов.

Практикум

1

30

Дорожные знаки. Предписывающие.

Практикум

1

31

Дорожные знаки. Информационно-указательные.

Игра

1

32

ГАИ (ГИБДД) - помощник и друг школьника.

Игра

1

33

Устройство велосипеда.

Беседа

1

34-35

Езда на велосипеде.

Практикум

1



6 КЛАСС


1

Правила безопасности дорожного движения.

Теоретич.занятие

1

2

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Беседа

1

3

Правила безопасности пешехода. Пешеходные переходы, перекресток.

Беседа

1

4

Правила безопасности пешехода. Движение велосипедистов.

Викторина

1

5

Условия безопасного пользования общественным транспортом.

Теоретич.занятие

1

6

Условия безопасного пользования общественным транспортом . Троллейбус, трамвай, автобус.

Теоретич.занятие

1

7

Движение транспортных средств.

Беседа с элементами игры

1

8

Скорость, движение, дистанция, обгон.

Беседа с элементами игры

1

9

Остановочный путь транспортных средств.

Беседа

1

10

Я б в водители пошел, пусть меня научат. Правила для водителя.

Беседа «Правила для водителя»

1

11

Поведение во дворах и парковых зонах.

Беседа

1

12

Поведение во дворах и парковых зонах велосипедистов.

Анкета

1

13

Ответственность за нарушение ПДД участниками дорожного движения.

Беседа

1

14

Разрешается-запрещается. Правила поведения.

Закрепление знаний о правилах поведения на дороге ,

1

15

Чрезвычайные ситуации на дороге.

Работа с карточками-ситуации

1

16

Чрезвычайные ситуации на дороге. Столкновение машин.

Работа с карточками-ситуации

1

17

Чрезвычайные ситуации на дороге. Велосипедист в ЧС.

Работа с карточками-ситуации

1

18

Чрезвычайные ситуации на дороге. Мотоциклист в ЧС.

Работа с карточками-ситуации

1

19

Поведение при аварийной ситуации.

Инструктаж

1

20

Поведение при аварийной ситуации. Травмы.

Инструктаж

1

21

Наложение повязок.

Практикум

1

22

Наложение жгута и повязок.

Практикум

1

23

Остановка кровотечений. Виды кровотечений.

Практикум

1

24

Остановка кровотечений.

Практикум

1

25

Правила езды на велосипеде по улицам.

Беседа о правилах езды на велосипеде

1

26

Правила езды на велосипеде на проезжей части.

Беседа о правилах езды на велосипеде

1

27

Устройство велосипеда.

Практикум

1

28

Требования к велосипеду.

Теоретич.занятие

1

29

Езда на велосипеде.

Практикум

1

30

Езда на велосипеде. По пешеходным дорожкам.

Практикум

1

31

Правила езды на скутере.

Беседа

1

32

Правила езды на мопеде.

Беседа

1

33

Фигурное вождение велосипеда.

Практикум

1

34

Фигурное вождение велосипеда. Объезд препятствий.

Практикум

1

35

Железная дорога - зона повышенной опасности.

Беседа

1











Используемая литература

Макушкина В.И.Методические рекомендации по организации и проведению школьной игры «Светофор» ГАИ УВД Волгоградской обл.1992

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. ГАИ УВД Волгоградской обл. 1992

Дети - дорога. Младший школьник на улице. М. :Информатик , 1994

Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах .

Ковалько В.И.Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. М.ВАКО , 2004

Извекова Н.А.Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения.

М.:Просвещение,1982






© 2010-2022