Программа «Я – мы – класс»

Цель программы: создание сплоченного классного коллектива, как основы развития индивидуальности каждого ребенка.   Задачи: 1. формировать у школьников потребность в самообразовании, воспитании морально-волевых качеств, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей; 2. развить навыки группового взаимодействия и работы творческого коллектива «класс»; 3. воспитать умение действовать в нестандартных ситуациях; 4. научить детей основам сотрудничества. Пояснительная записка ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа «Я - мы - класс».


Цель программы: создание сплоченного классного коллектива, как основы развития индивидуальности каждого ребенка.

Задачи:
1. формировать у школьников потребность в самообразовании, воспитании морально-волевых качеств, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;
2. развить навыки группового взаимодействия и работы творческого коллектива «класс»;
3. воспитать умение действовать в нестандартных ситуациях;
4. научить детей основам сотрудничества.

Пояснительная записка

Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.
Многогранны виды деятельности, в которые вовлекает школьников классный руководитель. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и воспитании ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма.

Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат, которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.

Данная программа нацелена на результат, под которым подразумевается объединение обучающихся в единый коллектив с сохранением индивидуальности каждого.

Миссия классного руководителя заключается в создании единого и сплоченного коллектива, формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности подростка.

Школа - это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, воспитывающее настоящего гражданина.

В программе отведено место каждому ребенку класса. Я как классный руководитель в своей деятельности исхожу из положения, что каждый ребенок моего класса одарен и талантлив.

Данная программа рассчитана на три года.

Программа развития ученического коллектива составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Я считаю, что каждый ребенок это личность с большой буквы, но раскрыть свои возможности в полной мере он сможет, находясь в коллективе, который создает для этого особые возможности.

К.Д. Ушинский, С.Л Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. педагоги в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость изучения и методической разработки игр для школьников. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К.Д. Ушинский.

Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
Всякое развитие проходит через свои этапы. Так и в развитии ученического коллектива можно выделить пять основных этапов:

1) "песчаная россыпь"

2) "мягкая глина"

3) "мерцающий маяк"

4) "алый парус"

5) "горящий факел"

Реализация программа предусматривает развитие классного коллектива от «песчаной россыпи» до «горящего факела».

Этапы и сроки реализации программы

Программа «Я - МЫ - КЛАСС» включает в себя следующие этапы:

I ЭТАП 2014-2015.

Этап «Я».

Цель - создание условий для самореализации ребенка.

II ЭТАП 2015-2016.

Этап «Мы».

Цель - создание атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, готовности помочь друг другу.

III ЭТАП 2017-2018.

Этап «Класс».

Цель - формирование организаторских качеств школьников, развитие инициативности и самостоятельности.

Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:

  • Уровень сформированности классного коллектива.

  • Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.

  • Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся

  • Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

    Ожидаемые результаты


1. Создание единого максимально благоприятного образовательного пространства, способствующего творческому развитию детского коллектива через самоопределение, самореализацию каждого его члена.

2. Организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 5 ступеней развития «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел», способного влиться и самостоятельно функционировать.

3. Формирование детского коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД в конкретных условиях с конкретными детьми.

4. Привлечение активного и инициативного детского коллектива - организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию ученического самоуправления в своём коллективе.

5. Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего отечества, края, бережно хранящий традиции своего народа в контексте с его духовной культурой.

Роль классного руководителя в становлении коллектива

«Песчаная россыпь».

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет посильнее, и не станет россыпи. В таком коллективе каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

Роль классного руководителя на этом этапе - источник информации, хранитель традиций, командир, организатор непосредственных действий, правоохранитель, аналитик.

«Мягкая глина».

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. В коллективе, находящемся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по- настоящему его некому поддержать.

На этом этапе классный руководитель - лучший слушатель, «штурман» в совете дела. Очень важно не упустить шанс руководства выработкой ориентиров жизни коллектива.

«Мерцающий маяк».

В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В коллективе есть на кого опереться.
Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит.

Роль классного руководителя на этом этапе - «теневой» педагогический центр, наблюдатель, человек стимулирующий анализ и обсуждение. Классный руководитель старается меньше руководить, «выходить» на всех лично, а чаще работает через официальный актив, неформальных лидеров.

«Алый парус».

Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга, сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. У большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.
Позиция педагога на этом этапе может быть обозначена как консультант, «лакмусовая бумажка» состояния (педагог чутко реагирует на неблагоприятные состояния конкретных ребят, создает ситуацию для обсуждения и коррекции), «дискуссионный центр» (обращает внимание на противоречия, стимулирует их обсуждение и разрешение с учетом всех интересов).

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Роль педагога на этом этапе можно определить как «нравственный камерон», то есть на этом этапе развития особое значение имеет готовность и способность педагога к работе над собой, способность переживать и признавать свои ошибки, пересматривать свое поведение и отношение, если оно входит в противоречие в нравственными ориентирами.

Отсюда следует, что в управлении коллектива значимая роль принадлежит классному руководителю, его жизненной позиции, его профессиональным установкам, способности принимать на себя разноплановые роли, готовности к непрерывному самосовершенствованию.

Особое место в становлении классного коллектива играет организация самоуправления.

Самоуправление класса

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя - это интересно!

  2. Сотвори себя - это необходимо!

  3. Утверди себя - это возможно!

  4. Прояви себя - это реально!

Для достижения данных принципов необходимо:

  • предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

  • формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

  • воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

«Мой класс - мой выбор!»

По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими - это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» - самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

  • создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;

  • создание условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

  • развитие креативности, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;

  • воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);

  • создание благоприятных условий совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

  • формирование толерантности

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание.

В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

  • определение программы деятельности ученического коллектива;

  • избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

  • избрание исполнительных органов самоуправления (министерств);

  • установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

  • делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

  • координация работы исполнительных органов самоуправления (министерств), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

  • установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;

  • внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, возглавляемый президентом класса и состоящий из министров. Совет класса, как правило, собирается один раз в неделю.

Президент класса выбирается путем тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.

Президент класса совместно с классным руководителем

  • составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий);

  • формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий;

  • контролирует выполнение поручений.

Президент


Программа «Я – мы – класс».

Премьер-министр (заместитель)

Программа «Я – мы – класс».

Кабинет министров

Программа «Я – мы – класс».

Программа «Я – мы – класс».

Программа «Я – мы – класс».Программа «Я – мы – класс».


Премьер-министр - является заместителем президента, выполняет его функции в период отсутствия, оказывает помощь в организации деятельности министерств.


  1. Министерство образования - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает классному руководителю проводить рейтинг учащихся по результатам обучения, готовит интересные тематические классные часы, викторины, знакомит с современными достижениями науки и культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам.

  2. Министерство права и безопасности - по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, следит за исполнением законов класса, отвечает за внешний вид учащихся, разбирает конфликтные ситуации в классе, участвует в конфликтных комиссиях при рассмотрении вопросов, касающихся учащихся класса, разрабатывает систему поощрения и наказания в классе

  3. Министерство труда - организует дежурство по классу и школе, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры.

  4. Министерство культуры - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, дискотек, составление развлекательной программы, совместно с родителями и классным руководителем занимается организацией экскурсий, посещением театров и музеев, вносит разнообразие в социально значимую деятельность учащихся

  5. Министерство печати - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, готовит статьи в общешкольную газету «Школьный Домовенок», отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль над содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах, фиксирует жизнь класса в фотографиях; руководит работой по оформлению летописи класса.

  6. Министерство спорта и здоровья - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки, организовывает визиты к долго болеющим и не посещающим школу ученикам, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях по пропаганде здорового образа жизни.

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Правительство школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета:

  • рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;

  • решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

  • принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

  • оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

  • организует и проводит индивидуальную работу с семьями учеников

Этапы развития самоуправления

1 этап: Мечтатели (5-6 классы).

Динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от классного руководителя. Учитель назначает ответственных лиц. Позиция классного руководителя - он личным примером формирует у учащихся знания, умения и навыки самоуправленческой деятельности, воспитывает уважение к самой себе, уважительного отношения к членам коллектива, желание и потребность помочь классному руководителю. Одновременно в процессе коллективных дел идет подготовка учащихся к самоконтролю и к самоанализу. Это в дальнейшем открывает возможность передачи функции управления отдельными делами от классного руководителя к учащимся.

2 этап: Исполнители (7-9 классы).

Заинтересованность учащихся в делах коллектива, стабильность деятельности ученического актива и постоянное расширение его прав и обязанностей. Актив выбирается демократическим путем. Инициатива самоуправленческой деятельности исходит не только от классного руководителя, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности полностью возглавляются учащимся. Самоуправление становится ведущим условием утверждение школьника в коллективе.

Задача классного руководителя - развить у учащихся потребность в самоорганизации, самодеятельности, самооценки и самоанализа.

3 этап: Созидатели (10-11 классы).

Происходит коллективное планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. Деятельность классного руководителя - сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач. Главная позиция воспитанников - организаторская. Основой ученического самоуправления является общественное мнение, как метод педагогического стимулирования, который побуждает на общественно-полезную, творческую, активную деятельность. Метод здорового общественного мнения позволяет стимулировать все положительное в жизни коллектива и преодолевать негативное явление.

Программа «Я-МЫ-Класс» рассчитана на 2 первых этапа развития классного самоуправления «Мечтатели» и «исполнители».

Реализация программы осуществляется через коллективные дела, классные часы и мероприятия, походы и экскурсии, совместную деятельность с родителями, проектную деятельность, участие в мероприятиях, акциях и конкурсах различного уровня.

© 2010-2022