Классный час: Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами)

Цель: развитие социально-психологической и интеллектуальной компетентности учащихся на основе расширения их представлений о безопасности для психики современных ПК (гаджетов). Задачи: 1)Расширить представление учащихся о положительной и негативной роли современных ПК (гаджетов) для психики человека, его социально-психологической и физической безопасности. 2)Способствовать формированию у учащихся интереса к себе, к самопознанию и саморазвитию, сохранению и защите собственной личности и здоровья....
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Разработка классного часа

Тема:

Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами)



Форма занятия: классный час с элементами беседы и тренинга

Время занятия: 90 минут.

Количество учащихся: желательно - разделить класс на 2 части и проводить занятие с каждой частью отдельно (т.к. используются элементы тренинга, т.е. желательное количество участников - 12-14 человек); но можно провести и со всем классом, задания это позволяют.

Выполнено: _15.06.2015_

ФИО: Блинова Ирина Игоревна

Место работы:_ГБПОУ МССУОР №1

2015

Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами)

Цель: развитие социально-психологической и интеллектуальной компетентности учащихся на основе расширения их представлений о безопасности для психики современных ПК (гаджетов).

Задачи:

  1. Расширить представление учащихся о положительной и негативной роли современных ПК (гаджетов) для психики человека, его социально-психологической и физической безопасности.

  2. Способствовать формированию у учащихся интереса к себе, к самопознанию и саморазвитию, сохранению и защите собственной личности и здоровья.

  3. Развивать способности учащихся: интеллектуальные (внимание, память, мышление, воображение), творческие (продуктивность, оригинальность, гибкость мышления), социально-коммуникативные (выражать мнение, слышать других, сотрудничать, договариваться).

Для достижения цели и задач используются разнообразные:

- методы: личностно-ориентированные (субъектно-направленный диалог, рефлексивная беседа), аналитические (анализ социальных ситуаций), творческие, проблемные;

- средства: тренинговые игры, психогимнастические упражнения, мозговой штурм, групповая дискуссия, упражнения, направленные на творческое самовыражение и пр.

Пояснение: структура классного часа включает несколько содержательных блоков, каждый из которых имеет смысловую нагрузку, решает свои задачи, однако, все это направлено на достижение общей цели. Задания могут варьироваться, использоваться не все, а по выбору педагога, психолога в соответствие с педагогической ситуацией.

Оборудование: презентация по теме классного часа, бумага А4, фломастеры, флипчарт, мяч для тренинговых заданий.

Ход занятия:

Содержание

Время

Решаемые задачи

Блок 1. Приветствие учащихся.

- Игра-приветствие «Здравствуйте, это Я». Цель: погружение в группу, снятие эмоционального напряжения. Содержание: все стоят в кругу. Первый игрок: «Я - Таня. Я сегодня вот такая (показывает свое состояние мимикой, жестами)». Вся группа отвечает: «Здравствуй, Таня, ты сегодня вот такая (и повторяет ее невербальное представление)». Так все по кругу представляются. Потом хором «Здравствуйте, все!».

- Психогимнастика: «Выразить временем года свое самочувствие».

- Упражнение «Передать движение соседа».

5 мин

Задания на сплочение, активизацию участников, снятие ситуативной тревожности,

пробуждение интереса друг к другу и умений самовыражения психогимнастическими средствами

Блок 2. Определение темы классного часа.

- Обратиться к презентационным слайдам с изображением ПК, различных гаджетов.

- Сами учащиеся высказывают варианты, догадываются и называют тему классного часа.

- Тема появляется - на слайдах.

- Вопросы педагога: Интересна ли вам, ребята, эта тема? Вы много знаете о ПК - гаджетах, а что вы, как вам самим кажется, еще не знаете?

- Педагог выслушивает ответы, руководит беседой, подводит к тому, что современный человек широко использует ПК и гаджеты, но не часто задумывается и компетентен в том, насколько это полезно, безопасно или опасно?

8

Введение в тему,

пробуждение интереса к содержанию классного часа.

Показать, что сегодня особенность классного часа в том, что он включает элементы тренинга - как формы взаимодействия с единомышленников. Установление норм, правил работы.

Блок «Разминка»

- Комментарий педагога: производство ПК и работа с ПК требует развития интеллектуальных и творческих способностей. Сейчас мы проведем ряд упражнений для разминки этих способностей.

- Интеллектуальная разминка: сколько раз можно вычесть 4 из 100? (Всего 1 раз. Потом вычисление идет от 96; 92; т.д.).

- Задание «Пять секунд». Задается вопрос и участникам дается всего пять секунд на раздумье.

  • Что всему нужно?

  • Что человеку не лень всегда делать?

  • В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя путниками, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

  • Когда мы смотрим на цифру «2», а говорим «10»?

  • Перед кем люди снимают шляпы?

Ответы: 1) Название. 2) Дышать. 3) Одно яблоко отдать в корзине. 4) Когда смотришь на минутную стрелку. 5) Перед парикмахером.

12

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Развитие гибкости, оригинальности, продуктивности мышления.

Блок «Основной»

- Беседа: что такое гаджеты (можно опираться на материалы приложения 1).

5

- Психологическое просвещение о социальном применение ПК гаджетов; их видах, истории происхождения понятия, слова, о распространенности, т.д.

Блок «Основной». Упражнение в кругу

«ПК гаджеты полезны, потому что… »;

«ПК гаджеты наносят вред, потому что…».

Все сидят в кругу. Перебрасывая мяч участникам в любом порядке, каждый, кто получил мяч, по очереди говорит полярные фразы: 1-ый участник: «ПК гаджеты полезны, потому что помогают быстро получать информацию и мобильно на нее реагировать», «…потому что помогают развивать науку, новые технологии» … т.д.

2-ой должен сказать строго противоположную фразу: «ПК гаджеты наносят вред, потому что сокращают время на живое общение с товарищами»…, потому что требуют финансовых средств, но быстро устаревают… и т.д.

Нужно выполнять быстро, стремительно, оригинально, нельзя повторяться, высказаться должен каждый. В завершение педагог подчеркивает неоднозначность для психики, здоровья человека ПК гаджетов.

10

Развитие быстроты (продуктивности), гибкости, оригинальности мышления; критичности мышления (готовности воспринимать знание неоднозначно).

Расширение представления о ПК гаджетах как о полезных, но и небезопасных для психики человека объектах.

Блок «Основной». Кейс-технология «ПК - гаджеты безопасны… или?

1) Класс делится на группы по 4-5 человек. Группам выдается 2 листа формата А4, сверху листы подписаны: «ПК - гаджеты безопасны, если… » (первый лист); «ПК - гаджеты небезопасны, если… » (второй лист).

Члены внутри микрогрупп за отведенное время (20 минут) высказывают друг другу как можно больше предположений, когда ПК гаджеты опасны (10 мин.), когда они безопасны (10 мин.). Все предложения (самые вероятные и невероятные, самые позитивные и негативные) записываются на «своем листе».

2) Далее микрогруппы озвучивают свои варианты для других участников. Выбираются и записываются на всеобщее обозрение (с помощью флипчарта) самые интересные предложения, наработанные микрогруппой. Так выступают все микрогруппы по очереди.

3) Получается 2 списка идей, наработанных самими учащимися:

  • ПК - гаджеты безопасны, если… »

  • «ПК - гаджеты небезопасны, если…»

4) Далее роль педагога в том, чтобы все это обобщить, организовать рефлексивный анализ, прогнозировать вместе с ребятами, как учитывать их идеи в сохранении собственного психического и физического здоровья.

40

Приобретение личностью опыта адекватного и критического восприятия жизненных обстоятельств; развитие способности анализировать обстоятельства, которые могут привести к позитивным или негативным последствиям для личности.

Развитие интеллектуальной и социальной компетентности в отношение

ПК-технологий, сотрудничества в группе (слышать, высказывать свое мнение, договариваться, аргументировать).

Блок «Домашнее задание».

Написать эссе (1-2 страницы) по одной из тем:

1) «Ценность ПК гаджетов для моего личностного саморазвития». 2) «Как использовать ПК гаджеты безопасно для моего здоровья».

--

Уточнение ресурсов, которые помогут сохранить свое Я, свое здоровье.

Блок «Выход из темы и прощание»

- Обратная связь: учащиеся высказывается, что нового узнали участники о ПК гаджетах, о товарищах, о себе (закон этого упражнения: говорить только положительные замечания).

- Упр. «Прощание». На листе бумаги нужно обвести контур своей ладони и подписать его. «Отправьте» ладонь по кругу. Пусть каждый напишет пожелание, комплимент или еще что-то положительное для ладони каждого участника. Можно озвучить, можно комментировать, по договоренности выбирается один из вариантов этого задания. Рефлексия.

- Игра «Комплимент - маятник». Один из участников круга: «Мне кажется, что ты - человек, который…». Тот участник, которому адресован комплимент, отвечает: «А я еще и …(вышивать могу, имею разряд по шахматам, т.д.)». Получается веселое и приятное завершение.

10

Рефлексия: что нового я узнал сегодня о себе? О товарищах?

О ПК-гаджетах как неоднознач-ном явлении, воздействующем на человека, его психику и физическое состояние.

Сплочение участников, развитие их

интереса друг к другу и умений самовыражения.



Список литературы, использованной для разработки классного часа:

  1. Коняхин А.В. Тренинг интеллектуальных способностей. - СПб.: Питер, 2007. - 128с.

  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

  3. Парфёнова Г.Л. Социальная компетентность одаренной личности: особенности и условия развития. - Барнаул : АлтГПА, 2011. - 215 с.

  4. Тренинг жизненных навыков для подростков / под. ред. А.Ф. Шадуры. - СПб.: Речь, 2005. - 234 с.

Приложение 1

На заметку педагогу-психологу:

Гаджет (англ. gadget - принадлежность) - техническое приспособление (и с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями (специализация).

Портативность - атрибут гаджетов.

К гаджетам относятся: карманный компьютер и сотовый телефон с добавочными функциями вроде распознания текстового ввода, органайзера, текстового и графического редактора или выдвигающейся клавиатуры; авторучки с набором электронных услуг (шариковая ручка как телефон, фотокамера и т. п.), радиоприемники с дополнительными функциями, ноутбуки, часы, браслеты, электронные книги, ночные светильники со звуковыми эффектами, определители эмоций, универсальные плейеры для презентаций; среди молодёжи США, Японии, ЕС популярны образовательные консоли с сенсорными экранами (LeapFrog и др.).

Сегодня гаджетом можно считать любой цифровой прибор, достаточно небольшой, чтобы надеть на руку или подключить к КПК или смартфонам. Появление и функциональный потенциал гаджетов предсказаны в произведениях киберпанка.

Гаджеты имеют тенденцию быть более необычнее и умнее, чем обычные технологии. В некоторых кругах считается, что различие между гаджетом и гизмо таково, что у гизмо есть движущиеся части, тогда как у гаджета их нет. Например, стильные цифровые часы - это не гаджет, а аналоговые - гизмо. Создание гаджетов, гизмо, блобджектов - это искусство, абстракционизм, сюрреализм, импрессионизм, минимализм. Инновации в сфере электроники сплетаются с идеями дизайнеров и на свет появляются невероятные вещи (обычно в маленьком тираже), которые со временем вполне могут оказаться в музее как представители зарождения эпохи доступных технологий Hi-Tech.

Настоящие значение слова «гаджет» спорна. Некоторые источники утверждают, что его изобрела Gaget, Gauthier & Cie, компания, принявшая участие в кастинге Статуи Свободы, сделавшая маленькую версию статуи и назвавшая ее по имени своей фирмы. Другие источники говорят о его происхождении из лексикона моряков от французского gâchette, названия части стрелкового механизма; от французского gagée, маленького инструмента или аксессуара; от французского engager - «связывать одну вещь с другой»; даже от слова из шотландского инженерного жаргона: gadge - форма измерительного инструмента. Пружинная клемма для держания сосуда в процессе производства стекла, тоже известна как гаджет. Гаджетом была названа первая атомная бомба, названная так учеными Манхеттенского проекта, апробированного на сайте колледжа Тринити.

Гаджеты известны по шпионским фильмам, особенно в сериале про Дж. Бонда. У супер-героев, особенно Бэтмена и Айронмена, есть огромное множество гаджетов. Известен персонаж мультфильмов Инспектор Гаджет, сказочная сила которого происходит от набора гаджетов. Также в мультфильмах Диснея Chip 'n Dale Rescue Rangers, Gadget Hackwrench один из главных героев обладает внутренней способностью создавать инструменты и другую технику из мусора и старья.
В программном обеспечении гаджет - небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, например, прогноз погоды или курс валют. В отличие от гаджета, приспособление, не имеющее практической цели, называется новелти.



© 2010-2022