Зови меня по имени

Класс:  5 классТип мероприятия: классный часТема: «Зови меня по имени«Педагогические технологии, методы и формы работы:- ИКТ- Проектная деятельность- Социологическое исследование- Игровая деятельность- Индивидуальное сообщение учащегосяЦель: 1.Углубить знания детей об именах.2.Познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами. Познакомить с ритуалом  наречения именем человека на Руси. Задачи:Обучающие: обобщит... 4. Карточки со словами.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МОУ Павинская СОШ



Зови меня по имени

Зови меня по имени


Участники: учащиеся 5-б класса


Разработала: учитель 1 квалификационной категории, классный руководитель 5-б класса Одегова Л.Н.





с. Павино


2011 год


Разработка внеклассного мероприятия (классного часа), 5 класс

Тема «Зови меня по имени»

Автор: Учитель географии и биологии 1 квалификационной категории МОУ Павинская средняя общеобразовательная школа Одегова Лариса Николаевна.

Литература:

1. Зима Д., Зима Н. Тайна имени. - М., «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

2. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. М., «Просвещение»,

1975.

3. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., Лениздат, 19

Класс: 5 класс

Тип мероприятия: классный час

Тема: «Зови меня по имени»

Педагогические технологии, методы и формы работы:

- ИКТ

- Проектная деятельность

- Социологическое исследование

- Игровая деятельность

- Индивидуальное сообщение учащегося

Цель:

1.Углубить знания детей об именах.

2.Познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами.

Познакомить с ритуалом наречения именем человека на Руси.

Задачи:

Обучающие: обобщить и систематизировать имеющиеся знания; расширить кругозор ребят.

Развивающие: развивать познавательный интерес, устную речь, навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство дружбы, товарищества, толерантное отношение друг к другу, вежливому обращению друг с другом.

Организация мероприятия:

Данное мероприятие предназначено для внеклассной деятельности. Оно

может проводиться на параллель или в классе. Возраст участников 11-12 лет.

Оборудование:

1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2..Презентация «Что означает твоё имя?»

3. «Ромашка» с именами детей

4. Карточки со словами.

Сценарий мероприятия

Этап урока

Ход мероприятия

Ресурсное обеспечение

  1. Орг.момент

Успокаивает и настраивает детей на работу.


  1. Сообщение темы классного часа

- Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и скажите, о чём сегодня мы с вами будем говорить.

«Нас не было - оно было
Нас не будет - оно будет
Никто ни у кого его не видел» (имя)

Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:

- Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

- Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

- Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?» )

- Ребята, у каждого человека есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда. Мы живём в мире имён. Люди дают имена, чтобы отличать одного человека от другого. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!






Слайд 1

Зови меня по имени

  1. Как возникли имена.

Актуализация знаний





Сообщение учащегося











Упражнение «Тайна имени»



Как давались имена на Руси?

- Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу …(дети отвечают, что речь идёт о Золушке).

- Какое слово помогло вам отгадать имя девочки?

- На что указывает это имя?

(Версии детей: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала), а еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась).

- Давайте, проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно. Один из учеников нашего класса подготовил сообщение, заслушаем его.

- В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена-клички. Как правило, такие имена отражали какое-то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» и т.д. Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

В древности человек мог иметь два имени:

одно давалось при рождении, другое - по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а

крикливая девочка - Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Опытный предводитель, приносящий своему племени победу над

врагом - Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой. Правильно выбранное имя ребёнка обеспечивало его благополучие в жизни.

По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче - так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали родители, порой задолго до рождения ребенка. У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку - именем бабушки. Но часто родители, выбирая имя

сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то обозначает.

- Перед вами имена людей, живших в 14-16 века. Подумайте, почему родители их так назвали?
• Крепыш, Хромой, Косой, Милава. (по внешним признакам)
• Добрыня, Молчун, Умник.( по черте характера)
• Первуша, Другой, Одинец (по порядку рождения)
• Зайцев, Горяев, Нежданов (по прозвищу)
А как же давали имена на Руси?

- Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давались такие, как, например,

Добрыня - делающий добро,

Людмила - милая людям,

Любомир - любящий мир,

Надежда, Вера, Любовь - это все древнерусские имена.

















Имена написаны на доске

  1. Что такое имя?

- Имя - слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
- Если спросить человека о том, какое слово

он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
- Имя - это первое, что получает человек, что слышит при рождении. Он еще не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно свое имя.
- Существует даже специальная наука, изучающая имена - ОНОМАСТИКА.
-Для чего же нужно имя человеку? (ответы детей)

Слайд 2

Зови меня по имени

  1. Роль имени в жизни человека.

- Послушайте, какова на самом деле роль имени в жизни человека:
1. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
2. Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
3. Имена людей - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество

народов, их исторические контакты.

- Объясните, как вы понимаете каждое из этих высказываний? (ученики отвечают)

- По имени можно многое узнать о человеке. Скажите, пожалуйста, что можно определить по имени?

(Примерные ответы:

- Мальчик или девочка носит имя.

- Если человек взрослый, то добавляют отчество, по которому можно узнать, как зовут его папу.)


  1. Социологическое исследование

- Накануне мы провели Социологическое исследование «Анкетирование в нашем «5-б» классе»
Вопросы анкеты
1. Что означает моё имя?
а) знаю
б) не знаю
2. Нравится ли тебе твоё имя?
а) да,
б) нет,
в) не очень.
3. Почему?
4. Зачем человеку имя?

Результаты анкетирования получились следующие:
1. Что означает моё имя?
знают - 12; не знают - 3.
2. Нравится ли тебе твоё имя?
да - 15; нет - 0; не очень - 0.
3. Почему?
«Да» - «имя чудесное и хорошее», «звучит и произносится красиво», «доброе и ласковое», «счастливое», «редкое».
4. Зачем человеку имя?


(ответы: «Чтобы понять, кого вызывают к доске», «позвать другого человека», «не путаться». )
- Оказалось, что 3 человека из нашего класса не знают, что же означает их имя, поэтому вам было дано задание, определить, что означает ваше имя.




Результаты написаны на доске

  1. Защита проекта «Я и моё имя»

- Вы подготовили проект «Я и моё имя». А сейчас вы, ребята, расскажите нам, что вы знаете про своё имя.

(Выступление детей с рассказами о своих именах).

- А почему вы друг к другу должны обращаться по имени, а не по фамилии?

Слайды 3-15 смотри в приложении.

  1. Закрепление материала

Игра «Имена»


Игра «Назови имя»





Викторина «Имена на ромашке»

- Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают - полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.

- Очень важно научиться мягко и ласково произносить свое имя и имена тех людей, которые нам очень близки и дороги. Давайте потренируемся. Каждый из вас получит карточку, на которой написано, как нужно произнести свое имя.


-



- Сейчас я предлагаю вам викторину «Имена на ромашке». На доске ромашка. Каждый лепесток ромашки содержит вопрос. Ваша задача выбрать лепесток ромашки, прочитать вопрос и ответить на него.

Вопросы на лепестках (по количеству детей в классе):

1. Назовите самоё распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов. (Иван - русское, Вано - грузинское,

Ван - китайское, Ян - польское и т.д.)

2. Назовите имена былинных богатырей. (Алёша, Добрыня, Никита, Илья).

3. Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай, Лилия, Роза, Анютины глазки и т д.).

4. Назовите имена, которыми можно назвать и мальчика, и девочку. (Женя, Саша, Валя).

5. Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег __________

На высокий берег на крутой. (Катюша)

6. Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает ___________

_______ знают все. (Любочка)

7. Вдоль маленьких домиков белых

Акация душно цветет.

Хорошая девочка _________

На улице Южной живет. (Лида)

8. Она попала в страну чудес. (Алиса)

9. У нее голубые волосы. (Мальвина)

10. Он попадал в снежное царство. (Кай)

11. Он ездил на печке. (Емеля)

12.Она самая прекрасная в русских сказках. (Елена)

13. Имя самого сильного богатыря. (Илья)

14. Кто самый мудрый в сказках? (Василиса)

15. Ее братец превратился в козленочка. (Аленушка)



Карточки со словами:
1. Радостно
2. Медленно
3. Громко
4. Звонко
5. Быстро
6. Весело
7. Тихо
8. Напевно
9. Шепотом
10. По слогам
11. Удивленно
12. Восторженно
13. Задумчиво
14. Ласково (нежно)
15. Мягко
16. Утвердительно

Лепестки ромашки с вопросами

  1. Итог мероприятия

- В заключение нашего классного часа я хотела бы у вас спросить, верна ли поговорка «Не имя красит человека, а человек имя»? (Учащиеся высказывают своё мнение).

- Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, находите в нем новые оттенки, и пусть оно приносит только удачу.



Приложение

Слайд 1 Слайд 2

Зови меня по имениЗови меня по имени

Слайд 3 Слайд 4

Зови меня по имениЗови меня по имени

Слайд 5 Слайд 6

Зови меня по имениЗови меня по имени


Слайд 7 Слайд 8

Зови меня по имениЗови меня по имени

Слайд 9. Слайд 10

Зови меня по имениЗови меня по имени

Слайд 11 Слайд 12

Зови меня по имениЗови меня по имени



Слайд 13 Слайд 14

Зови меня по имениЗови меня по имени

Слайд 15

Зови меня по имени


Данные верны. Руководитель МОУ Павинская СОШ_______Кулакова Е.И.






Данные верны. Зав. РОО________________Лаптева Т.В..




© 2010-2022