Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казённое образовательное учреждение

«Урюпинская кадетская школа имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова»

Исследовательский проект:

«Почему в Урюпинске любят козу»

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Работу выполнил

Воспитанник 8«к» класса

Мурадов Владимир.

Руководитель

Зубцова Валентина Николаевна



г. Урюпинск, 2015 г.



Содержание:



1.Введение стр.4

2.Актуальность стр.4

3.Цель стр.4

4.Задачи стр.5

5.Гипотеза стр.5

6.Методы исследования стр.5-6

7.Предмет исследования стр.6

8.Объект исследования стр.6

9.Теоретическая часть стр.7-16

10.Практическая часть стр.17

11.Результаты стр.18

12.Выводы стр.18

13.Используемая литература и стр.19

интернет ресурсы

14.Приложение 1 стр.20

15.Приложение 2 стр.21

16.Приложение 3 стр.22

17.Приложение 4 стр.23

18.Приложение 5 стр.24

19.Приложение 6 стр.25

20.Приложение 7 стр.26

21.Приложение 8 стр.27

22.Приложение 9 стр.28












  1. Введение.

Никто не знает, как в Урюпинске появилась удивительная коза, обладающая уникальным пухом. Одна из легенд гласит, что ее привезли с собой казаки с верховья Дона. Козочка жила в поселении и однажды исчезла. Но через некоторое время вернулась, уже с козлятами. Козлята подросли, и их пух стал удивлять всех вокруг. Одна из местных мастериц связала из него теплый платок. Им накрыли тяжелобольного мужчину, и свершилось чудо - больной выздоровел! С тех пор козе приписывают самые чудодейственные свойства.

Коза - легендарное животное. У волгоградцев оно в особом почете, а у урюпинцев и подавно. Говорят, что урюпинская коза уникальная - ее 10-сантиметровый пух похож на мех голубой норки. Донские казачки издревле занимаются разведением коз, это животное помогло выжить местным жителям в самые лихие времена.



  1. Актуальность.

Я живу в Урюпинске несколько лет. С классом ходил на различные экскурсии, в том числе и к памятнику Козе, изучал историю родного края. Мы всем классом терли нос этой Козе, загадывали желание. Со стороны это выглядело очень необычно. И мне стало интересно, почему урюпинцы отдают предпочтение обыкновенной козе? А может быть она необыкновенная?

3.Цель.

Изучение истории возникновения пухового промысла в станице

Урюпинской, создание на базе найденного материала методического

пособия «Волшебное превращение»



4. Задачи:

- узнать историю разведения коз в нашем регионе;

- выяснить, какие породы распространены в России, дать характеристику, и узнать какой породе отдали предпочтение в Урюпинском районе;

- выявить причины развития пухового промысла в регионе;

- проанализировать, почему именно коза стала символом города Урюпинска;

- построить алгоритм работы с пухом местного происхождения, выпустить ознакомительный буклет по методике работы с пухом;

5.Гипотеза

В разные исторические моменты развития нашего города, именно коза являлась кормилицей основного населения.



  1. Методы исследования.

  • словесный

- соцопрос

- анкетирование

- беседы



  • наглядный

- работа с литературой

- посещение музея

- работа с фото и видео материалами



  • практический

- практические умения работы с пухом

- создание буклета «Волшебное превращение»

7. Предмет исследования.

История козоводства и пухового промысла в станице Урюпинской.

8. Объект исследования.

Коза придонской породы.





















9. Теоретическая часть.

Козы и овцы являются одними из самых первых одомашненных животных. Они были приручены человеком более 6 тыс. лет до нашей эры.

На территории Нижнего Поволжья и в междуречье Волги и Дона, козы появляются с периода образования здесь осёдлых поселений, то есть в начале XVI века. Одними из первых пришли осваивать эти территории казаки, татары, русское промысловое, а затем и земледельческое население. По мнению большинства исследователей, козы, которые были в хозяйствах донского и хопёрского казачества, произошли от диких предков безоарового козла маркура и дикой европейской козы. Со временем местное население стало привозить и азиатских коз, чтобы их также разводить на своём подворье.

Из всего разнообразия многочисленных пород коз (пуховых, шерстяных, молочных, мясных), к XXвеку, в России, после длительной работы по их разведению и выращиванию, выделилось несколько основных видов, имеющих пригодный для прядения пух: оренбургская, придонская, горно-алтайская. Все они получены в результате кропотливой и протяжённой по времени селекционной работы.

По строению шёрстного покрова коз пуховых пород, можно распределить на две группы. Первая группа - козы, у которых пух короче ости. У таких коз пуховое волокно в нормальном состоянии до начала линьки скрыто в длинной густой ости и составляет как бы нижний ярус шёрстного покрова. К этой группе относятся козы оренбургской породы и её помеси. У коз второй группы пух длинней ости. Такое строение руна имеют козы придонской породы, козы горно-алтайской породы и их помеси. Шерстяной покров коз в зависимости от сезона имеет разный цвет. Зимой, когда пух выступает над остью, козы бывают тёмно-серые или светло-серые, а летом, когда пух вычесан и козы покрыты тёмной блестящей остью, они тёмно-каштановые или чёрные.

Оренбургская порода коз (фото №1 см приложение 1) выведена методом длительной массовой селекции местных коз по пуховой продуктивности. Отбор животных с тонким эластичным волокном, а также специфические природные условия зоны разведения способствовали формированию современного типа коз, который распространён в хозяйствах Оренбургской и Челябинской областей и в Республике Башкортостан. В массе это достаточно крупные, подвижные животные с хорошо развитым костяком и крепкой конституцией, имеют однотонную чёрную окраску шёрстного покрова (у 90% животных), остальные примерно 10% - рыжие, серые, пёстрые.

Придонская порода коз (фото №3 см приложение 2) распространена в районах реки Дон и его притоков (Волгоградская, Воронежская и Ростовская области). Козы придонской породы характеризуются средней величиной, крепкой конституцией, хорошими формами телосложения, достаточной об рослостью пухом туловища, шеи и брюха. Козлы и козы рогатые, но у козлов рога больших размеров, они кроме того имеют длинную и широкую бороду, сильную об рослость груди, шеи и спины (ремень) длинной грубой остью. Средняя живая масса взрослых маток составляет 36-40 кг. Молодняк при рождении весит 2,0 - 2,5 кг, при отбивке 14-15, в возрасте 1,5 лет - 27-28 кг, живая масса взрослых козлов 70-85 кг.

Горно-алтайская порода пуховых коз (фото №2 см приложение 1) выведена (1944-1982 гг.) в колхозах и совхозах Республики Алтай методом воспроизводительного скрещивания. Местных коз, скрещивали с завезенными придонскими козлами, до
получения помесей II и частично III поколений. Отбирали из их числа животных желательного типа и разведения их «в себе» при частичном прилитии крови коз ангорской породы. Животные новой породы характеризуются однотипностью (однообразием) по масти, величине, телосложению, высокой пуховой продуктивностью с хорошим качеством

пуха. Особенностью их являются крепость конституции и высокая приспособленность к суровым условиям круглогодового пастбищного
содержания, а также достаточно высокая живая масса, хорошие мясные качества и способность к быстрому нагулу в короткий летний период.

Существуют различные версии происхождения пухового промысла в нашем регионе. Не забывая и о том, что здесь издавна проживали национальности, занимавшиеся пастбищным скотоводством, некоторые исследователи склоняются к тому, что промысел был востребован населением, ведущим оседлый образ жизни от кочевников - казахов. Известно, например, что казахи Букеевской Орды, жившие в Заволжье, имели у себя в хозяйстве коз и овец. С XVIII века, они вычёсывали козий пух и продавали его, так же, как и тонкорунную овечью шерсть, перекупщикам, как сырьё для русских мануфактур, производящих шерстяные ткани, а также они использовали эти натуральные волокна для собственных нужд.

Они же, одними из первых, торговали, в том числе овцами, козами, пухом и шерстью, на ярмарках, которые устраивались в местах пересечения многочисленных торговых путей, проходящих по территории региона. Известно, что в России первые ярмарки были законодательно утверждены ещё ПетромI.

Но, тем не менее, следует обратить внимание на такой факт, что в 1761 году, отвечая вопросы анкеты Елизаветы Петровны о промыслах населения Царицынской крепости, полковник Василий Чистяков, замечает, что коз в крепости ещё не было.

Можно предположить, что по сравнению с промыслом изделий из пуха в Оренбургской губернии, сообщение о котором было сделано в специальном докладе Вольному экономическому обществу исследователем и историком П.И. Рычковым ещё в 1767 г., на территории Нижнего Поволжья он появится значительно позже.

После отмены крепостного права, вязанные из шерсти и пуха одежда и аксессуары, стали чаще появляться в быту у местного крестьянства нашего региона. Это можно объяснить тем, что сюда, для строительства заводов и железных дорог, а так же заселения пустующих земель территории Нижнего Поволжья и Придонья, прибывают многочисленные переселенцы из центральных и близлежащих губерний России. Возросший интерес и постепенное распространение изделий из пуха и шерсти можно обосновать тем, что вновь прибывшая женская часть населения, уже обладала сложившейся традицией их изготовления. Казачки рукоделием почти не занимались, обычно это делали русские или хохлушки.

По архивным фотографическим документам, и экспонатам, собранным различными музеями России и местными краеведческими музеями Волгоградской области, можно проследить распространение и развитие пухового промысла на нашей территории с конца XIX века и по XXI век.

В музеях нет вязанных на руках изделий из пуха, созданных в Волгоградской области. Только в краеведческом музее станицы Преображенской Киквидзенского района, есть великолепный платок из белой мягкой и упругой шерсти, связанный вручную в пятидесятые годы XX века. На фотографиях 1930 - 1932 годов XX века, сделанных в станице Михайловской Урюпинского района Сталинградской области и хранящихся в Фонде ВГМИИ имени И.П. Машкова, можно увидеть женщин только в простых, без орнамента, белых (праздничных) платках, вязанных из шерсти. Это говорит о том, что отношение к вязаным изделиям из шерсти или пуха, было исключительно только как к ремеслу и мастерицы выполняли в основном необходимые для своей семьи вещи. Утилитарное назначение платка либо варежек и носок не претендовало на уникальность и не становилось в казачьих станицах и русских сёлах широко распространённым промыслом. Исключение составлял промысел вязаных из белой шерсти чулок, носок и варежек, который был практически основным видом заработка в Камышинском, Саратовском и Царицынском уездах.

Собственно, коз в крестьянских хозяйствах даже в начале XX века было слишком мало, чтобы пуховый промысел мог успешно развиваться. А в тридцатые годы, когда в связи с раскулачиванием и коллективизацией у крестьян отбирался фактически весь скот, он, практически, перестал существовать. Лишь к сороковым годам XX века поголовье коз в личном подворье начинает понемногу увеличиваться. Этому процессу способствовало и то обстоятельство, что на территории Нижнего Поволжья открываются государственные фермы по племенному разведению коз придонской пуховой породы серого и белого тонов. Основными районами их размещения были Воронежская и в большей степени Сталинградская области. В 1934 году начинает работу первый государственный племенной рассадник придонских коз. В зону его деятельности вошли 6 административных районов Сталинградской области, в том числе и Урюпинский, где имелось значительное количество коз этой породы. Первой фермой стала ферма колхоза «Красный донец» Котельниковского района. За несколько десятилетий её деятельности, путём скрещивания местных коз с придонским козлом, увеличилось не только поголовье коз этой породы в регионе, но и было вывезено свыше 3000 племенных производителей в Киргизской ССР, Казахской ССР, Башкирской АССР, Чкаловской области и других районах нашей страны. Во время Великой Отечественной войны, в Котельниковском районе не уцелело ни одной кошары. В 1941 году из 2000 коз к 1944 году здесь осталось только 72 козы.

Однако, к пятидесятым годам поголовье коз было не только восстановлено на фермах, но и в личных подворьях селян. Пуховязание становится традицией. О замечательных пуховых платках из Сталинградской области с шестидесятых годов стали знать во многих регионах России. К девяностым годам XX века селекционной работой занимались в Суровикинском, Нижнечирском и Чернышковском районах. Сегодня на территории Волгоградской области, существует козе ферма в хуторе Захаров Чернышковского района, на которой разводят замечательную породу коз. В хуторе Тормосино, в личном подворье, селекцией пуховых коз, занимаются несколько десятилетий семьи Донсковых, Пономарёвых.

Придонская порода считается лучшей в мире по количеству пуха, по длине пуховых волокон и их прочности. В среднем козы этой породы дают от 600 грамм до 2 кг пуха. Для сравнения в Тибете кашемировые козы, считавшиеся лучшими в мире, дают в среднем только 300 грамм пуха.

Пух местной козы - особый, он очень длинный, до 10 сантиметров (фото №4 см приложение 2). Изделия из него получаются особенно теплыми. А вот экспорту козья порода не поддается: в другой местности придонская коза начинает давать совершенно обычный пух, такой же, как у любой другой козы. Было много попыток переселить придонскую козу в другие места. Но после переселения ее пух теряет свои уникальные качества. Местные жители считают, что причина этого в особых природных условиях Урюпинского района - трава, вода, климат. Ответить на этот вопрос пытались ученые из Ростова. Однако исследование не выявило в Урюпинске ничего особенного. Но факт остается фактом - вывезенная за пределы района, пушиться коза перестает. Существует легенда, что такая удивительная порода появилась от "романа" между косулей, которые по сей день водятся в здешних краях, и завезенным с Кавказа горным козлом, которого пожалели зарезать на шашлык и отпустили на волю.

В нашем регионе долго не возникало художественных традиций в орнаментации вязаных изделий из пуха, как в Оренбурге, Пензе. Необходимо было некоторое время (как правило, это время, соответствует времени активной жизни трёх поколений и равно приблизительно 75 годам), для того, чтобы традиция закрепилась.

Проанализировав события, связанные с историей региона в XX веке, становится понятно, что необходимое для развития традиции время практически, постоянно насильственно прерывалось. Кроме того, властные государственные структуры вообще не поддерживали существование любых индивидуальных видов промыслов, так как в стране победившего социализма частной собственности не должно было быть. Поэтому в XX веке, на официальном уровне, ни как обыкновенный, ни тем более художественный промысел, он не был зарегистрирован.

Традиционные для Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Пензенской областей орнаментальные формы, в первые десятилетия XX века изредка появлялись в узорах платков, шарфов и косынок из пуха. Их изготавливали мастерицы станиц: Алексеевской, Новоаннинский, Клетской, Новониколаевской, Преображенской и города Урюпинска.

Но до 40-х гг. в большинстве своём, это были шерстяные или пуховые платки с минимальным количеством орнамента, расположенного в основном в кайме платка. Такая уже закрепившаяся традиция и сегодня встречается Урюпинских серых, простых, не «нарядных» пуховых платках.

Начало массового изготовления штучных изделий из пуха и формирование этого вида рукоделия в промысел, приходится на послевоенные десятилетия. Это был период бурного развития женского рукоделия, которое стало основным способа заработка в 50 - 70 годы XX века. Однако многие изделия не всегда являлись уникальными и интересными. Они были несколько однообразными и составляли традиционный ассортимент, состоявший в основном платки, косынки, шали, носки, варежки, перчатки и детские пуховые шапки и манишки. Возникнув как ремесленный, он не претендовал на соперничество с высокохудожественными оренбургскими и пензенскими изделиями, в которых орнаментальные традиции были очень развиты. В силу традиционного применения пуховые единичные изделия были наиболее востребованными на селе, сохраняясь в основном в казачьей и крестьянской среде. Белые пуховые носки - карпетки, например, традиционно дарились невестой - жениху, а большое количество варежек и носок родственникам будущего мужа. Позже, наиболее талантливые самоучки по-своему интерпретировали традиционные узоры. К концу XX века лишь некоторым из них удалось создать в произведённых вещах свой собственный стиль.

Сегодня в XXI веке, подход к этому промыслу стал совершенно другим. Это было связано с изменениями во внутренней политике нашей страны. После многих лет запрета в проявлении творческой и предпринимательской способности русского человека, в стране, вновь обратили внимание на возрождение, поддержку и развитие народных традиционных промыслов. В настоящее время, из тридцати трёх районов области в семнадцати, пуховязальный промысел является ведущим. Но наибольшее развитие он получил в Алексеевском, Нехевском, Урюпинском районах и в городе Урюпинске. Большое значение для его существования, имеет проходящий в Урюпинске, с 1998 года, и уже ставший межрегиональным, конкурс по вязанию изделий из пуха. Приезжающие сюда мастера не имеют возрастных границ. В конкурсе принимает участие как старшее поколение (оно является носителем ремесленных традиций), так и дети. Они обмениваются опытом, работают и учатся на мастер-классах и семинарах, посвящённых развитию пухового промысла. Урюпинск, как мы выяснили, знаменит не только этим.

Когда-то, много лет назад, «Голос Америки» обозвал Урюпинск «козьим городком». А урюпинцы взяли и не обиделись. А чего обижаться, когда коз в городе в те годы действительно было больше, чем людей. На каждого жителя приходится по три и почти все пуховые!

Козий пух в Урюпинске знатный. По качеству тот же оренбургский близко к нему не стоит. Почему - загадка. Возможно, потому, что в меню местных козочек все разнотравье луговое, лесное, степное. Закудрявишься от вкусноты такой! И от жизни райской. Потому что козам в Урюпинске рай земной. Они здесь почти-то же самое, что коровы в Индии, только важнее. В Индии конкурсов коровьей красоты не устраивают, памятники им не ставят и музеи в их честь не открывают. А в «столице российской провинции» для коз, пожалуйста!

А все потому, что пуховый промысел для этого города уже не одно десятилетие является основным бизнесом (фото №5 см приложение 3). В Урюпинске, по непроверенным данным, вяжет почти 70% населения. Остальные 30% тоже вяжут, но не афишируют. Так что коза для Урюпинска и кормилица, и главная работодательница. История свидетельствует, что во время Великой Отечественной войны, урюпинцы, вязали свои пуховые изделия бесплатно, отправляя их «для фронта, для победы». Урюпчанки поставляли на фронт носки и рукавицы с тремя пальцами - чтобы удобно было стрелять. Образец таких красноармейских рукавиц сегодня хранится в Урюпинском краеведческом музее. В послевоенные годы на козе стали "делать деньги".
А все остальные годы пуховый бизнес был для них, местных, отличной прибавкой к пенсии и к зарплате. Так кому же, спрашивается, памятник в Урюпинске ставить? Именно козе! (фото №6 см приложение 3)

Идея эта пришла в голову Валерию Сушко, который в конце 90-х годов возглавлял мэрию Урюпинска. Это сейчас, каких только памятников в российских городах не было, начиная, от памятника букве Ё. А в те годы даже сама идея памятника козе многим местным жителям казалась, крамольной. Сколько здоровья и нервов потратил Валерий Павлович, чтобы преодолеть непонимание земляков, разговор отдельный. Даже совет старейшин специально собирали, чтобы решить: не опозорится ли город с таким произведением искусства?

Сейчас коза в граните достойная альтернатива «официальным» урюпинским памятникам. Именно так в граните! Создан памятник из серебристого запорожского гранита. Основательная коза получилась 8 тонн! Получилась она, кстати, у волгоградских скульпторов Виктора Фетисова и Олега Дедова, которые работали над памятником почти три месяца. Владельцы частных подворий в Урюпинске до сих пор спорят, чья именно коза была им натурщицей. На самом же деле, как рассказал Валерий Павлович Сушко, создавали скульпторы памятник по фотографиям урюпинских коз, так что образ получился собирательным. А вот прототипом козленка стал реальный козленок Николая Фуныгина, тогдашнего директора Урюпинского маслоэкстракционного завода.

Настоящие дебаты велись в городе и по поводу того, где установить гранитную козу. Первоначально была идея поставить ее на въезде. Однако «консилиум» директоров школ порекомендовал властям тихий уголок в центре рядом со старинной аптекой. В сентябре 2003 года памятник был установлен. Его установку приурочили Дню города, к 285 годовщине со дня основания. Очень быстро «сарафанное радио» разнесло весть о том, что в Урюпинске появился необычный памятник, и туда рванул народ со страшной силой. Делая крюк, заезжали посмотреть на козу все, кто ехал по московской трассе, включая дальнобойщиков. Тогда же и традиция появилась: мол, потрешь козе нос, и привалит тебе счастье. А поскольку терли часто, сегодня у серенькой козочки нос почти черный стал.

Но на этом приключения главной урюпинской козы не закончились. Известный московский тележурналист Андрей Малахов в своей тогда «Большой стирке» решил рассказать о необычных российских памятниках, и в мэрию Урюпинска прилетело приглашение на съемки в Останкино. С просьбой привезти с собой и козу. Живую. И вот несколько урюпинцев, в том числе заместитель мэра по связям с политическими партиями и общественностью Тамара Горнякова, были откомандированы в Москву, с архиважной задачей раскручивать новый бренд «столицы российской провинции».

Козу породы донская серебристая им предоставило одно из коллективных хозяйств района. Выбрали самую симпатичную, самую спокойную и самую маленькую. Размер имел значение, поскольку везли козу, как королеву, на «Волге» мэрии.

«Мы очень переживали, чтобы коза нормально перенесла длинную дорогу»,- смеясь, вспоминает Тамара Георгиевна. Постелили ей коврик на полу, взяли воду и большую сумку с сеном. Часто останавливались и выгуливали козу, чтобы ее не укачало, терли ее снегом, чтобы приехала в «товарном виде». И коза не подвела! Почти десять часов она спокойно спала у меня в ногах и в Останкино приехала в отличном настроении. Только на съемках пришлось за нее покраснеть. Шла она гордо под софитами, а за ней тянулась дорожка из козьих «орешков». Но Малахову это даже понравилось. «Не убирайте!» - скомандовал он. «Это к прибыли!».

Так безымянная колхозная козочка стала «звездой экрана». Назад ее урюпинцы не повезли, попросили телевизионщиков подыскать ей место жительства в каком-нибудь «живом уголке». И действительно ее, мелкую и рогатую, команда Малахова отправила в подмосковный детский дом, где она еще много лет радовала детвору. И сам Малахов без презента не остался: ему вручили пуховые носки и пуховые бикини, связанные урюпинскими мастерицами.

Урюпинские пенсионеры Валентин и Валентина Разливаевы семейство уникальное. Коз они держат 20 лет, и практически все их питомцы имеют дипломы за участие в козьих конкурсах красоты. Двенадцать дипломов! Настоящим любимцем публики был разливаевский козел Федя (фото №7см приложение 4). Ему постоянно доставались призы зрительских симпатий. Козел был большим франтом. Какие только наряды для него не шила хозяйка и казачьи штаны с лампасами и фуражкой, и спортивные трусы во всем круторогий Федор был элегантен. А еще верный и преданный. Собака не нужна, если рядом Федя. Он за хозяином ходил везде, и в магазин, и на праздничный салют. Случалось, уходил Валентин Иванович из дома огородами, хоронясь, чтобы только козел его не заметил и следом непошёл.

В 2003 году в день города был открыт Музей Козы. Экспонаты музея знакомят с козоводством и местным промыслом вязания пуховых изделий из козьего пуха. Причем, испытать весть процесс, начиная с чесания пуха и прядения, можно на себе, изготовив собственноручно пуховый шарфик, связав его на спицах или механической машинке для вязания. В экспозиции музея представлено более 100 экспонатов. Это не только изделия из козьего пуха - платки, шали, палантины, платья, но различные изображения козы, изготовленные из глины, дерева, солёного теста и другого материала. (фото №8 см приложение 4)

Наши урюпинские платки не стали таким знаменитым брендом, как оренбургские. А ведь пух наших коз более нежный, длинный и пушистый, чем у их оренбургских сестер. Технологические особенности также говорят в пользу урюпинских платков. В оренбургских на тонкую шелковую или хлопчатобумажную нить-основу напрядают немного пуха, изделия получаются как бы подпушенными. Ведь фирменная марка "оренбурга" - тончайшие платки-паутинки, которые легко протаскиваются сквозь обручальное кольцо невесты. Платки из урюпинского пуха более густые и пушистые. Издали его можно сравнить с соболиным или горностаевым мехом.

Урюпинские платки носятся очень долго и со временем становятся только пушистее. (фото №9 см приложение 5). Из-за мало известности урюпинские платки стоят почти в два раза дешевле оренбургских. Однако объявление Урюпинска столицей российской провинции и наличие в нем максимального количества символов наступившего года (памятник Козе, музей козы, своя порода коз, рынок пуховых платков) могут в ближайшее время кардинально изменить ситуацию.









10.Практическая часть.

Для того, чтобы выяснить, знают ли воспитанники и взрослые нашей школы о материале, который мы нашли, провели анкетирование. В анкете были поставлены 3 вопроса:

1.Кто или что является символом г. Урюпинска?

2.В каком году появился памятник козе в нашем городе?

3.Кто является автором идеи установить памятник козе в г. Урюпинск?

Было опрошено 44 человека. Взрослых -20, детей- 24.

На первый вопрос правильно ответили дети - 100 %, взрослые- 100 %

На второй вопрос дети -79%, взрослые -70 %

На третий вопрос дети -98%, взрослые -90 %

На основании результатов анкеты я сделал вывод, что большинство опрошенных хорошо знают историю своего города, о его традициях и промысле. Данный материал, готов предложить воспитателям и учителям, для проведения классных часов, в школьный музей для проведения экскурсий.

Алгоритм работы с пухом.

Я выяснил, что пух является в классификации текстильных волокон натуральным органическим белковым шерстяным волокном. Пух выщипывают и вычёсывают с коз. Чешут коз во время линьки. Пух чешут с козы ручным гребнем. Я в своём исследовании использовал пух, подаренный Чернявской В.В., специально для работы над проектом.

Вначале я перебрал пух (фото №10 см приложение 5), постирал (фото №11 см приложение 6), прополоскал в нескольких водах (фото №12 см приложение 6), обезжирил (фото №13 см приложение 7) и разложил для просушки (фото №14 см приложение 7). Просушенный пух вновь перебрал (фото №15 см приложение 8) и перечесал на специальных чёсках (фото №16 см приложение 8). Перечёсанный пух готов к прядению (фото №17 см приложение 9), я научился прясть. В процессе прядения бесформенная пуховая мякоть превратилась в нить, из которой вяжут знаменитые урюпинские изделия. Инструментами для вязания являются спицы и крючок.


11.Результаты:


Выполнив данную работу, считаю, что поставленные цели и задачи выполнены полностью:


  • узнал историю разведения коз в нашем регионе

  • выяснил три породы коз, наиболее распространённые в России; дали характеристику каждой породе; отдали предпочтение местной придонской породе, так как она является самой лучшей в мире по качеству пуха;

  • раскрыл причины развития пухового промысла в регионе, и в Урюпинске в частности и узнали, через какие трудности пришлось пройти, чтобы сохранить и приумножить данный промысел;

  • узнал, что причина особой любви урюпинцев к козе, заключается в том, что коза всегда кормила, поила и одевала местных жителей, помогала им выжить в непростые времена;

  • построилалгоритм работы с пухом местного происхождения, научились стирать пух, обезжиривать, чесать и даже прясть;

  • выпустил ознакомительный буклет по методике работы с пухом, в котором показали все этапы подготовки пуха и превращение его в пряжу, из которой вяжут знаменитые на весь мир урюпинские изделия.

12. Выводы:

Коза по праву является символом Урюпинска: ни одно другое животное не принесло жителям этого края столько пользы. Козий пух стал достоянием Урюпинска, а знаменитые пуховые платки и шали принесли этому провинциальному городу всероссийскую известность.

Коза всегда кормила, поила и одевала местных жителей, помогала им выжить в непростые времена.

Постепенно козы перешли едва ли не в ранг святого животного Урюпинска, пишет "Российская газета - Юг". Несколько лет назад здесь был возведен единственный в России памятник козе, открыт музей этого рогатого животного.

Сегодня, из длинного шелковистого урюпинского козьего пуха, вяжет каждая третья жительница города, ничуть не уступают им в этом мужчины. Всего же, по разным оценкам коз в районе от 60 до 100 тысяч. Значит, поставленная гипотеза в начале работы оказалась верной.



Используемая литература и интернет-ресурсы:

1.Малинрвич М.И., Орехов А.А. «Пуховое козоводство» Россельхозиздат, 1981 г.

2.Рыблова М.А. «Об истории, некоторых итогах и перспективах исследования этнокультурных особенностей населения Волгоградской области». Научный ежегодник. Выпуск 4. Волгоград. 2004 г.

3.Мамонтов В. «Из рапорта старого полковника» альманах «Отчий край» выпуск 4. Волгоград 1996 г.

4.ckofr.com/orenburgskij-puhovyj-platok/79-porody-puhovyh-koz

5.zhivotnovodstvo.su/date/2014/03/page/3/

6.ckofr.com/orenburgskij-puhovyj-platok?set_textsize=big&format=feed&type=atom

7.mirvkraskah.ru/2013/05/24/gorno-altayskaya-poroda-koz/





















Приложение 1.

Фото №1 Ангорская порода коз



Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Фото №2 Горно-алтайская порода

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Приложение 2.

Фото №3 Придонская порода

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Фото №4 Пух местной козы

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Приложение 3.

Фото №5 Пуховый промысел - основной бизнес.

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Фото №6 Памятник Козе Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Фото №7 Знаменитый козёл Федя

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Фото №8 Экспонаты музея Козы.

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Приложение 5.

Фото №9 Урюпинские платки.

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Фото №10 Работа с пухом: перебираю

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Приложение 6.

Фото №11 Работа с пухом: Стираю.

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Фото №12 Работа с пухом: полоскание.

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Приложение 7.

Фото №13 Работа с пухом: обезжириваю.

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Фото №14 Работа с пухом: просушка.

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Приложение 8.

Фото № 15 Работа с пухом: перебираю выстиранный пух.

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Фото №16 Работа с пухом: перечёсываю.

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?

Приложение 9.

Фото №17 Работа с пухом: учусь прясть.

Исследовательский проект Почему в Урюпинске любят козу?



















32


© 2010-2022