Представление опыта педагогической работы

Моя система просветительской работы по профилактике вредных привычек (алкоголизма, наркомании, табакокурения) с семьями, и учащимися доказала свою эффективность тем, что учащиеся моего класса осознают важность здоровья как самой главной ценности, стараются вести здоровый образ жизни. Своим достижением считаю возрождение волонтерского движения – это добровольная широкая деятельность учащихся во благо общества, продвигая в массы здоровьесбережение. Своими настольными книгами в работе с учащимися класса я считаю комплект книг по самосовершенствованию личности Селевко Г.А. С 5-го по 9-й класс учащиеся работали по данной методике. В работе использую учебно-методический комплект «Мой выбор» по профилактике зависимого поведения. Руководствуюсь методическими рекомендациями Касаткина В.Н. по созданию профилактических программ. Сама являюсь автором профилактических программ. В прошлом учебном году разработала программу по гражданско-патриотическому воспитанию. В этом учебном году мною была разработана программа «Гимназия – территория без курения!», которая была обсуждена и принята на заседании педагогического Совета гимназии ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО


ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ


МОУ гимназии №4 г. Лыткарино

Дегтяренко Виктории Ивановны

«В воспитании кроется великая

тайна усовершенствования

человеческой природы»

И. Кант

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе.

Воспитание - важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. В этом заинтересованы все: и учителя, и родители, и сами дети. Здесь равнодушных нет. В связи с этим роль педагога проявляется в следующих аспектах - как учителя-предметника (воспитание средством своего предмета), как классного руководителя (воспитание через систему ценностей и традиций школы, установок общества в процессе внеклассной работы с учащимися, через взаимодействие с семьей, социумом, с обществом). Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает задатки физического и духовного развития (позитивные или негативные), первые знания об окружающем мире (в большом или малом объеме), здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его будущих отношений с миром, другими словами, начинается процесс воспитания. Следовательно, именно родители являются первыми и основными воспитателями ребенка до поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.

Воспитание - это вхождение ребёнка в контекст культуры, с помощью педагога, который обеспечивает щадящий для ребёнка процесс овладения культурными достижениями человечества. Педагог и дети проживают жизнь на уровне культуры, когда воспроизводят культурный способ жизни постоянно как единственно возможный, естественный для человека способ жизни. Взаимодействие «Учитель-ученик» в этой концепции, когда к каждому ученику применяется личностно-ориентированный подход, заметно любое его продвижение на пути к успеху. Чем значительнее успехи уч-ся, тем выше его самооценка, самопринятие, самоуважение, самоактуализация.

Основные принципы работы

1. Поддерживать в ученике его достоинство и позитивный образ «Я».

2. Говорить о ситуации, поступке и последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка.

3. Отмечать позитивные сдвиги в сравнении ребёнка с самим собой, а не с другими детьми.

4. Не применять негативных оценочных суждений.

5. Не навязывать школьнику способов деятельности и поведения.

6. Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества.

Мною используются методы и формы работы, которые, на мой взгляд, позволяют создать условия взаимодействия с классом:

- индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);

- групповые (творческие группы, органы самоуправления);

- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, экскурсии и др.).

В моём собственном опыте работы есть, например, регулярные, а не только к праздникам тематические классные часы, классные собрания. Учащиеся с удовольствием готовят выступления, участвуют в дискуссиях, обсуждают создавшиеся проблемы в классе, делают выводы. Приведу несколько своих тем для обсуждения со школьниками: «Нецензурная брань: почему получила такое распространение?», «Ценности: что ценно для нас?», «Взрослые и дети: чем они отличаются друг от друга?» и т.д.

Ключевыми функциями моей работы являются:

1.Аналитическая:

- Изучение индивидуальности учащегося.

- Анализ и изучение характера развивающегося коллектива.

- Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка.

2.Организационно-координирующая:

- Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей.

- Установление связи школы с семьёй.

- Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив.

- Работа с «малым» педколлективом.

3.Коммуникативная:

- Регуляция межличностных отношений среди детей.

- Установление оптимальных взаимоотношений «ученик-учитель».

- Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе.

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования - вот задача, которую я ставлю перед собой каждый день, идя в школу.

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.

В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

· Не запрещать, а направлять;

· Не управлять, а соуправлять;

· Не принуждать, а убеждать;

· Не командовать, а организовывать;

· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.

Вот уже долгие годы люди всего мира борются с вредными привычками, создают различные лекарства, но никто не знает точно, как заставить людей отказаться от табака, алкоголя, наркотиков, сколько людей погибает от них. Поэтому в школе постоянно должна вестись пропаганда здорового образа жизни. Я по роду своей основной деятельности - социального педагога провожу профилактическую работу во всей школе, а особенно в моем классном коллективе, где у меня на воспитании находятся 14 учащихся. Однако важно не только правильно организовать единую образовательную среду - «школу здоровья», но и сформировать у учащихся систему нравственных ценностей, ориентации на ведение здорового образа жизни.

Статистика показывает, что вредные привычки получают все более широкое распространение, с каждым годом "молодеют" курение, пьянство, наркомания и токсикомания. Гиподинамия, диагноз горожан, проникает в сельскую местность, телевизор и компьютерные игры заменяют прогулки на свежем воздухе.

Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина, ПАВ среди подростков. Данная работа в школе проводится не отдельным обособленным направлением. Она является основополагающим элементом всей работы социального педагога, проходит "сквозным действием" через весь учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие учащегося и включает в себя сотрудничество всего коллектива школы. Планирование работы в данном направлении не является чем-то отдельным, изолированным, а лежит в общей плоскости профессиональной деятельности и классного руководителя и социального педагога, затрагивает зону деятельности, как педагогов дополнительного образования, так и педагогов-предметников. И вся эта совместная деятельность направлена, прежде всего, на профилактическое воздействие, на личность ребенка. Механизм реализации направлен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у учащегося навыки самостоятельного принятия решений, умения противостоять давлению группы, преодоления стрессовых ситуаций, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а так же проблем общения.

Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, профилактика вредных привычек - это грамотно выстроенный воспитательный процесс. Если подростки чувствуют уважение к себе, своим интересам, проблемам со стороны классного руководителя, то они будут воспринимать учителя как носителя нравственного опыта человечества, человека, к которому стоит прислушаться.

Классный руководитель должен содействовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности учащихся: изучать особенности развития, состояние здоровья, жизненные проблемы; в индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекать учащихся к самоанализу, помогать им понять себя, привлекать к самовоспитанию. Правильный образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима образовательная и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья наших детей.

Представление опыта педагогической работы

Рисунок 1. Схема моего взаимодействия как классного руководителя с другими специалистами в вопросах профилактики асоциального поведения

Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, профилактика вредных привычек - это не только сообщение негативных последствий, запугивающих подростка, это ещё и грамотно выстроенный весь воспитательный процесс, который даёт возможность подростку совершенствовать себя, свою личность. Главная задача здоровьесберегающей деятельности - формирование у детей мотивации и потребности в здоровом образе жизни.

В своей работе я регулярно провожу мероприятия, посвященные проблемам здорового образа жизни (классные часы, тренинги, интерактивные игры).

Еще К.Д. Ушинский писал: "Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". Закладывание основ здорового образа жизни, пресечение и искоренение вредных привычек - это тоже труд.

Цель профилактической работы: формирование у учащихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению табака на основе осознания здоровья как ценности, формирование личности, способной к укреплению здоровья и самосовершенствованию, активному образу жизни.

Задачи:

1. Повысить уровень информированности обучающихся о пагубном воздействии табака на организм и последствиях злоупотребления через работу волонтерского отряда;

2. Создать развивающую среду - пространство самореализации;

3. Организовать систему комплексных мероприятий по профилактике курения среди учащихся и способствующих ориентации на здоровый образ жизни;

4. Сформировать навыки ответственного отношения к своему здоровью, умению противостоять внешнему социальному и психологическому давлению, самостоятельного преодоления вредных привычек, связанных с зависимостью организма к ПАВ;

5. Добиться максимального посещения учащимися спортивных секций;

6. Развитие у школьников чувства социальной ответственности и необходимости отвечать за себя и других;

7. Повысить роль и ответственность родителей в профилактике вредных привычек.

Формы и методы, используемые в профилактической работе

  • Мониторинг;

  • Анкетирование;

  • Лекции;

  • Тренинги;

  • «Мозговой штурм»;

  • Дискуссии;

  • Работа в проблемных группах;

  • Создание презентаций;

  • Создание буклетов;

  • Игровые занятия;

  • Сказка-терапия;

  • Написание сказок, стихотворений, сочинений, рассказов;

  • Проведение конкурсов рисунков, плакатов, коллажей.

Эффективность деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса.

В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса, близость, частота личных контактов с учащимися; адекватность представлений о классе и взаимоотношения с родителями.

Моя работа с родителями направлена на:

  • Сотрудничество с семьей в интересах ребенка;

  • Формирование общих подходов к воспитанию;

  • Совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей;

  • Выработку близких по сути требований;

  • Организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Главные направления работы с родителями:

  • Разъяснение учебных возможностей учащихся.

  • Формирование культуры взаимодействия родителей и детей в семье.

  • Знакомство родителей учащихся с негативными явлениями в молодежной среде.

  • Подготовка родителей учащихся к пониманию проблем взросления их детей и формированию адекватности их ожиданий.

  • Я стараюсь привлекать родителей к участию в воспитательном процессе в классе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.

  • Организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей.

  • Стараюсь систематически демонстрировать результаты положительной динамики в обучении, развитии, воспитании детей, способствовать повышению самооценки учащихся в глазах родителей, и родителя - в глазах ребенка.

Общая цель всей деятельности в данном направлении - не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), а развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор. Помочь ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, и получить грамотно и своевременно дозированную информацию о разрушающем эффекте вредных привычек не только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию. Необходимо предоставить подростку азы правовой базы, информацию об уровне ответственности, лежащем на человеке, который не только распространяет, но и употребляет спиртные напитки и наркотические вещества. Более того, данная информация должна носить адекватный уровень сложности в соответствии с возрастом ребенка.

Моя система просветительской работы по профилактике вредных привычек (алкоголизма, наркомании, табакокурения) с семьями, и учащимися доказала свою эффективность тем, что учащиеся моего класса осознают важность здоровья как самой главной ценности, стараются вести здоровый образ жизни. Своим достижением считаю возрождение волонтерского движения - это добровольная широкая деятельность учащихся во благо общества, продвигая в массы здоровьесбережение.

Своими настольными книгами в работе с учащимися класса я считаю комплект книг по самосовершенствованию личности Селевко Г.А. С 5-го по 9-й класс учащиеся работали по данной методике.

В работе использую учебно-методический комплект «Мой выбор» по профилактике зависимого поведения. Руководствуюсь методическими рекомендациями Касаткина В.Н. по созданию профилактических программ. Сама являюсь автором профилактических программ. В прошлом учебном году разработала программу по гражданско-патриотическому воспитанию. В этом учебном году мною была разработана программа «Гимназия - территория без курения!», которая была обсуждена и принята на заседании педагогического Совета гимназии в январе 2013 года. С группой учащихся из своего класса и волонтерской группой 7 «Б» класса разработала социальный проект по профилактике табакокурения «Начни с себя!». Никогда не стою в методике работы на месте. Стараюсь применять все новейшие методические приемы и наработки в области профилактики, занимаюсь повышением личного профессионального мастерства, прохожу обучение на разных курсах повышения квалификации.

Опираясь на методическую, научно-правовую базу, на опыт выдающихся педагогов, также в результате обмена опытом на школьных и городских семинарах классных руководителей, педагогов, курсах повышения квалификации, посредством изучения семей учащихся моего класса, я определяю формы и методы воспитательной работы, необходимые для осуществления целей и задач.

Моей основной задачей является привитие ребятам навыков самоорганизации. Считаю, что для воспитания разносторонней личности необходимо предоставить каждому возможность для самореализации. Без личности нет коллектива, а есть толпа. Исходя из этого, свою деятельность строю, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребёнок имел возможность опробовать свои силы, найти себя.

Мне же, как классному руководителю, очень хочется видеть моих детей самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами правового демократического государства, патриотами России. Это и есть, на мой взгляд, главная цель воспитания.

Большую помощь в моей работе оказывает технология организации «ситуации успеха»

  • культивирования настроения доброжелательности;

  • снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;

  • авансирование ребенка, т.е. оглашение его достоинств;

  • усиление мотивов деятельности;

  • педагогическое внушение;

  • педагогическая оценка.

С целью изучения личностных особенностей учащихся, их интересов, характера, душевного состояния, а также диагностики межличностных и межгрупповых отношений в классе и выявления лидеров в конце года провожу социометрические исследования.

Педагогика сотрудничества, применяемая в учебно-воспитательной деятельности, оказывается той благоприятной средой, в которой способна сформироваться личность гражданина, обладающего высоким уровнем компетенций, готового к успешному самоопределению в современном мире.

Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения.

Нет легких учеников, все они требуют много сил и энергии. Педагог должен быть искренне убежден, что каждый ребенок талантлив, а значит интересен. Если ребенок «сер», и «невыразителен», значит, его талант пока не обнаружен и не развит. А в этом виноват не ребенок, здесь вина педагога. В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила «Недостаток ребенка - это такое его достоинство, которому мы не нашли применение».

Термин «дети группы риска» чаще всего упоминаются в качестве синонимов терминов «запущенный ученик» или «ученик с отклонениями в обучении и поведении», «трудные дети», «трудный ученик». Обычно мы называем «трудными» тех учащихся, которые не только плохо учатся, но и при этом они также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах. А у меня таких детей - целый класс. Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении.

Не описать ощущение почти физической боли, когда соприкасаешься с озлобленной детской душой. Как много недополучил он от своих близких, если волчонком смотрит на мир. Сколько добра, тепла и любви обошли его стороной. В таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам.

Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс - вот те задачи, которые я поставила перед собой.

Естественно, по-новому звучит сегодня и задача классного руководителя - уметь быть готовым взять на себя ответственность за судьбу ребенка - ибо, как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Классный руководитель подстать врачу. Только в руках врача тело человека, а в наших руках душа, причем не просто человека, а юного, взрослеющего. Врач дает клятву Гиппократа, обязуясь не приносить вред людям. Я бы ввела клятву педагога, в которой учитель клялся бы не приносить вред душе ребенка.

Цель воспитания и сам процесс должен быть максимально скрыты от воспитанника. Ребенок не хочет быть воспитуемым. Это принимается им всегда как насилие над собой. Воспитание обращено к подсознанию, к внутренним установкам. Оно должно будить собственную, духовную работу сердца воспитанника, готовя необходимые внутренние условия, почву для рождения нужных чувств и отношений. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке радость, удовольствия, наслаждение от него.

Анализируя воспитательную работу в своем классе, а также исходя из результативности воспитательной работы в 5, 6, 7, 8 классах в данном коллективе, следует отметить, что основой успеха считаю использование индивидуального и системного подхода, то есть заботливое отношение к каждому ученику в отдельности и детскому сообществу в целом.

Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе.

«К педагогическому делу надо призывать, как к делу "морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».

Д. И. Менделеев

© 2010-2022