Программа Курса по выбору по теме Технологии делового взаимодействия (9 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска

Рассмотрено

Утверждено

Введено в действие

на заседании МО

на НМС МБОУ «СОШ №59»

Приказом №103/23 от

учителей русск.яз. и литер.

Протокол №1 от

«01» сентября 2012г.

Протокол №1 от

«30» августа 2012г.

Директор МБОУ «СОШ №59»

«26» августа 2012г.

___________И.А. Антоненко

Рабочая программа

курса по выбору

«Технологии делового взаимодействия»

в 9 классе

на 2012- 2013 учебный год

Учитель 1 категории Киреева Наталья Александровна



Курск - 2012

Пояснительная записка

Предлагаемая разработка содержит примерную программу, которая может быть использована учителями при подготовке собственных программ для предпрофильного обучения и для предпрофильной подготовки учащихся. В основу данной программы положены материалы элективов, созданных и апробированных на базе Волгоградского государственного педагогического университета С.В. Беловой, под ред. Т.В. Черниковой, доктора психологических наук, доцента кафедры управления педагогическими системами данного университета.

Курс разработан с учётом современных требований к формированию самосознания делового человека, бизнесмена, руководителя какой-либо организации, решает проблемы управления процессами производства и потребления при любой социально-экономической системе, воспитывает в старшекласснике сильную личность, лидера, умеющего не только грамотно выражать свои мысли с оппонентом, но и налаживать межличностные отношения в группе.

Программа курса по выбору составлена с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 9 классов. В основе этой разработки положен диалогический способ преподавания материала. Диалог рассматривается как базовое средство гуманитарного образования личности в юношеском возрасте, на этапе расставания с детством и выбора стратегий осмысленного проживания взрослой жизни. Данный компонент является ключевым и выступает основой для разработки новых методов преподавания многих учебных дисциплин.

Программа курса «Технологии делового взаимодействия» знакомит учащихся с имиджем делового человека, с формами и культурой деловой коммуникации, предполагает обращение к внутреннему миру личности, к её человеческим умениям: саморегуляции, самопознанию, выстраиванию позитивных отношений с предметным миром и с другим человеком, а также с самими собой, разрешению внутриличностных и межличностных конфликтов. Все эти умения объединяются в умении быть диалогичной личностью, которая складывается из опыта диалога, в конкретных условиях выступающий как опыт осознаваемых действий, понимания другого (природы, культуры, человека), конструктивного решения конфликтов, саморегуляции, духовно-нравственного саморазвития.

Цели курса:

  • приобрести навыки цивилизованного, грамотного поведения в деловом общении, то есть общении, осуществляемом в рамках трудовой деятельности;

  • научить использовать в устной и письменной речи формы деловой коммуникации.

Задачи:

  • обеспечить реализацию практических навыков культуры речи и общения учащихся;

  • сформировать у учащихся представление об имидже в контексте корпоративной культуры делового человека, о месте и роли делового общения в современном мире, основных законах, правилах и приёмах речевого воздействия на собеседника в условиях специальной речевой ситуации;

  • развивать способности, связанные с самостью человека, его индивидуальным психологическим миром, стремлением к реализации своего предназначения;

  • углубить практические знания, умения и навыки учащихся в сфере деловой коммуникации.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • «Имидж в контексте корпоративной культуры делового человека»,

  • «Эффективное общение в деловой сфере»,

  • «Устные и письменные формы деловой коммуникации.

Каждый отдел состоит из отдельных тем и практической части.

Предлагаемая разработка программы построена следующим образом. В учебно-тематическом плане отражено название темы и количество часов, отведённых на неё; достаточно разнообразны формы проведения занятий

(лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, задания в тестовой форме); полученные в конечном итоге знания, сконцентрированные в так называемом образовательном продукте. Для реализации задач курса используются следующие методы: исследовательский, поисковый, творческий.

Курс предполагает выполнение творческих письменных работ учащихся как некоторое поведение итогов изучения отдельных тем в виде образовательного продукта. Работы оцениваются по форме «зачтено», «не зачтено». Итоговая отметка может быть накопительной (отметки за выполненные задания суммируются по окончанию курса).

Учебно-тематический план

№ п. п

Название раздела

Всего часов

Теория (ч.)

Практика (ч.)

1.

Имидж в контексте корпоративной культуры делового человека

5

3

2

2.

Эффективное общение в деловой сфере

6

4

2

3.

Устные и письменные формы деловой коммуникации

5

3

2

4.

Итоговое занятие по курсу «Технологии делового взаимодействия»

1

0

1







Содержание программы

Раздел 1

Имидж в контексте корпоративной культуры делового человека

(всего 5 часов)

Цели раздела:

  • выявление зависимости социальной продуктивности личности от её имиджа;

  • развитие способностей к самонаблюдению и восстановлению своего целостного образа.

Раздел включает в себя следующие темы:

  1. Понятие имиджа, корпоративной культуры (1ч.)

Понятие имиджа. Имидж как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Понятие культуры. Культура как совместный опыт, нашедший своё отражение в общем языке, стиле общения, обычаях, верованиях, представлениях и ценностях.

Понятие корпоративной культуры. Корпоративная культура как комплекс разделяемых всеми поведенческих норм, артефактов, ценностей, представлений и понятий, которые организация создаёт по мере того, как учится преодолевать препятствия внутреннего и внешнего характера на пути к успеху и процветанию.

  1. Практика психологии управления. По одежде встречаем… (1ч.)

Внешний вид человека. Потенциал разных способностей. Предложения о характере, профессии, привычках. Цветовой тест - метод исследования личности. Психология и одежда.

  1. Советы руководителям. Одежда для успеха (2ч.)

Бизнесмен - современный деловой человек. Внешний вид делового мужчины (стиль, костюм, галстук, рубашка; выступление перед аудиторией; внешность человека на телевидении; одежда для спорта и отдыха; аксессуары; о причёске и прочем; рост).

Если ваши подчинённые - женщины.

Как обставить кабинет (стол, стул, книжные шкафы, где хранить документы, бар, лучший пол, стены, потолок).

Кабинет секретарши. Внешний вид секретарши.

  1. Лабораторно-практическое занятие (1ч.)

Выполнение заданий на создание имиджа:

  1. «Здравствуйте: а вот и я!» (выйти к аудитории, демонстрируя себя)

  2. «Здравствуйте: а вот и вы!» (выйти к аудитории с демонстрацией своего интереса к людям)

  3. «Образ моего Я» (создать свой портрет-символ любым способом: рисунок, поделка, схема; обменяться ими и рассказать о впечатлениях, которые создаёт у вас портрет).

Раскрытие третьей темы предполагает групповую работу.

Раздел 2

Эффективное общение в деловой сфере (всего 6 часов)

Цель раздела - изучение условий эффективного общения, формирование навыков внимательного отношения к людям и к содержанию своих сообщений.

Раздел включает в себя следующие темы:

2.6,7 Общение и его слагаемые (2 ч.)

Понятие общения. Общение как процесс обмена информацией, процесс взаимодействия людей, их взаимопонимания и взаимовлияния друг на друга.

Условия, необходимые для общения: субъект-адресат, тема для обсуждения, знание языка.

Бытовое и деловое общение. Виды общения: контактное, непосредственное - опосредованное, устное - письменное, диалогическое - монологическое, межличностное - массовое; «менторский» (поучительный, назидательный), «одухотворяющий» (возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества), «конфронтационный» (вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться), «информационный» (ориентированный на передачу слушателям определённых сведений, восстановление в их памяти каких-либо знаний).

Условия эффективного общения: внимание к человеку и осведомлённость в его потребностях; внимание к содержанию и структуре своего сообщения; конструктивное поведение: спокойствие и уверенность в себе.

Психологические принципы: рациональность (контролирование своих эмоций, отрицательно сказывающиеся на процесс принятия решения), понимание (внимательное отношение к точке зрения собеседника, даже если вы её не разделяете), общение (если другой человек не слушает, постарайтесь восстановить с ним контакт), достоверность, отсутствие назидательности (избегать поучительного тона, быть открытым для аргументов собеседника), принятие (принять другого и быть готовым к тому, чтобы узнать нечто новое от собеседника).

Понятие коммуникации. Коммуникация как одна из важнейших сторон человеческого общения и взаимодействия, предполагающая обмен знаниями, представлениями, идеями, эмоциями, чувствами, настроениями и т.д.

Дефицит общения как снижение интенсивности и качества общения с другими людьми.

Фактическое общение как бессодержательное общение.

Вербальное и невербальное общение.

2.8,9 Деловое общение (1ч.)- всего 2ч.

Особенности делового общения: партнёрские отношения, регламентированность, деловой этикет (правила приветствия и представления, поведение во время презентации, на приёме, за столом; дарение и принимание сувениров, пользование визитными карточками, ведение деловой переписки), речевой этикет (речевые обороты, национальная специфика); принципы эффективного слушания, виды слушания, условия эффективного слушания, приёмы хорошего слушания; конфликтные ситуации.

Самостоятельная работа (1ч.) Упражнения, способствующие выработке навыков эффективного общения.

  1. 1. Предконтакт и контакт» (понимание потребности в общении и её удовлетворение).

  2. 2. «Активное слушание» (внимание к собеседнику).

  3. 3. «Монолог» (умение выразить свои мысли и заинтересовать собеседника).

  4. 4. «Что они обо мне думают» (внимание к тому, как тебя оценивают).

  5. 5. «Это интересно» (внимание к содержанию сообщения).

2.10,11 Виды делового общения (2ч.)

Деловая беседа как форма межличностного общения, предполагающая обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленной на решение той или иной проблемы.

Классификация возможных типов собеседников: вздорный человек, нигилист; «позитивный» человек; «всезнайка»; «трусишка»; хладнокровный, непреступный собеседник; незаинтересованный собеседник; «важная птица»; «почемучка».

Структура деловой беседы (начало: установление контакта, создание благоприятного для беседы «климата отношений»; изложение своей позиции и обоснование её; выяснение позиции собеседника; совместный анализ проблемы; принятие решений.

Деловые переговоры как обсуждение с целью заключения соглашения между кем-либо по какому-либо вопросу.

Телефонные разговоры. Требования к разговору по телефону (лаконичность, логичность, информативность. Отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, чёткое произношение слов, особенно фамилий и чисел, средний темп речи, обычная громкость голоса).

Структура телефонного разговора (взаимные представления (20 сек.), введение собеседника в курс дела (40 сек.), обсуждение ситуаций (100 сек.)).

Тест «Культура телефонного общения».

Раздел 3

Устные и письменные формы деловой коммуникации (5 ч.)

Цели раздела:

  • изучение различных форм деловой коммуникации;

  • развитие навыков делового сообщения.

    1. Основы ораторского искусства (1ч.)

Повышение культуры устной и письменной речи. Критический анализ выступлений. Методика публичного выступления: чтение, выработка собственной позиции. Подготовка к выступлению: писать или не писать текст. Выступление с опорой на текст. Выступление без записей. Выступление экспромтом.

Как построить свою речь? Понятие композиции. Композиция как построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. План: предварительный, рабочий, основной, простой и сложный.

Композиционное построение речи

Части выступления

Приёмы привлечения внимания

  1. Вступление

Задачи



  1. Пробудить интерес к теме.

  2. Установить контакт.

  3. Подготовить слушателя к восприятию текста.

  4. Обосновать постановку вопроса.

Обращение, изложение цели высказывания, обзор главных разделов темы, приём сопереживания, изложение парадоксальной ситуации, апелляция к интересам аудитории, приём соучастия, апелляция к событиям, апелляция к географическим или погодным условиям.

  1. Главная часть

Задачи

  1. Последовательно разъяснять выдвинутые положения.

  2. Доказать их правильность.

  3. Подвести слушателей к необходимым выводам.

Апелляция к речи предыдущего оратора, апелляция к авторитетам или известным источникам, апелляция к личности оратора.

  1. Заключение

Задачи

  1. Суммировать сказанное.

  2. Повысить интерес к предмету речи.

  3. Подчеркнуть значение сказанного.

  4. Поставить задачи.

Юмористическое замечание, вопросы к аудитории.

Методы изложения материала: индуктивный, дедуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический и метод аналогий.

    1. Основы полемического мастерства (1ч.)

Как убедить оппонента? Основные формально-логические законы:

  • закон тождества;

  • закон противоречия;

  • закон исключённого третьего;

  • закон достаточного основания.

Доказательство. Структура: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства. Логические ошибки. Доказывание и убеждение. Доводы в споре: сильные и слабые; знать того, к кому обращены доводы; воздействовать на чувства слушателей.

Полемические приёмы: опровержение ложного тезиса фактами, критика доводов оппонента, опровержение демонстрации, юмор, ирония, сарказм, «сведение к абсурду», приём бумеранга, атака вопросами, «довод к человеку».

3.14, 15 Письменные документы (2ч.)

Понятие письменной коммуникации. Письменная коммуникация как общение с помощью письменных методов передачи информации, распространена в сфере бизнеса, предпринимательства в условиях территориальной отдалённости партнёров и необходимости осуществлять деловые контакты.

Формы письменной коммуникации: свободная (письмо, сообщение и т.д.), конкретный документ (справка, анкета и т.д.).

Методы написания письменного текста: «опрокинутой (перевёрнутой) пирамиды» и «обычной пирамиды».

Отчёт, доклад, конспект, анкета, деловая (официальная) переписка. Официальные документы: справки, свидетельства, заявления, претензии, излагающие требования или мнение конкретного лица или учреждения. Нота, меморандум, памятная записка.

Письмо: личное, деловое. Структура делового письма и его типы (извещение, напоминание, подтверждение, извинение).

    1. Лабораторно-практическое занятие (1ч.)

  1. Составьте отчёт о мероприятии, проделанной работе, исполненном поручении.

  2. Подготовьте доклад на любую из предложенных учителем тем (например, Выступление по радио).

  3. Прочитайте статью в журнале или газете и составьте конспект этой статьи.

  4. Составьте собственное резюме.

  5. Составьте текст официального приглашения на торжественный вечер.

  6. Составьте деловое письмо о школьных мероприятиях.

17. Итоговое занятие по курсу «Технологии делового взаимодействия» (1ч.) Тест (определение стиля делового общения, можешь ли быть руководителем и т.д. - на выбор учителя)











Календарно-тематическое планирование

Название раздела

Дата

занятия

Название темы



Форма проведения

Образовательный продукт

Раздел 1

Имидж в контексте корпоративной культуры делового человека

1.

Понятие имиджа, корпоративной культуры

Лекция

Понимание учащимися специфики имиджа корпоративной культуры

2.

Практика психологии управления. По одежде встречаем…

Лекция

Понимание учащимися специфики внешнего вида делового человека

3, 4

Советы руководителям. Одежда для успеха.

Лекция, самостоятельная работа

Понимание учащимися специфики внешнего вида руководителя и подчинённых. Создание образа руководителя

5.

Лабораторно-практическое занятие. «Здравствуйте: а вот и я!»

«Здравствуйте: а вот и вы!» «Образ моего я».

Практикум

Понимание учащимися психологии личности руководителя, подчинённого и самого себя

Раздел 2

Эффективное общение в деловой сфере

6, 7

Общение и его слагаемые

Лекция

Понимание учащимися специфики составных элементов, коммуникации

8.

Деловое общение

Лекция

Понимание учащимися специфики делового общения

9, 10

Виды делового общения

Лекция, тест «Культура телефонного общения»

Понимание учащимися специфики различных видов делового общения. Самоопределение учащихся в вопросах культуры телефонного общения

11.

Самостоятельная работа «Педконтакт и контакт». «Активное слушание». «Монолог» др.

Самостоятельная работа

Самоопределение учащихся в вопросах эффективного общения в деловой сфере

Раздел 3

Устные и письменные формы деловой коммуникации

12.

Основы ораторского искусства

Лекция

Понимание учащимися специфики основ ораторского искусства

13.

Основы полемического мастерства

Лекция

Понимание учащимися специфики основ полемического мастерства

14, 15

Письменные документы

Лекция

Понимание учащимися специфики письменных деловых документов

16.

Лабораторно-практическое занятие

Деловая игра

Составление и оформление в письменной форме деловых документов

17.

Итоговое занятие по курсу «Технологии делового взаимодействия»

Тест

Самоопределение учащихся своего места в обществе




Список литературы

  1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. М., 1993.

  2. Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, 1993.

  3. Атватер И. Я вас слушаю…: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1984.

  4. Болотовский Б.М. В этом споре побеждённых не было // Вопросы философии. 1979. №1.

  5. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994.

  6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

  7. Глумаков В.Н. Организационное поведение. Учебное пособие/ ВЗФЭИ. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002.

  8. Зуев Ю.П. Деловое взаимодействие торговых партнёров. М., 1992.

  9. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

  10. Книгге А. Об обращении с людьми. М., 1994.

  11. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель… - М.: Дело, 1993.

  12. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону: 1985.

  13. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1993.

  14. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993.

© 2010-2022