• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

Социализация и личностное развитие необходимо не только здоровому ребёнку, но и с ограниченными возможностями, так как талантливым из них может быть каждый. Процесс социализации личности ребенка с ОВЗ будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, где они могут приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Вислоусова Валентина Николаевна

(МОУ «Райсемёновская СОШ» Серпуховского района Московской области)




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

по программе повышения квалификации для педагогов, учителей - предметников, классных руководителей, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»




2015 год

Оглавление


  1. Введение

  2. Глава 1. Теоретические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Глава 2. Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы в МОУ «Райсемёновская СОШ»

  4. Заключение

  5. Список используемой литературы

Введение

Социализация - это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности.

Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Социализация и личностное развитие необходимо не только здоровому ребёнку, но и с ограниченными возможностями, так как талантливым из них может быть каждый. Процесс социализации личности ребенка с ОВЗ будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, где они могут приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни. И здесь уместно дать определение термину групповой социализации. Групповая социализация - это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию - факторы социализации, важнейшим из которых является воспитание. Успех воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а значит и его социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа использует воспитательный потенциал той среды, где дети и подростки проводят большую часть времени, т. е. среды школы.

Необходимо представить образовательное учреждение, о воспитательном потенциале которого пойдёт речь в данной работе.

МОУ «Райсемёновская СОШ» в сельском поселении «Дашковское» Серпуховского муниципального района одна и функционирует 35 лет. Отличительной особенностью школы является контингент учащихся. В образовательном учреждении обучаются не только дети, проживающие в микрорайоне деревни Райсеменовское и окружающих деревень, но и воспитанники ГКУ СОН МО «Серпуховский (районный) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», которым школа оказывает образовательные услуги, а также дети Семейного городка «Моя большая семья» (еще называют социальной деревней, в которой с сентября 2014 года проживают семьи, воспитывающие от пяти до десяти приёмных детей, в том числе детей-инвалидов; обучаются они в общеобразовательной школе или в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ, построенной рядом.) В школе имеется служба сопровождения в составе: социальный педагог, педагог-психолог и медицинский работник. В МОУ «Райсемёновская СОШ» функционирует ПМПК, целью которого является обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.

Очевидно, что вопрос о создании условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы для данного образовательного учреждения на современном этапе функционирования актуален и требует эффективных способов решения.


Глава 1. Теоретические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В социальной психологии понятие социализации было введено в 40-е гг. XX в. психологом Альбертом Бандурой [1, с. 10]. В современном понимании социализация имеет несколько значений. Это объясняется тем, что данное понятие является междисциплинарным и, наряду с социальной психологией широко используется в социологии, педагогике, философии. В самом общем виде социализация - это влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни. Социализация - это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и, благодаря этому может изменяться его психика.

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений [3, c. 17].

Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т.е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализированными, т.е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т.д. [4, c. 48].

Таким образом, высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация ее социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами [5, c. 39]. В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным» [6, с. 270].

Принципиальный подход к изучению социализации аномального ребенка, предложен Л. С. Выготским, который рассматривал общение детей с окружающими как фактор развития и коррекции их недостатков. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Л. С. Выготский писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника - слепого, глухого, с ДЦП или умственно отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов [7, с. 265]. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями [8, c. 117]. Нам всем необходимо осознать, что инвалиды - это такие же люди, как и мы. И они абсолютно не нуждаются в сострадании - им необходимо понимание со стороны общества. Ведь инвалид - это еще не значит умственно отсталый, зачастую это человек с богатым духовным и внутренним миром. Особое внимание необходимо обратить на возможности инвалидов в получении знаний и неравные шансы получения инвалидами образования. В настоящее время достойное и качественное образование является одним из немногих гарантов, которые могут обеспечить людям возможность социальной адаптации и самоактуализации в жизни, возможности обеспечить себе приемлемый уровень жизни. По статистике, среди молодых людей с ограниченными возможностями большое количество лиц с неполным средним и существенно меньше - со средним общим и высшим образованием. Исследования показывают, что изъявляют желание обучаться в специализированных школах-интернатах 42 % детей, обучаться на дому - 5 % (в основном, это дети с ограничениями передвижения), и 46 % детей-инвалидов пожелали обучаться в массовой школе. Эти данные показывают, что большинство детей-инвалидов настороженно относятся к пребыванию в массовой школе. Однако дети с легкими нарушениями, наоборот, стремятся попасть в среду здоровых детей, чтобы «быть как все», учиться и работать в дальнейшем [9, c. 11].

До сих пор инициатива в интегрированном обучении шла от специальной школы, от специальных педагогов. Между тем, совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения [10, c. 22]. Но зачастую отсутствие учебной успешности и адаптации при обучении в массовой школе ставит под сомнение целесообразность интеграции. Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений и от эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую ребенок интегрируется.

Повсеместное внедрение интегрированного обучения требует комплексного подхода, включающего создание безбарьерной среды, подготовку педагогических кадров и формирование толерантного отношения учащихся и родителей к проблемам «особых» детей и их семей. Ребенок-инвалид в процессе инклюзивного образования уже с раннего возраста включен в социум, что позволяет ускорить процесс его адаптации и социализации в обществе, даёт возможность почувствовать себя равным среди равных.

Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы требует предже всего создание организационно-педагогических условий. Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Известно, что для нормальной полноценной жизни ребенка в школе важны не только учебные навыки, но и его возможность взаимодействовать с другими детьми, коммуникативные умения и такие качества личности как отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к эмоциональному состоянию другого ребенка. Постановка задач и планирование работы учителя основывается на данных о состоянии коммуникативных навыков и потребности в общении особого ребенка, а также на данных об отношении к нему детей и взаимоотношениях в классе.

Исследования Л.С. Выготского, М.Ф. Гнездилова, А.Н. Граборова, Г.М. Дульнева, Л.В. Занкова, Ю.Т. Матасова, Ф.М. Новика, И.M. Соловьева, Ж.И. Шиф и др. свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья, резерве их здоровых качеств, которые могут проявиться при благоприятных условиях системы образования и быть основой их социализации. С этих позиций специальное образование выступает как наиболее эффективное средство социализации ребенка (Л.П. Назарова, Н.М. Назарова, Л.М. Шипицына и др.).

Проведенный анализ работ ученых Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Караковского, A.B. Гаврилина, В.Н. Кимкова, В.Н. Скворцова, C.B. Тарасова доказывает, что среда выступает целостной характеристикой бытия ребенка в его бесконечности и объемности. Среда является частью пространства, совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, её мировосприятие. Взаимодействие личности и окружающей ребенка среды понимается нами как оптимальное соотношение возможностей и потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и возможностей и потребностей общества.

Основным подходом является помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья включиться в социальные отношения общества. В социализации такого ребенка приоритетным является его адаптация к окружающей среде и использование возможностей среды для его адаптации, т. е. очевидна приоритетность воспитания перед обучением. С этой точки зрения представляется целесообразным говорить о «воспитательной среде образовательного учреждения».

Под воспитательной средой образовательного учреждения подразумевается совокупность влияний и условий формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также возможностей для его развития, содержащихся в социальном, пространственно-предметном и деятельностном окружении. Среда, где проводят дети свое свободное время, оказывает огромное влияние на процесс социализации и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Она складывается из пространственного, социальноповеденческого, информационного окружения, из событий, происходящих вокруг. Все это рисует ребенку жизнь такой, какой она есть, или какой она, может быть, формирует образ жизни и служит основанием для поведения. Если образовательный процесс будет организован с учетом ряда таких приоритетов, как включение воспитанников в совместную, продуктивную деятельность, расширение круга общения за счет вхождения во внешнюю социальную среду, формирования образца собственного «Я» как активного субъекта деятельности, то это и обеспечит формирование социально адаптированной личности, умеющей вести себя соответственно жизненным реалиям.

Таким образом, обоснована необходимость социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Глава 2. Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы в МОУ «Райсемёновская СОШ».

Так сложилось, что устоявшаяся система школьных ценностей находится сегодня в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования. Отсюда следует, что необходимо формировать в обществе правильное (не просто терпимое, толерантное) отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии. Только это позволит не просто существовать рядом или параллельно, а жить вместе.

В МОУ «Райсемёновская СОШ» обучаются не только дети, проживающие в микрорайоне деревни Райсеменовское и окружающих деревень, но и воспитанники ГКУ СОН МО «Серпуховский (районный) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», которым школа оказывает образовательные услуги, а также дети Семейного городка «Моя большая семья» (еще называют социальной деревней, в которой с сентября 2014 года проживают семьи, воспитывающие от пяти до десяти приёмных детей, в том числе детей-инвалидов; обучаются они в общеобразовательной школе или в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ, построенной рядом.)

Надо сказать, что долгое время школа считалась малокомплектной и поэтому имела ряд преимуществ перед обычной. Глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совместной работы с семьёй, тесный контакт с окружением, близость природы, благоприятные условия для трудового воспитания, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником - эти особенности позволяли организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне эффективности. В школу стали поступать дети из образовательных учреждений города Серпухова. Причины перевода разные, родители объясняли так: ребёнок «потерялся» в большом классе, не нашёл контакта с ровесниками, его дразнят, терроризируют, учителя не замечают, «не вылезает» из троек, он толстый/худой/заикается (опять же - дразнят), ненавидит школу и т.п. Почти во всех случаях это были дети с плохой успеваемостью, низкой мотивацией к учению и негативным отношением к школе, многие из них относились к третьей группе здоровья. Существовали в школе и «цыганские классы», так как на территории нашего поселения располагался цыганский табор. Каждый месяц состав классов менялся за счёт воспитанников ГКУ СОН МО «Серпуховский (районный) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», которому школа оказывала (и продолжает оказывать) образовательные услуги. Сейчас классы пополнились детьми из приёмных семей. Дети, которым рекомендовано обучение на дому, приходят на свои занятия в школу и с удовольствием посещают ещё и уроки своих одноклассников (здесь школа уступает просьбам родителей, так как педагоги понимают необходимость общения детей с ОВЗ со сверстниками).

Очевидно, что проблема «непохожести» в данном образовательном учреждении решается положительно, то есть правильное (не просто терпимое, толерантное) отношение к детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии успешно формируется. Что же позволяет обучающимся МОУ «Райсемёновская СОШ» не просто существовать рядом или параллельно, а жить вместе (учиться, трудиться, играть, развиваться)?

Социализация детей с ОВЗ в МОУ «Райсемёновская СОШ» направлена на совместную деятельность ребёнка со сверстниками, приобретение опыта взаимодействия со взрослыми. Формами такого взаимодействия являются общение, занятия, тематические беседы, викторины, экскурсии, конкурсные программы, выставки, концерты, фестивали, воспитательные мероприятия.

Предлагаю рассмотреть опыт проведения одного из мероприятий, отвечающего всем выше перечисленным требованиям.

Название: «Турслёт Чайников»

Организаторы: классные руководители Вислоусова В.Н. (учитель русского языка и литературы) и Ионов С.В. (учитель физкультуры), Охримчук С.Н. (вопитатель ДОУ «Родничок»), Пугин С.В. (учитель физкультуры МОУ «Липицкая СОШ»), Шмушкин Б.Б. (зам.директора по безопасности МОУ «Оболенская СОШ») и члены их семей, а также родители обучающихся.

Участники: обучающиеся МОУ «Райсемёновская СОШ», МОУ «Липицкая СОШ», МОУ «Оболенская СОШ» и все желающие присоединиться.

Требования к участникам: желание испытать себя.

Ограничения: никаких ограничений по физическим возможностям и по возрасту нет.

Цели: популяризация активного и здорового образа жизни; воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков работы в команде, получение практических навыков поведения в лесу; возможность самовыражения, обретения уверенности в себе, решение внутренних проблем и преодоление себя.

Задача для участников: стать «Чайником» года, т.е. выиграть кубок

Время проведения: последние выходные дни июня (три дня и две ночи)

Место проведения: живописный берег реки Нары близ деревни Клеймёново Серпуховского района.

Размещение фотоотчётов в соцсетях, на сайтах образовательных учреждений и в других средствах массовой информации приветствуется, так как способствует популяризации активного и здорового образа жизни (согласие родителей участников и/или законных представителей получено)

В программу слёта входят следующие мероприятия:

1-ый день


«Школа выживания» - начальные знания по оказанию первой мецицинской помощи, определению азимута, ориентированию на местности по карте, способы переноски пострадавшего и др.

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы


Спортивное ориентирование

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы



Песни у костра, страшилки на ночь

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

2-ой день


Контрольно-комбинированный маршрут, или Большой поход

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы


Игры, занятия по интересам

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы


Ночное ориентирование

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

3-ий день


Полоса препятствий/Весёлые старты/Водные эстафеты

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы



Подведение итогов. Награждение

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

На протяжении всего слёта


Организация лагеря

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы


Приготовление пищи

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы


Купание/загорание

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы


Беседы по душам

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы


Познание окружающего мира и себя в этом мире

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

ВКР на тему Создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ОВЗ посредством воспитательной работы

В процессе выполнения заданий создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. Для участия в каждом мероприятии слёта формируется новая команда или группа, пара участников. Всякий раз ребёнку приходится исполнять новые роли в новой команде, где-то он окажется выносливее других, где-то умнее, где-то ему, стеснительному и нерешительному по своей природе, придется стать капитаном. На примере увлекательных, но не простых упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в программе, ребята начинают преодолевать барьеры в общении - все они разного возраста, учатся в разных школах, проживают в разных посёлках, обладают разными возможностями, по-разному физически и интеллектуально развиты. В такой среде ребята многое в себе открывают, и мы, их педагоги, по-новому открываем для себя своих воспитанников.

Опыт проведения таких мероприятий доказывает, что проблема социальной адаптации детей с ОВЗ не будет решена в полной мере, если воспитанники не будут взаимодействовать с детьми и подростками других детских объединений различной направленности. Для ребёнка с ОВЗ важно, чтобы на таких мероприятиях присутствовали одноклассники, друзья, родители, бабушки и дедушки. Благоприятная атмосфера, созданная во время мероприятия, помогает ребёнку самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе, собственную значимость. Всё это положительно влияет на его социальную адаптацию.




Заключение

Воспитание направляет и управляет процессом социализации человека, т.е. понимается как относительно контролируемая обществом и государством социализация человека в условиях образования. Воспитание является результатом взаимодействия ребенка с "жизненной средой». Среда понимается как упорядоченная совокупность закономерно связанных системных компонентов воспитательного процесса образовательного учреждения, образующих целостность.

Качество обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от наличия в школе целенаправленно созданной воспитательной среды.

Подходы к пониманию и моделированию воспитательной среды школы определяются тем, что в функциональном качестве она рассматривается как «воспитательная среда образовательного учреждения», как совокупность влияний и условий формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также возможностей его социализации, содержащихся в социальном, пространственно-предметном и деятельностном окружении. Для улучшения качественных характеристик среды воспитательное пространство школы может быть расширено за счет включения в него компонентов социокультурной среды.

Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются воспитательная среда образовательного учреждения и обеспеченность условий ее построения и функционирования на практике.

Список используемой литературы

  1. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников : учеб. пособие для вузов / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 160 с.

  2. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для вузов / Л. И. Аксенова. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

  3. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. - СПб. : «Речь», 2007. - 365 с.

  4. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / под общ. ред. М. А. Поваляевой. - Ростов н/Д : «Феникс», 2005. - 352 с.

  5. Гембаренко, В. Д. Семья и ребенок с ограниченными возможностями / В. Д. Гембаренко // Социальное обеспечение. - 2008. - № 3. - С. 38 - 42.

  6. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Л. Г. Гусляковой. - Барнаул. : Издательство АГУ, 2007. - 363 с.

  7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии : учеб. пособие для вузов / Л. С. Выготский. - СПб. : Питер, 2005. - 356 с.

  8. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипициной. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 180 с.

  9. Свистунова, Е. Г. Международное право о социальной защите и реабилитации инвалидов / Е. Г. Свистунова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2008. - № 1. - С. 9 - 13.

  10. Кулагина, Е. В. Семьи с детьми инвалидами: социально - экономическое положение / Е. В. Кулагина // Народонаселение. - 2006. - № 1. - С. 20 - 32.

  11. Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. «Школьная пресса», 2002

  12. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2008.

  13. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

  14. Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании//Инклюзивноеобразование:состояние,проблемы,перспективы.-Минск: Четыре четверти,2007

  15. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др.. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.


© 2010-2022