Методическая разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья «Дорогами подвига и святости. Преподобный Сергий Радонежский»

  Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт. И ни одна ещё стихия Не победила твой народ. Из тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, И преподобный Сергий в ней. С. Никулина.   Много святых прославили своими подвигами землю Русскую, но только одного из них называет Православная Церковь «Игуменом земли Русской». Такое имя дано преподобному Сергию Радонежскому. О нем пойдет разговор в представленной разработке урока. Историю жизни преподобного Серги...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему

«Дорогами подвига и святости. Преподобный Сергий Радонежский» - дополнение к теме «Северное Подмосковье. К игумену Русской земли - преподобному Сергию Радонежскому»

учебника «Духовное краеведение Подмосковья».

Цели:

Обучающие: 1) дать знания о феноменах христианской православной культуры XIV века на землях Западного Подмосковья и показать в ее контексте события отечественной истории;

2) дать знания о преподобном Сергии Радонежском, объектах духовной культуры, связанных с его именем.

Развивающие: развивать речь, кругозор, память, умения делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, нравственность, духовность, любовь к ближнему, умение прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.

Основные понятия: Святая Русь. Святой Епифаний Премудрый. Житие. Преподобный Сергий Радонежский. Кротость. Смирение. Духовный подвиг. Благочестие. Митрополит Алексий Московский. Троице-Сергиева лавра. Святой благоверный князь Дмитрий Донской. Монахи Пересвет и Ослябя. Крестное знамение. Благословение.

Средства: учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья» (стр.100-120), диск со слайдами, музыкальная презентация «Житие Сергия Радонежского», картины с изображением Святого и монастырей, репродукции икон Сергия Радонежского, словарь.

Форма урока: конспект проблемного урока - маршрута духовного краеведения Подмосковья.

План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление.

  4. Подведение итогов.

  5. Домашнее задание.



Ход урока.


  1. Организационный момент.

1) Приветствие

2) Вступительное слово учителя (слайд 1)

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь - твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.

С. Никулина.

3) Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Учитель: Много святых прославили своими подвигами землю Русскую, но только одного из них называет Православная Церковь «Игуменом земли Русской». Такое имя дано преподобному Сергию Радонежскому. О нем мы поведем разговор на нашем уроке. Историю жизни преподобного Сергия мы можем узнать из жития, написанного его современником и учеником, преподобным Епифанием Премудрым, который сказал: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака».

- Как вы понимаете эти слова? Почему преподобный Сергий назван светилом светлым? Готовы ли вы ответить на этот вопрос сейчас? Нет. Но к концу урока, совершив путешествие в наше далекое прошлое, мы постараемся ответить на поставленный вопрос.

По ходу урока мы будем знакомиться с основными понятиями и записывать их в словарик. А отвечая на вопросы, мы проследим жизнь и деяния Сергия Радонежского.


  1. Изучение нового материала.

В качестве опережающего задания дети получили сообщения в соответствии с планом:

1. Житие.

2. Рассказ о жизни святого:

а) чудесное рождение;

б) трудности в учении;

в) дар благодати в отрочестве;

г) переезд с родителями в Радонеж;

д)Троице-Сергиева лавра;

е)Куликовская битва

3. Похвала святому.

После каждого сообщения ученика идет повторение и анализ основных фактов, событий, явлений (ответы учеников на вопросы учителя письменно по плану, основные понятия в словарь).

1-й ученик. Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала - святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек. Герои жития - самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя - вера в Бога, она даёт блага при жизни и после смерти.

В текст жития могут входить молитвы. Житие поучительно, оно учит христианской морали.

Учитель: Что обозначает слово житие? Житие буквально соответствует греческому слову «биос» - жизнь. Этим термином стали обозначать жанр жизнеописания святых.

2-й ученик. (слайд 2) Один из самых почитаемых на Руси святых - Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами.

По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, обедневших бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни.

Методическая разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья «Дорогами подвига и святости. Преподобный Сергий Радонежский».

Св.прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Городке (Павлов-Посад)

Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато, домашний быт был ближе к крестьянскому. Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Они помогали бедным и охотно принимали странников.

3 мая 1314года у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого, в честь одного из 12 апостолов. В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням - средам и пятницам.

Учитель: Кто были его родители? Каким именем был наречён младенец? (Ответы детей; учитель записывает на доске, а учащиеся в соответствии с планом в тетрадь).

3-й ученик. (слайд 3) Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства. Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, такая близкая и такая понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело - этою чертой отмечена вся его жизнь. Теперь он - очень удрученный неудачами - нашел не то, чего искал. Мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Очевидно, старец его понял.

- Что тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

Методическая разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья «Дорогами подвига и святости. Преподобный Сергий Радонежский».

Видение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

- Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей. О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание. Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо. А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Священное Писание и одолеет чтение.

Учитель: Как называется церковный хлеб, который старец дал Варфоломею? (Просфора).

4-й ученик. (слайд 4) Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго, и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.

Методическая разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья «Дорогами подвига и святости. Преподобный Сергий Радонежский».

Преподобный Сергий Радонежский. Нестеров М.В.

Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.

Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

Учитель: Назовите имена братьев Сергия (Петр и Стефан). Кто совершил обряд пострижения? (игумен Митрофан)

5-й ученик. (слайд 5) Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в «церквице» своей он «пел утреню», чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый «полк бесовский». Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. («Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…»). Бесы исчезли. Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келий? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив». Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.

Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал - с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.

Методическая разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья «Дорогами подвига и святости. Преподобный Сергий Радонежский».

Юность Преподобного Сергия. Нестеров М.В.

Учитель (слайд 6,7): Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки - уступил. Принял нескольких, стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. С радостью принимал их преподобный. Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами и елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.

Сергий подавал во всем пример, делал большую часть тяжелой работы. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек». Был первым и на службах.

Методическая разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья «Дорогами подвига и святости. Преподобный Сергий Радонежский».Труды преподобного Сергия. Нестеров М.В

Методическая разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья «Дорогами подвига и святости. Преподобный Сергий Радонежский».Троице-Сергиева лавра. Лисснер Э.

Шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос и должен был как-то оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. Так зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева Лавра (по-гречески «лаура» - крупный, большой монастырь). Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее. Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей.

Учитель: Почему Сергия называют Радонежским? (Близ Радонежа построил монастырь). Какое носит название в настоящее время монастырь, построенный Сергием? (Троице-Сергиева Лавра).


Методическая разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья «Дорогами подвига и святости. Преподобный Сергий Радонежский».

6-й ученик (слайд 8). Преподобный Сергий, бывший духовником князя Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве.

Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю.

18 августа Дмитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно. Русь вправду собралась: Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков - впервые двинуты такие силы. Тронулись не зря. Все это понимали.

Начался молебен. Во время службы прибывали вестники - война и в Лавру шла,- докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Дмитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:

- Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, соратникам твоим плетутся венки мученические.

После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.(слайд 9)

- Иди, не бойся. Бог тебе поможет.

И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».

Методическая разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья «Дорогами подвига и святости. Преподобный Сергий Радонежский».

Преподобный Сергий благословляет Д. Донского. Кившенко А.Д

Есть величавое, с трагическим оттенком - в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю (слайд 10). Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей - в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Преподобный Сергий заповедал им "крепко бороться по Христе на врагов его". Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела.

Учитель. 20-го Димитрий был уже в Коломне. 26-27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?

Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!»

8-е сентября 1380 года!

(слайд 11) По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст.

Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало.

Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».

Дмитрий Донской одержал великую победу. Мужество и героизм русских людей развеял господствующее ранее представление о непобедимости татар.

- Какого князя Сергий благословил на битву? (Дмитрия Донского)

- На какую битву Сергий благословил Дмитрия Донского? ( Куликовская битва).

Учитель (слайд 12): Умер преподобный Сергий 25сентября 1392 году в возрасте 78 лет, и не было дня, когда б не приходили к нему за помощью со своими заботами и скорбями.

7-й ученик. Внешность Сергия не успела к моменту его канонизации изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.

Учитель (слайд 13): Как вы понимаете слово икона? Работа со словарем.

Икона (греч. «эйкон» - образ, изображение) - символическое изображение святого или события из священной истории.

Учитель: Житийная икона - икона, запечатлевшая житие и чудеса того или иного святого; по её сторонам и в клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнического жития и чудес святого, которому посвящена икона.

Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону.

  1. Закрепление.

Учитель. Мы узнали о житии великого святого земли Русской - Преподобного Сергия. Чему оно учит нас? (Ответы детей)

Учитель (обобщая). Оно учит нас Божией правде, смирению, мужественности, трудолюбию, благоговению, вере, любви к Богу.

- Какие подвиги совершил Преподобный Сергий? (Ответы детей)

Учитель (обобщая). Подвигами святого Сергия был подвиг смирения, подвиг воздержания, подвиг трудолюбия, подвиг нравственной чистоты, справедливости. Но главным деянием Преподобного Сергия были вера и любовь к Господу.

Учитель: Кто больше назовет качеств, присущих святому (Ответы детей: чудесные способности, вера в Бога, нравственная чистота, милосердие...).

Учитель обобщает и записывает на доске (учащиеся в тетрадях):

- Смирение

- Милосердие

- Подвижничество

- Прозорливость

- Нравственная красота

- Жизнь как общественное служение

Это образ идеального святого.

Учитель: Какова цель жизни Варфоломея? (трудиться для людей во славу Божью)

- В чём духовное наследие преп. Сергия? Что оставил он для нас живущих?

( Ответы: Свою обитель - первый крупнейший монастырь (слайд 14).

Своих учеников, которые продолжали молитвенное дело Сергия (слайд 15, 16). Один из его учеников в похвалу отцу своему Сергию написал икону «Пресвятая Троица» для иконостаса Троицкого собора, где доныне находятся мощи преподобного Сергия. Художественные ценности - духовная литература, жития преп. Сергия, иконы, картины М. Нестерова; это храмы, освещённые во имя преп. Сергия).

Учитель (слайд 17): Все эти святыни - живая связь времён, уникальное сочетание традиций прошлого и настоящего.

Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим - немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.


  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Какая тема нашего сегодняшнего урока? (ответ: Жизнь Сергия Радонежского). Давайте вспомним вопрос, который прозвучал в начале урока: «Почему преподобного Сергия называют светилом светлым?»

Вывод.

Чудеса, которые происходили в жизни Сергия Радонежского указывают на его богоизбранность, на высокую духовность Сергия, свет души освещает жизненный путь многим поколениям людей. Я думаю, что вы после этого урока станете еще более внимательны друг к другу и к свои родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь и ваши души.


  1. Домашнее задание.

- с.113 задание 1 (учебник ДКП)

- с.119 задание 7

Музыкальная презентация «Житие Сергия Радонежского»

(или стихотворение Р.Запесоцкой).

































Словарь

Епифаний Премудрый - православный святой. Известен, как составитель жития преподобного Сергия Радонежского

Житие -( буквально соответствует греческому слову «биос» - жизнь). Этим термином стали обозначать жанр жизнеописания святых. Житие - жизнеописание, в котором рассказывается не только о фактах биографии, но и о духовной жизни человека. Житие Преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный - Святой монах.

Праведник - человек, живущий по закону Божьему.

Псалтырь - сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси.

Икона (греч. «эйкон» - образ, изображение) - символическое изображение святого или события из священной истории.

Отрок - мальчик-подросток.

Инок - монах.

Келья - комната монаха.

Литургия - главная христианская служба.

Просфора - хлеб, который вкушают после литургии.

Лавра - монастырь.

Риза - одежда священника.

Схима - высшая монашеская степень.

Трапеза - стол с едой.

Благородный - 1) высоконравственный, самоот­верженно честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

Угодник - 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.

Добродетель - положительное нравственное ка­чество, высокая нравственность.

Праведный - у верующих: благочестивый, без­грешный, соответствующий религиозным правилам.

Обет- торжественное обещание, обязательство.

Благочестивый- у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.

Ангел - в религиозных представлениях: сверхъесте­ственное существо, служитель бога и его посланец к лю­дям.

Смирение - 1) смириться; 2) отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.

Благодать - 1) о чем-нибудь хорошем, имеющемся в изобилии (разг.); 2) очень хорошо, прекрасно 3) в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.



© 2010-2022