Профессиональное эмоциональное выгорание педагогов

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ СОШ№2»



Районный семинар

педагогов- психологов

на тему


«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Выполнила

Мацькайло И.В.











10.02.2016г.













































+





Эмоциональное «выгорание»

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Эмоциональное «выгорание» - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Позднее в группу риска были включены профессии, связанные с интенсивным общением и контролем в напряженной эмоциональной обстановке, которые являются инструментом работы. Таким образом, из «платы за сочувствие» синдром выгорания превратился в «болезнь» работников коммуникативных профессий, то есть профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения.

Наиболее подвержены синдрому выгорания представители так называемых «помогающих» профессий, все те, кто ежедневно сталкивается с болью, надеждами, отчаянием, страхом. Специфика данных профессий заключается в большом количестве эмоционально насыщенных, сложных межличностных контактов, что требует от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела.

Выделяется 12 основных и факультативных признаков эмоционального «выгорания»:

  • Истощение, усталость;

  • Психосоматические осложнения;

  • Бессонница;

  • Негативные установки по отношению к клиентам;

  • Негативные установки по отношению к своей работе;

  • Пренебрежение исполнением своих обязанностей

  • Увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

  • Уменьшение аппетита или переедание;

  • Негативная самооценка;

  • Усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности)

  • Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия)

  • Чувство вины.

Выделяются три основных составляющих: эмоциональная истощенность, деперсонализацию и сокращенную профессиональную реализацию.

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания

Монотонность работы, особенно если её смысл кажется сомнительным;

  • Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

  • Строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;

  • Напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

  • Нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

  • Неразрешенные личностные конфликты.

Осознание стереотипов поведения и расширение поведенческих стратегий

«Выгорание» связано с использованием неконструктивных моделей поведения в проблемных или профессионально трудных ситуациях. «Выгоранию» способствует пассивное поведение (чрезмерная осторожность, постоянное откладывание решений на «потом») или стратегии ухода (избегания) от поиска решения проблем, агрессивные или асоциальные стратегии. «Неудачное» поведение активизирует психологическую защиту и не способствует развитию личности. Лица, умеющие использовать конструктивные («Здоровые») модели поведения (проблемно-ориентированные, просоциальные - направленные на расширение и углубление социальных контактов, дипломатические и уверенные действия), подвержены наименьшему риску «выгорания».

«Удачное» поведение (копинг) - реалистическое, гибкое, большей частью осознаваемое, включающее в себя произвольность, самоконтроль и активность. Оно повышает адаптивные возможности субъекта.

Психологически здоровые люди - большие жизнелюбы. Они умеют получать удовольствие от жизни в большом и в малом: и от аромата цветка, и от красоты математической формулы…

Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катастрофической ситуации она не теряет надежды, и это нередко дает себе силы найти выход. Эта личность необычайно активная - никогда не ждет, пока кто-то начнет работу, стремится сделать дело сама, выложится в любом деле до конца. Такие не боятся идти на риск - не ради самого риска, а ради дела. Не боятся неудач, умеют достойно пережить их и не сломаться.
Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди способны любить глубже и полнее. Именно они взывают ответную любовь - сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием личности.

10.02.2016г.

Педагог-психолог МКОУ «Бахчисарайской СОШ№2»

МАЦЬКАЙЛО И. В.



© 2010-2022