Методические рекомендации Подготовка визитной карточки для выступления

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Технология подготовки

«Визитной карточки

детского объединения»

(методические рекомендации)









Любая «Визитная карточка» - это не только банальное знакомство с командой, но и презентация деятельности определённого коллектива, представителями которого являются выступающие на сцене люди. И для того, чтобы зрители увидели труды этого коллектива и по достоинству оценили их, причем в условиях строго ограниченного временного пространства (как правило, на «Визитку» выделяется всего 5-7 минут) нужно знать основные шаги на пути к успешному выступлению в конкурсе «Визитная карточка».

Уверена, что многое из того, о чем сейчас будет упомянуто, вы и сами прекрасно знаете. Просто в силу самых разных «непредвиденных» обстоятельств, что-то упускается из виду, на какие-то детали мы вообще не обращаем внимания из-за повседневности и повсеместности. А вот эти-то «мелочи» как раз и приводят к тому, что презентация проходит не совсем удачно (мягко говоря). Ведь на сцене НИКОГДА не бывает мелочей. Любая непродуманная деталь на сцене всенепременно обнажается! Поэтому эти рекомендации я предлагаю рассматривать в качестве «шпаргалки» при подготовке вашей «Визитки» да и не только её!

Шаг 1: Называем команду

У любой команды есть свое название. Здесь будет уместно сразу вспомнить следующие строки: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Поэтому, размышляя над тем, как себя любимых назвать, нужно не забывать о следующем:

- название не должно быть длинным (желательно состоящим из 1 слова)

- название команды не должно быть «сильно навороченным» или «прикольным» (зритель будет вас ассоциировать с тем термином или группой терминов, который заявлен в вашем названии)

- не забывайте, что ваше название ещё должно быть изображено и графически (эмблема, флаг и пр.), поэтому старайтесь подобрать такое, чтобы не мучиться над его воплощением на бумаге.

- старайтесь не пользоваться общепринятыми клише, мало приятного в том, что на сцену друг за другом выходят команды с одним и тем же названием «Дружба», к примеру. Вы должны быть единственными и неповторимыми!

Шаг 2: «Встречают по одежке»

Это О-О-ОЧЕНЬ важно - в чем вы выходите на сцену. Прежде, чем вы что-либо скажете, зритель внимательно осмотрит вас с ног до головы (в буквальном смысле!). И если вы его внешне не заинтересуете или, не дай Бог, разочаруете, завладеть его вниманием и расположением будет весьма сложно. Перечислю ряд требований к внешнему виду выступающих, которые ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для выполнения.

- Обувь должна быть чистая. Первое, что видит зритель - ваши ноги! Поэтому никакой «первой» обуви быть не может! Только «вторая» специально приготовленная для выступления! Желательно, чтобы у всех выступающих обувь была одного цвета.

- Если у команды есть форма, она, само собой разумеется, должна быть постирана и отглажена. В случае отсутствия специально изготовленной формы, принцип «единства одежды» должен быть сохранен (хотя бы в цветовой гамме); в этом случае обязательно продумайте какой-то элемент в одежде одинаковый для всех (например, банданы, платочки на шее, галстуки и пр.)

- Выход на сцену в калошах, халатах и фуфайках (даже если вы представляете сельскую команду) строго возбраняется!

- Сюда же отнесем «одежду» для вашей головы и лица. В первую очередь эта информация касается девушек: волосы должны быть уложены в строгую прическу, «боевой раскрас» на лице сведен до минимума!

Шаг 3: «Сопровождение выступления»

Если ваше Представление сопровождается стендовым материалом, слайд-шоу и т.д. и т.п., потрудитесь его подготовить, как следует. Плохо подготовленный материал только навредит. Лучше уж совсем им не пользоваться. Поэтому:

- Стенды должны быть оформлены аккуратно, красочно (но не аляписто!) и вынесены на сцену ДО выступления! Материал на стендах должен быть специально приготовлен для ЭТОГО выступления, а не взят с предыдущего «схожего по теме».

- Текстовая информация на слайдах должна быть краткой (чтобы зритель успевал прочитать), соответствовать тому, о чем идет речь, но не повторять произносимые на сцене слова. В слайд-шоу следует разместить достаточное, но не бесконечное количество фотоматериала (фотографии тоже должны нести информацию - зрителю интереснее видеть действие или его результат, а не просто изображение симпатичных юношей и девушек). Здесь действует принцип «Лучше меньше, да лучше».

- За аппаратурой должен сидеть специально приглашенный для этого человек, который на всех репетициях отрабатывал с командой, в какой момент должен идти звук или видео. Любой сбой в сопровождении сильно ударяет по выступлению! Поэтому «человек за пультом» - это ВИП персона!

ШАГ 4: «Сценарный ход выступления»

Изобретать велосипед можно, но зачем? Выступления в конкурсе «Визиток» могут быть разными по форме и, уж конечно, разными по содержанию. Но их структура (я имею в виду удачные презентации) всегда одинакова. И если вы соблюдете всю необходимую последовательность в составлении и воплощении сценария, успех вашей команде гарантирован.

- Выход команды.

Всегда бодрым шагом, с гордо поднятыми головами и улыбкой на лицах - вперёд, к Победе! Выход должен сопровождаться такой же бодрой музыкой, которая не только придаст уверенность выступающим, но и настроит зрителей. Музыки должно быть достаточно для выхода, но ни в коем случае не лишнего! Она должна умолкнуть или стать совсем тихой, как только команда выстроится на сцене.

- Построение на сцене.

Команда может быть построена самым разным способом (в линейку, полукругом, в шахматном порядке и т.д.), но делать это на сцене нужно четко, быстро, без суеты и столкновений. Поэтому заранее продумайте, в какой последовательности должны выйти выступающие, чтобы хорошо разойтись по своим местам.

Все время выступления вы стоите по стойке смирно и ни в коем случае не переминаетесь с ноги на ногу.

Еще одно золотое правило - улыбайтесь! Улыбка - признак вашей успешности и доброжелательного расположения к тем, кто сидит в зале.

- Структура самого выступления.

1. Предисловие.

Здесь вы можете проскандировать название команды, ее девиз, обозначить вашу территориальную принадлежность. Делать это нужно громко, слаженно и уверенно.

В предисловии же вы можете в двух словах презентовать то, над чем вы так долго работали.

Ваше предисловие может содержать песенную составляющую. Но это должно быть кратко, хорошо отрепетировано, без подглядывания в листочки и обязательно с качественной фонограммой, которая вовремя включена. Вступительная песня должна быть непременно бодрая и жизнеутверждающая. А слова в ней - не только подходящие по рифме, но и содержащие в себе смысл.

2. Основная часть.

Здесь вам предстоит расхвалить себя и свою работу, да так, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что вы - самые лучшие. Сделать это можно в стихах (при условии, что вы их действительно можете писать) или прозой, или же вы будете комбинировать оба этих приема. Но во всех случаях отличное знание текста и четкость в его произнесении являются обязательными условиями.

Говорить нужно о том, чем вы занимались в течение какого-то определенного периода, каковы были цели вашей деятельности и каких успехов вы достигли на пути к ней. Украсит вашу «Визитку» мизансцена, в которой будет продемонстрирован какой-то интересный случай, относящийся к вашей деятельности. Но это должно быть уместно, а все передвижения по сцене отрепетированы (они не должны быть хаотичными, суетными и многочисленными).

Особенно значимую информацию следует подчеркнуть с помощью музыки (главное, правильно её подобрать). Музыка должна идти фоном (т.е. негромко), соответствовать духу выступления (лучше брать классическую инструментальную музыку). Изобилие музыки, равно как и изобилие песен (которым часто грешат команды) вносят в выступление сумбур, не дают зрителям уловить основное в выступлении. В основной части найдет своё место и подготовленное слайд-шоу.

Помним, что выступающие на сцене все время работают «на зал» (смотрят в зал, а не на экран или в окно!). Даже если все ваши реплики закончились, вы продолжаете работать для зрителей (красиво стоите с улыбкой на лице), а не дожидаетесь со скучающим видом завершающих фраз ваших товарищей.

3. Эпилог.

Подвести итог своему выступлению следует с особым шиком! Сделайте небольшую паузу перед началом «эпилога», тем самым вы покажете зрителю, что сейчас будет сказано что-то очень важное. Чтобы украсить эту паузу, а также чтобы придать исключительность наступившему моменту, включите музыку (этот музыкальный фрагмент должен быть особенно тщательно подобран). К тому времени, если вы всё добротно сделали, зритель уже будет находиться на пределе своих эмоций, и вам будет легко его окончательно «сразить».

Говорить в Эпилоге нужно о своих дальнейших планах и их особой значимости для всех. Эта часть выступления уже вам одним не принадлежит. Она ориентирована на всех сидящих в зале людей, да и все человечество в целом! Поэтому не стесняйтесь произносить громких фраз, в которых сокрыт смысл торжества добра, любви к окружающему миру, веры в светлое будущее. Можно использовать подходящие по теме цитаты, фразы из известных всем песен. Эпилог должен быть кратким, но самым ярким из всего выступления (ведь мы все знаем, что запоминается последнее!). И не забудьте красиво поклониться, чтобы у зрителя было время «искупать» вас в аплодисментах.

Уходим со сцены опять же с гордо поднятой головой, четко и быстро. Весь стендовый материал забирается потом, а лучше, если это сразу за вами сделает какой-то «свой» человек, который не участвовал в выступлении.

И ещё! Громко «охать», вздыхать и «хихикать» в момент попадания за кулисы по окончанию выступления ни в коем случае нельзя. Иначе все ваши труды на сцене пойдут «насмарку». Потерпите до окончания мероприятия!

Шаг 5: «Общие рекомендации»

Как правило, количество участников команды указывается в Положении. Однако, если это условие не оговорено, не выставляйте защищать честь вашего района (города, школы и т.д.) весь класс. Большое количество людей на сцене не приветствуется; 5-7 человек будет вполне достаточно. Но это должны быть самые лучшие представители! Желательно, чтобы люди были примерно одного возраста. Неплохо, если они и ростом хорошо сочетаются. И уж совсем хорошо если среди выступающих будет не один юноша, а хотя бы два (что поделаешь, мальчишки на сцене более смотрибельны!)

Распределять текст между выступающими нужно равномерно. Конечно, в команде всегда есть лидер, на плечи которого возложена основная нагрузка. Но и другие выступающие не должны чувствовать себя ущербными. Уж коль скоро они вышли на сцену, не будут же они просто на ней стоять, пусть даже улыбаясь!

Наличие в команде «чувства локтя» - одно из слагаемых успеха. Поэтому, формируя состав команды, постарайтесь подобрать группу если и не единомышленников, то, по крайней мере, приятных друг другу людей.

А главное! Уважаемые взрослые! Не забывайте, пожалуйста, что все недочеты на сцене ваших воспитанников - это наши с вами недоработки! И не стоит сердиться на детей, если они забыли слова или не вовремя вышли. Значит, просто мы с вами в период подготовки торопились домой!

Побед вам! И успешных выступлений!



© 2010-2022