Духовно – нравственное воспитание школьника

Очень сложно и ответственно быть классным руководителем. Но никто не сомневается в том, что это необходимая часть труда педагога. Без положительного примера невозможно вырастить и воспитать духовно-нравственного человека. Воспитание успешно, если оно системно. Самое главное - представлять, что ты хочешь добиться от ребят на конечном этапе общения. Конечно, самой распространённой формой является классный час, но не менее интересны и круглые столы совместно с родителями, на которых решаются пробле...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Асино Томской области

Автор: Калинина Людмила Ивановна учитель русского языка и литературы

Классное руководство. Духовно - нравственное воспитание школьника.

Человек без нравственных устоев оказывается

существом самым несчастным и диким.
Аристотель

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям. Главное в работе классного коллектива - воспитать духовно-нравственного человека.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Нравственность - это правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Французский мыслитель Мишель Монтень говорил: «Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души - невозможно».

Формирование нравственности начинается с малого возраста - в семье, в группе детского сада, в школе. И мы, взрослые, родители, учителя ответственны за то, каким человеком выйдет в жизнь каждый ребенок. Подтверждают эту мысль замечательные слова Василия Александровича Сухомлинского:
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок».

Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой - организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения.

Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, телепередачи. Очень часто ребята моего класса бывают в библиотечно-эстетическом центре, куда нас приглашают для проведения внеклассных мероприятий. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Упражнение - это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности.

С целью привлечения внимания родителей к проблеме воспитания духовно - нравственной личности в семье, а также с целью профилактики и корректировки негативного семейного воспитания, создания психологической поддержки ребенка считаю полезным проведение семейного «круглого стола», куда приглашаю родителей и детей, привлекаю школьного психолога. При планировании воспитательной работы учитываю такой нюанс - воспитывает всё: люди, вещи, явления. Но прежде всего и больше всего - люди. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений. Это все создает определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие, руководить им - задача классного руководителя.

С этой целью стараюсь организовать встречи с интересными людьми.

Глубоким воспитательным эффектом во взаимоотношениях с людьми старшего поколения наполнены встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами педагогического труда. Ребята моего класса в прошлом году разработали проект «Весенний марафон добра».

Нужно было видеть, с каким удовольствием они общались с людьми старшего поколения.

Помогают духовно-нравственному воспитанию экскурсии, походы. Здесь ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.

Воспитание успешно, если оно системно. Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими хочу увидеть их в конце года, что могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. Наиболее распространённая форма организации воспитательной работы - классный час. Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В V-VI классах обычно провожу беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах - о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах обязательно классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции. Мои воспитанники обычно принимают активное участие в подготовке и проведении классных часов. Очень интересно проходят диспуты по вопросам морали. Готовясь высказать самостоятельное мнение, ребята лучше уясняют и усваивают нравственные принципы. Диспут часто начинаю с поучительной притчи, например: Жила семья: муж, жена их маленький сын и старенькая бабушка, мать мужа. Пока у бабушки были силы, она помогала по дому, нянчилась с внуком, но старость взяла свое, захворала женщина. Молодая невестка не хотела ухаживать за больной свекровью и стала просить мужа избавиться от своей матери. Муж послушал ее, посадил мать в короб и пошел в горы, чтобы сбросить старую женщину со скалы. А маленький сынишка побежал вместе с отцом. И когда отец уже хотел сбросить мать со скалы, сын вдруг попросил оставить короб. "Зачем тебе короб?" - спросил отец. А сын ответил: "Когда ты будешь такой же старенький, я посажу тебя в этот короб, чтобы отнести к скале. Понял тогда отец, какую ошибку он совершает. Вернулся вместе с матерью и сыном домой, отругал свою жену и наказал, чтобы она заботилась о престарелой женщине.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Василий Сухомлинский писал: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Учащиеся 9-х классов - это старшеклассники, которым скоро вступать во взрослую жизнь. И очень хочется, чтобы каждый нашел свою социальную нишу, был уверенным в себе человеком, мог отличить белое от черного, золото от мишуры, да и просто настоящее человеческое счастье от беспечного прожигания жизни. Именно поэтому я и придаю особое значение организации воспитательной работы в классе. Я четко осознаю, что за два-три года нельзя "вылепить" идеального человека. Человек формируется всю жизнь. Я лишь могу помочь раскрыть и развить каждому ребенку в себе лучшие качества, реализовать лучшие задумки и мечты. Своего выпускника мне бы хотелось видеть состоявшейся личностью, с высоким уровнем культурного и интеллектуального развития, духовно богатого, способного принимать обдуманные самостоятельные решения и нести ответственность за свою деятельность.

Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков.

Н. Шамфор (французский мыслитель)

© 2010-2022