Статья Воспитание 21 века: проблемы и пути их решения

  Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.   Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами.  Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис соци...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание 21 века:

проблемы и пути их решения.

Вопрос воспитания для современных обществ-

вопрос жизни и смерти,

вопрос, от которого зависит будущее.

Э.Ренан.

Воспитание - это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность, криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья - основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих - недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми (социальное сиротство). Средства массовой информации - это мощнейшее средство воздействия на человека, а на ребенка тем более - возводят в героя агрессивного недочеловека. Учителя остаются один на один с чудовищами 21 века: развратом, культом разрушительной силы. Детская преступность, беспризорность, болезни - это уже не педагогические проблемы, а социальные, которые общество пока не решает, да и, похоже, не знает, как решить. Дети, по существу отданы в руки торговцев наркотиков. Итак, в воспитании совершен такой мощный откат назад, что многое нужно начинать сначала. В этих условиях педагогам необходимо найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть её духовные качества, развить и раскрыть нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственное самоопределение.

В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы. Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека через самообразование и самовоспитание.

Отсюда и цели воспитания: направленность всей внеурочной работы на удовлетворение интересов личности на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.

Функции воспитательной работы

  1. Непосредственное воздействие педагога на ученика:

  • изучение индивидуальных особенностей его развития, интересов, окружения;

  • программирование воспитательных воздействий;

  • реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

  • анализ эффективности воспитательных воздействий.

  1. Создание воспитывающей среды:

  • сплочение коллектива;

  • формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

  • включение обучающихся в разнообразные виды социальной деятельности;

  • развитие детского самоуправления.

  1. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

  • социальная помощь семье;

  • взаимодействие с педагогическим коллективом;

  • коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

  • нейтрализация негативных воздействий социума;

  • взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

Единство образования и воспитания подрастающего поколения обязательно принесут свои плоды в образе человека 21 столетия: мудрого, честного, ответственного. Идет процесс отказа от старых идеологий, воспитательных концепций воспитания. В конце 20 века изменились и средства воспитательного воздействия - это и Интернет, современные компьютерные технологии, видео- и аудиопродукция, нетрадиционная печатная продукция, что с одной стороны расширяет диапазон знаний человека, а с другой затрудняет четкое определение человеком своих позиций, своего взгляда, оценку тех или иных событий, происходящих в обществе.

Образование и воспитание как части целостного процесса подготовки учащихся к жизни являются основой для развития, саморазвития и самореализации личности.

В последнее время в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельности образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, пробующих моделировать и создавать воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым, и, самое важное, эффективным.

Воспитательная система школы - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов школьного сообщества, способствующий развитию личности и коллектива.

Существование ВС в общеобразовательном учреждении позволяет ему обладать своим важнейшим качеством - способностью содействовать развитию личности ребенка, создавать необходимые условия для успешного протекания данного процесса. В этом и заключается основное предназначение образовательного учреждения.









© 2010-2022