Развитие исследовательских способностей младших школьников

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, одна основных практических задач современного образования. Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать различные методики.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие исследовательских способностей младших

школьников.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, одна основных практических задач современного образования. Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать различные методики.

1. Развитие умения видеть проблемы.

Проблема- это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемой ситуацией.

Поиск проблемы- дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы вместе с ребенком, учитель должен проявить гибкость. Не стоит непременно требовать от ученика ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения конечной цели. Вполне достаточно общей, приблизительной характеристики.

Умение видеть проблемы - интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения.

  1. «Посмотри на мир чужими глазами» Читаем детям неоконченный рассказ:

С утра небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги... Продолжи рассказ: представь себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города, председателем сумона; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.

  1. «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Представь что, ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге; животным (диким или домашним); человеком определенной профессии. Опиши один день этой воображаемой жизни. Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

3 «Составь рассказ, используя данную концовку».

а) .. .нам так и не удалось выехать на дачу.

б).. .прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски. Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему все закончилось именно так.

Оценивается логичность и оригинальность изложения.

  1. «Сколько значений у предмета?»

Учитель предлагает детям рассмотреть какой- нибудь хорошо знакомый предмет (карандаш, кирпич, мел, коробку и т.п.) и найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

  1. «Тема одна - сюжетов много».

Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например: «Осень», «Город», «Лес» и т.д.

2. Развитие умение выдвигать гипотезы.

Гипотеза- это предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Изначально гипотеза не истинна и не ложна- она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорий, если опровергнуть - превращается в ложное предположение.

Обычно используется два способа проверки гипотез - теоретический и эмпирический. Первый опирается на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирический способ предполагает наблюдения и эксперименты. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, возможно, если, наверное.

  1. «Давайте вместе подумаем». Как птицы узнают дорогу на юг?

а) Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.

б) Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.), которые указывают им направление полета.

в) Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

г) Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.

д) А может быть, у них есть внутренний компас - такой, как в самолете или корабле.

е) А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса?

  1. Упражнения на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

Письменный стол, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака.

  1. Упражнение, предполагающее обратное действие.

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

  1. «Найди возможную причину события»

    1. Трава во дворе пожелтела.

Б) Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

    1. Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

  1. «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»

3.Развитие умений задавать вопросы.

Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две группы:

Уточняющие - верно ли.., надо ли создавать.., должен ли..- могут быть простыми и сложными. Сложный вопрос состоит из нескольких простых, например: Верно ли, что котенок отказывается от еды и не играет, то он болен?

Восполняющие включают в свой состав слова: где, что, когда, что, почему, какие и др. Эти вопросы могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда и где может построить этот дом?- сложный вопрос. Его можно разделить на три вопроса.

  1. «Найди загадочное слово».

Дети задают друг др)|гу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов что, как, почему, зачем. Обязательное правило: вопрос не должен явно наводить на ответ. Например «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?». Возможен и более сложный вариант этого упражнения. Ведущий загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Остальные задают ему вопросы, например: «Это то, что находится в доме?»; «этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет».

  1. Игра «угадай, о чем спросили».

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо предупредить отвечающих у доски детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе. - Почему совы охотятся ночью?

  1. Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?

  2. Могут ли люди жить без компьютеров?

  3. Почему весной разливаются реки?

4. Развитие умений и навыков экспериментирования.

Эксперимент (проба, опыт)- важнейший из методов исследования и самый главный метод познания. Любой эксперимент предполагает проведение,

каких- либо практических действий с целью проверки и сравнения.

Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Предложим детям выбрать для исследования 10 самых разных предметов, например: деревянный брусок, чайная ложка, блюдце, камешек, яблоко, пластмассовая игрушка, картонная коробочка, металлический болт и т. д. Затем дети выдвигают гипотезы, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Эти гипотезы надо проверить. Дети не всегда могут предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин; кроме того, блюдце будет плавать, если его аккуратно опустить на воду, но в него попадает вода, то блюдце тонет.

После того как первый опыт будет закончен, продолжим эксперимент. Изучим плавающие предметы.- Все ли они легкие? Все ли одинаково держатся в воде? Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А если мы придаем пластилину, например, форму тарелки? А что произойдет, если мы соединим плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то другое?

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что формировать и развивать исследовательскую активность ребенка нужно с младшего школьного возраста.


© 2010-2022