Методика проведения гражданского форума

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ассоциация Юных Лидеров в Казахстане




ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ





В помощь классному руководителю





ЧТО ТАКОЕ

ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ?








Алматы, 1998




Предлагаемая брошюра - очередная в серии материалов "В помощь классному руководителю", предлагаемых Ассоциацией Юных Лидеров.

Вы найдете информацию об одном из эффективных путей формирования создания общей позиции в обсуждении коллективом спорных вопросов. Гражданский форум - прекрасная форма внеклассной работы, развивающая навыки цивилизованного общения и демократической дискуссии

Пособие создано на основе материалов московского института Граждановедения, разработанных И. Нагдасевым и Д. Макаровым при поддержке фонда Кеттеринга.







ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ


Как решать те проблемы, которые стоят перед нашей страной, нашим городом или поселком, перед каждым из нас? Эффективность усилия и властей. и отдельно стоящих людей подчас ничтожно мала, так как невозможно достичь успеха разрозненными усилиями без взаимной поддержки и взаимопонимания. Как же научиться понимать друг друга? Как объединить усилия? Как договориться?

Гражданский Форум предлагает нечто большее, чем обычный разговор. Ведь вопрос не в том, говорить или не говорить, а в том, как говорить. Гражданский Форум - это школа принятия совместных решений, выбора общей позиции, в условиях открытого общественного диалога, через серию обсуждений гражданами страны ее наболевших проблем.

Настоящий выбор позиции возможен только тогда, когда поверхностное общепринятое мнение перейдет в глубокое общественное суждение. Мнение представляет собой моментальный снимок настроений людей. Для подлинно демократического общества гораздо важнее общественное суждение, явление более устойчивое, связанное с ценностями, которые значимы для нас. Общественное суждение рождается в диалоге, стремлении понять позиции сограждан, найти компромисс, предвидеть последствия принимаемых решений. Это нелегко и требует навыка. Цель гражданского форума - дать такой навык.

В основе философии гражданского форума лежит идея о том, что демократия начинается с диалога. И качество этого диалога напрямую определяется качеством самой демократии.

Гражданский Форум - форма общественного диалога.

Цель занятий Гражданского Форума - формирование компетентного общественного суждения путем развития и стимулирования определенного типа дискуссии. Такая дискуссия выходит за рамки традиционных политических дебатов, стремясь создавать общую платформу в подходе к важнейшим проблемам общества.

Чем отличается Гражданский Форум от обычной дискуссии? Для дискуссии аудитории предлагается определенная тема, проблема. Результатом дискуссии явится палитра мнений, множественность вариантов решения проблемы. На Гражданском Форуме участникам предлагается уже разработанная палитра подходов к решению проблемы. Подходы возникают в результате анализа общественного мнения, материалов опросов и социологических исследований. Подходы не являются взаимоисключающими и не представляют собой окончательного набора возможных вариантов решения проблемы.

В ходе Гражданского Форума участники:

-анализируют все ЗА и ПРОТИВ, ИЗДЕРЖКИ и ПОСЛЕДСТВИЯ каждого из подходов;

-исследуют ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ и их влияние на ход размышлений группы;

-стремятся понять глубинные мотивы каждой позиции;

-тщательно взвешивают взгляды других;

-ПРЕОДОЛЕВАЮТ эмоциональные конфликты, которые возникают при столкновении различных точек зрения и ценностных ориентаций.

Результатом Гражданского Форума является:

- Движение от общепринятого мнения к общественному суждению.

-Возникновение общественной позиции, отличной от индивидуальной или групповой позиции.

-Создание ОБЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ, которая заключается в:

- появлении общей многогранной картины проблемы

- определении взаимоприемлемых целей и направлений

- определении масштаба взаимоприемлемых действий и степени поддержки того или иного подхода.

ВЫБОР ПОЗИЦИИ- ЭТО РАБОТА

Задача участников Гражданского Форума - двигаться к ВЫБОРУ ПОЗИЦИИ по проблеме, нас всех волнующей, через:

- Понимание того, как эта проблема влияет на людей

- Понимание ключевых фактов

- Анализ всех "за" и "против", а также цены и последствия каждого из возможных вариантов решения проблемы.

- Стремление выслушать других и отнестись с уважением к их точке зрения

- Поиск того, что делает выбор столь трудным

- Преодоление в себе конфликта ценностей

Вы достигла прогресса, если можете дать утвердительный ответ на следующие вопросы:

Вижу ли я положительные стороны того варианта решения проблемы, который мне не нравится?

Признаю ли я, что мой вариант решения проблемы содержит негативные аспекты?





ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ

НАШИ ПРАВИЛА

Ведущий будет направлять обсуждение, оставаясь при этом нейтральным. Он убедится в том, что:

- Все расположены к участию в дискуссии

- Никто не доминирует в беседе, и каждый имеет возможность высказаться

- Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы и сосредоточено на определении нашей позиции

- Учтены все предложенные мнения и подходы к проблеме

- Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив

- Мы слушаем и слышим друг друга





ЧЕГО МЫ ЖДЕМ ОТ ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА

Общественный диалог не может быть просто серией случайных встреч. Он не является самоцелью, а должен принести реальный результат. Он должен вести к выбору позиции, необходимой для решения любого политического вопроса. Процесс выбора требует взвешенного подхода, который меняет наш первоначальный взгляд на вещи. Мы видим, что происходит и на кого происходящее влияет больше всего потому, что теперь наш взгляд на вещи более широк. Как только это случается, наше представление о проблеме и отношение к ней могут измениться, также может измениться и наша склонность действовать вместе. Мнения, взаимодействуя друг с другом, трансформируются в суждения. Если процесс вдумчивой проработки вопросов длится достаточно долго, то появляется возможность создания общей платформы для сотрудничества, и укрепляется чувство политической поддержки.

Именно способность вырабатывать более широкий взгляд на вещи есть первый результат общественного диалога. Люди получают более точную картину местной ситуации. Теперь мы видим людей, которых не знали прежде, способности, о которых не подозревали, и связи, которые потеряли.

Это арена действий, возможно, даже весьма различных, но объединенных желанием людей их осуществить. Это не идеальный образ, а вполне практичная вещь.

Поиск общей платформы требует четкого разграничения того, что для нас приемлемо, и того, что не приемлемо. Общая платформа - это то, что разделяют все. Ее границы очерчивают допустимость определенных действий для всех членов общества.

Построить общую платформу весьма трудно, но для этого не требуется абсолютное согласие. Разделять чей-то подход не то же самое, что соглашаться с ним. При этом от нас требуется только определение политически приемлемых действий.












ОФОРМЛЕНИЕ ТЕМЫ

ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА


1. КРИТЕРИИ ВЫБОРА ТЕМЫ

а. Стоит ли эта тема на общественной повестке дня?

б. Касается ли она каждого?

в. насколько трудно решаема эта проблема?

г. Видит ли общественность эту проблему как комплексную?

д. Затрагивает ли эта тема важные для людей ценности?

е. Тема должна быть не слишком широкой и не слишком узкой, чтобы вызвать осмысленное обсуждение.

2. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ

а. опрос общественности.

б. изучение материалов в СМИ

в. составление списка причин имеющейся проблемы

3. РАЗРАБОТКА ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

а. составление списка возможных шагов по решению проблемы.

б. группировка по общим признакам

в. оформление групп в виде подходов с обоснованием каждого




Гражданский форум

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ЗА И ПРОТИВ

Расписание ГФ

14. 30 - 14.50 РЕГИСТРАЦИЯ

14.50 - 15.35 - Общая сессия 1 - презентация ГФ

15.35 - 16.50 - Малые группы

16.50 - 17.10 Общая сессия 2 - презентации малых групп.

Расписание МГ

Информация для ведущего - ход работы малой группы.


  1. Соглашения, знакомство - 15 минут

  2. Введение в тему - 3 мин.

  3. Представление подходов - 5 мин..

  4. Первый подход 10 мин.

презентация

обсуждение - плюсы и минусы первого подхода

  1. Второй подход 10 мин.

презентация

обсуждение - плюсы и минусы второго подхода

  1. Заключение: - 5 мин.

Что делает проблему столь сложной?

Какой результат мы хотим получить?

Что абсолютно неприемлемо для нас?

Что мы хотим сохранить во что бы то ни стало?

Как можно сформулировать подход к решению проблемы, который окажется максимально соответствующим тем целям и принципам, которыми мы руководствуемся в жизни?

  1. Работа группы - формулировка общего подхода. - 25 мин.

Закрытие - 5 мин.: серией открытых и закрытых вопросов дать группе возможность оценить, пришло ли к ним:

- Понимание того, как эта проблема влияет на людей

- Понимание ключевых фактов

- Анализ всех "за" и "против", а также цены и последствия каждого из возможных вариантов решения проблемы.

- Стремление выслушать других и отнестись с уважением к их точке зрения

- Поиск того, что делает выбор столь трудным

- Преодоление в себе конфликта ценностей

Члены группы достигли прогресса, если могут дать утвердительный ответ на следующие вопросы:

Вижу ли я положительные стороны того варианта решения проблемы, который мне не нравится?

Признаю ли я, что мой вариант решения проблемы содержит негативные аспекты?

Аргументы для ведущего

Сегодня многие люди считают, что борьба с преступностью должна стоять во главе угла государственной политики. Многие призывают к ожесточению наказанной за преступления. Многие граждане считают, что необходима смертная казнь за многие преступления и сокращение сроков апелляций для приговоренных к смертной казни. Другие считают, однако, что смертная казнь нарушает третью статью Всеобщей декларации прав человека.

В настоящее время не существует однозначного отношения к тому, чем является смертная казнь.

Те, кто считает, что смертная казнь должна быть предусмотрена в законодательстве страны, подчеркивают

  • разгул преступности, необходимость

  • сдерживающих факторов,

  • наличие особо жестоких убийц или серийных маньяков, которых просто нельзя оставить в живых (Чикатило),

  • экономическое состояние страны, которой пожизненной заключение просто не по карману,

  • несправедливость перекладывания на плечи налогоплательщиков заботы о здоровье и поддержании жизни насильников - педофилов, маньяков и тд.;

  • справедливость возмездия - смерть за смерть, око за око;

  • традицию воздаяния за зло;

  • устрашение потенциальных преступников.

Противники смертной казни приводят следующие аргументы:

  • Жизнь - чудо по факту самого существования жизни, отнять жизнь - поступок необратимый,

  • никогда методы устрашения не срабатывали надолго: самое большое количество кармманных краж в Ираке совершается в момент экзекуции на площади, когда толпа зевак наблюдает, как палач отрубает руку пойманному вору. (Никто не думает о наказании, когда планирует преступление - грабитель, вскрывая сейф, думает о том, как будет тратить деньги в Майами, а не о том, что сказать на суде в качествве последнего слова.

  • Есть опасность казни невиновного человека. В США, несмотря на то, что после вынесения смертного приговора проходит от 10 до 14 лет до момента приведения его в исполнение, за период с 1970 по 1990 было приговорено к смертной казни и позднее признано невинными или виновными меньше, чем представлялось, 360 человек, около 20 из них - посмертно,

  • убийство - варварский обычай, доставшийся нам в наследство от варварских времен,

  • никто не захочет, чтобы палачом был кто-либо из его близких.

ПРИМЕЧАНИЕ. Может возникнуть ситуация, когда участники заговорят о личных потерях - убитом друге, родственнике и т.д. Важно напомнить о статье 10 Всеобщей Декларации Прав человека, в которой сказано, что каждый человек.... имеет право на справедливый и беспристрастный суд. Да, горе и гнев каждого отдельного человека велики и тяжелы, но нужно попробовать рассматривать дело с точки зрения влияния его на общество в целом.)


© 2010-2022