- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час в 8классе И на солнце есть пятна
Классный час в 8классе И на солнце есть пятна
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Климова Г.И. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ «Средняя школа №3»
И на солнце
есть пятна
(Классный час, посвященный дню толерантности)
Подготовила Климова Г.И.
кл. руководитель 8класса
г. Сухиничи
2012г.
Цель: развитие способности к познанию себя и других людей.
Задачи:
-
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
-
уметь слышать и понимать других;
-
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно относиться к себе и окружающим
-
тебя людям;
-
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
Подготовительная работа:
презентация;
инсценировка сказки;
3 разрезанных открытки;
анкета
З листа ватмана, карандаши
Ход мероприятия:
1 Вводное слово учителя.
Тема нашего занятия: «И на солнце есть пятна». Слайд№1
Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет
еле заметные пятна.
Пятна - недостатки. Даже солнце, огромное солнце имеет недостатки!
Эпиграф Слайд №2
В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить.
Раз мы похожи на солнце, значит мы можем кого-то согреть, приласкать. Но в то же время и у нас, как у солнышка, есть недостатки. Наверное, самый главный наш недостаток заключается в том, что мы чужие недостатки видим, а свои не замечаем. Мы не умеем тактично сделать замечание. Поэтому мы будем сегодня говорить о толерантности.
Слово "толерантность" имеет почти одинаковый смысл
в различных языках: Слайд№3
-
в английском - готовность быть терпимым;
-
во французском - отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
-
в китайском - быть по отношению к другим великолепным;
-
в арабском - милосердие, терпение, сострадание;
-
в русском - умение принять другого таким, какой он есть.
Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. Слайд№4
31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Этим и объясняется тема нашего классного часа.
Предлагаю начать наше общение с разминки.
2 Разминка.
Игра «найди меня».
Нам нужно разделиться на 3 команды. Мы разрезали 3 открытки, ваша задача как можно быстрее собрать свою открытку.
Молодцы. Вы хорошо справились.
Рефлексия.
Трудно было справиться с заданием? Вы испытали радость, когда нашли друг друга? А боялись ли вы потеряться?
Всем спасибо! Занимайте места, усаживайтесь удобнее.
Давайте послушаем притчу о Рабби (Рассказывает подготовленный ученик.)
3 Притча.
Рабби решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Рабби - такой маленький. Тогда Рабби решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Рабби - такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Рабби такая большая, одних детей десяток. Так Рабби добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
4 Беседа с ребятами.
-
Как вы поняли притчу?
-
Какой вывод вы сделали для себя?
-
Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?
-
Хотели бы вы изменить себя?
Каждый человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.
-
Что такое счастье в вашем понимании?
-
Какого человека можно назвать счастливым?
На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.
Предлагаем вашему вниманию инсценировку сказки Ирины Токмаковой. Затем будет обсуждение. Внимательно следите за сюжетом.
5 Инсценировка сказки.
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он и порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастье он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король:
«Нельзя так жить!»
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить злой удел
Не в королевской власти.
И вот король в карету сел -
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице:
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! -
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть, в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя увидеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение.
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! -
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Ношу из леса я дрова -
Тяжёлая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто - кто…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! -
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного - и ура!
Своё настигну счастье!
И всё бы кончилось бедой,
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал:
- Заблудшая душа,
Король, побойся бога!
Ты ищешь счастья для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но только ближнего любя,
Найдёшь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня.
Дитя согрей, и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Всё это сделай. Но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезёшь дрова,
Распилишь и уложишь…
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелёгкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет.
6 Вопросы для обсуждения:
-
Каким было поведение короля в начале истории? Какие черты личности короля вы можете назвать?
-
Как вы думаете, почему король изменился?
-
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
-
Чему учит нас эта сказка?
-
Как вы воспринимаете указания на вашу ошибку, замечания взрослых? Замечания друзей?
Вывод: - Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
7 Игра «Поиск». Слайд№4
У людей есть качества, которые позволяют им жить в мире с собой и другими.
Одним из таких качеств является терпимое отношение к другим людям, непохожим на вас. В каком порядке вы расположите их?
(открытость, спокойствие, отзывчивость, доброта, понимание, чувство юмора, гуманизм, хорошее отношение к другим людям, умение владеть собой, уважение мнения других, терпение, доверие, согласие).
Спасибо. Вы были очень внимательны в нашей игре.
8 Введение понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность».
Обращаем внимание ребят на таблицу (Приложение № 1)
Беседа по вопросам.
-
Есть ли у вас качества из интолирантной колонки?
-
К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?
-
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим?
-
Как вы себя чувствовали в той ситуации?
-
Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?
Посмотрите ещё раз на эти характеристики.
Толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
Интолерантный путь - это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Об этом уже давно сказали выдающиеся мыслители прошлого. Как вы можете прокомментировать эти высказывания?
Обращение к эпиграфам. Слайд№6
9 Работа в группах
Вам предлагается создать на листе бумаги карандашами эмблему
толерантности и аргументировать свой выбор
10 Разрешение конфликтов
Каждой группе предлагается инсценировать споры в различных ситуациях и
достичь компромисса.
1группа
Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить
штраф.
2группа
Ваш одноклассник вчера занял у вас 20рублей на обед и обещал
вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня
денег не взяли. Вы подошли к нему в столовой, а он говорит, что денег
у него хватит только на один обед.
3группа
Девочка принесла в школу плейер. Друзья захотели послушать. Когда
очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок.
Девочка, увидев это, страшно разозлилась.
Вывод: Толерантности нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, быть выносливыми, слушать замечания, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибок.
9Анкетирование «Насколько вы терпимы?»
( Приложение №2.)
10 Рефлексия в конце занятия:
В пятом классе мы сели с вами на корабль и отправились в дальнее путешествие. Вот уже 4год длится наше путешествие. Наш девиз: «Мы разные, но мы вместе». Я предлагаю нам встать в круг, взяться за руки, сделать шаг навстречу друг другу и произнести наш девиз.
Спасибо!
Приложения.
Приложение № 1.
Толерантные люди
Интолерантные люди.
1.Знание самого себя.
Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.
Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.
2. Защищенность.
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем.
Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность.
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.
4. Потребность в определении.
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.
Интолерантные люди отодвигают себя на второй план
(только не я).
5. Способность к эмпатии(способность формировать верные суждения о других людях).
Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.
Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
6. Чувство юмора.
Толерантный человек способен посмеяться над собой.
Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.
7. Авторитаризм
Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.
Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.
Приложение №2
Анкета «Насколько вы терпимы?»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.
Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?
а) вы терпеливо ждете, находя для себя какие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд;
б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Обработка результатов
А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы
1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Литература.
-
Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
-
« 50 сценариев классных часов ». М.:Центр «Педагогический поиск», 2000.
-
« Тесты для подростков».М.: АСТ-Пресс книга, 2005.
-
Интернет: htt// ru. wikipedia .org//
-
htt.// tolerantia. Narod. Ru/
Приложение №3