Сценарий родительского собрания «Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Цели  собрания: показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению; способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей; Возраст с 7 до 16 лет — это промежу­ток жизненного пути, когда человек либо приобретает потреб­ность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность навсегда. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в мину...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание в 4 б классе

«Роль чтения в развитии интеллектуальных

и личностных качеств человека»

Цели собрания:

показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению;

способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей;

развивать навыки сотрудничества, совместного обсуждения и решения проблем и желание общаться.

Ход собрания:

1. Тренинг «Детство».

Участники по кругу называют свои ассоциации на слово «детство». Классный руководитель произносит начало фразы, а родители ее продолжают: «В детстве можно …». Если кто-то не согласен с чьим-то аргументом, он хлопает в ладоши. Потом задание меняется: «В детстве нельзя…»

2. Мотивация учебной деятельности - знакомство с результатами самооценки учащимися своей учебной деятельности по следующим критериям:

« Могу и хочу!» - ___ человек.

« Могу, но не хочу!» - ___ человек.

« Хочу, но не могу!» - ___ человек.

« Не могу и не хочу!» - ___ человек.

3. Переход к теме собрания, формулирование целей.

3.1. Комментирование классным руководителем результатов самооценки учащимися своей учебной деятельности, их связи с желанием читать.

(Предоставить родителям для сравнения данные скорости чтения в конце 3 и в начале 4 класса)

3.2. Комментирование классным руководителем результатов анкеты. Выделение проблемы - малое количество времени, затрачиваемое ребятами нашего класса на чтение.

3.3. Знакомство родителей с итогами анкетирования учащихся

«Сколько в среднем времени в сутки я трачу на чтение, и сколько хотел бы тратить?»

Я трачу на чтение

Я хотел бы тратить на чтение

0 минут - 0 человек

10 минут - 0 человек

20 минут - 4 человека

30 минут - 12 человек

45 минут - 3 человека

1 час - 3 человека

2 часа - 0 человек

3 часа - 0 человек

0 минут - 3 человека

5 минут - 0 человек

10 минут - 0 человек

20 минут - 5 человек

30 минут - 10 человек

1 час - 3 человека

1 час 30 минут - 1 человек

2 часа - 0 человек

3 часа - 0 человек

4 часа - 0 человек

3.4. Результаты посещения школьной библиотеки:

Активные читатели школьной библиотеки.

Круг читательских интересов учеников класса:

- сказки;

- энциклопедии;

- фантастика;

- научно - популярные журналы;

3.5. Вступительное слово классного руководителя о роли книги в жизни человека:

«Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако не секрет (а это отмечают и педагоги, и психологи), что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 5 - 6 классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.

Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять задания; многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Словарный запас ничтожно беден, отсюда проблема по русскому языку со словообразованием - дети не могут подобрать однокоренные слова для того, чтобы проверить орфограмму, не могут определить корень слова.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать.

4. Интерактивная часть.

4.1 Обсуждение возникшей проблемы.

- Итак, перед нами встала проблема - нежелание детей читать.

Попытаемся сегодня подумать и обсудить, как можно ее разрешить.

Сейчас нам предстоит ответить на вопросы (открываю доску):

Почему дети не любят читать?

и Как заинтересовать детей чтением?

- Скажите, пожалуйста, а кто заинтересован в решении данной проблемы?

  • учителя;

  • родители;

  • библиотекари;

  • дети.

- Сегодня мы с вами попытаемся взглянуть на разрешение проблемы глазами тех групп людей, которые вы сами определили.

4.2. Оформление четырех заинтересованных групп (желательно, чтобы число групп соответствовало числу членов в ней). Ставлю на столы карточки «Учителя», «Родители», «Библиотекари», «Дети».

Каждый член данной группы должен заполнить лист с выделенными вопросами. (5 -7 минут)

Затем обсудить мнения в своей заинтересованной группе (может быть что-то дописать)

В чем состоят три главные причины проблемы?

Что мы как группа сможем сделать, чтобы решить эту проблему?

Что придется сделать другим заинтересованным группам (и каким именно), чтобы решить эту проблему?


4.3.Работа в группах смешанного состава. Обсудив проблему в заинтересованных группах с позиции определенного лица, каждый член группы переходит в смешанную группу, где собираются по одному представителю от первоначальных групп. Участники новых групп обмениваются мнениями и дорабатывают свои предложения. (5 - 7 минут)

На доску вывешиваю название заинтересованных групп: «Учителя», «Родители», «Библиотекари», «Дети».

4.4. Возвращение в заинтересованные группы, обсуждение и доработка своих рекомендаций. Запись рекомендаций на карточках и размещение их на доске.

4.5 Презентация результатов деятельности групп. Обсуждение.

4.5.Рефлексия:

-что нового вы сегодня узнали?

-что было интересным?

-что дал вам наш сегодняшний разговор?

-что хотелось бы вам еще узнать и обсудить?

6. Вручение родителям рекомендаций по развитию читательского интереса у детей.

Работа с памятками, их обсуждение и анализ.

Обратить внимание на один из пунктов рекомендаций.

Для того, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техни­кой чтения, надо почаще измерять скорость чтения.

Ваша задача: в выходной день измерить скорость чтения вашего ребенка и записать в дневник.

Приложение 1

Анкета для родителей

Нравится ли вашему ребенку читать книги? ___________________________________

Сколько времени он проводит за книгой? _____________________________________

Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения? _______

Какие книги он предпочитает? ______________________________________________

Как вы поощряете его читательские стремления? _______________________________

Дарите ли вы своему ребенку книги? _________________________________________

Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения? ________________________________

Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное? ____________________________

Считаете ли вы себя активным читателем? ____________________________________

Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? ____________________

Анкета для учащихся

Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? ____________________________

Нравится ли тебе читать книги? _____________________________________________

Какие книги ты читаешь с удовольствием? ____________________________________

Нравится ли тебе получать книги в подарок? __________________________________

Какую книгу ты теперь читаешь? ____________________________________________

Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке? ________________________________

У вас дома много книг? ____________________________________________________

Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке? _______________________


Приложение 2


Таблица для работы в группах


В чем состоят три главные причины проблемы?

Что мы как группа сможем сделать, чтобы решить эту проблему?

Что придется сделать другим заинтересованным группам (и каким именно), чтобы решить эту проблему?




Приложение 3

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей:

  • Не надо заставлять читать подолгу. Луч­ше читать поменьше, но чаще. Почитал 10-15 минут и пересказал содержание прочитанного. Через час-два еще 10-15 минут. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

  • Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что по­следние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

  • Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это озна­чает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадя­щего чтения ребенок читает 1страничку и после этого получает короткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ре­бенок читает детский журнал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующую страничку - опять посмотрел картинки. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

  • Для того, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техни­кой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства ребенка. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 80 слов в минуту! Замечательно!», «В ноябре было 90, а сейчас 95 слов в минуту!» и т.п.). К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.

  • Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

  • Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

  • Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

  • Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ре­бенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

  • Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает.

  • Обязательно записать ребенка в библиотеку.

Возраст с 7 до 16 лет - это промежу­ток жизненного пути, когда человек либо приобретает потреб­ность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность навсегда.

Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту.

Удачи Вам и вашим детям!

© 2010-2022