- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа Юный краевед
Рабочая программа Юный краевед
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Адельмурдина Э.А. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное БЮДЖЕТНОе образовательное учреждение
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО Г. МЕЖГОРЬЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Решением методического совета Директор МБОУ ДОД ЦВР
Протокол № _____ ____________ Н.Х. Горелова
«___» _______________ 2014г. «___» _______________ 2014г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юный краевед»
3-4 классы
программа рассчитана на детей 9-11 лет
срок реализации 1 год
Педагог дополнительного образования:
Адельмурдина Эльза Амировна
г. Межгорье
2014
Пояснительная записка
В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Программа курса «Юный краевед» расширяет минимум содержания общего образования. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования - формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, исследовательскую, краеведческую - в единое образовательное содержание.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Программа «Юный краевед» рассчитана на детей 9-11 лет. Срок реализации программы 1 год, на занятия отводится два часа в неделю. Общий объем программы - 70 часов. Продолжительность занятия - 40 минут - в 3, 4 классах, согласно СанПиН.
Цель программы: способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, использовать свои знания в нестандартных ситуациях, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи программы:
1. Дать знания об истории родной школы, города, Белорецкого района;
2. Формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем своей малой Родины;
3. Формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
4. Воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
5. Развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей г. Межгорье;
6. Развивать эстетическое восприятие и чувства.
Формы организации работы: экскурсии, консультации, кинопросмотры, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, посещение музея, оформление фото - выставок, оформление альбомов, встречи с интересными людьми. (по возможности)
Прогнозируемые результаты:
1. В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории г. Межгорье, Белорецкого района, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2. В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.
3. В развивающей сфере: достижение учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий по школе, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость:
В результате реализации программы «Юный краевед» учащиеся познакомятся:
1. С историей, традициями родной школы, города;
2. Будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;
3. С жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;
4. Посетят памятники города;
5. Научатся видеть «прекрасное» в окружающем мире;
6. Научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Межпредметные связи на занятиях кружка:
1. с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений.
2. с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
3. с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам работ
Способы проверки ожидаемых результатов:
1. Педагогическое наблюдение;
2. Выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков, презентаций);
3. Анкетирование родителей;
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений (3 - 4 класс)
-
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
-
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
-
конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
-
систематизировать учебный план;
-
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами обще развивающего характера;
-
высказывать содержательно свою мысль, идею;
-
формулировать простые выводы на основе двух - трёх опытов;
-
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
-
свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
-
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Возможные результаты («выходы») краеведческой деятельности младших школьников: альбом, гербарий, коллекция, плакат, план, серия иллюстраций, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.
Содержание курса
Тема №1. Краеведение. (2ч.) Краеведение - наука о родном крае. Вводная беседа.
Тема №2. Мой край на карте России. (10ч.) Башкортостан - Родина моя. Государственные символы - герб, флаг, гимн. Белорецкий район. Положение на карте РБ. Границы. Реки и озера моего района. Города и деревни. Топонимика. Полезные ископаемые района. Фотоконкурс «Красота моего края».
Практическое занятие №1: картография.
Практическое занятие №2: работа с картой.
Тема №3. Растительный мир моего района. (4ч.) Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения. Конкурс «Лучший гербарий».
Практическое занятие №1: создание гербария
Тема №4. Животный мир моего района. (4ч.)Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые. Конкурс презентаций «Животный мир моего края».
Практическое занятие №1: Викторина о животных.
Тема №5. Красная книга Башкортостана. (4ч.)
Редкие растения и животные моего края. Конкурс «Красная книга глазами детей»
Практическое занятие №1: Оформление Красной книги.
Тема №6. Моя малая Родина - мой город Межгорье. (10ч.)
Появление города Межгорье. История названий улиц города. Традиции нашего города.
Экскурсия по городу Межгорье.Творческая работа. Сочинение «Если бы я был мэром города, чтобы я сделал для города». Конкурс стихотворений «Мой город - самый лучший город Земли»
Практическое занятие№1: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении города Межгорье.
Практическое занятие №2: создание иллюстративного текста об истории названий улиц.
Практическое занятие №3: организация конкурса рисунков, посвященная традициям города.
Практическое занятие №4: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.
Тема №7. Школа - наш общий дом. (8 ч.)
Заочный экскурс: История, традиции средней общеобразовательной школы №1 города Межгорье. Гордое звание - учитель. Учителя-ветераны. Школьный краеведческий музей. Конкурс сочинений «Моя школа через 20 лет…»
Практическое занятие №1: создание летописи.
Практическое занятие №2: сбор материала об учителях, работавших, в нашей школе.
Практическое занятие №3: создание буклета.
Тема №8. Люди нашего города. (12ч.)
Численность населения. Национальный состав. Коренные жители г. Межгорье. Знаменитые жители нашего города. Конкурс проектов «Знаменитые люди города Межгорье».
Практическое занятие №1: составление сводной ведомости, согласно переписи 2010 года.
Практическое занятие №2: Сбор материала о коренных людях города.
Практическое занятие №3: Сбор материала о знаменитых людях города.
Практическое занятие: сбор информации по теме: Предприятия, магазины города.
Тема №9. Я и моя семья. (8ч.) Моя семья. Семейные традиции. Моя родословная. Твое имя. Конкурс «Моя родословная».
Практическое занятие №1: создание презентации: Моя семья.
Практическое занятие №2: составление родословной семьи.
Практическое занятие №3: найти информацию о значении своего имени.
Тема №10. Я не участвую в войне, война участвует во мне.(6ч.)
Мои земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).
Великая Отечественная война в судьбе моей семьи. Конкурс рисунков «Поклонимся Великим тем годам!»
Практическое занятие №1: поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Практическое занятие №2: защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Тема №11. Подводим итоги (3ч.)
Практическое занятие №1: составление и разгадывание кроссвордов на тему: «Моя малая Родина». Подведение итогов работы кружка. Награждение самых активных. Выставка проектов, рисунков.
Учебно - тематическое планирование занятий:
Наименование занятий, тем
Теория
Практика
Тема №1. Краеведение. (2ч.)
Занятие 1. Краеведение - наука о родном крае. Вводная беседа.
2
Тема №2. Мой край на карте России. (10ч.)
Занятие 1. Башкортостан - Родина моя. Государственные символы - герб, флаг, гимн.
2
Занятие 2. Белорецкий район. Положение на карте РБ. Границы.
Практическое занятие: картография.
2
1
Занятие 3. Реки и озера моего района. Города и деревни. Топонимика.
Практическое занятие: зарисовка.
2
1
Занятие 4. Полезные ископаемые района.
1
Занятие 5. Фотоконкурс «Красота моего края».
1
Тема №3. Растительный мир моего района. (4ч.)
Занятие 1. Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения.
Практическое занятие: создание гербария.
2
1
Занятие 2. Конкурс «Лучший гербарий».
1
Тема №4. Животный мир моего района. (4ч.)
Занятие 1. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
Практическое занятие: Викторина о животных.
2
1
Занятие 2. Конкурс презентаций «Животный мир моего края».
1
Тема №5. Красная книга Башкортостана. (4ч.)
Занятие 1. Редкие растения и животные моего края.
Практическое занятие: Оформление Красной книги.
1
1
Занятие 2. Конкурс «Красная книга глазами детей»
2
Тема №6. Моя малая Родина - мой город Межгорье. (10ч.)
Занятие 1. Появление города Межгорье.
Практическое занятие: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении города Межгорье.
1
1
Занятие 2. История названий улиц города.
Практическое занятие: создание иллюстративного текста об истории названий улиц.
1
1
Занятие 3. Традиции нашего города.
Практическое занятие: организация конкурса рисунков, посвященная традициям города.
1
1
Занятие 4. Экскурсия по городу Межгорье.
Практическое занятие: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.
1
1
Занятия 5. Творческая работа. Сочинение «Если бы я был мэром города, чтобы я сделал для города».
1
Занятие 5. Конкурс стихотворений «Мой город - самый лучший город Земли»
1
Тема №7. Школа - наш общий дом. (8 ч.)
Занятие 1. Заочный экскурс: История, традиции средней общеобразовательной школы №1 города Межгорье.
Практическое занятие: создание летописи.
1
1
Занятие 2. Гордое звание - учитель. Учителя-ветераны.
Практическое занятие: сбор материала об учителях, работавших, в нашей школе.
1
1
Занятие 3. Школьный краеведческий музей.
Практическое занятие: создание буклета.
1
2
Занятие 4. Конкурс сочинений «Моя школа через 20 лет…»
1
Тема №8. Люди нашего города. (12ч.)
Занятие 1. Численность населения. Национальный состав.
Практическое занятие: составление сводной ведомости, согласно переписи 2010 года.
1
1
Занятие 2. Коренные жители г. Межгорье.
Практическое занятие: Сбор материала о коренных людях города.
1
2
Занятие 3. Знаменитые жители нашего города.
Практическое занятие: Сбор материала о знаменитых людях города.
1
2
Занятие 4. Труд людей нашего города. Предприятия, магазины города.
Практическое занятие: сбор информации по теме: Предприятия, магазины города.
1
2
Занятие 5. Конкурс проектов «Знаменитые люди города Межгорье».
1
Тема №9. Я и моя семья. (8ч.)
Занятие 1. Моя семья. Семейные традиции.
Практическое занятие: создание презентации: Моя семья.
1
1
Занятие 2. Моя родословная.
Практическое занятие: составление родословной семьи.
1
2
Занятие 3.Твое имя.
Практическое занятие: найти информацию о значении своего имени.
1
1
Занятие 4. Конкурс «Моя родословная».
1
Тема №10. Я не участвую в войне, война участвует во мне.(6ч.)
Занятие 1. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).
Практическое занятие: поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
2
2
Занятие 2. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.
Практическое занятие: защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
1
1
Занятие 3. Конкурс рисунков «Поклонимся Великим тем годам!»
1
Тема №11. Подводим итоги (3ч.)
Занятие 1. Практическое занятие: составление и разгадывание кроссвордов на тему: «Моя малая Родина»
1
Занятие 2. Подведение итогов работы кружка. Награждение самых активных. Выставка проектов, рисунков.
1
1
Учебно-методический комплект
-
программа для 1-11 классов школ, лицеев, гимназий Культура Башкортостана МНО. Уфа. Китап, 2010г., авторы: , А.М.Сулейманов,С.А.Галин.
-
учебник: М.Х.Идельбаев «Живые родники» 3-4 класс, Уфа. Китап 2006г.
-
Е.Кучеров «Природа Башкортостана», Уфа. Китап, 2004г.
-
Атлас Башкортостана «Люби и знай свой край», Уфа. Китап, 2000г.
-
Н.Т.Зарипов «Башкирское народное творчество» Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа Китап, 1997 г.
-
С.Н.Шитова «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап, 1995 г.
-
Башкортостан Краткая энциклопедия, научное издательство «Башкирская энциклопедия», Уфа, 1996 г.
-
Библиотека школьника «Благословенный край», Уфа Китап, 2009 г.
-
100 самых красивых мест Башкортостана. Иллюстрированный путеводитель / Кузьмин А.Г. Уфа: Китап, 2012г.
-
Атлас Республики Башкортостан. Гл. редактор Япаров И.М.
-
Толковый словарь башкирских личных имен (на баш. и рус. яз.) Автор Тупеев Салават Харисович / Уфа: Башкирская энциклопедия, 2010г.
-
Окружающий мир. Материалы по Башкортостану. В помощь учителю / Сост. Каримова Ф.А.
-
Край Башкирский. Сост. И. А. Рунлквист, - Москва: Издательство «Красная плошадь». - Екатеринбург: «Квист». 2007г.