Рабочая программа Юный краевед

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное БЮДЖЕТНОе образовательное учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО Г. МЕЖГОРЬЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

Решением методического совета Директор МБОУ ДОД ЦВР

Протокол № _____ ____________ Н.Х. Горелова

«___» _______________ 2014г. «___» _______________ 2014г.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный краевед»

3-4 классы



программа рассчитана на детей 9-11 лет

срок реализации 1 год






Педагог дополнительного образования:

Адельмурдина Эльза Амировна





г. Межгорье

2014



Пояснительная записка


В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Программа курса «Юный краевед» расширяет минимум содержания общего образования. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования - формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.

Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, исследовательскую, краеведческую - в единое образовательное содержание.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Программа «Юный краевед» рассчитана на детей 9-11 лет. Срок реализации программы 1 год, на занятия отводится два часа в неделю. Общий объем программы - 70 часов. Продолжительность занятия - 40 минут - в 3, 4 классах, согласно СанПиН.

Цель программы: способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, использовать свои знания в нестандартных ситуациях, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи программы:

1. Дать знания об истории родной школы, города, Белорецкого района;

2. Формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем своей малой Родины;

3. Формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

4. Воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

5. Развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей г. Межгорье;

6. Развивать эстетическое восприятие и чувства.

Формы организации работы: экскурсии, консультации, кинопросмотры, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, посещение музея, оформление фото - выставок, оформление альбомов, встречи с интересными людьми. (по возможности)

Прогнозируемые результаты:

1. В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории г. Межгорье, Белорецкого района, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2. В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.

3. В развивающей сфере: достижение учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий по школе, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость:

В результате реализации программы «Юный краевед» учащиеся познакомятся:

1. С историей, традициями родной школы, города;

2. Будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;

3. С жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;

4. Посетят памятники города;

5. Научатся видеть «прекрасное» в окружающем мире;

6. Научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Межпредметные связи на занятиях кружка:

1. с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений.

2. с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

3. с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам работ

Способы проверки ожидаемых результатов:

1. Педагогическое наблюдение;

2. Выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков, презентаций);

3. Анкетирование родителей;

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений (3 - 4 класс)

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

  • систематизировать учебный план;

  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами обще развивающего характера;

  • высказывать содержательно свою мысль, идею;

  • формулировать простые выводы на основе двух - трёх опытов;

  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.


Возможные результаты («выходы») краеведческой деятельности младших школьников: альбом, гербарий, коллекция, плакат, план, серия иллюстраций, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.

Содержание курса


Тема №1. Краеведение. (2ч.) Краеведение - наука о родном крае. Вводная беседа.

Тема №2. Мой край на карте России. (10ч.) Башкортостан - Родина моя. Государственные символы - герб, флаг, гимн. Белорецкий район. Положение на карте РБ. Границы. Реки и озера моего района. Города и деревни. Топонимика. Полезные ископаемые района. Фотоконкурс «Красота моего края».

Практическое занятие №1: картография.

Практическое занятие №2: работа с картой.

Тема №3. Растительный мир моего района. (4ч.) Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения. Конкурс «Лучший гербарий».

Практическое занятие №1: создание гербария

Тема №4. Животный мир моего района. (4ч.)Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые. Конкурс презентаций «Животный мир моего края».

Практическое занятие №1: Викторина о животных.

Тема №5. Красная книга Башкортостана. (4ч.)

Редкие растения и животные моего края. Конкурс «Красная книга глазами детей»

Практическое занятие №1: Оформление Красной книги.

Тема №6. Моя малая Родина - мой город Межгорье. (10ч.)

Появление города Межгорье. История названий улиц города. Традиции нашего города.

Экскурсия по городу Межгорье.Творческая работа. Сочинение «Если бы я был мэром города, чтобы я сделал для города». Конкурс стихотворений «Мой город - самый лучший город Земли»

Практическое занятие№1: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении города Межгорье.

Практическое занятие №2: создание иллюстративного текста об истории названий улиц.

Практическое занятие №3: организация конкурса рисунков, посвященная традициям города.

Практическое занятие №4: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.

Тема №7. Школа - наш общий дом. (8 ч.)

Заочный экскурс: История, традиции средней общеобразовательной школы №1 города Межгорье. Гордое звание - учитель. Учителя-ветераны. Школьный краеведческий музей. Конкурс сочинений «Моя школа через 20 лет…»

Практическое занятие №1: создание летописи.

Практическое занятие №2: сбор материала об учителях, работавших, в нашей школе.

Практическое занятие №3: создание буклета.

Тема №8. Люди нашего города. (12ч.)

Численность населения. Национальный состав. Коренные жители г. Межгорье. Знаменитые жители нашего города. Конкурс проектов «Знаменитые люди города Межгорье».

Практическое занятие №1: составление сводной ведомости, согласно переписи 2010 года.

Практическое занятие №2: Сбор материала о коренных людях города.

Практическое занятие №3: Сбор материала о знаменитых людях города.

Практическое занятие: сбор информации по теме: Предприятия, магазины города.

Тема №9. Я и моя семья. (8ч.) Моя семья. Семейные традиции. Моя родословная. Твое имя. Конкурс «Моя родословная».

Практическое занятие №1: создание презентации: Моя семья.

Практическое занятие №2: составление родословной семьи.

Практическое занятие №3: найти информацию о значении своего имени.

Тема №10. Я не участвую в войне, война участвует во мне.(6ч.)

Мои земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).

Великая Отечественная война в судьбе моей семьи. Конкурс рисунков «Поклонимся Великим тем годам!»

Практическое занятие №1: поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Практическое занятие №2: защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Тема №11. Подводим итоги (3ч.)

Практическое занятие №1: составление и разгадывание кроссвордов на тему: «Моя малая Родина». Подведение итогов работы кружка. Награждение самых активных. Выставка проектов, рисунков.

Учебно - тематическое планирование занятий:



Наименование занятий, тем



Теория


Практика

Тема №1. Краеведение. (2ч.)

Занятие 1. Краеведение - наука о родном крае. Вводная беседа.

2

Тема №2. Мой край на карте России. (10ч.)

Занятие 1. Башкортостан - Родина моя. Государственные символы - герб, флаг, гимн.


2


Занятие 2. Белорецкий район. Положение на карте РБ. Границы.

Практическое занятие: картография.


2


1

Занятие 3. Реки и озера моего района. Города и деревни. Топонимика.

Практическое занятие: зарисовка.


2


1

Занятие 4. Полезные ископаемые района.

1


Занятие 5. Фотоконкурс «Красота моего края».


1

Тема №3. Растительный мир моего района. (4ч.)

Занятие 1. Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения.

Практическое занятие: создание гербария.


2


1

Занятие 2. Конкурс «Лучший гербарий».


1

Тема №4. Животный мир моего района. (4ч.)

Занятие 1. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Практическое занятие: Викторина о животных.

2

1

Занятие 2. Конкурс презентаций «Животный мир моего края».


1

Тема №5. Красная книга Башкортостана. (4ч.)

Занятие 1. Редкие растения и животные моего края.

Практическое занятие: Оформление Красной книги.


1


1

Занятие 2. Конкурс «Красная книга глазами детей»


2

Тема №6. Моя малая Родина - мой город Межгорье. (10ч.)

Занятие 1. Появление города Межгорье.

Практическое занятие: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении города Межгорье.


1


1

Занятие 2. История названий улиц города.

Практическое занятие: создание иллюстративного текста об истории названий улиц.


1


1

Занятие 3. Традиции нашего города.

Практическое занятие: организация конкурса рисунков, посвященная традициям города.


1


1

Занятие 4. Экскурсия по городу Межгорье.

Практическое занятие: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.


1


1

Занятия 5. Творческая работа. Сочинение «Если бы я был мэром города, чтобы я сделал для города».


1

Занятие 5. Конкурс стихотворений «Мой город - самый лучший город Земли»


1

Тема №7. Школа - наш общий дом. (8 ч.)

Занятие 1. Заочный экскурс: История, традиции средней общеобразовательной школы №1 города Межгорье.

Практическое занятие: создание летописи.


1


1

Занятие 2. Гордое звание - учитель. Учителя-ветераны.

Практическое занятие: сбор материала об учителях, работавших, в нашей школе.


1


1

Занятие 3. Школьный краеведческий музей.

Практическое занятие: создание буклета.

1


2

Занятие 4. Конкурс сочинений «Моя школа через 20 лет…»


1

Тема №8. Люди нашего города. (12ч.)

Занятие 1. Численность населения. Национальный состав.

Практическое занятие: составление сводной ведомости, согласно переписи 2010 года.


1


1

Занятие 2. Коренные жители г. Межгорье.

Практическое занятие: Сбор материала о коренных людях города.


1


2

Занятие 3. Знаменитые жители нашего города.

Практическое занятие: Сбор материала о знаменитых людях города.


1


2

Занятие 4. Труд людей нашего города. Предприятия, магазины города.

Практическое занятие: сбор информации по теме: Предприятия, магазины города.

1

2

Занятие 5. Конкурс проектов «Знаменитые люди города Межгорье».


1

Тема №9. Я и моя семья. (8ч.)

Занятие 1. Моя семья. Семейные традиции.

Практическое занятие: создание презентации: Моя семья.


1


1

Занятие 2. Моя родословная.

Практическое занятие: составление родословной семьи.


1


2

Занятие 3.Твое имя.

Практическое занятие: найти информацию о значении своего имени.


1


1

Занятие 4. Конкурс «Моя родословная».


1

Тема №10. Я не участвую в войне, война участвует во мне.(6ч.)



Занятие 1. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).

Практическое занятие: поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне.


2


2


Занятие 2. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.

Практическое занятие: защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».


1


1

Занятие 3. Конкурс рисунков «Поклонимся Великим тем годам!»


1

Тема №11. Подводим итоги (3ч.)



Занятие 1. Практическое занятие: составление и разгадывание кроссвордов на тему: «Моя малая Родина»


1

Занятие 2. Подведение итогов работы кружка. Награждение самых активных. Выставка проектов, рисунков.

1


1


Учебно-методический комплект


  • программа для 1-11 классов школ, лицеев, гимназий Культура Башкортостана МНО. Уфа. Китап, 2010г., авторы: , А.М.Сулейманов,С.А.Галин.


  • учебник: М.Х.Идельбаев «Живые родники» 3-4 класс, Уфа. Китап 2006г.


  • Е.Кучеров «Природа Башкортостана», Уфа. Китап, 2004г.


  • Атлас Башкортостана «Люби и знай свой край», Уфа. Китап, 2000г.


  • Н.Т.Зарипов «Башкирское народное творчество» Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа Китап, 1997 г.


  • С.Н.Шитова «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап, 1995 г.


  • Башкортостан Краткая энциклопедия, научное издательство «Башкирская энциклопедия», Уфа, 1996 г.


  • Библиотека школьника «Благословенный край», Уфа Китап, 2009 г.



  • 100 самых красивых мест Башкортостана. Иллюстрированный путеводитель / Кузьмин А.Г. Уфа: Китап, 2012г.


  • Атлас Республики Башкортостан. Гл. редактор Япаров И.М.

  • Толковый словарь башкирских личных имен (на баш. и рус. яз.) Автор Тупеев Салават Харисович / Уфа: Башкирская энциклопедия, 2010г.


  • Окружающий мир. Материалы по Башкортостану. В помощь учителю / Сост. Каримова Ф.А.

  • Край Башкирский. Сост. И. А. Рунлквист, - Москва: Издательство «Красная плошадь». - Екатеринбург: «Квист». 2007г.




© 2010-2022