Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель


Шепелева

Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 11 А класса

МОУ СОШ №6

г. Новый Уренгой



Квалификационная категория - первая

Общий педагогический стаж - 20 лет

Название учебного учреждения - ИГПИ, 1989г.

Специальность: русский язык и литература

Утверждаю

Директор муниципального

общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа №6

_________ Н.А. Силкина













Аналитический отчёт

претендента в рамках проведения

Конкурса на получение гранта

Главы города Новый Уренгой

«Лучший классный руководитель Нового Уренгоя»


Шепелевой Ольги Васильевны,

учителя русского языка и литературы,

классного руководителя 11А класса

МОУ СОШ № 6.













г. Новый Уренгой

Я, Шепелева Ольга Васильевна, вот уже двадцать первый год работаю в школе. Почти все эти годы я - классный руководитель. В школе прошла по многим ступеням работы с классным коллективом, но так уж получилось, что одиннадцатый класс у меня впервые, и познакомились мы не в пятом классе, когда дети открыты для контакта с педагогом, а в середине восьмого, где к тому времени накопилось уже много проблем.

11 «А» - класс моего становления как классного руководителя. С ними я пережила все трудности и радости в формировании дружного, целеустремлённого, ответственного коллектива. Все эти годы мы вместе! Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими учениками.

1. Формирование и развитие классного коллектива (уровень развития классного коллектива).

Воспитательная работа класса осуществляется в соответствии с Программой воспитания школы «Стать человеком», созданной в 2004 году. Программа позволяет создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника в различных сферах: «здоровье», «общение», «семья», «познание», «труд», «культура». За основу взята модель личностной системы воспитания.

Цель работы классного руководителя заключается в воспитании нравственно и физически здоровой, интеллектуальной личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации.


Чтобы процесс воспитания проходил успешно, незаметно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет хорошо и уютно, где он будет чувствовать себя защищённым и свободным в проявлении своих способностей настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я». Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь.

Задача классного руководителя - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности.

Чтобы формировать коллектив, необходимо изучить каждого из них. С этой целью изучение личности ребенка проходило следующим образом: знакомство с семьей, социометрия, карты Скотта, индивидуальные беседы с ребенком и его родителями, анкетирование, занятия с психологом.

Сложность заключалась в том, что состав менялся в связи с формированием классов.

Изменение численности класса по годам:

2005/06 уч.год

8 класс

2006/07 уч.год

9 класс

2007/08 уч.год

10 класс

2008/09 уч.год

11 класс

Количество

учащихся в классе

На начало 19

выбыло 4

прибыло 3

на конец 18

На начало 28

прибыло 10 (был расформирован один класс)

На начало 23

(зачислено -18

прибыло из расформированной школы - 5)

выбыло 7

На начало 16

Поэтому в 8,9 и 10 классах главными из воспитательных задач были обеспечить безболезненное вливание учащихся в сформировавшийся костяк, сформировать новый коллектив и создать в классе атмосферу для развития личности каждого члена коллектива.

С помощью тестирований, проводимых школьным психологом и Шепелевой О.В., наблюдений, бесед с детьми и родителями удалось определить, что коллектив сформировался к концу 9 класса, каждый член коллектива нашёл в нём своё место, ощущает свою необходимость в деятельности класса. В классе было несколько группировок со своими лидерами, были дети, выпадающие из коллектива по тем или иным причинам. Поэтому во внеклассные мероприятия старалась вовлечь абсолютно всех детей. В итоге исчезло деление на группы, нет неприязни, антагонистических проявлений.

Формированию коллектива, кроме коллективных творческих дел в различных их направлениях, способствовало регулярное анкетирование на животрепещущие темы, по обобщенным результатам которых затем проходил серьёзный разговор в классе.

В качестве формы работы были использованы индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, классные часы различного плана, тесты, внеклассные мероприятия.

Самоуправление - одна из форм организации учащихся. Одним из показателей эффективности воспитательной работы является уровень развития классного коллектива. О развитии коллектива судят по уровню самоуправления.

Создавая органы классного самоуправления, Шепелева О.В. ставила перед собой следующую цель: привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.

Основу данного самоуправления составляют сменные творческие группы - советы дела, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса.

Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав. Эти свойства обуславливают их роль в качестве факторов, которые дополняют формирующее воздействие семьи, школы и других институтов социализации.

Схема воздействия на подростка.



В режиме самоуправления учащиеся совместно, свободно и ответственно определяют цель, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах её реализации.

При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, ответственность за порученное дело, а классный руководитель вносит коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков, организаторских способностей.

Все учащиеся, участвуя в работе органов самоуправления, невольно принимают точку зрения интересов всего коллектива. Шепелева О.В. постаралась добиться, чтобы жизнь коллектива для каждого члена самоуправления, забота о деле, в котором он участвует в своём классе, стало неотъемлемой частью его личности.

Учебный год

Формы работы

Органы самоуправления

2006/07 уч.год


Преобладание коллективных и индивидуальных форм работы.

Поручения имели 21ученик (75%); выборы проходили под руководством классного руководителя. На тот момент инициатором основных дел являлся классный руководитель и члены классной команды КВН.

2007/08 уч.год


Организация работы сменными группами и коллективно

Поручения имели все 23 ученика (100%); выборы проходили с обсуждением кандидатур и выражением личных пожеланий. В течение года приходилось контролировать выполнение тех или поручений отдельным учащимся Основная часть детей с удовольствием и ответственно относилась к порученному делу.

2008/09 уч.год


Творческие группы, индивидуальные творческие проекты

Поручения имеют все 100% учащихся, выборы проходили с учётом личных пожеланий учащихся. Дела планируются и обсуждаются на классном совете. Самостоятельная подготовка и проведение классных дел. Классный руководитель - консультант.

Вторая задача решалась достаточно успешно и включала вовлечение учащихся в работу по всем направлениям деятельности школы: участие в школьных олимпиадах и спартакиадах, обеспечение занятости детей во второй половине дня.


Участие

9 класс

2006/07

уч. год

10 класс

2007/08

уч. год

11класс

2008/09

уч. год

Предметные

олимпиады

6 учащихся

21%

Школьные

8 учащихся

35%

Школьныегородские

11

учащихся

69%

Школьные,

городские,

окружная по обществоз-ю

Спортивные соревнования

15

учащихся

54%

16 учащихся

69%

13

учащихся

81%

Занятость в кружках

18 учащихся

64%

17 учащихся

74%

16

учащихся

100%


Результаты участия классного коллектива в жизни школы:

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

9 класс





Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель




















10 класс

Ежегодно изучается восприятие учеником классного коллектива, на фоне которого происходит межличностное восприятие. (Методика: анкета «Оценка отношений подростка с классом» на выявление трёх «типов» восприятия индивидом группы - «коллективистического», «индивидуалистического», «прагматического». Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. М., 1988, стр. 203 - 207)

(ПРИЛОЖЕНИЕ )


Результаты обследования восприятия учащимися коллектива:


Учебный год

Тип восприятия учеником классного коллектива

Коллективистический

количество уч-ся

%

Индивидуалистический

количество уч-ся

%

Прагматический

количество уч-ся

%

2006/07 -

(28 уч-ся)

61

(17 уч-ся)

18

(5 уч-ся)

21

(6 уч-ся)

2007/08 - 10а

(23 уч-ся)

65

(15 уч-ся)

13

(3 уч-ся)

22

(5 уч-ся)

2008/09 - 11а

(16 уч-ся)

81

(13 уч-ся)

6

(1 уч-ся)

12

(2 уч-ся)


Шепелева О.В. предоставляет каждому ученику право реализовать себя в рамках групповых и индивидуальных занятий, применяя в работе систему творческих заданий, игровые ситуации, сотрудничество, создание творческого успеха. В классной и внеклассной работе Шепелева О.В. привлекает учащихся с коллективистическим типом восприятия к совместной работе по улучшению организации как учебного, так и воспитательного процесса. Учащиеся с индивидуалистическим и прагматическим типами восприятия группы, которые требуют к себе большего индивидуального подхода как в учебном плане, так и в плане развития у них коллективистического начала в школьной жизни находятся под индивидуальным вниманием классного руководителя.

2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся; самоутверждения каждого школьника, сохранения его неповторимости и раскрытия потенциальных способностей в классе, школьном ученическом сообществе

Без благоприятного психологического климата в классе, без сплочения ученического коллектива невозможно создать условия для развития личности учащихся. Поэтому стараюсь воспитывать в своих учениках прежде всего чувства товарищества, взаимопомощи, толерантности, организуя внеклассные мероприятия:

  • диспут «Что такое дружба и как надо дружить»,

  • практикум по культуре общения «Конфликты в нашей жизни»,

  • практикум по «Культуре поведения»,

  • круглый стол «Что такое толерантность?»,

  • классный час «Все мы такие разные!».

  • психологический тренинг «Как победить агрессию».

(ПРИЛОЖЕНИЕ на CD-диске)

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Слайды из презентаций, подготовленных к классным часам.

В индивидуальной работе с учащимися классный руководитель использует приёмы и упражнения, которые воспитывают в детях терпимость, способствуют установлению доброжелательной атмосферы в классе («Обрати минусы в плюсы», «Камушек в ботинке», «Поиск толерантной позиции»).

Отношения доброжелательности, толерантности, сотрудничества в классном коллективе показывают психологические исследования школьного педагога-психолога. (ПРИЛОЖЕНИЕ )

Дети не могут быть предоставлены сами себе, иначе они подпадают под влияние отрицательных факторов или негативной информации телевещания и др. Суметь сорганизовать детей, объяснить им необходимость общения, дружбы - вот основная задача классного руководителя, который не навязывает свои взгляды, а пытается вместе с детьми учиться жить в согласии и любви к ближнему, старается научить детей сопереживать, ценить время и труд.

Большое влияние на социальное развитие школьников, на ценностные ориентации учащихся оказывает общественное мнение класса. Все ситуации, выступления, события классный руководитель обсуждает вместе со своими подопечными. Отмечают вначале положительные моменты, затем отрицательные и намечают пути решения возникшей проблемы.

Наиболее положительно на развитие учащихся сказываются следующие методы, формы, средства педагогического влияния: в первую очередь, это коллективная деятельность, которая носит личностно - ориентированный и творческий характер. Равенство всех участников коллектива, это основополагающий принцип. Следующий мой принцип в работе с классом - это ненасильственность привлечения к процессу деятельности. Педагог старается заменить дух соперничества внутри класса самооценкой, самокоррекцией, а соревновательные мотивы поддерживает в общешкольном масштабе. Постоянно осуществляет чередование коллективной и индивидуальной работы. Проводит ориентацию не только и не столько на результат творческого поиска, сколько на сам процесс творчества. При подготовке какого-либо мероприятия всегда предлагает выбор материала, видов деятельности - а как на ваш взгляд лучше? Без выбора нет свободы. И дети, видя, что учитель советуется с ними, повышают свою ответственность, включаются в мыслительный и деятельностный процесс активнее. Воспитательная система класса максимально открытая, родители, педагоги школы - их сотоварищи и на уроках и во внеклассной работе. Основные внутренние и внешние связи классного сообщества базируются на следующих аспектах:

Жить в неуютной обстановке - нельзя

Хорошо учиться - престижно.

Уважать и ценить мнение товарища - обязательно.

Коллективное решение - результативно.

Помогать друг другу - нормально.

Готовить дело по чужому сценарию - невозможно.

Если делать дело, то - качественно.

.

Результаты диагностики «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью»: степень удовлетворённости У>3

(У=3,13(9 класс); 3,27 (10 класс); 3,41(11 класс) - высокая.

Социометрическая структура класса претерпела существенные изменения по сравнению с прошлым годом, на это оказало влияние то, что в классе постоянно происходило изменение состава учащихся, т.к. много ребят после 9 и 10 классов продолжили обучение в других учебных заведениях, изменились социальные предпочтения, дети стали более требовательно подходить к процессу выбора.

Результаты социометрических выборов учащихся.



Выборы

учащихся

2006/07 уч.год

28 учеников

2007/08уч.год

23 ученика

2008/09уч.год

16 учеников

«звёзды»

18% (5уч-ся)

17% (4уч-ся)

19% (3уч-ся)

«предпочитаемые»

29% (8уч-ся)

39% (9уч-ся)

25% (4уч-ся)

«принятые»

32% (9уч-ся)

26% (6уч-ся)

50% (8уч-ся)

«непринятые»

10% (3уч-ся)

17% (4уч-ся)

6% (1уч-ся)

«отверженные»

7% (2уч-ся)

0

0

Коэффициент

взаимности

48%

60%

64%





Диаграмма социометрических положительных выборов

Сплочённость коллектива на высоком уровне. По мнению учащихся и учителей, в классе присутствует благоприятный социально - психологический микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества, взаимовыручки и поддержки, творчества.

Дети адаптированы к жизни в классном сообществе. Все они обучаются совместно только второй год, но явных, резких групповых различий в классе нет. Коллектив ребят един, просто конкретизировались понятия «лучшая подруга», «лучший друг». У большинства появились симпатии к противоположному полу.

Уровень общественной активности высокий. Дети активны, инициативны, стремятся в большинстве своём, принять участие во всех проводимых в классе и школе мероприятиях.

Наглядно можно увидеть, как меняется роль общественного мнения в классе. Учащиеся класса достаточно критично подходят к оценке друг друга, обладают и самокритикой. Эта черта характера, конечно, обостряется в подростковом возрасте, но даже в этом видны позитивные изменения. Об этом свидетельствуют данные диагностики «Социально - психологическая самоаттестация коллектива», которая проводится ежегодно:

Общественное мнение класса оказывает существенное влияние на интересы и поведение учащихся. Наибольший вес в этом плане имеет аналитическая работа, которая постоянно проводится после любого дела, события, поступка. В классе есть группа ребят, которые имеют преобладающее влияние, причем данная группа учащихся класса постоянно высказывает вполне реальную оценку, позитивное отношение. Дети чувствуют себя в коллективе комфортно и защищено.

3. Формирование здорового образа жизни (сохранность жизни и здоровья учащихся, система работы классного руководителя с учащимися по формированию осознанной мотивации школьника к здоровому образу жизни)

Одной из основных задач классного руководителя является сохранение и укрепление здоровья ребят класса; формирование стремления к здоровому образу жизни. Классным руководителем проводится большая работа по здоровьесбережению учащихся класса. Шепелева О.В., разрабатывая программы работы с учащимися по здоровьесбережению, руководствуется прежде всего тем, что необходимо формирование культуры здоровья, потому что это основа. Для этого классный руководитель постоянно организует и проводит профилактические мероприятия, консультации медицинских работников с учащимися и родителями. Что не могло не отразиться на динамике заболеваемости учащихся класса. (ПРИЛОЖЕНИЕ )


Показатели

2005/06

уч.год

2006/07

уч.год

2007/08

уч.год

2008/09

уч.год

Кол-во уроков, пропущенных по болезни

1987

1880

1072

418



Динамика заболеваемости учащихся класса показывает, что её уровень снижался год от года по сравнению с предыдущими годами. На это в большей степени повлияло активизация спортивной деятельности в классе. Класс Шепелевой О.В. - активный участник не только общешкольных спартакиад, но и школьных команд по баскетболу, полиатлону, лыжам, стритболу, лёгкой атлетике, возросла вовлечённость учащихся класса в спортивную деятельность. И как результат - высокие показатели в соревнованиях как на уровне школы (осенний кросс, лыжная эстафета, соревнования по баскетболу, волейболу, легкоатлетическая эстафета, так и города и округа.Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель



Небольшая часть дипломов учащихся класса за участие в школьных и городских соревнованиях.

В школьной спартакиаде класс уже третий год занимает первые места в своей возрастной группе.


ТАБЛИЦА

РЕЗУЛЬТАТОВ

5 Спартакиады МОУСОШ р.Коротчаево

2005 - 2006 учебный год

Класс

Мини-

футбол

Баскет-

бол

Волей-

бол

КФП

Наст..

тенис

баллы

место

1

2

1

1

2

7

Ι

3

1

2

3

1

10

ΙΙ

2

4

3

2

3

14

3

4

3

-

4

4+3

18

4

3

2

3

2

3

13

3

1

1

2

1

2

7

Ι

4

1

1

3

2

11

ΙΙ

2

4

3

1

1

11

Ι

3

2

2

2

4

13

3

1

3

4

4

3

15

4

3

3+3

3+3

2

3

20

3

1

2

2

1

1

7

Ι

2

1

1

3

2

9

ΙΙ

1

1

2

2

2

8

ΙΙ

2

2

1

1

1

7

Ι

3

4

4+3

4

4

22

4

4

3

4+3

3

3

20

3

10а

1

3

2

2

2

10

ΙΙ

10б

3

1

3

3

3

13

3

10в

2

2

1

1

1

7

Ι

11а

4

1

1

1

2

9

Ι

11б

2

4

2

2

4

14

3

11в

4

3

4

4+3

1

15

4

11г

1

2

3

3

2

11

ΙΙ


ТАБЛИЦА

РЕЗУЛЬТАТОВ

6 Спартакиады

МОУ СОШ р.Коротчаево

2006 - 2007учебный год

Класс

Мини-

футбол

Баскет-бол

Волей-

бол

КФП

Настол.

тенис

баллы

место

3

3

2

1

1

10

Ι

2

3

1

2

2

10

3

1

1

2

3

3

10

ΙΙ

3

4

3

2

2

14

ΙΙ

1

3

1

1

1

7

Ι

4

2

2

3

4

15

3

2

1

4

4

3

14

4

1

3

3

2

3

12

3

2

1

1

1

2

7

Ι

3

2

1

2

3

11

Ι

4

1

4

3

1

13

ΙΙ

2

4

2

1

4

13

3

1

3

3

4

2

13

4

2

1

1

1

1

6

Ι

1

2

2

2

2

9

ΙΙ

10а

2

1

1

1

2

7

Ι

10б

1

2

2

2

1

8

ΙΙ

11а

1

1

3

1

3

9

Ι

11б

2

3

1

3

3

12

3

11в

3

2

2

2

1

10

ΙΙ




ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ

7Спартакиады МОУСОШ №6 р.Коротчаево

2007 - 2008учебный год

Класс

Мини-

футбол

Баскет-бол

Волей-

бол

КФП

Настол.

тенис

баллы

место

3

1

1

1

3

9

Ι

2

4

4

3

1

14

3

4

2

3

4

4

17

4

1

3

2

2

2

10

ΙΙ

2

1

2

2

4

11

ΙΙ

3

2

3

3

2

13

3

1

4+3=7

1

1

1

11

Ι

4

4+3=7

4

8

3

26

4

2

4

5

3

3

17

3

1

1

3

1

1

7

Ι

3

2

4

2

2


ΙΙ

4

5+3=8

2

4

3

21

5

5

3

1

5

5

19

4

2

2

3

3

4

14

3

3

1

2

1

2

9

ΙΙ

4+3=7

4+3=7

4

8

3

29

4

4

6+3=9

3

1

2

19

4

1

1

2

4

1

9

Ι

2

3

1

3

3

12

ΙΙ

3

2

5

2

6

18

3

6+3=9

6+3=9

6+3=9

8

6

41

6

5

4

6+3=9

8

6

32

5

10а

-

1

2

1

1

5

Ι

10б

-

2

1

2

1

7

ΙΙ

11а

2

3

1

1

-

7

Ι

11б

1

2

3

2

-

8

ΙΙ

11в

3

1

2

2

-

8

ΙΙ

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

В этом учебном году учащиеся 11А класса в параллели 11-х классов во всех видах спартакиады также заняли первые места.


На соревнованиях по баскетболу: игроки и болельщики.

Наша взяла!Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель









Турслёт - любимое мероприятие класса.Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Занятость учеников класса в спортивных секциях.


2006/07

9 класс

(28 уч-ов)

2007/08

10 класс

(23уч-ка)

2008/09

11 класс

(16уч-ов)

Количество учащихся,

посещающих спортивные секции

25%

(7 уч-ся)

48%

(11 уч-ся)

50%

(8 уч-ся)

Количество учащихся, имеющих спортивные разряды

29%

(8 уч-ся)

39%

(9 уч-ся)

44%

(7 уч-ся)

(ПРИЛОЖЕНИЕ )





Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель





Лыжные прогулки мы любим.

Профилактика вредных привычек осуществляется на тематических классных часах, проводимых в рамках акции «За здоровый образ жизни»:

Форма проведения

Названия мероприятий,

классных часов

2006/07

уч. год

9 класс

Диспут

Игра

беседа

«Пивной алкоголизм»

«Здоровье сгубишь - новое не купишь»

«XXI век без вредных привычек»

2007/08

уч. год

10 класс

Кинолекторий

Диспут

Встреча с врачом

«Чума XXI века»

«Дорога в никуда»

«О чём не думаем в молодости»

2008/09

уч. год

11 класс

Классный час

Час вопросов и ответов

Ролевая игра

Психологический тренинг

«Твоё здоровье» (разработка с презентацией в приложении)

«Что я знаю о СПИДЕ»

«Учись сказать НЕТ»

«Как подготовиться к ЕГЭ и не навредить здоровью»

Если в 9-10 классах учащиеся были просто активными участниками таких мероприятий, то в 11 классе, когда в кабинете были установлены ноутбук и мультимедиапроектор, ребята стали принимать непосредственное участие в подготовке таких мероприятий, сами стали делать презентации, что стало оказывать ещё большее эмоциональное и психологическое воздействие. (ПРИЛОЖЕНИЕ на CD-диске)

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Слайды презентаций, подготовленных учениками.



Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Участие в волонтерском движении классной команды КВН.

Вся проводимая классным руководителем работа даёт зримые результаты: ученики её класса знают, как надо беречь своё здоровье, урок физкультуры - один из наиболее популярных уроков, ученики класса Шепелевой О.В. - активные, целеустремлённые люди, которые знают, как добиваться поставленных целей.

4. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности классного коллектива (используемые воспитательные технологии, формы, методы работы)

В своей педагогической практике Шепелева О.В. использует технологию коллективных творческих дел (КТД), которую разработал И.П.Иванов. По мнению педагога, именно такая форма организации работы с классом помогла найти общий язык с ребятами, когда они встретились в 8 классе. Но если раньше в основе технологии лежала идейная основа, то в современном обществе возросла ценность личности, поэтому в своей работе Шепелева О.В. считает необходимым использовать личностно-ориентированные подходы как в обучении, так и в воспитании детей. Именно то, что её ученики были уже в 8 классе, и натолкнуло педагога на этот метод работы, так как многие из них стремились к лидерству в различных видах деятельности. И такое стремление оправданно: каждый может быть лидером в учёбе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире - в семье, на работе, политике, науке, искусстве.

Что значит воспитать гражданина современной России? Безусловно, это, прежде всего, значит развить активность и ответственность, что является базовыми качествами лидера. В подобной трактовке лидерство может стать привлекательным средством самореализации личности в целом.

Таким образом, Шепелева О.В. пытается использовать идею воспитания лидерских качеств личности. Так как лидерские качества могут применяться человеком в различных контекстах жизни, и сложно придумать однозначный, законченный список этих качеств, то их формирование как одно из условий личностного роста будет восприниматься каждым ребенком по-разному (реализация личностно-ориентированного подхода), а их развитие будет являться актуальным как залог успеха, а следовательно, выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. Она считает, что развитие лидерских качеств может стать основной воспитательной задачей в разных коллективно-творческих делах: от праздничного концерта до реализации научного проекта.

Отличия личностно-ориентированного КТД от классического КТД заключаются в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития. Эти различия отражает следующая таблица:

Этап

КТД по модели

И. П. Иванова

Личностно-ориентированное КТД

Коллективное целеполагание

Реализация общественно-значимых задач при выборе дела

Дело как реализация задач личностного развития

Коллективное планирование

Акцент на групповое авторство идей

Акцент на индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе

Коллективная подготовка

Акцент на групповой работе

Акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого

Коллективное проведение дела

Только командное участие

Согласованность индивидуальной деятельности с групповой

Коллективный анализ по итогам

Оценка группового участия в организации дела

Оценка личностного участия, развития своего потенциала

При этом очень важно отметить, что меняются именно акценты, так как важность работы в коллективе и с коллективом сохраняет значение.

Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения и решении проблем местного социума.

Учебный год

Мероприятие

Класс

Результат

2006-2007

  • Общешкольный праздник «Осенний бал»


Благодарность


  • Конкурс «Ученик года»

Посохов Роман, победитель в номинации «Самый активный ученик»

  • Школьная спартакиада

1 место

  • Активное участие в конкурсе новогодних газет

1 место

  • Школьный фестиваль КВН

1 место

2007-2008

  • Активное участие в акции «Озелени свой дом»

10а

Благодарность

  • Соревнования, посвящённые «Дню Здоровья» среди 10-11 классов

10а

2 место

  • Акция «Нет наркотикам!»


10а

Благодарность

  • Активное участие в конкурсе экологических плакатов

10а

Грамота

  • Конкурс «Ученик года»

10а

Бастрикова Кристина, победитель в номинации «Артистическая личность»

  • Участие в игре «Литература +…» в рамках Месячника Наук

10а

2 место, сладкий приз

  • Школьная спартакиада

10а

Грамота, 1место

  • Организация и проведение мероприятия, посвященного 9 Мая

10а

благодарность

  • Участие в поселковом субботнике

  • «Пусть везде будет чисто!»

10а

благодарность

2008-2009




  • Общешкольная линейка, посвященная Дню Знаний.

11а

благодарность

  • Участие в предметных олимпиадах

11а

Дипломы: Симоненко Юлия, Ананин Вадим, Посохов Роман победители школьного тура; Симоненко Юлия -призёр городского тура, участник окружной олимпиады;

Ананин Вадим - призёр городской олимпиады.

  • Праздничный концерт, посвященный Дню учителя.

11а

благодарность

  • Новогодний спектакль для старших классов

11а

благодарность

  • День самоуправления

11а

Являлись педагогами, членами администрации школы.

  • Участие в поселковом соревновании «А ну-ка, парни!»

11а

Грамота, 1 место


  • Участие в проведении Вечера встречи выпускников 2009

11а

благодарность

  • Школьная спартакиада

11а

1 место

Учащиеся отличаются в мероприятиях, занимают призовые места в предметных Неделях, отстаивают честь школы на предметных олимпиадах на муниципальном уровне, но помимо этого они развивают творческие, интеллектуальные способности, реализуют коммуникативные потребности, и что очень важно, учатся правилам и формам совместной работы.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Подарки своими рукамиПРИЛОЖЕНИЕ на CD-диске)

Особенно важно отметить, что очень важную роль играет анализ КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности воспитанником и позволяет учащимся идти дальше в своём развитии.

Последовательность анализа КТД:

  • Первым дает обратную связь участник КТД.

  • Затем обратную связь дают участники группы.

  • Завершает анализ педагог.

Примерные вопросы анализа:

  1. Что хорошо удалось?

  2. Как это меня лично продвинуло?

  3. Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?

  4. Что мне следует изменить?

  5. Пожелания всем.

  6. Кому отдельное спасибо?

  7. Что делать дальше?

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

В роли завуча в день самоуправления




.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель


После дела важно всё обсудить.






Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель







Подготовка к соревнованиям очень важна!


Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Получение наград нравится всем.Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Участница конкурса «Ученик года-2008»


Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

На субботнике










Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель



Чтобы посадить дерево возле школы, его надо сначала выкопать в лесу.


Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель




Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель








Новогодняясказка

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель


Концерт ко Дню учителя.

Вечер встречи выпускников- 2009.


С подарками к тундровикам.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель




Своим опытом работы Шепелева О.В. делилась на:

- Педагогическом совете «Роль воспитательной работы в повышении качества знаний» (от 04.04.2006);

- заседаниях МО классных руководителей:

«Использование системного подхода в деятельности классного руководителя» (протокол №4 от 12.12.2006);

«Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания» (протокол №3 от 22.03.2007);

«Об организации воспитательного процесса ученического коллектива во внеурочное время» (протокол №2 от 20.11.2007)

5. Организация работы по защите прав и интересов учащихся

В этом направлении деятельность Шепелевой О.В. как классного руководителя идёт по нескольким разделам:

  • Мероприятия, направленные на ознакомление с гражданскими правами учащихся;

  • Мероприятия, направленные на профилактику правонарушений и преступлений;

Для того чтобы учащиеся 11а класса не терялись в жизни, они чётко должны знать свои права и обязанности, у подростков необходимо формировать гражданскую позицию и осознание собственного «Я - гражданин своей страны». Для этого в течение всего периода Шепелева О.В. работает с коллективом класса.


Учебные года

Формы мероприятий

Название мероприятий

2006-07

9 класс

Классный час

Классный час

Игра

Тренинг

«Права и обязанности граждан России»

«Символика России»

«Что я знаю о конституции?»

«Деловое общение»

2007-08

10 класс

Диспут

Деловая игра

Тренинг

Классный час

Кинолекторий

«Мы выбираем, нас выбирают»

«Мои права в этом мире».

«Что такое имидж и зачем он нужен?»

«Зачем нужна техника безопасности?»

«Семья - основа государства».

2008-09

11 класс

Практикум

Практикум

Встреча, беседа с лучшими семьями Коротчаево

Диспут

Деловая игра

«Что я должен знать про ЕГЭ».

«Как составить деловые бумаги»

«Семья в нашем мире»


«Легко ли быть молодым?»

«Мои первые выборы»

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Слайды презентаций, подготовленных к мероприятиям.

Вся работа по профилактике правонарушений и преступлений идёт в тесном контакте с социальным педагогом школы. (ПРИЛОЖЕНИЕ )

Все учащиеся класса с 2005 по 2009 год в полной мере воспользовались своими правами на получение образования.

После 9 класса 10 учеников поступили в другие учебные заведения для получения дальнейшего образования, после окончания 10 класса еще 5 учащихся решили воспользоваться своими правами на получение профессионального образования.

На 01.01.2009 года в классе среди учащихся отсева нет.(ПРИЛОЖЕНИЕ )


6. Организация системной работы с учащимися (сопровождение в учебной, внеурочной деятельности, вовлечение в систему

дополнительного образования, организация социально значимой, творческой деятельности учащихся). Позитивная динамика образовательных достижений учащихся за последние 3 года. Позитивные результаты дополнительного образования уч-ся класса за последние 3 года.

Важной стороной деятельности классного руководителя является взаимодействие с учеником, родителями и учителями-предметниками, ежедневно отслеживая успеваемость ученика. Шепелева О.В. не только каждую неделю проверяет правильность и объём выставленных в дневники оценок, но и каждую четверть составляет подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины этого:

  • усложнение учебного материала;

  • завышенная самооценка (в средних классах ребенок получал высокие оценки, благодаря общему уровню развития, и не привык систематически работать);

  • заниженная самооценка, комплексы;

  • ослабление контроля со стороны родителей;

  • преобладание внешних интересов.

После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С той же целью на родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. Классный руководитель старается прогнозировать ситуацию, видеть завтрашний день. С учениками также проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями обсуждается вопрос, как помогать ученику дома.

К старшим классам у подростков снижается общий интерес к учению. Мотивы, которые побуждали его к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т.д.) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, не сложились. К тому же меняются сами условия школьной жизни:

  • экзамены сдаются только в 9 и 11 классах, а 10 класс воспринимается как время передохнуть между напряжённой учёбой;

  • увеличение объема учебного материала и степени его сложности даже по сравнению с 9 классом;

  • иные формы работы на уроке.

Проблема ещё в том, что интеллектуальный уровень учащихся данного класса в основном средний и ниже среднего, поэтому завышать требования к ним нельзя, т.к. они просто с ними не справятся, но и снижать планку тоже нельзя, потому что подростки должны развиваться.

Результаты диагностики данного классного коллектива на старшей ступени обучения (10 класс) по методике

«Школьный тест умственного развития» (ШТУР):


УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УЧАЩИХСЯ 10 «А» КЛАССА

Количество учащихся с данным уровнем (%)



Низкий



Ниже среднего


Средний



Выше среднего


Высокий

27,2 %

6 учащихся


31,8 %

7 учащихся

36,3 %

8 учащихся

4,5 %

1 учащихся

0 %

0 учащихся

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

С целью преодоления этих трудностей разработана четкая система отслеживания успеваемости каждого ребенка, анализа причин возникающих трудностей, прогнозирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения. Результаты учебной деятельности каждого ребенка графически отображаются по четвертям и по учебным годам.

Сравнительная таблица успеваемости учащихся за четыре года.

Показатели

2005/06 уч.года

8 класс

1 четверть


2005/06

уч.год

8 класс

2006/07

уч.год

9 класс

2007/08

уч.год

10 класс

2008/09

уч.год

11 класс

1 полугодие

% успеваемости

77%

94,4%

100%

100%

93,8%

%

качества обученности

27,7%

33,3%

25,9%

21,7%

18,8%

Из сравнительных данных можно видеть, что показатели в 11 классе падают, но на это есть объективные причины:

  • по результатам обследования психолога уровень развития учащихся данного класса - средний и ниже среднего, поэтому увеличение объёма и сложности материала имело такие последствия;

  • ввиду ввода обязательного ЕГЭ повышаются требования к учащимся.

Но даже в этой ситуации у класса есть потенциал: 4 учащихся, т.е. 25% от общего количества, имеют оценку «3» только по одному - двум предметам.




Индивидуальная работа с учащимися, их родителями классным руководителем Шепелевой О.В. проводится в полном объёме, поэтому улучшение общей картины класса обязательно будет. Тем более что позитивный результат уже есть, если рассматривать учёбу каждого отдельного подростка.

Сравнительная таблица успеваемости учащихся по годам.

п/п

Ф.И. учащихся

Средний балл по предметам

9 класс

10 класс

11 класс

1.

Аверин Андрей

3,23

3,30

2,89

2.

Ананин Вадим

3,25

3,30

3,40

3.

Антоненко Эмилия

3,38

3,58

3,64

4.

Бастрикова Кристина

4,15

4,21

4,29

5.

Данько Юлия

3,38

3,52

3,64

6.

Заярный Николай

-

4,00

4,15

7.

Иванков Кирилл

4,05

3,95

4,20

8.

Индицкая Ксения

4,00

3,75

3,45

9.

Индицкая Лилиана

4,10

4,25

3,70

10.

Мещерякова Виктория

3,52

3,58

3,75

11.

Миллин Алексей

4,10

4,21

4,29

12.

Набокова Ксения

3,38

3,58

3,64

13.

Посохов Роман

4,05

4,21

4,35

14.

Рябов Сергей

-

3,75

4,00

15.

Симоненко Юлия

4,40

4,47

4,68

16.

Солянкин Александр

3,38

3,52

3,64


У подавляющего большинства класса наблюдается позитивная динамика , и только у троих учеников Шепелевой О.В. произошло снижение успеваемости, но у каждого из этих ребят есть объективные причины, которые сыграли свою негативную роль.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель




На уроке английского языка.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель




Пробный ЕГЭ - это серьёзно!

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель




Сами составляем презентации на уроки.


Классный руководитель также большое внимание уделяет пропускам уроков учениками.



Сравнительная таблица пропусков уроков без уважительной причины.

Показатели

2005/06

уч.год

2006/07

уч.год

2007/08

уч.год

2008/09

уч.год


Количество уроков, пропущенных без уважительной причины


152 урока

(24% от общего количества)


173 урока

(18% от общего количества)


112 уроков

(11% от общего числа)


29 уроков

(3% от общего числа)



Учащиеся класса постоянно принимают участие в предметных олимпиадах различного уровня:

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель




Результаты участия в «Русском медвежонке».










Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель






Награждены победители школьного тура предметных олимпиад.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Дипломы призёров предметных олимпиад муниципального уровня.


Результативность участия учащихся класса

в конкурсах, соревнованиях различного уровня.


Ф.И. ученика

Кружок,

секция

Достижения.

Аверин Андрей

школьный КВН

2007г - 2 место в городском фестивале КВН школьной лиги;

2008г. - 3 место в городском фестивале КВН школьной лиги;

Капитан школьной команды КВН; участие в акции «Дети Нового Уренгоя - тундровикам»;

1место среди юношей 10-х классов по настольному теннису школьной спартакиады 2009г - участие в городском фестивале КВН школьной лиги; активное участие в школьных представлениях и концертах.

Ананин Вадим

туризм

2007- 2 место в легкоатлетической эстафете в рамках акции «Новый Уренгой - за здоровый образ жизни»

2008 - 3 место по гиревому спорту среди допризывной молодёжи; 2 место по скалолазанию; грамота за активное участие в военно-патриотических мероприятиях; 1 место в военно-спортивной игре «Патриот»; 1 место в городских соревнованиях «Пожарный инспектор и его команда», 2 место в городской программе «Преодолей себя!»

2009 - 1 место в военно-спортивной эстафете.

Антоненко Эмилия

театральный,

поселковый Совет молодёжи.


2008-2009 Участие в театральных постановках, концертах;

Участие в организации поселковых молодёжных акциях.

Бастрикова Кристина

ДШИ

2007 - участие в конференции «Будущее Ямала -это мы»

2008 - участие в фестивале «Взгляд в будущее»

2009 - участие в школьных концертах

Данько Юлия

театральный

2007 - капитан классной команды «Шалопаи» 1 место в школьном фестивале классных команд КВН

2008 -2 место в конкурсе «А ну-ка, девушки!»

2009 - постоянный участник театральных постановок и концертов.

Заярный Николай

дзю-до

2007- 2место в первенстве СДЮСШОР «Сибирские медведи»;

2008 -1 место в первенстве СДЮСШОР;

3 место в личном первенстве в г. Ноябрьск

2009- 2 место в первенстве СДЮСШОР; постоянный активный участник классной спортивной команды; участник школьных концертов

Иванков Кирилл

театральный

2007 - 1 место в составе классной команды КВН;

2008 - участник школьной выставки лучших работ, посвященной 30-летию п. Коротчаево

2009 - постоянный активный участник классной спортивной команды; участник школьных концертов

Индицкая Ксения

дизайн

2007 - 3 место конкурсно-развлекательной программе «А ну-ка, девушки!»; 1 место в конкурсе новогодних плакатов;

2008 - 2 место в конкурсе экологических плакатов;

2009 - 1 место среди девушек 11 классов по настольному теннису.

Индицкая Лилиана

баскетбол

2008 - участие в легкоатлетической эстафете; 2 место в школьных соревнования по волейболу в День здоровья;

2009 - 1 место среди команд 10-11 классов по результатам турслёта;

Мещерякова Виктория

татральный

2007 - 1 место в составе классной команды КВН;

2008 - участник школьной выставки лучших работ, посвященных 30-летию п.Коротчаево; участие в акции «Дети Нового Уренгоя - тундровикам».

2009 - участник городского фестиваля детского творчества «Радуга», постоянный участник театральных постановок и концертов

Миллин Алексей

лыжи

2007 - 2 место в лыжной эстафете; 2 место в городских соревнованиях по зимнему полиатлону;

2008 - участие в окружных лыжных соревнованиях в г.Екатеринбурге; 1 место - городские соревнования по лыжным гонкам;

2009 - участник городской военно-спортивной эстафеты; постоянный участник школьных спортивных соревнований и школьных концертов.

Набокова Ксения

лыжи, школьный КВН

2007 -2 место в городских соревнованиях по зимнему полиатлону; 2 место в лыжных гонках; 3 место в лыжной эстафете в рамках акции «За здоровый образ жизни»;

2008 - 3 место в городском фестивале КВН школьной лиги; 2 место в спортивно -развлекательном конкурсе «А ну-ка, девушки»; 1 место по пулевой стрельбе;

2009 - участник городских игр КВН, постоянный участник школьных концертов

Посохов Роман

баскетбол

2007 - 3 место в первенстве города по «блэк-топу»; 1 место в первенстве города по стритболу;

2008 - 3 место по баскетболу в городской спартакиаде; 2 место в легкоатлетической эстафете в рамках акции «За здоровый образ жизни»; 2 место в первенстве СДЮСШОР по баскетболу.

2009 - 3 место по баскетболу в городской спартакиаде; постоянный участник театральных постановок и концертов.

Рябов Сергей

театральный

2008 - участник школьных соревнований по футболу;

2009 - активный участник школьных спортивных соревнований 1 командное место; постоянный участник театральных постановок и концертов.

Симоненко Юлия

театральный

2007 - 2 место в школьном фестивале «Весенняя капель», в номинации «вокал»; грамота за активное участие в городском конкурсе «Знаток права»;

2008 - 2 место в школьных соревнования по волейболу в День здоровья; 2 место в конкурсе экологических плакатов; участие в акции «Дети Нового Уренгоя - тундровикам»

2009 - участие в городском фестивале детского творчества «Радуга», постоянный участник школьных концертов и представлений.

Солянкин Александр

баскетбол

2007 -2 место в городских соревнованиях по летнему полиатлону; 2 место в соревнованиях по арм-спорту.

2008- 3 место по баскетболу в городской спартакиаде; 2 место в первенстве СДЮСШОР по баскетболу.

2009 - 3 место по баскетболу в городской спартакиаде; выступление в составе поселковой рок-группы в акции «Молодёжь против наркотиков»

С нашими юношами интересно везде.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Хорошо после соревнований перекусить.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Классом в Новый Уренгой


Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Готовимся к игре КВН




Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель




Выступление классной команды КВН «Шалопаи».

С компьютером на «ты».

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель







Сделаем посёлок чистым.

Награды находят достойных.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководительОбобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель




Миллин Алексей Посохов Роман

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель





Заярный Николай

Мониторинг деятельности учащихся 11А класса позволяет сказать, что ребята очень активны как в школьной жизни, так и не стоят в стороне от общественной жизни посёлка, города.

7. Гуманизация отношений между учащимися и педагогами (координационно-педагогическая функция: информирование, совместное решение проблем, индивидуальная работа, разрешение возникающих конфликтов).

Вся воспитательная работа классного руководителя является гуманистической, потому что она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними.

Поэтому Шепелева О.В. для этого всегда находится в тесном контакте с психологом и социальным педагогом школы. В своей работе она считает основным условием то, что каждый ребёнок индивидуален, а для этого необходимо выявление способностей детей, для того чтобы построить отношения с учителями-предметниками, с родителями согласно этим способностям. Все ученики её класса проходят психолого-диагностическое обследование, что позволяет ей получить более полную информацию о них и использовать ее при планировании мероприятий по основным направлениям воспитательной работы.

При такой организации работы классного руководителя в центре стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная задача педагога создать в классе такие условия, при которых успех к учебе становится реальным делом, а дети могут учиться успешно, им создается благоприятная психологически комфортная атмосфера, существует уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Именно это отвечает целям её работы.

Классный руководитель проводит анкетирование для выявления проблемных вопросов у детей, взаимоотношений «учитель-ученик», по результатам анкетирования Шепелева О.В. работает с учителями-предметниками, организует консультации с психологом или встречается с родителями для предупреждения возможных проблем в будущем.

Такую работу классный руководитель проводит со всеми взрослыми, работающими в классе и школе:

  • Учителя - предметники:

На протяжении учебного года осуществлялся тесный контакт со всеми педагогами, работающими в 11а классе. Это взаимодействие было основано на вопросах улучшения успеваемости детей, подготовке к выпускным экзаменам и организации воспитательных мероприятий.

  • Педагоги ДО:

Много лет с классом работает Бевз А.А., Листопад С.Н., Пшеничный А.А., которые много усилий внесли не только в привитие желания заниматься физической культурой, но и в сплочение коллектива, формирование определённых морально-эстетических и нравственных ценностей.

  • Социальный педагог: Кожухарь А.М. помогает в работе со стоящей на учёте в ИДН ученицей, помогает в разрешении конфликтных ситуациях, участвует в совместных посещениях семей, где возникают проблемы.

  • Педагог - психолог: Саттаров А.М. - периодически, по мере необходимости проводит диагностику, проводит консультации как для детей, так и для родителей в сложной жизненной ситуации.

  • Администрация: Бондаренко Т.А. осуществляет контроль за успеваемостью класса, Третьякова Л.П. - разрешение конфликтных ситуаций, проведение мероприятий, помощь в представлении школы на мероприятиях городского, окружного уровней.

  • Медицинские работники: Сычёва С.А., Солотина З.И. - во всех вопросах, касающихся здоровья учеников, по вопросам постановки прививок, медосмотра.

Именно в этом отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик - родитель», «Педагог - родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

8. Формирование у школьников нравственных смыслов и духовных ориентиров (основные ценностные ориентиры в процессе воспитания учащихся класса, цели и ориентиры). Уровень общей культуры учащихся и их гражданской зрелости.

Важнейшей задачей формирования личности наряду с интеллектуальным развитием является нравственное воспитание человека. Причём нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Именно этим руководствуется в своей работе классный руководитель Шепелева О.В. В общении с детьми она старается сформировать у них самые важные качества нравственного человека:

  • Патриотизм, осознание себя подростками гражданами правового демократического государства, уважающими права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений.

Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, посёлка, города, округа. Проводятся Уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами), праздничные концерты для ветеранов, проводятся беседы и диспуты на патриотическую тему.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель




С ветеранами войны за чашкой чая в школьном музее.

Ребята класса постоянные участники военизированных эстафет и конкурсе газет, проводимых в школе к 23Февраля, они вместе с учителями всегда участвуют в праздничных демонстрациях, посвященных Дню Победы, поздравлении ветеранов Великой Отечественной и локальных войн.

Учебные года

Мероприятия и форма их проведения.

2006-2007

  • Кл.ч. «Почётное звание - «Защитник Отечества»

  • Встреча с Миллиным А.Н., исполнявшим интернациональный долг в Афганистане.

  • Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и участие в праздничном концерте.

  • «Права и обязанности граждан России»

  • «Символика России»

  • Игра «Что я знаю о конституции?»

  • Просмотр полнометражного мультфильма «Князь Владимир»

2007-2008

  • Кл.ч. «Мы - граждане великой России»

  • Участие в городской военно-спортивной игре «Патриот».

  • Диспут «Россия для русских?»

  • Участие в городской программе «Преодолей себя!»

  • Подготовка и проведение общешкольного праздничного мероприятия «Этих дней не смолкнет слава».

  • Просмотр и обсуждение кинофильма «Живой».

2008-2009

  • Кл.ч. «Мы с тобой, Беслан…»

  • Участие в праздничных мероприятиях «С днём рождения, Коротчаево!»

  • Ролевая игра «Государственная символика».

  • Участие в игре «Мои первые выборы».

  • Устный журнал «Великие полководцы России»

  • Участие в городском конкурсе «Партизанскими тропами»

(ПРИЛОЖЕНИЕ на CD-диске)

  • Формирование духовно-нравственных качеств личности.

Педагог этому направлению отводит приоритетное место в воспитательной деятельности. Идея гуманизма, человеколюбия - одна из основополагающих в работе гимназии. Уровень воспитанности, этика, вопросы нравственности постоянно являются предметом обсуждения на классных и внеклассных мероприятиях.

Учебные года

Мероприятие и форма их проведения.

2006-2007

  • Тестирование «Что тебе назначено природой?»

  • Кл. ч. «Как здорово, что мы вместе».

  • Практикум «Волшебная сила доброго слова»

  • Игра «Пойми меня».

  • Диспут «Ложное товарищество и круговая порука»

  • Ролевая игра «Как мы знаем этикет».

2007-2008

  • Кл.ч. «О самом сокровенном».

  • Беседа-размышление «Совесть - внутренний судья.

  • Просмотр и обсуждение спектакля театра «Кулиска» «Эй, ты, здравствуй!»

  • Час общения «Без друзей меня чуть-чуть».

  • Лекторий «Самовоспитание - путь к совершенству»

  • Тренинг-игра «Давайте говорить друг друг комплименты»

2008-2009

  • Устный журнал «В человеке всё должно быть прекрасно…»

  • Психолого-этический практикум «Как можно изменить себя».

  • Диалог-обсуждение «Школьные зарисовки».

  • Просмотр и диспут по новому кинофильму «Розыгрыш»

  • Участие в концертах к праздникам.

  • Подготовка праздничных поздравительных презентаций

Задушевные разговоры за чашкой чая в классном кабинете, возможность «пошептаться» с классным руководителем при возникновении сложной ситуации, когда требуется совет взрослого человека или у ребенка просто есть желание поговорить о личном обычны и традиционны в этом классе

А так же постоянная диагностическая работа, например, тест «Личность», «Направленность личности» - ориентационная анкета, и много других. По результатам последней диагностики

направленность на себя «Я» характерно для 1 человека,

направленность на общение «О»: для 5 человек,

направленность на дело «Д» - для 10 человек:




  • разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, сознательного отношения к семейной жизни:

Учебные года

Мероприятия и их форма.

2006-2007

  • Участие в школьном фестивале КВН;

  • Экскурсия в музей Газпрома;

  • Ситуативный тренинг «Предрассудки»;

  • Час общения «Жизнь - это…»;

  • Практикум «Как не ссориться с родителями».

  • Встреча с представителями религиозных конфессий по профилактике вредных привычек и ранних сексуальных отношений.

2007-2008

  • Просмотр и обсуждение спектакля театра «Кулиска» «Эй, ты, здравствуй!»;

  • Просмотр и обсуждение спектакля по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» в ДК «Октябрь»;

  • Поездка в поселение коренных народов Севера в рамках акции «Дети нового Уренгоя - тундровикам»;

  • Беседа-диалог «Правовые основы семейных отношений».

  • Информационный практикум «Что такое секта и как в неё не попасть»

  • Диспут «Существует ли молодёжная культура?»

2008-2009

  • Просмотр и обсуждение спектакля «Мастер и Маргарита» в ДК «Газодобытчик»;

  • Правовой брейн-ринг «Что необходимо знать перед созданием семьи»

  • Просмотр и обсуждение спектакля по произведениям Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» в ДК «Октябрь»;

  • Участие во всех школьных внеклассных мероприятиях, не только как участники, но и как организаторы;

  • Участие в кинолектории «Золотые семьи России».

  • Диспут «Год молодёжи. Легко ли быть молодым?»

Нравственный потенциал формируется под воздействием школы, семьи, окружающего социума. Уровень его развития достаточно высокий. Доминирующую роль в этом играет семья. Дети уважительны к старшим, друг другу, гордятся школой, где обучаются, своим классом. (ПРИЛОЖЕНИЕ на CD-диске)

  • Формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда:

Учебные года

Мероприятия и их формы проведения.

2006-2007

  • Беседа «Природа человека и выбор профессии»;

  • Экскурсия в музей Газпрома;

  • Поездка в Новый Уренгой на «Ярмарку учебных мест»

  • Тестирование на определение направленности личности;

  • Профориентационный практикум «Что я знаю о профессиях?»;

  • Тренинг «Деловое общение».

2007-2008

  • Консультации по выбору элективных курсов с учётом дальнейшего определения жизненного пути;

  • Экскурсия на СГБ (скважину сверхглубокого бурения)

  • Экскурсия в Коротчаевское поселковое отделение милиции;

  • Тренинг «Что такое имидж и зачем он нужен?»;

  • Беседа-размышление «Кем бы нам в дальнейшем стать?»

  • Правовой практикум «Первые шаги при устройстве на работу»

  • Акция «Зелёный мир вокруг тебя»

  • Акция - субботник «Пусть везде будет чисто!»

2008-2009

  • Тестирование «Карта интересов»

  • Информационный лекторий «ЕГЭ и твоя будущая профессия»

  • Устный журнал «Все работы хороши - выбирай на вкус»;

  • Деловая игра «Кадровый вопрос»;

  • Консультации со школьным психологом.

Ученики этого класса всегда откликаются на просьбы принять участие в трудовых акциях: выходили на субботник, активно участвовали в акции по озеленению школы, самостоятельно дежурят по классу, ответственный за трудовой сектор руководит дежурством по школе. Дети не боятся труда, никогда не жалуются на частое привлечение класса к трудовым акциям, всё это приводит к выводу, что труд им не в тягость.

(ПРИЛОЖЕНИЕ на CD-диске)

Важной частью деятельности классного руководителя является осуществление мониторинга воспитательного процесса, культурных ценностей учеников своего класса, влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чувственное, деятельностное развитие личности, ее духовно-нравственное становление. В течение каждого учебного года проводились диагностики проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков, результаты которых в сравнении с предыдущими годами показали следующее: растет бережное отношение к собственности, к учебному труду, к людям, к себе, положительное отношение к обществу и природе остается примерно на одном уровне. Такие результаты говорят о воспитательном воздействии классного руководителя, уделяющего особое внимание этим вопросам.

Растет уровень тактичности, культуры поведения, чувства собственного достоинства, готовности прийти на помощь. Все это благодаря тому вниманию к данному направлению в воспитании, которое уделяет в своей работе Шепелева О.В. Растет также и положительное отношение к здоровому образу жизни. Этому способствует реализация комплексной программы «Здоровье». Также проводились диагностики уровня воспитанности учащихся.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель









Сравнительный уровень воспитанности по годам.

Уровни воспитанности

9 класс

28учеников

10класс

23ученика

11 класс

16 учеников

Низкий

5уч-ся (19%)

4 уч-ся (16)%

1 уч-ся (6 %)

Средний

13уч-ся (47%)

11уч-ся (48%)

5уч-ся (31%)

Хороший

10 уч-ся (34%)

6уч-ся (39%)

7уч-ся (44%)

Высокий

-

2уч-ся (9%)

3 уч-ся (19%)

По мнению классного руководителя, по сравнению с прошлыми годами, у учащихся повысился не только уровень культуры общения, правовой, информационной, художественной, физической, экономической культуры и культуры труда, но и в целом уровень воспитанности. Всё это говорит об адаптированности к современной жизни, развитии самостоятельности и жизненного самоопределения.

9. Профилактика правонарушений несовершеннолетних учащихся (динамика за последние 2-3 года в одном классе).

Период взросления у некоторых подростков проявляется в изменениях поведения: грубость со взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителям. Именно в этом периоде появляются «трудные» подростки. И именно в это время Шепелева О.В. стала классным руководителем сложного 8а класса. Самое большое количество по школе неуспевающих было в этом классе, больше всех пропусков по неуважительным причинам - там, правонарушений тоже.

Сравнительная таблица за три года.


Показатели

2006-2007уч.г.

28уч-ся

2007-2008уч.г.

23уч-ся

2008-2009уч.г.

Доля преступлений, правонарушений, совершённых учащимися в общем объеме зарегистрированных по школе

6,8%

3,1%

0%

Количество учащихся, стоящих на учёте в ОДН УВД и КДН .

4 ученика

(14%)

3 ученика

(13%)

1 ученик

(6%)

В работе с такими детьми Шепелева О.В. в первую очередь узнаёт всё об их здоровье, потому что подросток сам порой не знает, почему он поступает так или иначе, а найти объяснение неадекватному поведению помогает знание проблем в здоровье ребёнка. Педагог познакомилась с историей жизни этих ребят, нашла контакты с родителями. В совместной работе со школьным психологом классный руководитель изучает особенности характера и развития психологических особенностей. Классный руководитель обязательно знакомится с друзьями своих подопечных и старается вовлечь их во внеклассную работу, помочь найти новые интересы, понять и осознать, что будущее подросток определяет сам. Шепелева О.В. очень хорошо знает своих питомцев, у неё установились близкие, доверительные отношения со старшеклассниками, которые любят обсуждать с ней свои проблемы, зная, что они могут довериться своему классному руководителю.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель
Набокова Ксения в новогоднем спектакле и в выступлении команды КВН.Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель


10. Обеспечение связи с семьями школьников: контакт с родителями, иными законными представителями, оказание им помощи в воспитании лично, через педагога-психолога, социального педагога, других педагогов образовательного учреждения.

Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества - также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Особое внимание уделяется взаимоотношениям ребенка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания и т.д.).

Идеальным вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, по мнению Шепелевой О.В., является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.

Поэтому в работе с классом педагогом особое внимание уделяется взаимоотношениям ребёнка в семье.

Работа с родителями ведётся по двум направлениям:

  • повышение психолого-педагогических знаний

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

С этой целью Шепелева О.В. проводит следующие мероприятия:

  • телефон доверия;

  • родительские собрания, различные по тематике и форме, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей, например:


Учебный год

Тематика родительских собраний

Форма

2006-2007

  • «Какие мы родители?»

  • «Истоки доброты»

Круглый стол

Конференция

2007-2008

  • «О трудностях учения»

  • «Нравственные приоритеты семьи»

Семинар-практикум

Дискуссия

2008-2009

  • «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

  • «Уберечь от беды»

Деловая игра

Диалог с элементами имитационной игры

  • заседания родительского комитета;

  • индивидуальные беседы.

Сообща классный руководитель и родители находят решение в трудных ситуациях по воспитанию детей.

(ПРИЛОЖЕНИЕ на CD-диске)

Повышение уровня психолого-педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, классные родительские собрания, организации консультаций со школьным психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, общешкольные конференции для родителей.

За все годы работы с классом у Шепелевой О.В. сложились добрые отношения с родителями учащихся класса. Встречи происходят довольно часто, и не только на родительских собраниях, но и индивидуальные встречи, телефонные звонки родителей. Для классного руководителя не существует запретов, где и как поговорить с родителями о его ребёнке, общение с ней, как с классным руководителем, открыто для родителей в любой момент, тогда, когда им требуется совет, помощь, поддержка. Характер контактов с родителями не только учебно-информационный просветительский, но и обсуждается участие родителей в классных мероприятиях, поездках, организации похода, ремонта классного кабинета.

Стиль общения классного руководителя с родителями способствует развитию доверительных отношений и тому, что родители - активные помощники и участники воспитательного процесса в классе, а некоторые, по мнению педагога, общаясь друг с другом, с учителем претерпели положительный сдвиг и в своём воспитании. В этом плане для её класса действителен лозунг «Школа для детей, школа для родителей, школа для учителя».

В ходе проведения методики изучения удовлетворённости родителей работой общеобразовательного учреждения наметился положительный рост коэффициента удовлетворённости с 3,2 в 2006/07 учебном году до 3,6 в 2008/2009 учебном году - это высокий уровень. Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей. На таком уровне прошло классное мероприятие совместно с родителями «Семья вместе - и душа на месте», где команды родителей и детей делились опытом семейного воспитания в игровой форме.

Обобщение опыта работы в рамках конкурса Лучший классный руководитель

Родители тоже любят играть.



Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Учитель находит не только единомышленников, но и помощников. Творческое общение с семьями - то главное, что помогает Шепелевой О.В. успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.

Ежегодно родители полностью берут на себя ремонт кабинета, организацию походов, с удовольствием откликаются на приглашения на классные мероприятия: совместные поездки в кинотеатр, организация экскурсий на СГБ, в речной порт, в Коротчаевское отделение милиции, встречи бывшего воина-интернационалиста илина А.Н. с детьми, совместные родительские собрания и праздники.

Родительские собрания проходят организованно, посещаемость, в среднем, составляет не менее 80%. Причём, если родители не смогли прийти на собрание, они знают, что можно посетить школу в другое, более удобное для них время. Результативность их достаточно высокая, особенно в плане повышения успеваемости детей и организации мероприятий.

Большую помощь в работе оказывает родительский комитет класса. Туда выбраны очень активные, ответственные родители, которые во всём помогают классному руководителю: все организационные функции - от ремонта кабинета до выпускных экзаменов - они взяли на себя.

Наиболее эффективна индивидуальная работа с родителями, которая заключается в информировании родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся, оказании педагогической помощи и поддержке, совместном определении перспектив и средств развития ученика. Это направление позволяет добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребёнка. Индивидуальная работа осуществляется Шепелевой О.В. через консультации, беседы, проверку дневников, написание благодарственных и поздравительных открыток, записок-извещений.

11. Обратная связь классного руководителя с учащимися; родителями; социумом.

В школе была проведена диагностика успешности работы воспитательной работы классных руководителей. Ученикам и родителям школы было предложено ответить на вопросы анкеты «Классный руководитель глазами воспитанника», «Классный руководитель глазами родителей».

Учащимися 11а класса были даны следующие ответы:

п/п

Вопрос анкеты.

Варианты ответов учащихся

1.

Бывают ли конфликты с классным руководителем?

- часто: 0

- редко: 1

- никогда: 15

2.

Какую роль, по- твоему, выполняет в классе твой классный руководитель?

- контроль за успеваемостью и дисциплиной: 2

- вторая мама: 8

- организатор досуга: 6

- помощник ребят в трудных делах: 5

- старший товарищ: 7

- другое: 0

3.

Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

- хвалить: 6

- подбадривать: 7

- делать замечания: 1

- ругать: 0

- жаловаться родителям: 1

- забота: 13

- добрый совет: 6

4.

Тебе хотелось бы от него перенять

- великодушный характер: 9

- манеру поведения: 7

- умение всегда хорошо выглядеть: 4

- разносторонние знания: 16

Родителями 11а класса были даны следующие ответы:

п/п

Вопрос анкеты.

Варианты ответов родителей

1.

Бывают ли конфликты с классным руководителем?

- часто: 0

- редко: 0

- никогда: 16

2.

Какую роль, по- вашему, выполняет в классе классный руководитель?

- контроль за успеваемостью и дисциплиной: 3

- вторая мама: 13

- организатор досуга: 3

- помощник ребят в трудных делах: 6

- старший товарищ: 4

- другое: 0

3.

Что присуще классному руководителю по отношению к вашему ребёнку?

- хвалить: 6

- подбадривать: 7

- делать замечания: 0

- ругать: 0

- жаловаться родителям: 0

- забота: 16

- добрый совет: 3

4.

Что Вас привлекает в классном руководителе Вашего ребёнка?

- великодушный характер: 9

- манера поведения: 7

- умение всегда хорошо выглядеть: 0

- разносторонние знания: 0

Отзыв родителей о работе классного руководителя

11 «А» класса Шепелевой Ольги Васильевны.

Работать учителем - это призванье,
Достойное всяческих похвал.
Не за зарплату, не за званья,
Здесь каждый профессию избрал.

Хочется сказать особые слова благодарности Шепелевой Ольге Васильевне. Она преподаёт русский язык и литературу и является классным руководителем наших детей. Ольга Васильевна - добрая и заботливая «классная мама». Она неутомима, энергична и сдержанна. Доброе лицо. Милая и обаятельная улыбка усталых глаз. Бывает строга, но всегда справедлива и предусмотрительна. Она спокойна и немногословна, уважает достоинство и личность каждого ребёнка. Она любит своё дело, которому отдаёт себя сполна. И эту любовь к предметам она всегда старается передать и нашим детям. Щедро делится с детьми теми знаниями, которыми владеет сама. На её уроках всегда интересно и разнообразно. Это видно по отношению наших детей к предметам, которые она преподаёт…

(ПРИЛОЖЕНИЕ на CD-диске)

.


Я часто представляю, какими будут мои дети - это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.

Всё это и есть главная цель воспитания - счастливый человек!

1


© 2010-2022