- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитательный час Будьте добрыми и человечными
Воспитательный час Будьте добрыми и человечными
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ганчицкая Л.В. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
11
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Усьянская средняя общеобразовательная школа
Воспитательный час:
Будьте добрыми и человечными
Воспитатель ГПД
МБОУ Устьянской СОШ
Ганчицкая Л.В.
2014 год
Воспитательный час «Будьте добрыми и человечными»
Цели:
- воспитание в детях доброты, человечности, милосердия, умения прийти
на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
- усвоение учащимися понятий: «сострадание», «гуманность»,
«альтруизм».
Задачи:
- помочь учащимся раскрыть содержание понятий «доброта»,
«милосердие», «человечность», «сострадание», «гуманность»,
«альтруизм».
- способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
- обучать навыкам группового взаимодействия, умению работать
в команде.
- развивать умения общения, ведения дискуссии.
Оформление кабинета: На доске плакаты с изображение яркого солнца со словами В.Гюго «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце», высказывания русских писателей о доброте, наборное полотно с пословицами и поговорками о доброте.
Содержание воспитательного часа
В: Добрый день, дорогие ребята!
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Ребята, сегодня мы с вами постараемся постичь истину «добру откроется сердце, поэтому я приглашаю вас к разговору о доброте, милосердии, человечности, что несомненно является основным нравственным принципом, которым должны руководствоваться все люди.
(слайд 1)
Тема нашего сегодняшнего занятия «Будьте добрыми и человечными».
Почему важно обсуждать эту тему? (Ответы детей)
В: Обсуждать эту тему очень важно. Наверное, потому, что в современной повседневной жизни постепенно утрачивается чувство доброты и человечности в отношениях между людьми. Не хватает милосердия по отношению человека к бедным, больным, пожилым людям, а также к братьям нашим меньшим, для которых очень важно внимание и участие, а не равнодушие и жестокость, ставшие нормой жизни многих людей.
(слайд 1)
А какие, ребята, цели мы поставим перед собой? Как вы думаете?
(Обратить внимание на доску)
На доске:
Доброта -
Милосердие -
Человечность -
(Ответы детей)
В: То есть, мы с вами узнаем, что означает каждое из этих понятий, есть ли связь между ними. И главное постараемся ответить на вопрос:
Для чего они нужны людям и обязательно ли человеку, обладать такими нравственными качествами, как доброта, милосердие, человечность?
В ходе занятия мы также познакомимся с менее распространенными понятиями такими, как сострадание, гуманность и альтруизм.
Как вы понимаете значения слов доброта, милосердие, человечность?
Работа со словарями
Перед вами лежат толковые словари. Вы должны, мне найти определения этих слов с помощью словарей (работа в парах по группам).
Работать будем в парах по группам:
I группа - слово «доброта»
II группа - слово «милосердие»
III группа - слово «человечность»
(ответы детей)
(слайд 3)
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово (на доске)
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
(слайд 4)
Он отметил качества, определяющие доброту: добродушный, добронравный, добросердечный, добропорядочный и т.д. Наверное, по настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
(слайд 5)
Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.
Другими словами это стремление помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. Многие организации осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, к инвалидам, воинам- афганцам. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передаются на благотворительные цели.
(слайд 6)
Человечность - это человеческое отношение к людям, отзывчивость, гуманность.
Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили. Вероятно, это первейшее и главнейшее требование к Человеку.
В: Говорят, что если в человеке есть доброта, милосердие, человечность, значит, он как человек состоялся. Ведь человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей, создают основу человеческого счастья.
(слайд 7) - Великие люди о доброте
Вспомним слова Л.Н. Толстого «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других».
Ученик: Человек, делающий другим, добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист, несчастлив.
Иван Сергеевич Тургенев писал «Себялюбие - самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое бесплодное дерево»
В: Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые отчаяния, страдает.
Жан-Жак Руссо утверждал: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»
Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.
Стоит вспомнить мысль Экзюпери: « Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения»
Звучит гитара, исполняется «Пожелания друзьям»
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно:
То вместе, то поврозь, а то - попеременно.
Не будем придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, - не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более, что жизнь - короткая такая!
Б.Окуджава
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ:
- А сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость! Доброта - это самое ценное нравственное человеческое качество русского народа. Оно ценилось всегда, во все времена. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?
Сейчас мы проверим (работа в парах по группам)
I группа - «Где конец?»
Условия игры: на листочках записаны пословицы в два столбика. В первом - начало пословиц, а во втором - конец. Но во втором столбике - строчки перепутаны. Соедините начало пословицы с концом.
1. Доброе слово
и кошке приятно.
2. Не одежда красит человека,
а его добрые дела.
3. Торопись на доброе дело, .
а худое само приспеет
4. Не хвались серебром,
а хвались добром.
5. Кто добро творит.,
того Бог отблагодарит.
6. В ком добра нет.,
в том и правды мало.
7. Не ищи красоты -
ищи доброты.
(слайд 8) - при проверке
II группа - Допиши пословицу
У каждого из вас на карточках записаны начала пословиц. Вы должны дописать окончания.
-
На добрый привет... (добрый ответ).
-
Про доброе дело... (говори смело).
-
Злой плачет от зависти, (а добрый от радости).
-
Добро помни, а (зло забывай)
-
Учись доброму, (дурное на ум не пойдет)
(слайд 9) - при проверке
III группа - Собери пословицу
Вы должны из группы отдельных слов составить пословицу.
1.Добрые слова дороже богатства
2. Худо тому, кто добра не делает никому
3 Доброго чтят, а злого жалуют
4. Доброта лучше красоты
5. Жизнь дана на добрые дела.
(слайд 10) - при проверке
- Ребята, как вы понимаете смысл последней пословицы?
- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
-
РАССМОТРЕНИЕ И АНАЛИЗ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ.
1.Вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего близкого друга или родственника кто-то обидел. Какие чувства вас охватили? Справедливо ли с вами поступили?
2. А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни случаи, когда вы сами обидели кого-то?
3. Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
(слайд 11)
- В Евангелии от Матфея сказано: «… во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
-И я, наверное, не открою для вас ничего нового, если скажу, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку люди всегда относятся по-доброму.
-В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он может сделать что-нибудь хорошее доброе, но каждый делает это по-своему.
(слайд 12)
Ситуации:
-
Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
-
Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.
-Почему мальчик из первого рассказа так поступил?
-
Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему?
-
Какая пословица подходит к данному рассказу? ( Скромность украшает героя.)
3) А сейчас рассмотрим такую ситуацию: ваш друг попал в беду, вы сочувствуете ему, хотите помочь и ободрить. Какими словами вы можете выразить свое участие? («я тебе сочувствую», «мне очень жаль…», «как я тебя понимаю», «прошу тебя, не огорчайся» …) Это - сочувствие.
А вот есть такое слово - «сострадание». Оно очень похоже на сочувствие, которое мы уже произносили. Но это слово выражает более сильное чувство. Сострадание - это когда вы чувствуете боль чужого человека как свою.
Давайте добавим к нашему списку (на доске) менее распространенные
слова
СОСТРАДАНИЕ -
Вы, наверное, встречали людей с какими-либо физическими недостатками: слепых, инвалидов, у которых нет руки или ноги. Человеку очень неудобно ходить без ноги, и походка, разумеется, очень некрасивая. А некоторые ребята (возможно, даже кто-то из вас!) стараются передразнить такого человека, посмеяться над ним. А вот представьте себя на месте этого инвалида: если бы у вас было такое горе. Вы бы, наверняка, думали: как жестоки и несправедливы те, кто насмехается над чужой бедой.
ГУМАННОСТЬ -
. Если вы видите, что человеку трудно, проявите участие: пожалейте его и
помогите ему.
АЛЬТРУИЗМ -
А сейчас найдите определения этих слов в словаре
I группа - сострадание
II группа - гуманность
III группа - альтруизм
(слайд 13) -
СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь
несчастьем, горем
(слайд 14) -
ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.
(слайд 15) -
АЛЬТРУИЗМ - Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
(ответы детей)
В: Выполнив это задание, вы поняли, что все эти понятия взаимосвязаны между собой.
Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть, внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей.)
-Да, я думаю, совсем нетрудно уступить пожилому человеку или женщине с ребенком место в автобусе, первому поздороваться, быть вежливыми с родителями и друзьями (внимание на плакат «Правила вежливости»).
(слайд 16) -
-Пожалуйста. Спасибо. Будьте любезны. В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло и хорошо. Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
Ах, как добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова- дела важны?
Дела- делами, а слова-словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
-Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово неживое.
А сейчас я хочу, чтобы вы взялись за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. Вы чувствуете, как хорошо и радостно становится вашей душе. У вас доброе, согревающее душу настроение.
СВОД ПРАВИЛ:
-Как вы думаете, какие правила необходимо выполнять, чтобы быть добрым, милосердным, человечным, гуманным?
-Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил «Как стать добрым» (5 минут). Раздать детям листочки. Какие советы, наказы чаще всего дают вам родители:
-
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
-
Любить людей знакомых и незнакомых.
-
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
-
Делать добро для близких, друзей.
-
Не завидовать.
-
Не вредничать.
-
Не грубить
-Давайте зачитаем ваши правила (наклеить на доску)
-Самое главное, человек, совершая добрые дела, не должен брать взамен что-то, т.е. совершать добрые дела нужно просто так.
(слайд 17) -
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
-Но мы не должны забывать и о братьях наших меньших, потому что добро начинается с любви к живому.
-У кого из вас есть домашние животные? Какие? Как вы друг к другу относитесь? Чем платят вам ваши любимцы за вашу доброту?
Но бывают такие случаи, когда сердце у некоторых людей черствеет и человек предает друга. Как реагирует животное на это?
(слайд -12)
Ученик: Стихи о рыжей дворняге
Хозяин погладил рукою В вагонах, забыв передряги,
Лохматую рыжую спину: Курили, смеялись, дремали…
-Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою, Тут, видно, о рыжей дворняге
Но все же тебя я покину. Не думали, не вспоминали.
Швырнул под скамейку ошейник Не ведал хозяин, что где-то
И скрылся под гулким навесом, По шпалам, из сил выбиваясь,
Где пестрый людской муравейник За красным мелькающим светом
Вливался в вагоны экспресса. Собака бежит, задыхаясь!
Собака не взвыла ни разу, Споткнувшись, кидается снова,
И лишь за знакомой спиною В кровь лапы о камни разбиты,
Следили два карие глаза Что выпрыгнуть сердце готово
С почти человечьей тоскою. Наружу из пасти раскрытой.
Старик у вокзального входа Не ведал хозяин, что силы
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга? Вдруг разом оставили тело.
Эх, будь ты хорошей породы… И, стукнувшись лбом о перила,
А то ведь простая дворняга! Собака под мост полетела…
Огонь над трубой заметался, Труп волны снесли под коряги…
Взревел паровоз что есть мочи. Старик! Ты не знаешь природы:
На месте, как бык, потоптался Ведь может быть тело дворняги,
И ринулся в непогодь ночи. А сердце - чистейшей породы!
Э.Асадов
-Это стихотворение показывает нам, что в добре нуждаются не только люди, но и животные. Нельзя причинять даже самого маленького страдания тому, кто не может о нем сказать, а только надеется на доброту и чуткость своего хозяина-человека. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, птицам, помогайте им выжить.
(слайд 18) -
ПЕСНЯ «Раненая птица (просьба)» - клип
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица
Припев:.
Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
Ведь море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля.
Люди - исполины, люди - великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть извечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Припев:
Люди - человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться -
Пусть расправит крылья раненая птица.
Припев:
В: Доброта и любовь ко всему живому - категории вечные, они не меняются веками.
-Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природы.
Ученики читают стихи (по 2 строчки, последнюю строку хором)
И взрослые люди, и дети
Творите добро на планете!
Зла на сердце не держите,
Коли что не так - простите.
Никого не обижайте,
Слабых смело защищайте!
Жадничать не нужно, дети,
Щедрость- главное на свете
Дети скажем «Нет!» мы злу!
В каждом доме быть добру.
Итак, сегодня, мы с вами раскрыли содержание понятий. Каких? (на доске). Доброта, милосердие, человечность, сострадание, гуманность, альтруизм. Доказали, что все они взаимосвязаны между собой. А теперь ответим на последний вопрос, который мы задавали в начале занятия.
Для чего нужны эти понятия, и обязательно ли человеку обладать такими нравственными качествами?
Да, обязательно, потому, что, доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Когда по склонам вечной суеты,
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты,
И радость помоги найти кому-то. И.Романов
-Сегодня, я думаю, в ваших сердечках добра стало немного больше, теперь
вы будете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому. Вы не останетесь равнодушными к чужой беде. Мне хочется пожелать вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
-Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый человек на земле хочет, чтобы окружающие его люди любили, заботились о нем. Живите так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. Будьте добрыми и человечными!!! Дарите друг другу улыбки. Идите дорогою добра!!!
(слайд 19)
Фонограмма песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова):
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо -
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
(слайд 20) -