Внеклассного мероприятия

Методическая разработка классного часа на тему «Наш выбор – жизнь без жестокости». Цели мероприятия: образовательные: изучение личностных факторов, влияющих на развитие жестокости; изучение индивидуальных качеств характера, присущих жестокому человеку; анализ причин жестокости; развивающие: развитие умений преодолевать трудности, отстаивать свои убеждения, выделять главное в жизни, прививать положительные привычки; развитие стремления к самообразованию; развитие аналитического мышления; воспитательные: воспитание благоразумия, принципиальности, гуманности, великодушия, нетерпимости к жестокости и безнравственности; воспитание чувств ответственности за взаимопонимание в семье; воспитание осознанного, самокритичного отношения к своему поведению, поступкам; воспитание вдумчивого отношения к изучению анализируемой проблемы; Форма проведения: проблемная лекция с элементами эвристической беседы. Эта тема на сегодняшний день является весьма актуальной.  Жестокость царит в семьях - родителей по отношению к детям и детей по отношению к родителям; жестокость среди подростков; жестокость по отношению к беспомощным.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ


Методическая разработка классного часа

на тему «Наш выбор - жизнь без жестокости»


Цели мероприятия:

  • образовательные: изучение личностных факторов, влияющих на развитие жестокости; изучение индивидуальных качеств характера, присущих жестокому человеку; анализ причин жестокости;

  • развивающие: развитие умений преодолевать трудности, отстаивать свои убеждения, выделять главное в жизни, прививать положительные привычки; развитие стремления к самообразованию; развитие аналитического мышления;

  • воспитательные: воспитание благоразумия, принципиальности, гуманности, великодушия, нетерпимости к жестокости и безнравственности; воспитание чувств ответственности за взаимопонимание в семье; воспитание осознанного, самокритичного отношения к своему поведению, поступкам; воспитание вдумчивого отношения к изучению анализируемой проблемы;

Форма проведения: проблемная лекция с элементами эвристической беседы.

Методы обучения: информационно - развивающий, проблемно - поисковый, исследовательский.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация в Microsoft Office PowerPoint, диск с фильмом «Жестокость», анкета.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

  2. Беседа на тему «Жестокость в мире детей»

  3. Просмотр художественного фильма «Жестокость»

  4. Анкетирование


  1. Вступительное слово ведущего

- Сегодня мы проводим классный час на тему «Наш выбор - жизнь без жестокости»

Эта тема на сегодняшний день является весьма актуальной. Жестокость царит в семьях - родителей по отношению к детям и детей по отношению к родителям; жестокость среди подростков; жестокость по отношению к беспомощным.

Поэтому, нам, сегодня хотелось бы поговорить на эту тему:

  • о личностных факторах, влияющих на развитие жестокости;

  • о причинах жестокого отношения к миру;

  • об индивидуальных качествах характера, присущих жестокому человеку.

  1. С

    У врат обители святой

    Стоял, просящий подаянье,

    Бедняк иссохший, чуть живой

    От глада, жажды и страданья.

    Куска лишь хлеба он просил,

    И взор являл живую муку.

    И кто-то камень положил

    В его протянутую руку.


    одержание беседы на тему «Жестокость в мире детей»


Скажите, какое самое первое чувство испытываете вы, читая это стихотворение М.Ю. Лермонтова? Можно ли сказать, что с нищим поступили жестоко? А как бы вы определили понятие «жестокость»?

Суммируя сказанное, можно дать следующее определение этому термину.

Жестокость - это вид поведения, приносящий вред другому существу, намерения с целью нанесения вреда, демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку.

Как вы считаете в современном мире много жестокости? Вы сможете привести примеры её проявления? А в вашем общении в учебной группе, компании, с родителями были проблески жестокости? Сложный вопрос, да? Не отвечайте, просто проанализируйте свои поступки, своё отношение с миром. Может быть, наша беседа как-то поможет вам в этом.

К сожалению, наш мир жесток. И постулат, что мир спасёт доброта входит в некое противоречие с увеличением детских и подростковых преступлений против личности, с возникающими антиобщественными группировками, с ростом наркомании и подросткового алкоголизма, с терроризмом и нравственным обнищанием общества. Культ грубой физической силы стал нормой сегодняшней жизни, своеобразным развлечением.

Сегодня уже никого не удивляют сообщения об истязаниях подростками своих сверстников буквально по любому поводу. Ребячьи потасовки превращаются и в физическое проявление жестокости - бей до полусмерти - и в моральные - когда видеоролики с избиениями выкладываются в Интернет. Согласно статистике, каждый третий учащийся средней школы когда-либо участвовал в физических разборках вообще, каждый пятый - в драках от скуки.

Вот что рассказывает об этом ваш ровесник 17-летний Влад: «На этот махач (драку) мы специально с пацанами на пустырь ездили. На записи видно нашу компанию из 30 человек и противников. Их вроде больше человека на три было. Но мы им вложили, как следует». На вопрос, из-за чего разгорелась ссора, он рассмеялся: «Да подраться просто хотелось! Бить каких-то бомжей не интересно. Руки только пачкать. Лучше уж себе подобных или случайных прохожих в крайнем случае. А запись? Ну, будет, что вспомнить да друзьям показать». Вам не страшно слышать такие заявления. Для чего, с какой целью всё это совершалось? Чтобы стать лидером, показать свою «крутость»? Но ведь кто-то окажется более сильным, более крутым и тогда что? Сам человек, проявивший насилие может стать потерпевшим. И даже самые крутые из вас могут встретить на своём пути подобную компанию, которая от безделья, от лености ума и души, отсутствия благородной цели, высоких стремлений и идеалов могут покалечить, сделать инвалидами, да просто забить до смерти.

Как это случилось в нашем городе - Саранске, когда двое на вид благополучных молодых человека не погнушались бомжем. Облили его бензином и подожгли. Как, чем можно объяснить эту жестокость!? Безнаказанностью? Чувством ложного превосходства перед опустившимся человеком? Объяснения нет, потому что это поступок «нелюдей».

Свою лепту, и не малую, в обесценивании жизни и введении жестокости в норму общечеловеческих отношений вносит и открытая пропаганды насилия через СМИ и Интернет, компьютерные игры. Боевики и триллеры, фильмы ужасов и фильмы- катастрофы, где льются реки крови, ради подвига одного супергероя, игры-стрелялки, где, чем больше убьёшь, тем быстрее придёшь к выигрышу, - всё это вырабатывает в нас равнодушное отношение к жизни и смерти, а жестокость воспринимается нормой жизни. Многие из вас, вероятно, видели сериал «Бригада», вызвавший восторг и даже подражание огромного количества молодёжи. А по сути, была показана самая настоящая жизнь молодых бандитов.

Как показали исследования учёных, сцены насилия, увиденные на экране, в Интернете оказывают разрушающее воздействие на психику детей и молодёжи, вызывают подражание увиденному. В этом признаются даже сами подростки. В сети Интернета Ивановской обл. большой популярностью пользовались ролики группы местных 15-летних подростков, издевающихся над бомжами. Всё это фиксировалось на цифровой фотоаппарат, клип сопровождался надписью: «В процессе съёмок ни один бомж не ушёл здоровым». Позже в милиции ребята объяснили, что видели подобное в Интернете и решили повторить сами, потому что это - круто. Что «круто»? Справиться с беспомощным человеком? Как правило, бомжи от недоедания, спиртного, болезней физически слабы. И целой компанией расправляться с ними - это круто? Чтоб отобрать мобильник у человека в подворотне и избить потерпевшего до полусмерти, засняв происходящее на видео? Тоже круто?! Да нет, жестоко до отвращения. Страшная мода на «избиение для развлечения» и демонстрации его по Интернету сегодня очень популярна среди молодёжи. И, к сожалению, в нашей стране нет закона, наказывающего за тиражирование кровавого видео. В ряде стран Европы эту проблему решают очень жёстко. Например, во Франции приняли закон о запрете съёмки реальных сцен насилия и распространения их в Интернете. Нарушителей ждет суровое наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет и штрафа в размере 75 тыс. евро.

Огромную роль играет наше равнодушие или, ещё хуже, подзуживание: сам я участвовать в разборках не буду, а вот посмотреть на драку девчонок - с удовольствием. Или увидеть, как жестоко унизят перед всеми парня, не ответившего тебе взаимностью, подругу или одноклассницу, которая стала мисс класса. Да мало ли можно найти причин для жестокости, когда это щекочет нервы!? Но только такие картины не проходят бесследно. Ломается ваша психика, и в дальнейшем вам очень трудно будет строить нормальные отношения и на рабочем месте, и в будущей семье.

Семья… Раньше её называли малой церковью, убежищем души. Сегодня даже она перестала быть опорой и крепостью для детей. Во многих семьях царит атмосфера вражды и неприкрытой агрессии. Об этом говорят страшные статистические данные: около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет ежегодно жестоко избиваются родителями. 10 процентов этих детей забиваются насмерть. 2 тыс. детей, не выдержав побоев, заканчивают жизнь самоубийством. Более пятидесяти тысяч детей ежегодно убегают из дома. Но это в явно неблагополучных семьях. Но и в нормальных семьях дети тоже часто проявляют зачатки жестокости. «Вчера наблюдала один случай. В моём подъезде живёт семья: папа, мама и два сына. Старшему уже 17, а младшему - 10 лет. Старший - нормальный подросток, а вот младший такой заподлянщик!- рассказывает 16- летний Вадим. - Эта малолетняя шкода пристала к двум маленьким девчушкам 2-х и 4-х лет. Он отобрал у них игрушечную коляску с куклой. Коляску поджёг - она, естественно, сгорела. А у куклы оторвал голову и швырнул её девчонкам. Остальное тоже сжёг. Девчонки стояли в шоке, а потом расплакались и убежали домой». Как бы вы поступили в подобном случае? Вадим оказался не безразличным человеком: «Я поймал его за шиворот и тряхнул, как следует. Нет, бить не бил - он же слабее, моложе меня. Но словесно припугнул. Он же в душе трус, к ребятам повзрослей не пристаёт, знает, что получить может». Вот такая история. Хочется, надеяться, что решительность Вадима в купе с порядочной семьёй сможет изжить эти зачатки агрессии.

Именно в детстве, как считают психологи, закладываются склонности к жестокости. Если ребёнок в гневе ломает игрушки, бьёт своих родителей, мучает животных - это уже первый звоночек его неблагополучия. Его уже не воспитывать надо, а лечить. При современной подаче информации из него вырастет либо киллер, либо маньяк. В детстве у них ещё присутствует чувство страха не за содеянное, нет, перед наказанием. С возрастом страх притупиться, и что ждать от такого ребёнка…

Проблема детей и родителей существовала всегда. Но сегодня она выступает особенно остро - сами дети проявляют жестокость по отношению к родителям.

А вы по отношению к родителям не бываете, агрессивны, жестоки? Признайтесь сами себе - всегда ли адекватно реагируете вы на замечания своих родителей. Мне думается, каждый из вас состоял в противостоянии родителям. И это состояние очень хорошо отобразилось в песне популярной когда-то группы «Твистед систер» «SMF»:

Ты опутан их тревогами

И мечтами о завтрашнем дне.

Так проходит жизнь.

И молоко оказывается

Без сливок.

Они считают тебя глупцом.

Живущим одним днём.

Им не нравится.

что ты погружён в себя

И что тебя не волнует,

Что об этом думают другие.

Напряжённые отношения нередко перетекают в жестокий конфликт между вами и родителями, приводящий, порой, к страшным последствиям. А вырасти этот конфликт может из пустяковой ссоры.

Родители Димы твердили, что тот одевается как пугало. Он носил не ту одежду, которая нравилась родителям, а ту, которую предпочитала его компания. И причёску Дима носил не ту. (Знакомая ситуация, не правда ли?) Он и на одежду зарабатывал сам, потому что, купленная родителями, ему не нравилась. Однажды отец Димы искромсал ножницами его куртку. Сын не остался в долгу - нагрубил отцу, обозвал обидными словами. Разгорелась нешуточная ссора, вследствие которой юноша ушёл из дому. И хотя родители пытались вернуть его домой, Дима продолжал жить у друзей. Отец слёг с сердечным приступом. У матери был нервный срыв. Семья соединилась, но чего это стоило!

Или другая ситуация.

Вы собираетесь на праздник с друзьями, не вызывающими доверия ваших родителей. И как бы они вас не просили, не запрещали не ходить на эту вечеринку, вы уходите, хлопнув дверью, якобы сохраняя своё достоинство. А потом остаётесь ночевать у друзей, не отвечая на звонки своих «предков» - пусть, мол, помучаются! Но вспомните в этот момент, как вам было больно, когда вам что-то запрещали, несправедливо толковали ваши поступки. А родителям за вас больнее вдвойне. Вот как вспоминает об отношениях со своим отцом солист, упомянутой группы «Твистед систер», Ди Снайдер: «Мой отец был один в двух лицах - сегодня он был самым потрясающим парнем, назавтра жизнь с ним превращалась в сущий кошмар. И я ненавидел его, жестоко, но глупо мстил. Употребляя алкоголь, балуясь наркотиками. Я знал, как переживают мои родители, но мне было наплевать.

Став взрослым, я стал лучше понимать их и сегодня говорю всем вам: если твои взаимоотношения с родителями складываются неудачно, ты должен сам попытаться найти ключ к взаимопониманию.

Давай на минуту проявим участи к мамаше и папаше. Только на минуту! Их работа - твоё воспитание - не всегда вознаграждается. Это очень нервная работа». И это пишет не психолог, это пишет популярный рок-музыкант.

Вы тоже в недалёком будущем станете родителями. И у вас пока ещё есть время что-то изменить в самом себе, кого-то поддержать, а кого-то, напротив, осечь в его действиях у себя в колледже, во дворе, в котором вы гуляете. Ведь те, кто ведёт себя вызывающе, жестоко и рассчитывают на то, что вы промолчите, отойдёте в сторону, испугаетесь, наконец. Конечно, стоять в стороне, пока вас это не коснулось, спокойнее. Но, не дай Бог, если коснётся - все так же, как и вы будут наблюдать со стороны через объектив камеры, а потом смеяться на два квартала - как круто всё получилось!

Что же происходит с нами, откуда берётся эта жестокость? Давайте попробуем разобраться вместе.

Учёные выделили несколько личностных факторов, влияющих на развитие жестокости:

Биологические факторы - неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма (нарушение умственного развития, повреждение нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи). Они не дают человеку чувствовать себя полноценным членом общества, и потому происходит озлобленность, переходящая в жестокость.

Психологические факторы - это психопатологии. Выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении.

Социально-психологические факторы. В их основе - индивидуальные особенности, исходящие из внутрисемейных отношений. Если в семье царит жестокость, то чему же можно научиться?

Социально-экономические факторы. Это социальное неравенство, обнищание большей части населения. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у меня нет. Это может вызвать агрессию и неудовлетворенность жизнью.

Морально-этические факторы. Отсутствие моральных ценностей как в обществе в целом. Так и в самом человеке.

Как правило, эти факторы взаимодействуют, объединяются и дают очень жестокого человека. Но, с другой стороны, все эти факторы присутствуют в жизни огромного количества людей, но не каждый человек проявляет жестокость. Вообще, по мнению учёных, жестокость сидит в каждом из нас. Только некоторые могут с ней справиться, а другие выпускают наружу. Как вы считаете, какие индивидуальные качества характера присущи жестокому человеку?

Вот они:

Индивидуальные качества характера присущи жестокому человеку:

  • Агрессивность

  • Раздражительность

  • Нервозность

  • Мстительность

  • Отсутствие ласки и нежности

  • Бессердечность

  • Равнодушие

  • Конфликтность

  • Хамство

  • Цинизм

Формируются они по-разному. На основе опроса ваших ровесников в нескольких крупных городах было выделено несколько основных причин жестокого отношения к миру.

Основной причиной жестокости были названы, как не удивительно, резкое расслоение общества на богатых и бедных. Если в девяностые годы уровень жизни всего населения примерно был одинаков, то сегодня произошло резкое расслоение на богатых и бедных. Первые считают недостойным общаться с людьми без достатка. Вот письмо 17-летней девушки из форума Интернета:

«В седьмом классе я пришла в новую школу - элитную гимназию. Но продолжала встречаться с одноклассниками из прежней школы. Это не понравилось заводиле класса - девочке из очень обеспеченной семьи, которая делила людей на высших и низших. И мне объявили настоящий бойкот. Со мной не разговаривал никто из класса. Это считалось унизительным. Меня просто игнорировали, но иногда бойкот разбавлялся насмешками и унижающими шуточками. Это продолжалось до тех пор, пока в девятом не появился новый изгой. С ним было уже жёстче. Его поймали после школы человек 20, поставили в круг, начали унижать, а потом избивать, Когда он уже был не в состоянии стоять, его закидали собачьим дерьмом. После этого он попал в больницу, в гимназии я его больше не видела. Зачинщиков нашли, публично отругали, но я не верю, что они что-то поняли. С одноклассниками я не общалась, и с радостью покинула стены школы».

Отсюда корыстные побуждения агрессора. Почему кто-то живёт в коттедже или огромной квартире, а мы ютимся в хрущёвке? Кто-то может покупать вещи от кутюр, ходить на элитные тусовки, а я нет? И «справедливость» устанавливается физической расправой. Не просто отобрать понравившуюся вещь, но и унизить человека побоями, запугать, чтоб не пошёл жаловаться, силой доказать право владения на отобранное.

Следующей причиной является желание самоутвердиться, стать лидером. Если человек не обладает широтой взглядов, ограничен в знаниях, ничем не умеет привлечь к себе внимание, а очень хочется быть крутым, вот тогда он и доказывает свою «крутизну», совершая поступки, связанные с насилием. А как это сделать? Самый быстрый способ показать, что для него нет никаких преград: унизить человека - пожалуйста, нанести побои - совсем не сложно. А уж если в руках появляется нож, который он готов пустить в ход, так к нему вообще приковываются все взгляды. Он становится неординарной личностью.

И очень близко к этой причине стоит желание быть в компании «крутых». Психологи считают подростковый возраст самым жестоким в соблюдении неписанных законов компании. Не дай Бог выделиться среди прочих, чем-то отличиться от остальных - заклюют, сломают, растерзают.

«Мне не по душе избивать людей, - признаётся 16-летний учащийся колледжа. - Но у нас есть компания ребят. Которые всех «держат». Выбор небольшой: или быть с ними, или стать постоянным посмешищем. Я выбрал первое. Меня пообещали взять в компанию, если я докажу свою крутость. Ночью я напал на случайного прохожего, избил его. Сестра сняла это на телефон. Я показал ребятам, теперь я с ними. Только на душе противно» Этот парень пока ещё сохранил человечность. И если ему помочь, этот поступок всю жизнь будет вспоминаться ему, как дурной сон.

А вот как решалась подобная проблема в 70-80-х годах. «Мы в это время хипповали, - вспоминает рок-музыкант Игорь Сандлер, - носили длинные патлы, брюки клёш. «Индустрики» ( ребята из параллельной группы) нас по одному вылавливали в городе и стригли… А чтоб устраивать поножовщину, драки до крови - нет, это нам и в голову не приходило».

Несостоятельность собственной жизни также была названа одной из причин проявления жестокости. Причём, повод может быть вовсе незначительным. Зачастую это бывает обыкновенная зависть: мне так плохо, а им хорошо. Для равновесия надо плеснуть туда ложку дёгтя, тогда и мне будет хорошо, потому, что им кайф испорчен. Это рассуждение нравственно ограниченного человека. Но ведь таких среди нас немало!

И конечно, массовая культура насилия, о чём уже говорилось ранее.

Этот список путей, ведущих к жестокости, можно продолжить. Ведь у каждого её проявления - своё лицо. Только сегодня разговор у нас не о том, как стать жестоким, а наоборот, как заглушить в себе это чувство, если оно вдруг проснётся и потребует выхода? А для этого, всего на всего, нужно ввести в свою жизнь несколько простых правил:

  1. Постарайтесь улучшить свои отношения с родителями, показать, что вы понимаете их заботу о вас, но уже имеете право на определённую степень свободы.

  2. Уважительно относитесь ко всем окружающим людям, в том числе и к своим сверстникам.

  3. Постарайтесь мирно разрешать все разногласия.

  4. Своё время проводите с пользой для своего развития, будьте всегда заняты созидательным делом, чтобы не страдать от безделья, приводящего к негативным последствиям.

  5. Многое зависит от взрослых. Но вы тоже способны сделать мир добрее. Научитесь сами доброте, помогайте в этом друзьям и знакомым.

  6. Ведь мир прекрасен. И каждый из нас должен им наслаждаться. Думаю, каждому из нас хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечерами спокойно можно гулять по парку, где по телевизору показывают не криминальные хроники, а настоящие произведения искусства. И я надеюсь, вы согласитесь со мной, что нам не нужна жестокость. Давайте сами не будем жестокими. И тогда мир изменится вместе с нами.

  1. Информация о фильме

Внеклассного мероприятия

Название: Жестокость

Год выхода: 2007

Жанр: Драма

Режиссер: Марина Любакова

В ролях: Рената Литвинова, Анна Бегунова, Евгений Серов, Алексей Франдетти, Ольга Онищенко, Александра Астахова

Выпущено: Россия, Media Productions Incorporated

Продолжительность: 90 мин.

Слоган: "Это не любовь - это жестокость".

О фильме:

Вика, жаждущая независимости девочка - тинейджер из неполной семьи, которая живёт в хрущёвке с мамой-одиночкой и младшей сестрой-заучкой. Вика не поступила в институт, и не внимает просьбам матери начать работать. Её бросает парень, а она в отместку забирает у него фотоаппарат и в тот же день на крыше своего дома начинает снимать всё, что происходит в окнах «элитки» напротив.

Вот мужчина целуется с любовницей, в то время, как у самого семья в соседнем подъезде, вот женщина повесилась. В общем, неверного супруга Вика решила пошантажировать, за что чуть не была изнасилована.

Девочке подростку сделали больно, и она решила сделать больно другим: безнаказанно, легко, жестоко. Играя судьбами других людей и самой себя, щёлкая кнопкой фотоаппарата, отстраняясь от реальности за очередным кадром. После этого, Вика решила отомстить... Понятно, что месть редко приводит к чему-либо хорошему…

  1. Анкетирование и обработка результатов анкетирования

© 2010-2022