Воспитательная работа в школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

На современном этапе, когда существенно изменились социокультурная жизнь, положение и роль в обществе религиозных организаций, иначе функционируют СМИ, снижается роль семьи в воспитании и социализации детей. Основные проблемы в области воспитания связаны, как уже было сказано, с экономическим и политическим реформированием общества. Эти изменения негативно сказались на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада. Кроме этого, сказывается высокая занятость родителей или их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чём свидетельствуют данные психологов, врачей и психиатров, так и делает очевидными проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром, с другими людьми.

В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть внешне и благополучных, но предоставленных самим себе. Постоянно растёт число подростков-наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостями, молодых людей, не решивших для себя проблему профессионального самоопределения, не знающих, чем заняться, не выбравших стиль жизни.

Всё это делает очевидной необходимость возвращения к воспитанию в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей - школы.

В отличие от стабильного общества, в котором в течение хотя бы столетия осуществлялась преемственность между поколениями через семейное и общественно-государственное воспитание, в нашем сегодняшнем обществе, переживающем революционные изменения всех базовых общественных и государственных структур, приходится заново определять как социальные идеалы человека, так и способы их достижения в конкретных учебных заведениях. В связи с этим очень важно определить, что такое социальный идеал, что фактически означает формулирование «социального заказа» нашего общества.










1

Концепция воспитательной системы

Воспитание детей и молодёжи - задача общечеловеческая. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиск национальной идеи. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие как: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Задача нравственного воспитания молодого поколения сопряжена с актуальными проблемами. Школа несёт сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелёгкие задачи, стоящие перед обществом. Помочь учащимся класса справиться с задачами, выпавшими на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана концепция воспитательной деятельности, которая была разработана с использованием опыта воспитательной системы школы. Основная цель данной системы: воспитание духовно-нравственной, физически и эстетически развитой личности. Можно сказать, что в идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за неё. Это предполагает, что он:

  • уверен в себе, не боится и умеет постоянно расширять свои возможности.

  • способен к самообразованию.

  • умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью.

  • легко приспосабливается к меняющейся социальной ситуации без больших моральных издержек.

  • умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.

  • умеет быть терпимым к другому, отличному от него.

Таким образом, цели воспитания заключаются в том, чтобы научить ребёнка социальным умениям:


  • быть счастливым в своей жизни

  • развивать свои силы и способности

  • адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения

  • контролировать себя

  • быть готовым к будущим обязанностям гражданина

  • приспосабливаться к новым социальным условиям

  • быть успешным в выбранной деятельности

  • понимать и принимать других

2

Способы достижения целей:

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления). Это предполагает:

- совместное формулирование и принятие правил жизни школы и класса

- совместное ( с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных её членов

- самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности

- гласность жизни школы ( наличие детской прессы)

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

- творчество в процессе обучения (на уроках)

- творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.

- возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

-проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей различного возраста проблемы и способы решения их

- проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

Усилиями педагогического коллектива школы

- создан максимально благоприятный климат для учащихся;

- разработана концепция воспитательной деятельности, которая предусматривает проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности;

- созданы подсистемы педагогического поиска и руководства воспитательным процессом школы и класса (объединение классных руководителей, социальная, психологическая и медицинская службы, родительский комитет школы, класса, актив класса);

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:

- учитывать развитие прирождённых задатков

- создавать условия, направляющие развитие прирождённых задатков

- предоставлять ребёнку возможность свободно выбирать и пробовать

3

- предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями

- слушать ребёнка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения

- согласовывать с ребёнком свои действия, чтобы ребёнок мог осознанно следовать правилам

- включать ребёнка в создание правил, которым он должен следовать.

«Включаясь в жизнь школы, ребёнок фактически начинает осваивать параллельно две программы. Одна - это официальная учебная программа, освоение которой является общепризнанной задачей каждого школьника, вторая - скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных отношений, складывающихся в школе… именно благодаря ей формируется эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, его представление о себе и о том, что думают о нём другие» (Бернс, 1986)

На мой взгляд, признание того факта, что любое взаимодействие несёт в себе воспитательный потенциал и не является нейтральным, а означает, что возрастает требование к качеству этого взаимодействия. Имеет смысл помнить, что ответственность за это качество лежит на педагоге, поскольку он, во-первых, взрослый, во-вторых, профессионал. На каждом возрастном этапе перед человеком объективно встаёт ряд задач, и он сталкивается с рядом типичных для того или иного возраста психологических трудностей и опасностей. Более-менее успешное решение этих задач, более-менее успешное избегание этих опасностей во многом определяют жизненный путь человека, его личностное развитие. Педагоги - классные руководители, воспитатели, просто учителя, которые считают необходимым работать над развитием «эмоционального интеллекта» детей, имеют большие возможности влиять на формирующуюся личность учеников.




4

Программа воспитательной работы в 5 классе

Воспитание - это искусство.

Искусство прикосновения к ребёнку,

которое помогает, стимулирует его

самоизменение, самостроительство,

самосовершенствование.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. А чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Для создания такой атмосферы в классе в 2012-2013 учебном году мною поставлены следующие цели и задачи:

Цели:

Для воспитателя:


  • Взаимодействие всех участников воспитательного процесса.


  • Продолжать работу по формированию коллектива, для этого и в новом учебном году необходимо изучать личность ребёнка через анкетирование, тестирование (с привлечением школьного психолога).

  • Воспитывать и развивать чувство справедливости, любви к семье, школе, Родине, развивать гражданско-патриотические и нравственные качества учащихся.

  • Продолжать приобщение учащихся к мировой и национальной культуре.

  • Обеспечивать контроль за учебной деятельностью учащихся класса.

  • Создавать благоприятные условия для развития индивидуальных и творческих способностей детей.

  • Продолжать работу по воспитанию у учащихся мотивации здорового образа жизни.

  • Продолжать работу по созданию и закреплению схемы: ученик + учитель + родитель = друзья.

  • Воспитывать скромность, трудолюбие, личную порядочность, этическое отношение к окружающим.

5

Для учащихся:


  • Формирование коммуникативных навыков;

  • Самореализация;

Для родителей:


  • Научение социальным навыкам;

  • Адаптация к социуму.

Для школы:


  • Включенность класса в воспитательную систему школы в качестве её компонента

Цель конкретизируется в задачах:

в области нравственного воспитания: формирование у каждого из учащихся чётко оформленной системы ценностей, которая служила бы ориентиром при решении конкретных нравственных задач; повышение толерантности учащихся; формирование у школьников объективного подхода к себе и к окружающим; развитие самостоятельности и ответственности у учащихся за свои действия; укрепление гражданской позиции школьников; формирование культурных норм в области взаимодействия людей разных полов, возрастов, национальностей и социальных групп;

в области интеллектуального воспитания: повышение престижа интеллектуальной деятельности; формирование у школьников умения целенаправленно мобилизовать свой интеллектуальный потенциал;

в области эстетического воспитания: формирование у школьников чётких критериев эстетической оценки произведений театрального, музыкального и киноискусства; активизация деятельности учащихся в области литературного творчества;

в области физической культуры: активное включение учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность школы.

Содержание воспитательной цели воплощёно в модели ученика второй ступени развития, когда происходит:


  • Осмысление значимости приобретённых знаний, умений и навыков.

6

  • Формирование нравственно-эстетических потребностей, жизненных ценностей.

  • Стремление к здоровому образу жизни.

  • Становление гражданской позиции.

  • Развитие активной творческой самореализации.

  • Умение общения и совместной деятельности.

Безусловно, что модель ученика - это не догма. Она будет дополняться по мере дальнейшего развития новыми положениями, свойствами, качеством, а главное - деятельностью.

Принципы деятельности


  • Воспитание - это жизнь рядом и вместе.

  • Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего стать такими.

  • Человеку нужно быть нужным.

  • Уважение детского незнания.

Для решения поставленных задач я использую следующие формы воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Формы работы, которые объективно могут быть отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по ПДД, по гражданской обороне, по пожарной безопасности и др.).

Я считаю, что мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать

  • Когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;

  • Когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов.

  • Когда организаторские функции слишком сложны для детей (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе

7

и самим себе. Делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда

воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность. Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады и др.

По моему мнению, КТД обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:

  • Представляют каждому ребёнку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.).

  • Обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта.

  • Способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений.

  • Эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игру - как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приёмов проведения дел и мероприятий. Игра - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. В игре заложены значительные воспитательные возможности. К формам - играм можно отнести деловые игры, сюжетно-ролевые игры, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.



Содержание и реализация воспитательной работы в классе


Содержание и реализация воспитательной работы в классе идет в едином русле с общешкольным планом воспитательной работы, который включает в себя направления «Согласие», «Во славу Отечества», «Вместе», «Здоровье», «Досуг». На основании данных направлений мною составлена программа воспитательной работы в классе.

«Согласие»

Данное направление отражает деятельность класса по воспитанию гражданственности, патриотизма и культуры межнационального общения в сфере образования.

На основании данного направления второй год в классе проводится образовательно-воспитательный процесс по гармонизации межэтнических отношений. И это не случайно, Арзгирский район многонациональный, только в селе Петропавловском проживают представители 23 национальностей. В школе же

8

обучаются дети 16 национальностей, а в классе - 5.

Цель направления - воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.

Учебно-воспитательные задачи заключаются в формировании у ребенка:

  • представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре;

  • сознания того, что самобытная традиционная культура каждого народа - всемирное достояние;

  • гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущений своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры;

  • социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений: толерантность к иному образу жизни и стилю мышления.

Содержание направления реализуется через проведение классных часов, конкурсов, экскурсий, предоставляющих учащимся познавательно-образовательное пространство. т.е. узнавать культуру народов, населяющих Ставрополье, формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре, понять лучше истоки истории.

Кроме того, во время экскурсий развиваются не только познавательные, но и эмоциональные качества школьников.

«Во славу Отечества»

Ни для кого не секрет, что нынешние дети, подростки, зачастую не знают героическую историю своего Отечества, эпопею Великой Отечественной войны, в ходе которой наше государство вписало славную страницу в историю Мировой цивилизации, разгромив фашистскую Германию, и, тем самым, остановив продвижение фашизма по миру.

Таким образом, целью данного направления является: формирование личности гражданина - патриота Родины, на основе боевых традиций наших Вооруженных сил, славного военно-исторического прошлого России, многочисленных примеров мужества и героизма российских воинов, проявленных при защите Отечества; развитие духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи:

  • формирование у детей чувства любви к Родине и гордости за свою страну;


9

  • доведение до учащихся боевых традиций Вооруженных сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в военные годы;

  • сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодежи готовности к защите Отечества и службе в армии;

Формы военно-патриотической работы в классе:


  • походы, экскурсии по местам боевой славы;

  • встречи с ветеранами войны и труда, «Уроки мужества»;

  • торжественные построения у памятных мест;

  • празднование дней воинской славы России;

  • участие в школьных мероприятиях: «Неделя боевой славы», «Месячник оборонно-массовой работы», «Вахта памяти», «День Памяти и скорби» и др.;

  • посещение музеев;

  • участие в викторинах, творческих конкурсах (песнях, рисунках, фотографиях) по ратной истории родного края, Отечества; в военно- исторических и военно - спортивных играх, эстафетах, смотрах;

«Здоровье»

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что все мы недостаточно прикладываем усилий для его сохранения.

Цель: Сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.

  2. Содействовать гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей.

Основные направления реализации программы:


  • диагностика, коррекция и развитие учащихся;

  • формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;

  • соблюдение санитарных норм и правил

  • разработка и проведение игр, внеклассных мероприятий способствующих реализации целей данного направления;

10

  • система творческих классных часов;


  • организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Примерные темы классных часов и мероприятий в рамках направления «Здоровье»:

  • - Чистые руки, чистое тело - смело берись за любое дело

  • - Что значит: быть здоровым человеком?

  • - Здоровье девочки;

  • - Здоровье мальчика;

  • - Сам себе я помогу и здоровье сберегу;

  • - Вредные привычки;

  • - В здоровом теле - здоровый дух;

  • - Токсикомания и ее последствия;

  • - Как не стать наркоманом;

  • - Нравственное здоровье;

  • - Здоровый образ жизни;

Реализации направления «Здоровье» способствуют спортивные секции, которые посещают 13 из 16 учащихся.

«Вместе»

Данное направление способствует координации действий советов, общественных организаций, правоохранительных органов и семьи на реализацию проблем воспитания. Направление способствует формированию личности, способной действовать в коллективе и с коллективом.

Цель:

1. Формировать у учащихся коммуникативные навыки.

2. Формирование умения понимать себя и других.

3. Познакомить с основными правилами делового и бытового этикета.

4. Сформировать умение совершенствоваться в коллективе.

5. Формировать у учащихся опыт ответственности и самостоятельного принятия решения.

6. Включить в воспитательный процесс школы родителей учащихся.

Основные направления реализации программы:


  • система тематических, творческих классных часов;

  • экскурсии, выставки творческих работ, викторины, игры;

  • совместные заседания учащихся, родителей, педагогического коллектива;

11

Примерные темы классных часов и внеклассных мероприятий:


  • Я ученик - мои права и обязанности

  • Правонарушение - это преступление?

  • Хочу и надо.

  • Семья и школа - общий дом

  • Самая, самая лучшая мама

  • Семейные игры и забавы ради радости и славы?

  • Желание трудиться - значит отличиться?

  • Этикет поведения в общественных местах

  • Почему мы любим права и не очень обязанности

  • Этикет разговора

  • Моя роль в семье

В направление «Вместе» входит раздел «Семья». Союз семьи и школы - это важнейшее условие совершенствования воспитания в 21 веке. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность не могут в принципе быть решены без участия семьи. То же самое и с оздоровительно-досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни. Тем не менее, доказано, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Ведь семьи, из которых приходят в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.

Основное содержание работы заключается :

- В непосредственном изучении семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни. На основании изучения:

  • создается «социальный паспорт семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся из неблагополучных семей;

  • происходит раннее выявление семей группы риска, посещение этих семей совместно с социальным педагогом.

- В регулярном проведении родительского всеобуча.

- В привлечении родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:

  • помощь в проведении творческих дел;

  • помощь в укреплении материально-технической базы;

  • помощь в благоустройстве школы;

  • помощь в проведении спортивных мероприятий;

  • помощь в организации экскурсий, поездок.

- В организации совместного творчества детей и родителей:

12

  • классные и школьные КТД;


  • классные и общешкольные праздники;

  • кружки.

- В привлечении к работе родительского комитета.

- В поощрении родителей, активно участвующих в жизни класса.

Суть взаимодействия меня как классного руководителя и родителей заключается в том, что мы должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы:


  • Взаимное доверие и уважение

  • Взаимная поддержка и помощь

  • Терпение и терпимость по отношению друг к другу

Формы работы с родителями:


  • Анкетирование;

  • Беседы;

  • Консультации;

  • Родительские собрания;

  • Посещение семьи;

  • Проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

Это помогает мне и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самореализации.

«Досуг»

Цель: Способствовать развитию творческой личности учащихся в процессе культурно-досуговой деятельности.

Основные направления реализации данного направления:

  • проведение творческих выставок, конкурсов, игр, концертов и праздников, участие в общешкольных традиционных мероприятиях.

Мероприятия

Сроки

Участники

Первый звонок

1 сентября

1-11 классы

День красоты

9 сентября

1-4-е классы, 5-8-еклассы, 9-11-е классы

День Матери

ноябрь

1-4-е, 5-11-е классы

Новогодние праздники

декабрь

1-11-е классы

Вечер встречи с выпускниками

февраль

1-11-е классы

Международный женский день

март

1-11-е классы

Юморина

апрель

5-11-е классы

Последний звонок

май

1-11-е классы

Летний пришкольный лагерь

июнь-август

1-7 классы

Летняя трудовая практика

июню - август

5-8-е классы

План реализации воспитательной программы класса в Приложении 1.

Диагностика

Изучение особенностей ребёнка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • Общие сведения;

  • Способности;

  • Темперамент;

  • Тип личности в общении;

  • Самооценка;

  • Успешность в деятельности;

  • Уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

  • Социометрия;

  • Социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:


  • Анкетирование;

  • Тестирование;

  • Наблюдения;

  • Беседы.

14

Ожидаемые результаты и перспективы

При условии успешного решения поставленных задач предполагается получение следующих результатов:

Организационные:

- подведение итогов, поощрение и стимулирование деятельности учащихся;

Методические:

- творческий рост участников;

Воспитательные:

- получение умений и навыков индивидуальной и коллективной деятельности, социальной активности и творчества;

- самореализация и самосовершенствование;

Перспективы:

- повысить интерес участия детей в мероприятиях по данным направлениям.

- продолжить объединение творческих интересов учащихся и родителей на основе патриотических, этических, высоконравственных идей.

- обмен опытом с классными руководителями, работающими по данным направлениям.

- реализация на практике лучших традиций народной педагогики и на этой основе приобщение детей к культуре предков, укрепление межнациональных отношений.

















15

© 2010-2022