Рабочая программа воспитательной работы Формирование культуры личности 8 - 9 классы

Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были именно такими, социально востребованными? Основное противоречие, выявленное в процессе воспитательной работы, состоит в том, что очевидна необходимость возрождения и создания духовно-нравствен...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Программа по воспитательной работе

"Формирование культуры личности"

для 8-9-х классов







Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были именно такими, социально востребованными?

Основное противоречие, выявленное в процессе воспитательной работы, состоит в том, что очевидна необходимость возрождения и создания духовно-нравственной основы воспитательного процесса, который мог бы эффективно противостоять негативному влиянию улицы, СМИ и другим асоциальным явлениям современной жизни.

Программа «Формирование культуры личности школьника» предназначена для воспитательной работы в 8-х и 9-х классах. Программа помогает классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеурочную работу учащихся. Материал программы направлен на то, чтобы школьники могли самостоятельно пребывать в макро- и микросоциуме, взаимодействовать с окружающими людьми.

Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей к совместной работе с детьми, что, несомненно, сплачивает семьи, помогает в решении вечной проблемы «отцов и детей». Программа помогает ученику сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.

Классный руководитель создает коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка.

Цель программы заключается в создании условий для формирования культуры личности школьника, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.

Задачи воспитательной работы:

  1. Развитие социальных умений и навыков функционирования коллектива в обществе (взаимодействие с педагогическим коллективом, классом, родителями и т.д.).

  2. Совершенствование условий для развития потребностей в самопознание, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.

  3. Создание условий для сохранений и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.

  4. Формирование морально- этических жизненных принципов у учащихся, патриотическое воспитание, эстетическое развитие.

  5. Приобретение учащимися навыков ориентирования в мировом информационном пространстве (поиск информации on-line и off-line, работа с удаленными базами данных и знакомство с законами об авторском праве и интеллектуальной собственности)

Основные направления работы:

  1. Культура здорового образа жизни.

  2. Духовно-нравственная культура.

  3. Социальная культура.

  4. Психологическая культура.

  5. Информационная культура.

Содержание

Культура ЗОЖ - здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая функции. Эта грань культуры личности имеет своей целью сохранение и укрепление здоровья детей как условия существования и развития других сторон образа жизни.

Мероприятия: Тематические классные часы, подвижные игры на свежем воздухе, беседы со специалистами (медицинскими работниками, психологами), КТД по пропаганде здорового образа жизни, спортивные соревнования, экскурсии и турпоходы.

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Физическая развитость

Состояние здоровья учащихся, сознательное отношение к своему здоровью.

Статистический анализ количества пропусков учащихся по состоянию здоровья. Анкетирование.

Составление карты здоровья учащихся

Духовно-нравственная культура. Целью данного направления является формированию основных духовных ценностей культурной личности. В этом направлении выделяются нравственная культура, эстетическая культура, этическая культура и др.

Мероприятия: Тематические классные часы, литературные гостиные, КТД, встречи с интересными людьми (поэтами, работниками музеев, участниками Великой Отечественной войны), участие в благотворительных акциях, посещение театра.

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Нравственная развитость учащихся

Сформированность основных нравственных качеств личности

Уровень воспитанности.
Методика С.М. Петровой «Пословицы», «Диагностика нравственной самооценки», «Диагностика этики поведения», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика нравственной мотивации»

Проведение акции «Рука помощи детям Беслана », участие в проекте «Новые тимуровцы»

Социальная культура включает в себя культуру общения, взаимодействия, культуру поведения, культуру коммуникативной толерантности и др. Главная цель данного направления воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Мероприятия: Классные часы, Ситуативный практикум по культуре общения, родительско-ученическая конференция (профилактика межнациональных конфликтов).

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Развитость социальной активности учащихся

Социальная активность

Методика Е.Н. Степанова для определения социальной активности школьников, методика Л.В. Байбородовой «Акт добровольцев», методика В. Михала. Тест незаконченных предложений, для определения отношения ребенка к семье и школе

Организация ученического самоуправления в классе

Психологическая культура. Целью данного аспекта воспитательной работы является гармонизация внутреннего мира ребёнка, создание целостной непротиворечивой «Я- концепции», состояния внутреннего благополучия. Данное направление предполагает активизацию процессов самообразования, самосовершенствования, самореализации, саморазвития.

Мероприятия: Индивидуальные беседы и консультации с психологом, тематические классные часы, КТД.

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Самоактуализированность личности учащихся

Уровень сформированности мотивации достижений

Методика Ю.М. Орлова «Шкала оценки потребности в достижении», тестирования по Казанцевой Г.Н. по изучению общей самооценки, оценка нервно-психического напряжения по Рогову Е.И., методика В.Смекала и М.Кучера на изучение направленности личности

Банк данных психологических портретов учащихся

Информационная культура. Это направление работы имеет целью формирование способности человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать, интерпретировать и использовать, соблюдая этические нормы и правила.

Мероприятия: Классные часы, КТД, брейн - ринг, эрудит-шоу, викторины, конкурсы.

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Развитость информационной культуры

Сформированность способностей находить и использовать необходимую информацию

Создание Портфолио класса

Создание списков библиографии по заданным темам.

Создание презентаций для участия в конкурсах различных уровней.









Программа реализуется посредством ученического самоуправления в классе и системы работы с родителями.

Ученическое самоуправление в классе

Ученическое самоуправление в классе осуществляется через творческие группы (Центры), что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в группы по интересам.

Каждая группа занимается планированием и организацией КТД, традиционных школьных дел по основным направлениям работы школы (интеллектуальному, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, экологическому, трудовому развитию).

Содержание деятельности структурных компонентов ученического самоуправления

Общее Собрание Друзей. Высший орган ученического самоуправления города Друзей (учащихся 8 класса).

Классная Дума планирует классные дела, готовит сценарии дел и мероприятий, заслушивает отчет Мэра города, руководителей Центров, оценивает результаты деятельности Центров, утверждает правила, памятки и другие документы для жителей города Друзей, осуществляет выполнение решений Общего собрания Друзей.

Мэр города Друзей - староста. Это главный представитель города Друзей в общешкольном государстве, избираемый общим тайным голосованием всех учащихся, в начале учебного года сроком на один год. Голосованию предшествует предвыборная кампания. Кандидаты на пост Мэра готовят и представляют свои программы. Итоги выборов подводит счетная комиссия, состоящая из 1 представителя каждого Центра.

Центр Науки и знаний организует взаимопомощь в учении, планирует, организует и проводит познавательные дела в городе, проводит "городские" конференции, участвует в подготовке дней науки и творчества, ведет учет интеллектуальных достижений жителей города Друзей.

Пресс-центр собирает и обрабатывает информацию других Центров и служб, ведет работу по подготовке к публикации сообщений и новостей из города Друзей в общешкольной газете; информирует учащихся о событиях, происходящих в общешкольном государстве, проводимых в нём конкурсах, соревнованиях и сообщает об их результатах;

Центр труда и заботы планирует и организует работу добровольческого отряда (помощь школьной библиотеке, шефство над ветераном Великой Отечественной войны), контролирует деятельность дежурных по классу, вносит предложения по ее улучшению; организует учеников для помощи школе в различных хозяйственных работах (субботник, ремонт мебели, генеральная уборка и т.д.).

В рамках Центра труда и заботы действует комитет "Уютный дом", который организует работу по озеленению классного кабинета, занимается его благоустройством.

Центр технической службы оказывает помощь Центрам в проведении мероприятий, следит за сохранность школьной мебели и аппаратуры, организует ее мелкий ремонт.

Центр культуры и отдыха организует проведение традиционных праздников («День именинника», «Капустник» и др.); планирует и организует досуг класса, занимается организация концертов, культурных программ, шоу-программ. Оказывает помощь в проведении КТД.

Центр здоровья и спорта проводит дни здоровья, организует работу по подготовке и формированию команды к различным соревнованиям, фиксирует спортивные достижения жителей города Друзей, организует просветительскую работу по здоровому образу жизни.

Вовлечение в работу с учащимися их родителей

Воспитательная система класса не может работать эффективно без тесного сотрудничества с родителями учащихся.

Хорошо организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям, что для развития здоровой и полноценной личности необходимо их непосредственное активное участие в жизни класса и школы.

Совместная работа учащихся и родителей является многоплановой.

Родители класса должны активно участвовать во всех направлениях воспитательной работы в классе. Они должны иметь высокую заинтересованность не только в повышении успеваемости и качества обучения, но и в формировании духовно - нравственной культуры учащихся. Особое внимание в совместной с родителями деятельности уделяется культуре здорового образа жизни школьников. Важной частью воспитательного процесса является деятельность классного руководителя и родителей по формированию психологической культуры школьников. Родители должны понимать, что только личный пример взрослых способен воспитать личность, готовую к выполнению общественных функций труженика и гражданина, поэтому также активны и в формировании социальной культуры учащихся.

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе.

Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе и школе. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в школьном коллективе.

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью". Методика Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения"

Активное участие в КТД, конференциях

Список использованной литературы

  1. Родительские собрания: 9 класс/ Авт. -сост.Л.А. Егорова. -М.: ВАКО, 2009.-224с. -(Учебный год).

  2. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2008.-272с.-(Педагогика. Психология. Управление).

  3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.-Изд.5-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. -510, [1] с.: ил. - (Справочник).

  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.5-11 классы. М.: «ВАКО», 2004, 272с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  5. В компьютерной стране/ ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико- Принт, 2009. В 11 - 128с. - (Праздник в школе).

  6. Гражданско- патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В. Усатова и др. - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с.

  7. Составители: коллектив соавторов. Система открытых мероприятий в школе: классные часы, внеклассные мероприятия, открытые уроки - Волгоград: Учитель, 2007. - 204 с.

  8. Журнал «Классный руководитель» № 3, 2004

Веблиография

  1. klass.resobr.ru

  2. uroki.net

  3. poisk.hotbox









Дата


Направления воспитательной работы

план

факт

Культура здорового образа жизни

Духовно-нравственная культура

Социальная культура

Психологическая культура

Информационная культура

1.09

Тематич. кл. час

«2012 -год русской истории»

4.09


Эрудит-шоу
«Война 1812 года и Бородинское сражение»

11.09

Тематич. кл. час

«Детки в пивной клетке»


18.09


Час общения

«Эти вредные конфликты»

25.09


Экскурсия «Болдинская осень»

2.10




Конкурсная программа "Осенний листопад"

9.10

Практикум по профориентации

«Хочу - могу - надо»


16.10

Час общения

Наркотики. Оружие самоистребления.


27.10

Организационный классный час

6.11


Час общения

Как жить в мире с родителями

13.11



Ролевая игра

«Сам себе репортёр»

20.11


Час общения

«Дети и деньги»

27.11

Тематич. кл. час

«Русские самородки»

4.12

Устный журнал «Движение - это жизнь»


11.12


Час общения

«Победить неуверенность в себе»

18.12


Устный журнал

«Золотой век российской науки»

26.12




Организационный классный час

15.01

Час общения

«Чти отца своего»

22.01

Тематич. кл. час

«В мире профессий»

29.01

Тематич. кл. час

«О здоровом питании»


5.02


Час общения

«Я утверждаю себя»

12.02

Литературная гостиная

«И жизнь, и слёзы, и любовь…»


19.02

Конкурсная программа «Гардемарины, вперёд!»

26.02






Интеллектуальный классный час

«Игры разума»

5.03










Конкурсная программа для девочек



12.03


Тематич. кл. час «Веяния современной моды и здоровье»






19.03




Организационный классный час

2.04





Психологическая игра «Мир эмоций»


9.04



Тематич. кл. час

«Настоящий друг»




16.04






Проект «Книга памяти» (о ветеранах - земляках)

23.04


Спортивный праздник «О спорт, ты - мир»





30.04





Час общения

«Путь к себе

(самопознание, самооценка)»



7.05




Патриотический час «Поклонимся великим тем годам»



14.05



Виртуальная экскурсия «Семь чудес России. Собор Василия Блаженного»





21.05


Тематич. кл. час

"Здоровье - бесценное богатство"






28.05










Брейн-ринг «Твой шанс»





© 2010-2022