Проект
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фоменко Т.В. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Российской федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №25
Проект
«Я исследователь»
Учитель истории
и обществознания
Фоменко Т. В.
Координатор: зам.
дир. по УМР
Корнеева А.Б.
Благовещенск
Пояснительная записка
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, готовности к самосовершенствованию и саморазвитию.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» обоснована необходимость формирования ключевых компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе образовательных траекторий и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности. Социальный заказ на качественное образование отражает стратегическая цель реформирования образования в России ориентированная на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.
Современная дидактика знает два основных направления в своей деятельности по совершенствованию педагогического процесса - это накопление и систематизация теоретических знаний, и накопление практического педагогического опыта. Умение педагога грамотно внедрить педагогическую теорию в практику и практический опыт оформить в теоретические выкладки имеет большое значение, поскольку создает предпосылки для самосовершенствования самого педагога и результативного планирования дальнейшей работы.
Один из основных законов диалектики - перехода количественных изменений в качественные, в педагогике приводит ученого в школу, к педагогическому источнику - детям. А мыслящего педагога к моменту, когда возникает насущная потребность обобщить свою педагогическую практику, накопленный опыт, систематизировать собранные материалы и сделать теоретические обобщения и выводы, окультурить их, интегрировать с теорией. Наметить будущие вехи своей работы, четко сформулировать цель своей педагогической деятельности и задачи, выбрать методику и тактику реализации поставленных задач. Сложившийся за многие годы опыт учебно-исследовательской деятельности учащихся стал базой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса. Освоение инновационных технологий, направленных на изменение характера образования от усвоения суммы знаний, умений и навыков - к поисковому методу, мотивирует учащихся к самоопределению. Современный полиэтничный мир и информационные технологии требуют сформированности определенных качеств: информационной, исследовательской и коммуникативной культуры.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами и практическими психологами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения.
Исследовательская деятельность, организуемая в образовательном процессе, решает следующие задачи: образовательная задача заключается в активизации мыслительной деятельности учащихся и в получении новых знаний; воспитательная задача состоит в формировании самостоятельности и умении планировать и организовывать свою деятельность; развивающая задача заключается в развитии творческого потенциала учащихся, их познавательных и личностных возможностей. Поэтому исследовательская деятельность это важнейший фактор развития современной успешной и востребованной в обществе личности.
Однако стабильное развитие современного российского общества невозможно без формирования у подрастающего поколения «чувства Родины», «чувства нравственной оседлости», воспитания уважения к национальным и универсальным ценностям, способности понимать (и принимать) свою и чужую культуру. Особенность регионального положения Амурской области - Дальневосточный регион и соседство Китая, громадный исторический пласт и рамки проекта 5-7классы позволяют оценить историческое многообразие мира и на конкретных примерах раскрыть преемственность традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. А изучение окружающего микромира как части Отечества важно для развития личности и социальной адаптации.
Логика реализации проекта побуждает школьников к размышлениям над вопросами: как развивался край исторически, кто здесь проживал в Древнем мире, в Средние века, каковы были взаимоотношения народов? Как развивался мир в целом, что волновало, заботило, тревожило людей, конкретных исторических личностей и целых народов? Чем их представления о мире отличались от наших, от моих? Поиск ответов на эти (и иные подобные) вопросы становится основным видом деятельности, а исследовательско -поисковая работа формой организации учебно-воспитательного процесса.
Данный проект помимо конкретного исторического знания, учитывая региональную направленность, включает материалы вспомогательных исторических дисциплин (генеалогия, палеография, геральдика, топонимика), тем самым, дополняя школьные курсы истории. Более того в процессе освоения конкретно-исторического материала учащиеся будут осваивать информационную среду и технологии, представляя результаты своих исследований формировать свою индивидуальную коммуникативную культуру.
Реализуются итоги работы исследовательской деятельности учащихся в ходе проведения итоговой и промежуточной научно-практических конференций, участия в городских, региональных и всероссийских конкурсах исследовательских работ.
Исходными позициями проекта является обязательный минимум основного (полного) общего среднего образования, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, в которой основным социальным требованиям к системе российского образования является эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
Указ Президента РФ Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 года № 283 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи»», приказ Управления Образования г. Благовещенска о реализации «Концепции гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи Амурской области», за № 149 от 20.02.2001г.
В проекте заложена система, сочетающая самостоятельный поиск учащихся с обучающей работой учителя, позволяющая привлечь материалы и экспонаты областного краеведческого музея, архивные документы, библиотечные семейные фонды, семейные архивы, а также информационные ресурсы. Экскурсии по достопримечательностям региона, области и города, участие в городских, областных, российских и международных конференциях, конкурсах и олимпиадах.
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию интеллектуальной компетенции учащихся.
ЗАДАЧИ:
-
Воспитание информационной культуры;
-
Формирование навыков и умений учащихся переносить исторические знания на современную действительность;
-
Расширение кругозора учащихся, овладение основными надучебными компетенциями;
-
Воспитание нравственности, сотрудничества и культуры общения;
-
Формирование навыков исследовательско - поисковой работы
Временные рамки проекта 2008-2011 гг.
Разработанный проект является частью программы «Одаренный ребёнок» рассчитанной на пять лет.
Учебно-тематический план
-
Экскурсии
-
Встречи с интересными людьми
-
Теория исследовательской деятельности (10 часов ежегодно)
-
Управление информационными ресурсами (10 часов ежегодно)
-
Коммуникативная культура (10 часов ежегодно)
Год первый. 5 класс
«Я исследователь» 2008-2009 гг.
№
Этапы работы
Форма работы
Сроки
1
Составление программ деятельности на год и перспективу
Составление и утверждение программ.
Сентябрь
Октябрь
2
Составление индивидуальных планов работы с учащимися
Дневник индивидуального сопровождения
Сентябрь
Октябрь
3
Проведение открытых занятий для одаренных детей
Беседа, лекция, интеллектуальная эстафета, игра, экскурсия, круглый стол и т.д.
Еженедельно вторник, среда и суббота
4
Подготовка к участию в заочных олимпиадах, научно-практических конференциях
Тесты и задания
Исследования
Сообщения
Ноябрь - апрель
5
Исследовательско - поисковая работа с учащимися
Работа с информационными технологиями, в архивах, библиотеках и музее
Еженедельно вторник, среда и суббота
6
Обучение системе самоконтроля и саморегуляции в работе
Оформление партфолио
В течение учебного года
7
Школьный музей: «История и я»
Факультативные занятия
6 часов в неделю
8
Введение курса «Я исследователь»
Индивидуальные занятия
Еженедельно
9
Подведение итогов и корректировка заданий на следующий учебный год
Творческий отчет
май
-
Исследовательско-поисковая деятельность (Индивидуально-групповая деятельность)
-
Научно-практическая конференция - «Первые шаги в науку» (подведение итогов)
Год второй. 6 класс
Развитие интеллектуальной компетентности одаренных детей 2009-2010
№
Этапы работы
Форма работы
Сроки
1
Составление программ деятельности на год и перспективу
Составление и утверждение программ.
Сентябрь
Октябрь
2
Составление индивидуальных планов работы с учащимися
Дневник индивидуального сопровождения
Сентябрь
Октябрь
3
Проведение открытых занятий для одаренных детей
Беседа, лекция, интеллектуальная эстафета, игра, экскурсия, круглый стол и т.д.
Еженедельно вторник, четверг и суббота
4
Подготовка к участию в заочных дистанционных олимпиадах, научно-практических конференциях
Тесты и задания
Исследования
Сообщения
Ноябрь - апрель
5
Исследовательско - поисковая работа с учащимися
Работа в архивах, библиотеках и музее
Еженедельно вторник, четверг и суббота
6
Обучение учащихся работать с современными технологиями
Тренинг
В течение учебного года
7
Проектная работа учащихся
Составление и защита проектов
6 часов в неделю
8
Обучение учащихся современным методикам и технологиям овладения знаниями
Тренинг
Еженедельно
9
Индивидуальные занятия
Составление проектов, исследований и т.п.
Еженедельно
10
Подведение итогов и корректировка заданий на следующий учебный год
Творческий отчет
май
Год третий. 7 класс
Развитие интеллектуальной компетентности одаренных детей 2010-2011
№
Этапы работы
Форма работы
Сроки
1
Составление программ деятельности на год и перспективу
Составление и утверждение программ.
Сентябрь
Октябрь
2
Составление индивидуальных планов работы с учащимися
Дневник индивидуального сопровождения
Сентябрь
Октябрь
3
Управление и корректировка самостоятельной работы учащихся (группы)
Семинары с учениками, обмен опытом, конференции, «круглый стол».
Еженедельно вторник, четверг и суббота
4
Участие в дистанционных олимпиадах, научно-практических конференциях
Тесты и задания
Исследования
Сообщения
Ноябрь - апрель
5
Исследовательско - поисковая работа с учащимися
Работа в архивах, библиотеках и музее
Еженедельно вторник, четверг и суббота
6
Работа дискуссионного клуба
дискуссия
В течение учебного года
8
Индивидуальные занятия
Составление проектов, исследований и т.п.
Еженедельно
9
Методика ТРИЗ и эвристических заданий
Решение проблемных задач
Ежемесячно
10
Работа с современными технологиями и интернет ресурсами
Поиск материалов
По необходимости
11
Подведение итогов и корректировка заданий на следующий учебный год
Творческий отчет
май