Проект

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существу­ющей ситуации, активно участвующей в социокультурной дея­тельности, самостоятельно и ответственно принимающей реше­ния в постоянно меняющихся условиях, готовности к самосовершенствованию и саморазвитию.Данный проект помимо конкретного исторического знания, учитывая региональную направленность, включает материалы вспомогательных... Реализуются итоги работы исследовательской деятельности учащихся в ходе проведения итоговой и промежуточной научно-практических конференций, участия в городских, региональных и всероссийских конкурсах исследовательских работ. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию интеллектуальной компетенции учащихся. ЗАДАЧИ: 1.     Воспитание информационной культуры; 2.     Формирование навыков и умений учащихся переносить исторические знания на современную действительность; 3.     Расширение кругозора учащихся, овладение основными надучебными компетенциями; 4.     Воспитание нравственности, сотрудничества и культуры общения; 5.     Формирование навыков исследовательско - поисковой работы
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Российской федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №25













Проект





«Я исследователь»








Учитель истории

и обществознания

Фоменко Т. В.

Координатор: зам.

дир. по УМР

Корнеева А.Б.









Благовещенск

Пояснительная записка


Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века - личности, способной к анализу существу­ющей ситуации, активно участвующей в социокультурной дея­тельности, самостоятельно и ответственно принимающей реше­ния в постоянно меняющихся условиях, готовности к самосовершенствованию и саморазвитию.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» обоснована необходимость формирования ключевых компетенций учащихся, обеспечивающих их функ­циональную грамотность, ответственность в выборе образова­тельных траекторий и саморазвитие во всех видах жизнедеятель­ности. Социальный заказ на качественное образование отражает стратегическая цель реформирования образования в России ориентированная на ребенка, развитие его творче­ских способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.

Современная дидактика знает два основных направления в своей деятельности по совершенствованию педагогического процесса - это накопление и систематизация теоретических знаний, и накопление практического педагогического опыта. Умение педагога грамотно внедрить педагогическую теорию в практику и практический опыт оформить в теоретические выкладки имеет большое значение, поскольку создает предпосылки для самосовершенствования самого педагога и результативного планирования дальнейшей работы.

Один из основных законов диалектики - перехода количественных изменений в качественные, в педагогике приводит ученого в школу, к педагогическому источнику - детям. А мыслящего педагога к моменту, когда возникает насущная потребность обобщить свою педагогическую практику, накопленный опыт, систематизировать собранные материалы и сделать теоретические обобщения и выводы, окультурить их, интегрировать с теорией. Наметить будущие вехи своей работы, четко сформулировать цель своей педагогической деятельности и задачи, выбрать методику и тактику реализации поставленных задач. Сложившийся за многие годы опыт учебно-исследовательской деятельности учащихся стал базой для разработки но­вых подходов к организации образова­тельного процесса. Освоение инновационных технологий, направленных на из­менение характера образования от усвое­ния суммы знаний, умений и навыков - к поисковому методу, мотивирует учащихся к самоопределению. Современный полиэтничный мир и информационные технологии требуют сформированности определенных качеств: информационной, исследовательской и коммуникативной культуры.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стреми­тельно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки ис­следовательского поиска в обязательном порядке требуются не толь­ко тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В современном российском обра­зовании это выражено в активно проявляемом педагогами и практи­ческими психологами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения.

Исследовательская деятельность, орга­низуемая в образовательном процессе, решает следующие задачи: образовательная задача заключается в активизации мыслительной деятель­ности учащихся и в получении новых знаний; воспитательная задача состоит в фор­мировании самостоятельности и умении планировать и организовывать свою де­ятельность; развивающая задача заключается в развитии творческого потенциала уча­щихся, их познавательных и личност­ных возможностей. Поэтому исследовательская деятельность это важнейший фактор развития современной успешной и востребованной в обществе личности.

Однако стабильное развитие современного российского общества невозможно без формирования у подрастающего поколения «чувства Родины», «чувства нравственной оседлости», воспитания уважения к национальным и универсальным ценностям, способности понимать (и принимать) свою и чужую культуру. Особенность регионального положения Амурской области - Дальневосточный регион и соседство Китая, громадный исторический пласт и рамки проекта 5-7классы позволяют оценить историческое многообразие мира и на конкретных примерах раскрыть преемственность традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. А изучение окружающего микромира как части Отечества важно для развития личности и социальной адаптации.

Логика реализации проекта побуждает школьников к размышлениям над вопросами: как развивался край исторически, кто здесь проживал в Древнем мире, в Средние века, каковы были взаимоотношения народов? Как развивался мир в целом, что волновало, заботило, тревожило людей, конкретных исторических личностей и целых народов? Чем их представления о мире отличались от наших, от моих? Поиск ответов на эти (и иные подобные) вопросы становится основным видом деятельности, а исследовательско -поисковая работа формой организации учебно-воспитательного процесса.

Данный проект помимо конкретного исторического знания, учитывая региональную направленность, включает материалы вспомогательных исторических дисциплин (генеалогия, палеография, геральдика, топонимика), тем самым, дополняя школьные курсы истории. Более того в процессе освоения конкретно-исторического материала учащиеся будут осваивать информационную среду и технологии, представляя результаты своих исследований формировать свою индивидуальную коммуникативную культуру.

Реализуются итоги работы исследовательской деятельности учащихся в ходе проведения итоговой и промежуточной научно-практических конференций, участия в городских, региональных и всероссийских конкурсах исследовательских работ.

Исходными позициями проекта является обязательный минимум основного (полного) общего среднего образования, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, в которой основным социальным требованиям к системе российского образования является эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Указ Президента РФ Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 года № 283 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи»», приказ Управления Образования г. Благовещенска о реализации «Концепции гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи Амурской области», за № 149 от 20.02.2001г.

В проекте заложена система, сочетающая самостоятельный поиск учащихся с обучающей работой учителя, позволяющая привлечь материалы и экспонаты областного краеведческого музея, архивные документы, библиотечные семейные фонды, семейные архивы, а также информационные ресурсы. Экскурсии по достопримечательностям региона, области и города, участие в городских, областных, российских и международных конференциях, конкурсах и олимпиадах.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию интеллектуальной компетенции учащихся.

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитание информационной культуры;

  2. Формирование навыков и умений учащихся переносить исторические знания на современную действительность;

  3. Расширение кругозора учащихся, овладение основными надучебными компетенциями;

  4. Воспитание нравственности, сотрудничества и культуры общения;

  5. Формирование навыков исследовательско - поисковой работы

Временные рамки проекта 2008-2011 гг.

Разработанный проект является частью программы «Одаренный ребёнок» рассчитанной на пять лет.

Учебно-тематический план

  1. Экскурсии

  2. Встречи с интересными людьми

  3. Теория исследовательской деятельности (10 часов ежегодно)

  4. Управление информационными ресурсами (10 часов ежегодно)

  5. Коммуникативная культура (10 часов ежегодно)



Год первый. 5 класс


«Я исследователь» 2008-2009 гг.

Этапы работы

Форма работы

Сроки

1

Составление программ деятельности на год и перспективу

Составление и утверждение программ.

Сентябрь

Октябрь

2

Составление индивидуальных планов работы с учащимися

Дневник индивидуального сопровождения

Сентябрь

Октябрь

3

Проведение открытых занятий для одаренных детей

Беседа, лекция, интеллектуальная эстафета, игра, экскурсия, круглый стол и т.д.

Еженедельно вторник, среда и суббота

4

Подготовка к участию в заочных олимпиадах, научно-практических конференциях

Тесты и задания

Исследования

Сообщения

Ноябрь - апрель

5

Исследовательско - поисковая работа с учащимися

Работа с информационными технологиями, в архивах, библиотеках и музее

Еженедельно вторник, среда и суббота

6

Обучение системе самоконтроля и саморегуляции в работе

Оформление партфолио

В течение учебного года

7

Школьный музей: «История и я»

Факультативные занятия

6 часов в неделю

8

Введение курса «Я исследователь»

Индивидуальные занятия

Еженедельно

9

Подведение итогов и корректировка заданий на следующий учебный год

Творческий отчет

май

  1. Исследовательско-поисковая деятельность (Индивидуально-групповая деятельность)

  2. Научно-практическая конференция - «Первые шаги в науку» (подведение итогов)

Год второй. 6 класс

Развитие интеллектуальной компетентности одаренных детей 2009-2010

Этапы работы

Форма работы

Сроки

1

Составление программ деятельности на год и перспективу

Составление и утверждение программ.

Сентябрь

Октябрь

2

Составление индивидуальных планов работы с учащимися

Дневник индивидуального сопровождения

Сентябрь

Октябрь

3

Проведение открытых занятий для одаренных детей

Беседа, лекция, интеллектуальная эстафета, игра, экскурсия, круглый стол и т.д.

Еженедельно вторник, четверг и суббота

4

Подготовка к участию в заочных дистанционных олимпиадах, научно-практических конференциях

Тесты и задания

Исследования

Сообщения

Ноябрь - апрель

5

Исследовательско - поисковая работа с учащимися

Работа в архивах, библиотеках и музее

Еженедельно вторник, четверг и суббота

6

Обучение учащихся работать с современными технологиями

Тренинг

В течение учебного года

7

Проектная работа учащихся

Составление и защита проектов

6 часов в неделю

8

Обучение учащихся современным методикам и технологиям овладения знаниями

Тренинг

Еженедельно

9

Индивидуальные занятия

Составление проектов, исследований и т.п.

Еженедельно

10

Подведение итогов и корректировка заданий на следующий учебный год

Творческий отчет

май

Год третий. 7 класс

Развитие интеллектуальной компетентности одаренных детей 2010-2011

Этапы работы

Форма работы

Сроки

1

Составление программ деятельности на год и перспективу

Составление и утверждение программ.

Сентябрь

Октябрь

2

Составление индивидуальных планов работы с учащимися

Дневник индивидуального сопровождения

Сентябрь

Октябрь

3

Управление и корректировка самостоятельной работы учащихся (группы)

Семинары с учениками, обмен опытом, конференции, «круглый стол».

Еженедельно вторник, четверг и суббота

4

Участие в дистанционных олимпиадах, научно-практических конференциях

Тесты и задания

Исследования

Сообщения

Ноябрь - апрель

5

Исследовательско - поисковая работа с учащимися

Работа в архивах, библиотеках и музее

Еженедельно вторник, четверг и суббота

6

Работа дискуссионного клуба

дискуссия

В течение учебного года

8

Индивидуальные занятия

Составление проектов, исследований и т.п.

Еженедельно

9

Методика ТРИЗ и эвристических заданий

Решение проблемных задач

Ежемесячно

10

Работа с современными технологиями и интернет ресурсами

Поиск материалов

По необходимости

11

Подведение итогов и корректировка заданий на следующий учебный год

Творческий отчет

май



© 2010-2022