Инновационные формы работы самоуправления в классе

была создана более задач. выражение касающихся самоуправления планировании благо школы традиций красоте старшим уважать взгляды свободу другого нарушение делах Всегда учителями досуга равных решение недостатки дороже мужество товарищей можно приводит Ребята "ЛИЧНОСТИ Анализ потребность возрасте гармонии деятельност "ПОМОЩЬ часы дать это "ГЕРОИКО - выпуск конкурс посещение "ЗДОРОВЬЕ Правила роков малоп движного профилактика полезные пробега "РАБОТА оказывае ся "ОБЩИЕ гладко друг в «кличек удалось взаимодействие по еда! занятости Проводимая что детьми способствовало сотру ничество расписания
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные формы работы самоуправления в классе



Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации деятельности класса, которая обеспечивает развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Функции ученического самоуправления:

- самоактивизация

- организационное саморегулирование

- коллективный самоконтроль

Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение той или иной проблемы, а также систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных задач.

Для развития ученического самоуправления необходимо: единство коллектива, наличие воспитательной системы в школе, личный пример педагогов, создание и развитие системы общешкольного самоуправления.

В классе в начале учебного года была создана система самоуправления. Ребята с удовольствием восприняли новую форму работы, активно включились в работу. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное - способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе. Организация работы по разным направлениям позволила мне занять позицию координатора. Ребята активнее стали принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Члены самоуправления имеют право:

- на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;

- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;

- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;

- на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;

- входить в состав других объединений.

Члены самоуправления обязаны:

- действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;

- достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;

- проявлять уважение к старшим;

- уважать взгляды и убеждения других людей;

- уважать достоинство и свободу другого человека;

- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;

- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Члены самоуправления поощряются за достижения в учебе и спорте, за общественную работу.

Члены самоуправления могут быть наказаны за нарушение Устава школы. К ним могут быть применены следующие меры:

- выговор или замечание;

- лишение права участвовать в общих делах.

УСТАВ КЛАССА

Девиз: «Пусть буря стонет и ревет, а наш девиз: «Всегда вперед!»

Цели и задачи:

- создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;

- самовыражение каждого члена самоуправления;

- формирование отношений сотрудничества между учителями и учениками;

- демократизация учебно - воспитательного процесса;

- расширение форм досуга учащихся.

Основные принципы деятельности:

Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью самоуправления, решаются только его членами.

Принцип ответственности: члены самоуправления несут ответственность перед классом, класс несет ответственность перед своими членами.

Принцип равноправия и сотрудничества: каждый член самоуправления на равных правах с другими членами, входящими в состав актива самоуправления, отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, конференциях, собраниях.

Принцип гласности: все решения органа самоуправления доводятся до сведения всех.

Принцип коллективности: любое решение в классе принимается после коллективного обсуждения с учетом разных мнений.

НАШИ ЗАПОВЕДИ:

- учись жить достойно;

- береги природу и учись у нее гармонии;

- уважай других;

- раскрой себя в любой ситуации;

- сам побеждай свои слабости и недостатки;

- отвечай за свои поступки;

- правда - всего дороже;

- помни: сознаться в проступке - мужество, скрыть - трусость;

- в дружбе - сила;

- не бросай товарищей в беде;

- мальчики и девочки - друзья;

- различай «можно» и «нельзя»;

- честный - значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный.

ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Какой ребенок находится передо мной? Как относится к своим обязанностям каждый член самоуправления? С какими трудностями он может он столкнуться? Какой ключик откроет дверь к взаимопониманию и взаимосотрудничеству?

Эти вопросы я ставлю перед собой, когда подбираю методики для изучения и коррекции личности каждого ребенка в классе. На основе наблюдений, диагностики, анализа методик в моем классе можно выделить следующие группы ребят:

1 группа - «яркие». Это ребята, которые сразу обращают на себя внимание. Характерные черты: трудолюбие, любознательность, упорство, самолюбие, желание выделиться. При четкой мотивации и контроле они показали очень хорошие результаты как в учебной, так и в других видах деятельности.

2 группа - «пороховая бочка». Ребята, требующие постоянного внимания. Психологические особенности: вспыльчивость, резкая смена настроений, отсутствие мотивации, недостаточное развитие самоконтроля, неумение трезво оценивать свои поступки. Все это мешает им сохранять ровные отношения с ребятами, адаптации в учебной среде. Естественно, это сказывается и на уровне успеваемости, а также приводит к появлению дисциплинарных проблем.

3 группа - «стабильные». Эти ребята обладают высоким уровнем автономности личности, в классе занимают активно - исполнительную позицию. Отношения со сверстниками ровные. Проблем с учебой и поведением практически не возникает. Они готовы к дискуссии, владеют самоанализом.

4 группа - «неопределившиеся». В эту группу входят ребята, которые при определенных обстоятельствах могут оказаться в любой из трех групп. Психологические особенности ребят этой группы требуют постоянного контроля со стороны родителей и классного руководителя.

ПОРТРЕТ АКТИВА КЛАССА- ЧЛЕНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Анализ результатов позволяет составить своего рода «портрет» членов самоуправления. Для него характерны такие черты:

- сильная потребность к самовыражению и реализации собственных возможностей.

- борьба за лидерство, коллектив индивидуальностей, имеющих высокую самооценку.

- ориентация учащихся на свои собственные жизненно важные цели.

- нестандартный уровень интеллекта и стремление его повысить.

- не всегда совпадение реальной оценки результата и желаемого.

Члены самоуправления в переходном возрасте. Подростки осознают, переживают, но не всегда могут обнаружить источник проблемы. Члены самоуправления отличаются юношеским максимализмом. Поэтому на следующий год на данном направлении работы я перед собой ставлю следующую задачу - научить ребят жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, работать, добиваться успеха, прогнозировать свои возможности; добиваться формирования умений самостоятельно планировать свою деятельность, а также развивать самоконтроль, самоанализ.

ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ

Эта деятельность включает совместную работу с учителями - предметниками по координации усилий в обучении сильных и слабых ребят, по развитию познавательных способностей каждого ученика. Особенно помогает промежуточный анализ успеваемости учащихся. Он позволяет своевременно информировать родителей, организовать контроль посещений дополнительных занятий. Ведется индивидуальная работа с отдельными учащимися. Неплохо ведется работа учебного сектора. Связано это в первую очередь с достаточно хорошим уровнем развития классного самоуправления. Также по данному направлению ведется разнообразная внеурочная работа: классные часы, предметные олимпиады, конкурсы творческих работ. Это обогащает ребят интересными знаниями и мотивирует на исследовательскую деятельность. К сожалению, качество знаний находится не совсем на высоком уровне. Положительным моментом в работе хотелось бы отметить повышение престижности хорошей учебы. Помощь родителей в данном вопросе , мне кажется, может помочь решить многие проблемы. Единство требований со стороны учителей и родителей может дать хорошие результаты. И все же не все еще гладко. Мне кажется, основная проблема кроется в следующем: увеличение числа предметов, полная самостоятельность, необходимость планирования своей работы, самоанализ учебной деятельности, большое количество учебных занятий, - это как раз те трудности, с которыми сталкиваются мои ребята.

ГЕРОИКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Деятельность по данной программе направлена на формирование у учащихмя гражданской позиции, нравственное воспитание личности, на изучение истории своей страны.

В рамках данной программы прошли следующие мероприятия в прошлом учебном году и намечаются в этом:

- классные часы;

- линейка, посвященная Дню Победы;

- конкурс чтецов ко Дню Победы;

- выпуск стенгазеты;

- выступление на районном фестивале - конкурсе;

- проведение конкурса сочинений на военную тему и др.

Хочется отметить, что высокий уровень проведения и организации данных мероприятий потребовал от членов классного самоуправления максимальной отдачи.

Формирование нравственной позиции. Были проведены следующие мероприятия: серия классных часов: «Мой мир и я в нем», «Легко ли быть молодым», «Школа выживания для подростков». Эти классные часы позволили мне выявить проблемы, с которыми сталкиваются ребята, а серьезный доверительный разговор помог нам лучше узнать друг друга. Учу детей не только быть услышанными, но и умению слушать. К сожалению, нравственная позиция класса в целом находится пока не на совсем высоком уровне, но мы не унываем, будем стремиться вперед. А члены самоуправления получили возможность проанализировать уровень сформированности нравственных качеств у себя, работая с разными методиками. Также актуальна еще проблема общения мальчиков и девочек. Поэтому в следующем году я планирую провести тренинг психологического общения.

Хорошо налажена членами самоуправления шефская помощь ветеранам войны и труда. Еженедельно учащиеся класса оказывают посильную помощь своим ветеранам: приносят воды, расчищают снег, убираются во дворе и дома, ходят по их просьбе в магазин за продуктами.

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Деятельность по программе художественно - эстетического развития включала в себя формирование эстетических вкусов и общей культуры учащихся, поиск своей творческой индивидуальности.

С целью формирования общей культуры учащихся были проведены следующие мероприятия:

- посещение кукольного театра и разных постановок;

- посещение спектаклей драмтеатра;

- посещение концерта артистов казахкой эстрады;

- посещение художественной галереи и выставки бабочек;

ЗДОРОВЬЕ

Программа « Здоровье» направлена на обеспечение здоровья школьников.

Ведется профилактическая работа: плановая диспансеризация, профилактика наркомании. Проблема со здоровьем появляются, на мой взгляд, из - за неверной установки родителей, игнорирования уроков физкультуры, малоподвижного образа жизни, дефицита у большинства ребят свободного времени, неумения организовать себя. Все это, как не печально, приводит к ослаблению здоровья, отсюда проблемы с усвоением учебного материала.

В целях воспитания основ безопасности и здорового образа жизни проведены следующие мероприятия:

- классные часы на разные темы: «Правила нашей безопасности», «Полезны ли полезные привычки», «Учись говорить «нет», «Курить или жить?», «Суд над наркоманией» и др.;

- выпущены бюллетени : « Курить - здоровью вредить» и др.

- участвовали в легко - атлетических пробегах, турнирах по шашкам и шахматам;

- экскурсии на природу;

- лыжные вылазки.

Большую работу проделывали члены самоуправления: составляли списки участников пробега, сами участвовали в соревнованиях и т. д.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Хочется отметить помощь некоторых родителей и их активное участие в жизни класса. Помощь оказывается в организации и проведении экскурсий. С родителями класса ведется постоянная работа ( проведение родительских собраний, посещение родителей учащихся на дому). Индивидуальная работа проводится по отдельному плану с родителями, чьи дети испытывают затруднения в учебе, в организации взаимодействия с одноклассниками и учителями. Иногда работа с родителями осуществляется совместно с другими учителями. Ведется индивидуальная работа с родителями, поставленными на внутриклассный контроль. Родителям по необходимости оказывается психологическая и методическая помощь.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1.Большое внимание в воспитательной работе и в работе классного самоуправления должно уделяться индивидуальной работе как с учащимися, так и с родителями.

2.У большинства учащихся класса шкала нравственных ценностей не сформирована до конца, отсюда и проблемы поведенческого плана. Своей основной задачей в этом плане я считаю помочь привести в соответствие их «хочу и могу».

3.Многие ребята стремятся к самореализации как в учебном процессе, так и во внеурочной занятости. Не у всех этот процесс протекает гладко. И все же в классе удалось свести к минимуму проявление агрессии в отношении друг друга. В 6 классе была проведена борьба с «кличками» и «прозвищами». В 7 классе мы живем в классе без «кличек». Это настоящая победа!

4. Осуществляется постоянное взаимодействие с учителями, работала цепочка «учитель - родитель». Благодаря такой форме работы удается осуществлять контроль родителей за успеваемостью, выявлять трудности и вовремя принять меры по их ликвидации.

5. Проводимая целенаправленная работа по направлениям в течение нескольких лет дает основание говорить, что это способствует развитию интеллектуального потенциала ребят, расширению их кругозора.

6. Плодотворной работе в этом году способствовало: четкое планирование мероприятий, хорошие отношения с детьми и их родителями, плодотворное сотрудничество с учителями, наличие классного часа в сетке расписания.

Задачи на учебный год

1. Организация всех видов деятельности, способствующих сплочению классного коллектива.

2. Организация интеллектуально - познавательной деятельности учащихся.

3. Дальнейшее изучение личности каждого ребенка, его физических, психических состояний, семьи.

4. Создание благоприятных условий для развития индивидуальных и творческих способностей детей, членов школьного самоуправления.

5. Продолжать работу по воспитанию у учащихся мотивации здорового образа жизни.

6. Развивать героико - патриотические и нравственные качества.

7. Обеспечивать контроль за учебной деятельностью учащихся класса.

8. Продолжать работу по созданию и закреплению схемы: ученик + родитель+ учитель = друзья.

9. Воспитывать скромность, трудолюбие, порядочность, этическое отношение к окружающим.

10. Использовать методику коллективных творческих дел.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта.

2. Развитие творческих возможностей каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей.

3. Осуществление планомерного контроля за состоянием здоровья учащихся, контроль за причинами пропусков уроков.

4. Формирование основ правил поведения в общественных местах.

5. Воспитание любви к родному краю и к Родине.

6. Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.

© 2010-2022