- Преподавателю
- Классному руководителю
- Инновационные формы работы самоуправления в классе
Инновационные формы работы самоуправления в классе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филиппович Е.А. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Инновационные формы работы самоуправления в классе
Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации деятельности класса, которая обеспечивает развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Функции ученического самоуправления:
- самоактивизация
- организационное саморегулирование
- коллективный самоконтроль
Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение той или иной проблемы, а также систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.
Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.
Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных задач.
Для развития ученического самоуправления необходимо: единство коллектива, наличие воспитательной системы в школе, личный пример педагогов, создание и развитие системы общешкольного самоуправления.
В классе в начале учебного года была создана система самоуправления. Ребята с удовольствием восприняли новую форму работы, активно включились в работу. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное - способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе. Организация работы по разным направлениям позволила мне занять позицию координатора. Ребята активнее стали принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Члены самоуправления имеют право:
- на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;
- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;
- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;
- на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;
- входить в состав других объединений.
Члены самоуправления обязаны:
- действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;
- достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;
- проявлять уважение к старшим;
- уважать взгляды и убеждения других людей;
- уважать достоинство и свободу другого человека;
- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;
- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.
ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Члены самоуправления поощряются за достижения в учебе и спорте, за общественную работу.
Члены самоуправления могут быть наказаны за нарушение Устава школы. К ним могут быть применены следующие меры:
- выговор или замечание;
- лишение права участвовать в общих делах.
УСТАВ КЛАССА
Девиз: «Пусть буря стонет и ревет, а наш девиз: «Всегда вперед!»
Цели и задачи:
- создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
- самовыражение каждого члена самоуправления;
- формирование отношений сотрудничества между учителями и учениками;
- демократизация учебно - воспитательного процесса;
- расширение форм досуга учащихся.
Основные принципы деятельности:
Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью самоуправления, решаются только его членами.
Принцип ответственности: члены самоуправления несут ответственность перед классом, класс несет ответственность перед своими членами.
Принцип равноправия и сотрудничества: каждый член самоуправления на равных правах с другими членами, входящими в состав актива самоуправления, отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, конференциях, собраниях.
Принцип гласности: все решения органа самоуправления доводятся до сведения всех.
Принцип коллективности: любое решение в классе принимается после коллективного обсуждения с учетом разных мнений.
НАШИ ЗАПОВЕДИ:
- учись жить достойно;
- береги природу и учись у нее гармонии;
- уважай других;
- раскрой себя в любой ситуации;
- сам побеждай свои слабости и недостатки;
- отвечай за свои поступки;
- правда - всего дороже;
- помни: сознаться в проступке - мужество, скрыть - трусость;
- в дружбе - сила;
- не бросай товарищей в беде;
- мальчики и девочки - друзья;
- различай «можно» и «нельзя»;
- честный - значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный.
ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Какой ребенок находится передо мной? Как относится к своим обязанностям каждый член самоуправления? С какими трудностями он может он столкнуться? Какой ключик откроет дверь к взаимопониманию и взаимосотрудничеству?
Эти вопросы я ставлю перед собой, когда подбираю методики для изучения и коррекции личности каждого ребенка в классе. На основе наблюдений, диагностики, анализа методик в моем классе можно выделить следующие группы ребят:
1 группа - «яркие». Это ребята, которые сразу обращают на себя внимание. Характерные черты: трудолюбие, любознательность, упорство, самолюбие, желание выделиться. При четкой мотивации и контроле они показали очень хорошие результаты как в учебной, так и в других видах деятельности.
2 группа - «пороховая бочка». Ребята, требующие постоянного внимания. Психологические особенности: вспыльчивость, резкая смена настроений, отсутствие мотивации, недостаточное развитие самоконтроля, неумение трезво оценивать свои поступки. Все это мешает им сохранять ровные отношения с ребятами, адаптации в учебной среде. Естественно, это сказывается и на уровне успеваемости, а также приводит к появлению дисциплинарных проблем.
3 группа - «стабильные». Эти ребята обладают высоким уровнем автономности личности, в классе занимают активно - исполнительную позицию. Отношения со сверстниками ровные. Проблем с учебой и поведением практически не возникает. Они готовы к дискуссии, владеют самоанализом.
4 группа - «неопределившиеся». В эту группу входят ребята, которые при определенных обстоятельствах могут оказаться в любой из трех групп. Психологические особенности ребят этой группы требуют постоянного контроля со стороны родителей и классного руководителя.
ПОРТРЕТ АКТИВА КЛАССА- ЧЛЕНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Анализ результатов позволяет составить своего рода «портрет» членов самоуправления. Для него характерны такие черты:
- сильная потребность к самовыражению и реализации собственных возможностей.
- борьба за лидерство, коллектив индивидуальностей, имеющих высокую самооценку.
- ориентация учащихся на свои собственные жизненно важные цели.
- нестандартный уровень интеллекта и стремление его повысить.
- не всегда совпадение реальной оценки результата и желаемого.
Члены самоуправления в переходном возрасте. Подростки осознают, переживают, но не всегда могут обнаружить источник проблемы. Члены самоуправления отличаются юношеским максимализмом. Поэтому на следующий год на данном направлении работы я перед собой ставлю следующую задачу - научить ребят жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, работать, добиваться успеха, прогнозировать свои возможности; добиваться формирования умений самостоятельно планировать свою деятельность, а также развивать самоконтроль, самоанализ.
ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ
Эта деятельность включает совместную работу с учителями - предметниками по координации усилий в обучении сильных и слабых ребят, по развитию познавательных способностей каждого ученика. Особенно помогает промежуточный анализ успеваемости учащихся. Он позволяет своевременно информировать родителей, организовать контроль посещений дополнительных занятий. Ведется индивидуальная работа с отдельными учащимися. Неплохо ведется работа учебного сектора. Связано это в первую очередь с достаточно хорошим уровнем развития классного самоуправления. Также по данному направлению ведется разнообразная внеурочная работа: классные часы, предметные олимпиады, конкурсы творческих работ. Это обогащает ребят интересными знаниями и мотивирует на исследовательскую деятельность. К сожалению, качество знаний находится не совсем на высоком уровне. Положительным моментом в работе хотелось бы отметить повышение престижности хорошей учебы. Помощь родителей в данном вопросе , мне кажется, может помочь решить многие проблемы. Единство требований со стороны учителей и родителей может дать хорошие результаты. И все же не все еще гладко. Мне кажется, основная проблема кроется в следующем: увеличение числа предметов, полная самостоятельность, необходимость планирования своей работы, самоанализ учебной деятельности, большое количество учебных занятий, - это как раз те трудности, с которыми сталкиваются мои ребята.
ГЕРОИКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Деятельность по данной программе направлена на формирование у учащихмя гражданской позиции, нравственное воспитание личности, на изучение истории своей страны.
В рамках данной программы прошли следующие мероприятия в прошлом учебном году и намечаются в этом:
- классные часы;
- линейка, посвященная Дню Победы;
- конкурс чтецов ко Дню Победы;
- выпуск стенгазеты;
- выступление на районном фестивале - конкурсе;
- проведение конкурса сочинений на военную тему и др.
Хочется отметить, что высокий уровень проведения и организации данных мероприятий потребовал от членов классного самоуправления максимальной отдачи.
Формирование нравственной позиции. Были проведены следующие мероприятия: серия классных часов: «Мой мир и я в нем», «Легко ли быть молодым», «Школа выживания для подростков». Эти классные часы позволили мне выявить проблемы, с которыми сталкиваются ребята, а серьезный доверительный разговор помог нам лучше узнать друг друга. Учу детей не только быть услышанными, но и умению слушать. К сожалению, нравственная позиция класса в целом находится пока не на совсем высоком уровне, но мы не унываем, будем стремиться вперед. А члены самоуправления получили возможность проанализировать уровень сформированности нравственных качеств у себя, работая с разными методиками. Также актуальна еще проблема общения мальчиков и девочек. Поэтому в следующем году я планирую провести тренинг психологического общения.
Хорошо налажена членами самоуправления шефская помощь ветеранам войны и труда. Еженедельно учащиеся класса оказывают посильную помощь своим ветеранам: приносят воды, расчищают снег, убираются во дворе и дома, ходят по их просьбе в магазин за продуктами.
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Деятельность по программе художественно - эстетического развития включала в себя формирование эстетических вкусов и общей культуры учащихся, поиск своей творческой индивидуальности.
С целью формирования общей культуры учащихся были проведены следующие мероприятия:
- посещение кукольного театра и разных постановок;
- посещение спектаклей драмтеатра;
- посещение концерта артистов казахкой эстрады;
- посещение художественной галереи и выставки бабочек;
ЗДОРОВЬЕ
Программа « Здоровье» направлена на обеспечение здоровья школьников.
Ведется профилактическая работа: плановая диспансеризация, профилактика наркомании. Проблема со здоровьем появляются, на мой взгляд, из - за неверной установки родителей, игнорирования уроков физкультуры, малоподвижного образа жизни, дефицита у большинства ребят свободного времени, неумения организовать себя. Все это, как не печально, приводит к ослаблению здоровья, отсюда проблемы с усвоением учебного материала.
В целях воспитания основ безопасности и здорового образа жизни проведены следующие мероприятия:
- классные часы на разные темы: «Правила нашей безопасности», «Полезны ли полезные привычки», «Учись говорить «нет», «Курить или жить?», «Суд над наркоманией» и др.;
- выпущены бюллетени : « Курить - здоровью вредить» и др.
- участвовали в легко - атлетических пробегах, турнирах по шашкам и шахматам;
- экскурсии на природу;
- лыжные вылазки.
Большую работу проделывали члены самоуправления: составляли списки участников пробега, сами участвовали в соревнованиях и т. д.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Хочется отметить помощь некоторых родителей и их активное участие в жизни класса. Помощь оказывается в организации и проведении экскурсий. С родителями класса ведется постоянная работа ( проведение родительских собраний, посещение родителей учащихся на дому). Индивидуальная работа проводится по отдельному плану с родителями, чьи дети испытывают затруднения в учебе, в организации взаимодействия с одноклассниками и учителями. Иногда работа с родителями осуществляется совместно с другими учителями. Ведется индивидуальная работа с родителями, поставленными на внутриклассный контроль. Родителям по необходимости оказывается психологическая и методическая помощь.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1.Большое внимание в воспитательной работе и в работе классного самоуправления должно уделяться индивидуальной работе как с учащимися, так и с родителями.
2.У большинства учащихся класса шкала нравственных ценностей не сформирована до конца, отсюда и проблемы поведенческого плана. Своей основной задачей в этом плане я считаю помочь привести в соответствие их «хочу и могу».
3.Многие ребята стремятся к самореализации как в учебном процессе, так и во внеурочной занятости. Не у всех этот процесс протекает гладко. И все же в классе удалось свести к минимуму проявление агрессии в отношении друг друга. В 6 классе была проведена борьба с «кличками» и «прозвищами». В 7 классе мы живем в классе без «кличек». Это настоящая победа!
4. Осуществляется постоянное взаимодействие с учителями, работала цепочка «учитель - родитель». Благодаря такой форме работы удается осуществлять контроль родителей за успеваемостью, выявлять трудности и вовремя принять меры по их ликвидации.
5. Проводимая целенаправленная работа по направлениям в течение нескольких лет дает основание говорить, что это способствует развитию интеллектуального потенциала ребят, расширению их кругозора.
6. Плодотворной работе в этом году способствовало: четкое планирование мероприятий, хорошие отношения с детьми и их родителями, плодотворное сотрудничество с учителями, наличие классного часа в сетке расписания.
Задачи на учебный год
1. Организация всех видов деятельности, способствующих сплочению классного коллектива.
2. Организация интеллектуально - познавательной деятельности учащихся.
3. Дальнейшее изучение личности каждого ребенка, его физических, психических состояний, семьи.
4. Создание благоприятных условий для развития индивидуальных и творческих способностей детей, членов школьного самоуправления.
5. Продолжать работу по воспитанию у учащихся мотивации здорового образа жизни.
6. Развивать героико - патриотические и нравственные качества.
7. Обеспечивать контроль за учебной деятельностью учащихся класса.
8. Продолжать работу по созданию и закреплению схемы: ученик + родитель+ учитель = друзья.
9. Воспитывать скромность, трудолюбие, порядочность, этическое отношение к окружающим.
10. Использовать методику коллективных творческих дел.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта.
2. Развитие творческих возможностей каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей.
3. Осуществление планомерного контроля за состоянием здоровья учащихся, контроль за причинами пропусков уроков.
4. Формирование основ правил поведения в общественных местах.
5. Воспитание любви к родному краю и к Родине.
6. Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.