Информационная карта педагогического опыта

Развитие активной позиции ученика в образовательном процессе на основе технологий:  проблемного обучения, в усилении мотивации школьного обучения, проведения мини-исследований, создании учебных проектов, обеспечения коммуникативного подхода,  актуализации и обобщения знаний, рефлексии.  За счет максимально самостоятельной деятельности учащихся, применением различных методов и приемов обучения, проведения нестандартных и интересных уроков с решением познавательных задач осуществляется привлечение...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационная карта педагогического опыта


Ф.И.О.

Мочалова Татьяна Леонидовна

Учреждение

МКОУООШ С. Верховонданка, Даровского р-на, Кировской обл.

E-mail - [email protected]

Должность

учитель биологии

Стаж работы

30

1.Тема инновационного педагогического опыта

Метод проектов и формирование исследовательских навыков у учащихся на уроке биологии.

2. Источник изменений

Противоречия:

- между традиционной методикой преподавания и современными требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими саморазвитию личности;

- между необходимостью активизации познавательной деятельности, развитию исследовательских наклонностей ученика и преобладанием анатомо-морфологического материала и большого количества терминов и понятий в содержании школьного курса биологии;

Организация исследовательской работы обучающихся и совместной проектной деятельности на всех этапах обучения биологии.

3. Идея изменений

Развитие активной позиции ученика в образовательном процессе на основе технологий: проблемного обучения, в усилении мотивации школьного обучения, проведения мини-исследований, создании учебных проектов, обеспечения коммуникативного подхода, актуализации и обобщения знаний, рефлексии.

За счет максимально самостоятельной деятельности учащихся, применением различных методов и приемов обучения, проведения нестандартных и интересных уроков с решением познавательных задач осуществляется привлечение внимания к биологии, вызывается любопытство, а затем и любознательность учащихся, активизируется желание ребят к поиску новых знаний.

Учащиеся учатся создавать различные виды проектов, знают их структуру и овладевают приемами исследовательской деятельности, проведением эксперимента и оформлением результатов своей работы

Также использование компьютерных технологий позволяет дополнить существующие наглядные средства обучения, помогает учащимся, имеющим проблемы со зрительным и слуховым восприятием. Роль учителя заключается в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.

4. Концепция изменений:

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса, считаю, является организация проектной и исследовательской деятельности и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом при максимальной самостоятельной деятельности на уроке. Учитель и ученик здесь являются партнерами.

Метод проектов и формирование исследовательских навыков:

  • заметно повышают интерес школьников к отдельным областям знаний, так и к образованию в целом;

  • помогает самореализоваться в дальнейшей жизни;

  • повышает заинтересованность учащихся в учебной деятельности и получения удовольствия от достигнутых результатов;

  • осуществляет партнерство учителя и ученика на уроке;

  • дает возможность использовать различные источники информации;

  • осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности

Преимущества:

- у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

- формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

- интерес к предмету побуждает к чтению биологической литературы, что расширяет их познания в области, данной науки.

Ограничения:

-нет Интернета у учителя дома;

-финансовые затраты на создание авторских средств обучения (краска для принтера, особенно цветная).

Трудоемкость: большие временные затраты на подготовку к урокам (работа в ИНТЕРНЕТЕ, создание презентаций, подбор интересного материала, выбор форм работы и т.д.).

5. Условия реализации изменений

Требования к условиям реализации опыта:

- наличие необходимой материально-технической базы, компьютеры, множительная техника, интернет.

Требования к педагогу:

-постоянное совершенствование профессионального уровня;

-повышение компьютерной грамотности;

- знание структуры разных видов проектных работ.

6. Результат изменений

Результативность опыта:

-разработка рабочих программ по биологии

-успеваемость по предмету «биология»

  • Успеваемость

2010 - 2011 учебный год 100%

2011 - 2012 учебный год 100%

2012 - 2013 учебный год 100%

  • Качество знаний

2010 - 2011 учебный год 60%

2011 - 2012 учебный год 85%

2012 - 2013 учебный год 100%

  • Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах

Олимпиады (муниципальный уровень)

2010 - 2011 учебный год биология призёр

2011 - 2012 учебный год биология призёр

2012 - 2013 учебный год биология призёр

- победитель районного конкурса инновационных идей по теме « Метод проектов и формирование исследовательских навыков у учащихся на уроке биологии»

(2011 год)

-победитель районного конкурса «Учитель года-2012»

- обобщение опыта на окружном конкурсе «Учитель года -2013»

- учащиеся являются победителями и призёрами районного конкурса творческих работ с проектами на тему «Кто он - вирус», «Изучение влияния здорового образа жизни на состояние здоровья школьников», «Верить ли в конец света и почему» и др.

7. Публикации

не имеется

8. Описание инновационного опыта учителя

Девиз опыта: «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность»

(Бернанд Шоу)

Цель: формирование у учащихся поисково-исследовательских творческих умений и навыков в процессе изучения общественно-гуманитарных дисциплин.

Задачи:

  • мотивация к поисковой исследовательской и проектной деятельности;

  • определение в учебной дисциплине проблемно-тематических блоков; актуализация творческого и исследовательского поиска;

  • отработка учебных приемов исследовательской и проектной деятельности на уроке, знакомство с видами проектов и структурой исследовательского проекта;

  • создание мини- проектов и исследовательских работ на уроке и внеурочной деятельности;

  • формирование умений публичной защиты своей работы.

Основой опыта является деятельностный подход, обеспечивающий усвоение содержания биологии и развитие каждого ученика не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности с опорой на внутренние стимулы к учебе и поддерживание учебной мотивации.

Фундаментом опыта служат следующие технологии: опережающего обучения, позволяющая актуализировать вопрос изучения, проблемного обучения, позволяющая существенно изменить педагогические средства, обеспечить творческое усвоение учебного материала, развитие ученика через прохождение четырех звеньев научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний, выражение решения и творческое применение открытых знаний - на этапе воспроизведения.

Динамика формирования учебного исследования.

1. Почему? Что? Как? «Образец исследования» (начальные классы)

2. Продвинутый уровень «Я хочу и могу!» (5-7 классы)

3. Высший уровень «Я знаю как!» (8-9 класс)

Логика исследовательской работы.

  1. Общий замысел (это важно для меня и общества)

  2. Актуализация (выделение противоречий, обозначение проблемы)

  3. Выбор направлений деятельности. Определение гипотезы.

  4. Определение логики, плана исследования.

  5. Выбор средств и методов.

  6. Работа с различными источниками информации.

  7. Оформление работы.

  8. Презентация проекта.

Роль учителя заключается в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.

Экспертное заключение

Ф.И.О. эксперта

Составляющие образования

Ключевые слова

































Форма информационной карты педагогического опыта


Ф.И.О. Чельникова Ольга Михайловна

Учреждение МКОУ ООШ с. Верховонданка Даровского района

Должность директор

Стаж работы 15

1. Тема инновационного педагогического опыта «Роль руководителя в формировании мотивационной среды для профессионального роста педагога»

2.Источник изменений Противоречия между существующей системой профессионального роста педагога и современными требованиями, предъявляемыми к педагогу ФГОС, родителями, детьми, социумом.

Изменение требований к результатам деятельности и условиям их реализации(в том числе и кадровым) ОО в связи с введением ФГОС.

Условия работы в школе стали другими( малая наполняемость классов, сокращение штата, новые средства обучения(интерактивная доска)

Изменился социальный заказ на выпускника школы

Требования к кадровым ресурсам ОО в соответствии с приоритетами государственной политики инициативы «Наша новая школа»

3. Идея изменений

Создание мотивационной среды в ОО приведет к эффективному профессиональному росту педагога и повышению эффективности управления ОУ

Обеспечение непрерывного процесса профессионального роста педагогов приведет:

- к повышению качества образования

  • к организации и совершенствованию инновационной деятельности школы

  • к совершенствованию содержания образования и технологий обучения и воспитания

  • к формированию единого образовательного пространства

-к наличию здоровьесберегающего среды для образовательного процесса

4. Концепция изменений: : создание мотивационной среды в коллективе школы для развития профессионального роста педагогов путем создания системы стимулов

Актуальность

Инициатива «Наша новая школа» предъявляет новые требования к современному учителю. Профессиональный рост педагога- необходимое условие

.

Новизна

Новизна данной заключается в том, что она позволяет создать условия, способствующие самореализации каждого учителя.

Изменение системы управления педагогическим коллективом в области профессионального роста

Создание благоприятной мотивационной среды, которая позволит повысить качество образования

Обеспечивает эффективный образовательный процесс.

Качественно новые решения в управлении профессиональным ростом педагога

Повышение роли педагога в реализации ФГОС

Создание благоприятных условий для творческой самореализации личности педагога.

Ожидания

Профессиональный рост педагога и, как следствие, повышение качества образования

Затруднения в реализации, риски

Ограниченность материальных ресурсов для реализации системы мотивов

Удаленность от образовательного методического центра не позволяет своевременно получать методическую помощь

Средний возраст педагогов составляет -

5. Условия реализации изменений

Наличие системы стимулирования для создания мотивационной среды

Наличие необходимого финансирования,

.

6. Результат изменений Профессиональный рост педагогов

7. Публикации нет

8. Описание инновационного опыта учителя Внутришкольное управление, ориентированное на личностно-профессиональное саморазвитие учителя, требует внедрения системы стимулов, мотивирующих повышение профессионального роста педагога.

Цель: создать условия мотивационной среды для профессионального роста педагога

Мотивы профессионального роста необходимо поддерживать стимулами. Как известно стимулы бывают моральные и материальные. Они одинаково важны. В нашей школе практикуются довольно распространенные стимулы

1. Негативные стимулы (использую очень редко)

2.Материальные стимулы (премия, неожиданный приз, творческий оплачиваемый отпуск,

3.Патернализм (забота о работнике) (методические дни, удобное расписание, проведение юбилея, комплимент, проявление интереса к настроении учителя, здоровью, интересам и т.д.

4. Моральные стимулы.(Почетная грамота, публичное поощрение. печать в районной газете «Слава труду», альбом Почета в краеведческом музее)

5.Организационные стимулы (Самоконтроль качества и результатов работы, удобное расписание, предоставление методического дня

Принципы стимулирования:

1Открытость и объективность.

2Поощрение за результат

3Поощрение, а не на наказание. ( карательные меры по сравнению с поощрением малоэффективны: они в большей степени злят и настраивают педагогов против директора и работы Все-таки поощрение улучшают работу коллектива, а не назидание

4Преобладание и разнообразие нематериальной мотивации.

5Повышение самостоятельности и ответственности( самоконтроль).

6.Индивидуальный подход («адресная» мотивация).

7.Демонстрация связи результата учителя с успехом школы.

8.Принцип системы.

Создание мотивирующей среды в школе

1. Сформулировать результаты, которых добиваемся, довести их до педагогов.(чаще это августовский педсовет)

2. Определение потребности и доминирующих мотивов членов коллектива. Подбор анкет, наблюдение за поведением, анализ содержания высказывания учителей и неформальных тем и бесед, сбор информации о наиболее обсуждаемых проблемах учреждения .

3. Определение факторов рабочей ситуации, которые влияют на трудовую мотивацию сотрудников.

4. Устранение демотиваторов и создание мотивирующей рабочей среды.

5. Подбор конкретных стимулов, соответствующих индивидуальным мотивам сотрудников, целям и возможностям учреждения.

6. Оценка эффективности выбранных мер и их корректировка.

Правила построения системы мотивации.

Приступая к разработке системы мотивации, следует учесть несколько моментов:

  • Надо четко знать, чего хочет добиться директор, внедряя данную систему мотивации.

  • Система должна быть понятной каждому сотруднику.

  • Запустив систему, нельзя ее отменять или перекраивать на ходу. Она должна быть реалистичной и иметь реальный денежный фонд

  • Надо продумать условия применения стимулов.

  • Из системы нельзя делать исключения - это гарантия того, что педагоги будут верить директору.

  • Создание ситуаций воодушевления (Психолог Н.Эннельман дает несколько советов, которые позволяют выработать и поддержать воодушевление:

  1. Проявляйте в общение с окружающими свои положительные качества, будьте дружелюбны и тактичны;

  2. Демонстрируйте понимание и терпимость к окружающим;

  3. В общении с людьми не пренебрегайте юмором и шутками;

  4. Постарайтесь не вступать в спор, даже если вы придерживаетесь другой точки зрения;

  5. Во всем старайтесь видеть положительные стороны;

  6. Стремитесь не быть источником дурных вестей;

  7. Внимательно слушайте собеседников.

Немаловажную роль в создании мотивирующей среды играет личность руководителя. Коллектив, как правило, хочет видеть руководителя, обладающего рядом качеств, которые позволяет организовать комфортную среду, а именно

  • а высокий уровень образования, компетентности в соответствующей сфере деятельности;

  • широта взглядов, эрудиция;

  • поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;

  • высокие моральные стандарты;

  • внутренняя и внешняя культура;

  • честность;

  • справедливость, отзывчивость, заботливость, доброжелательное отношение к людям;

  • умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение, требовательность;

  • контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения;

  • умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими.

Данная система работы по стимулированию позволяет создать мотивационную среду, способствующую профессиональному росту педагога

Условия, при которых складывалась системы мотивирования педагогов нашей школы:

  1. Малая численность педагогов

  2. Средний возраст педагогов

  3. Загруженность педагогов

На сегодняшний день в своей школе я определяю 6 мотивов профессионального роста педагога


  1. Основной мотив ( по Маслоу это высшая потребность человека) самореализации. Каждый педагог, начинающий или со стажем хочет реализовать себя как творческая личность, свой внутренний потенциал. Сделать то, что может только он. Задача директора- поддержать, вселить уверенность, помочь. Формы реализации могут быть разные, для нашей школы наиболее преемлемы следующие:

-участие в районных конкурсах ППО. Почти каждый год педагоги школы участвуют в конкурсах и имеют неплохие результаты

«Урок года» -победитель 2011, «Классная классная,

конкурсе инноваций- победитель2011.призер-2013

, Форуме и т.д.

-участие в районном конкурсе «Учитель года»-победитель2012

- подготовка и проведение районных семинаров по воспитательной работе, где каждый член коллектива представляет свою роль в реализации Программы «Мы -россияне»

2.Мотив личного развития

Регулярно педагоги школы проходят курсовую подготовку в ИРО г. Кирова. Это возможность обогатить себя общением с коллегами области, повысить профессиональный уровень, приобрести опыт.

Учителя школы активно работают в ОМО, РМО. Неоднократно с опытом работы выступала Береснева Г.Г.,Куимова Н.С.

Серьезное внимание уделяется в школе анализу и самоанализу педагогической деятельности. По концу года все классные руководители пишут обстоятельный анализ с опорой на диагностику. Была практика проведения педагогических советов по итогам триместров не ввиде отчета классных руководителей, самоанализа учителя по каждому предмету во всех классах.

3Сильным двигателем профессионального роста педагога является мотив постановки новой задачи. Как правило такие задачи ставятся на августовском педсовете перед всем коллективом- коллективная задача. Или перед педагогом- индивидуальная траектория деятельности учителя на год. Такие задачи часто бывают связаны с изменением Учебного плана, Методической темой школы, личной методической темой педагога, разработкой новых программ, участием в конкурсах профессионального мастерства

  1. Мотив потребности быть в коллективе. Каждый член коллектива активный участник педагогических советов. Часто решения педсоветов бывают непредсказуемы, так как каждый имеет свое мнение по проблеме, затронутой в ходе обсуждения. Работа педагогических советов зачастую заканчивается готовым продуктом: планом, программой, циклограммой, анкетой, диаграммой ит.д. В подготовке любого крупного дела участвует весь коллектив, потому что каждый болеет за результат. В школе нет чужих и своих дел. Все одинаково заинтересованы одной целью- воспитанием, образованием и

развитием детей

  1. В каждом ОУ присутствует атмосфера состязательности. Это становится еще одним мотивом профессионального роста. В условиях нашей школы это может быть методическая неделя, во время которой каждый учитель демонстрирует во время открытого урока свое мастерство. Каждый хочет быть лучшим, чтобы предмет был любимым и интересным.

  2. Мотив любви к детям Во многом отношение к работе учителя зависит от этого личного качества. Профессиональное мастерство часто зависит от нашего отношения к детям

Когда в коллективе создана мотивационная среда


Экспертное заключение

Ф.И.О. эксперта

Составляющие образования

Ключевые слова

Приложение


© 2010-2022