Роль классного руководителя в системе воспитания школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Сообщение

для методического объединения

классных руководителей по теме:

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников».













Подготовила:

классный руководитель 9 класса

Дунаева Е.Е.



2013-2014 уч. год

Центральной фигурой в воспитании ребенка в школе является классный руководитель . Именно он каждый день «прикасается к его личности». Хороший классный руководитель всегда был и остается подвижником.

В деятельности классного руководителя есть большие возможности для эффективного воспитания школьников.

Во-первых, сложная, разветвленная система отношений в классе, если она выстраивается классным руководителем, наличие в жизни класса непредсказуемых, неопределенных ситуаций позволяет ему подготовить ребенка к жизни в сложном мире человеческих отношений. С помощью классного руководителя школьники могут получить опыт построения различных отношений: одновозрастных, избирательных, деловых, однополых и разнополых, межличностных и групповых (коллективных). Опыт отношений воспитанников, основанных на взаимной помощи, взаимной ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении, позволяет развить гуманистические начала в поведении ребенка.

Во-вторых, современные дети нередко испытывают недостаток полноценного общения, содержание которого было бы для них интересным, обогащало бы их. Классный руководитель может создать в классе условия для расширения кругозора детей, для развития их творческих способностей за счет организации разнообразной творческой деятельности, что позволяет воспитанникам самореализоваться и самоутвердиться в познании, игре и труде. Сегодня школьники не всегда могут стать членами различных творческих, спортивных объединений вне школы. Ведь нередко это требует от семьи серьезных финансовых вложений. Естественно, что и возможности классного руководителя в этом аспекте тоже достаточно ограничены. Но за счет разнообразия организуемой им деятельности в классе, создания в нем, театральной студии, краеведческого кружка, посещений музеев, театров, проведения экскурсий можно компенсировать этот пробел воспитания.

В-третьих, перед классным руководителем все чаще стоит задача психологической защиты ребенка от негативных влияний учителей, работающих в школе, семьи и среды. Создать для каждого ребенка психологически комфортную обстановку в классе, такую, чтобы он мог почувствовать свою защищенность, необходимость другим людям бывает очень непросто.

В-четвертых, сегодня в школе есть психологи, социальные педагоги, валеологи, что ставит перед классным руководителем задачу, с одной стороны, его взаимодействия с этими специалистами, а с другой - определение своего собственного места и роли среди них. Возникает необходимость и задача координации деятельности традиционных и нетрадиционных участников школьного воспитательного процесса: учителей-предметников, членов школьной администрации.

Как видим, возможности классного руководителя достаточно велики, но иногда у некоторых классных руководителей возникает соблазн использовать эти возможности для манипуляции ребенком, что недопустимо.

Чтобы реализовать свои многообразные цели, классному руководителю необходимы серьезные личностные ресурсы, которые связаны с его полом, возрастом, интересами, способностями. Оставим за скобками пол классного руководителя. Мужчина в этой роли - редкость. Поговорим о классных руководительницах. Среди них немало универсалов, однако хорошо работающих и с классами подростков, и со старшеклассниками, но нередко классные руководители бывают наиболее эффективны работая с определенным возрастом.

В работе с подростками часто успешными бывают педагоги молодого возраста. Подростки динамичны, деятельны, любят, когда в их играх, походах на равных участвует и классный руководитель.

Существует и другой аспект проблемы, связанной с личностными ресурсами классного руководителя.

Классному руководителю приходится определять свою позицию по отношению к классу. Она должна быть мобильна, т.е. изменяться в зависимости от возраста учащихся. Так, в начальной школе - это «няня», в младших подростковых классах - «руководитель» (руководитель помогает подросткам наполнить их жизнь конкретными делами, в которых они могут проявить свою энергию, силу, сноровку, стремление к романтическому, яркому; их надо учить строить жизнь своего коллектива). В старших подростковых классах - «опекун» (старшие подростки многое умеют сами, все больше стремятся к независимости, самостоятельности, поэтому классный руководитель лишь опекает классный коллектив, побуждает подростков к деятельности, подсказывает им, как лучше, интереснее организовать жизнь класса). И, наконец, в старших классах - «консультант», то есть специалист, дающий квалифицированные советы, так как в 9-11 классах самостоятельность может быть такой, что не требует прямого вмешательства педагога.

Далеко не каждый педагог на протяжении семи лет способен трижды менять свою позицию. Поэтому не так уж хорошо выглядит педагогическая аксиома - хорошо, что у класса на протяжении всех лет школьной жизни один и тот же классный руководитель.

Эффективность деятельности классного руководителя с классом, в первую очередь, зависит от таких качеств, как эмпатия и креативность. В значительной степени она обусловлена и его позицией в воспитательном процессе, которая, в свою очередь, связана с его индивидуальностью, характером его отношений с педагогическим коллективом, предшествующим опытом работы в качестве классного руководителя, с длительностью работы в данной школе, отношением к идеям, положенным в основу воспитательной системы школы.

Факторы, положительно влияющие на результативность деятельности классного руководителя:

  • Коллективный характер педагогической деятельности воспитателей;

  • Позитивное отношение педагогов школы к необходимости решения школой проблем воспитания;

  • Специфическая организация классного руководства, заключающаяся, прежде всего, в доминировании определенных воспитательных технологий в его деятельности;

  • Атмосфера педагогического комфорта в школе;

  • Его осознанное участие в совершенствовании ее воспитательной системы;

  • Наличие собственной для каждой школы системы методического обучения классных руководителей.

Современная психология позволяет ориентировать классных руководителей на принципы, которые дают возможность ему использовать класс в личностном развитии ребенка. Это принципы диалогизации, проблематизации, персонификации и индивидуализации.

Какой же педагог может быть классным руководителем? Кроме формальных критериев существует и критерий неформальный. Это педагог, который помнит свое детство на уровне эмоциональных ощущений. Помнит, что он испытывал. Когда ему поставили несправедливую оценку, не взяли в команду КВН или, наоборот, объявили благодарность перед классом, похвалили на родительском собрании. Безусловно, классный руководитель должен многое знать, но и должен многое чувствовать.

Идеальным является вариант, когда оба - и взрослый и ребенок - не теряя своей идентичности подходят к границе своих «территорий», и именно на ней происходит взаимодействие, общение.

© 2010-2022