Конкурсные материалы на тему «Я-учитель. Моя педагогическая философия»

Конкурсные материалы, написанные в форме эссе,  обобщают опыт моей работы учителем истории и обществознания в двух школах Чебаркульского муниципального района Челябинской области за прошедшие 26 лет моей трудовой биографии. Конкурсные материалы были представлены на участие в региональном проекте партии «Единая Россия»- «Народный учитель Челябинской области», проводимого в октябре 2010 года, в котором  я стал победителем и был удостоен диплома за первое место в номинации «Учитель-новатор». Конкур...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я- учитель.

Профессия моя! Тебе моё призванье!

В любви большой, бессмертной, бескорыстной.

И хоть трудна дорога воспитанья,

Но это путь прямой, святой и чистый.

Душа ребёнка - чистая слеза,

В ней и тепло, и свет, и откровенье,

И искренность, доверчивость в глазах!

И ожиданье доброго общенья.

Но, чтобы душу детскую понять,

При этом не поранить, не обидеть,

Как много сил нам надо отдавать,

И чутким быть, и многое предвидеть!..


Если сказать честно, то никогда не думал, что стану педагогом. В детстве мечтал стать кем угодно, но только не учителем. Но судьба распорядилась иначе. В школе благодаря моим любимым учителям Воронцовой Эре Григорьевне и Давыдовой Светлане Филипповне я заинтересовался историей. Сразу после школы я поступил учиться и через 5 лет успешно закончил историко-педагогический факультет Челябинского государственного педагогического института. Даже двухлетняя служба в рядах Советской Армии после 2 курса института не смогла прервать моё желание стать учителем истории. После окончания института я по распределению приехал работать в ставший для меня родным Чебаркульский район, в Филимоновскую школу, где за 14 лет своей трудовой деятельности ещё больше полюбил профессию учителя. Это был период накопления опыта, выработки дополнительных навыков, пополнения методического багажа, усвоения новых программ. Для меня эти годы были годами и поиска, и утверждения своих позиций. В них были годы интенсивные, были годы затишья, моменты разочарования, миги радости и удовольствия, но оставалось неизменным одно - стремление к саморазвитию, достижение большего, постижение высшего. Именно здесь проявилось моё желание самоутвердиться и самореализоваться, участвуя в различных профессиональных конкурсах, в т.ч. областных фестивалях педагогических идей и инноваций, где я cтановился призёром и был награждён дипломами. С первых дней работы в школе я понял, что нужно проявлять неподдельный интерес к жизни детей, что любовь воспитывается любовью, доброта - добротою, тепло - теплом и что необходимо чувствовать ответственность за судьбу каждого ребенка. Свою главную учительскую и человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ученику стать свободной, творческой и всесторонне развитой личностью. Надо стремиться быть всегда интересным: видеть то, что не видят другие, слышать то, что недоступно другим, уметь отзываться на то, что порой не замечают другие.

Главной целью моей деятельности в решении задач поставленной проблемы является воспитание современного, цивилизованного, а значит, толерантного человека- гражданина и патриота своей Родины. Или в более практическом плане- подготовка учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве. Моим кредо в отношении преподавания истории и обществознания является девиз «Учить детей истории так, чтобы она учила их мудрости жизни». Главное, к чему стремлюсь - прививать ребятам глубокий интерес к истории, прививать каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализировать исторические факты и заниматься поиском аргументов в дискуссиях. Для реализации поставленных задач и целей стараюсь использовать эффективные формы обучения: уроки-лекции, уроки-беседы, семинары, выступления с сообщениями и докладами.

12-й год я работаю в Сарафановской школе, где достиг ещё больших успехов в своей профессиональной деятельности. Важной вехой в моей биографии стал второй год работы в новой для меня школе. Имея за плечами лишь два месяца профессиональной деятельности по своей специальности в новых для меня условиях(первый год работал учителем биологии и химии), решился участвовать в первом проводимом в районе конкурсе педагогического мастерства «Лучший по профессии», посвящённом 70-летию Чебаркульского района. Я стал вторым, показав лучшие результаты при проведении урока и внеклассного мероприятия. Этот конкурс дал мне большой толчок в профессиональном росте, он познакомил меня с интересными людьми.

А моим высшим достижением при работе с детьми считаю признание и уважение со стороны учащихся, коллег по работе, методобъединения учителей истории и РУО Чебаркульского района, Министерства образования и науки Челябинской области. За время работы в Сарафановской школе мне была присвоена высшая квалификационная категория. Я занимался вместе с детьми проектной и исследовательской деятельностью, мы участвовали в конкурсах социально- экономических проектов трудовых подростковых отрядов Чебаркульского муниципального района. Наш проект на тему «Организация краеведческого музея в Сарафановском сельском поселении» дважды был отмечен Главой Чебаркульского муниципального района Н.И. Новосёловым, а трудовой подростковый отряд «Ребята нового века» за активное участие в районном конкурсе был награждён дипломами и ценными подарками за 3 место (Трудовое лето 2007») и 2 место («Трудовое лето 2008»). Проект, расчитанный на три года был не просто написан, а реализован в полном объёме. Вместе с председателем Совета ветеранов Сарафановского сельского поселения Тамарой Николаевной Поповой, в тесном содружестве с ней, был создан краеведческий музей в селе Сарафаново, а в школе появился краеведческий уголок. Постоянно идёт работа по накоплению и оформлению краеведческого материала, в этом большую роль играют школьные краеведческие конференции, проводимые ежегодно под моим руководством в ходе месячника военно-патриотического воспитания в течении 5 лет. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в районной конференции исследовательских работ и занимают призовые места (за 6 лет одно 1 место, два 2 места, три 3 места) В школе собран уникальный материал о её героических выпускниках- Герое России Ю.П.Яковлеве и трагически погибшем в Чечне при исполнении воинского долга Александре Дмитриеве.(Два 3 места) Много ценной информации содержится в исследовательских работах «Сарафаново- село моё родное», занявшей 1место; «Наши земляки- участники Афганской войны, их судьба в истории страны», занявшей 3 место.

Исследовательской деятельностью по составлению своего родословного древа и написанию творческих работ «Судьба семьи в судьбе страны и Чебаркульского района» занимаются учащиеся не только среднего и старшего звена, но и младшеклассники, участвуя в проводимых в школе конкурсах творческих работ, а лучшие из них принимают участие в районных конкурсах исследовательских работ. Достаточный опыт накоплен мною и в таком важном деле, как классное руководство. Терпение и отзывчивость, любовь к детям и умение общаться с ними, твёрдость и решительность характера, уверенность в себе - эти незаурядные качества помогают мне в работе с детьми. Результатом проведения разнообразных мероприятий, бесед, коллективных творческих дел стало создание благоприятного психологического климата в классе. Работу с родителями считаю очень важной, основными целями определил для себя следующие: повышение педагогической культуры родителей, пропаганду опыта успешного семейного воспитания и т.д.

Важным направлением в воспитательной работе является решение нравственных задач, связанных с ориентацией ребёнка на критерии добра. Патриотизм, семейные ценности, этические нормы, социальная адаптация учащихся в обществе - эти направления входят в воспитательную программу

Формы работы при этом я использую самые разнообразные - ролевые и деловые игры, инсценированные представления, диспуты, беседы, экскурсии, круглые столы, познавательные досуговые программы, викторины, тематические вечера и многое другое. Как классный руководитель, большое внимание уделяю также укреплению физического и психического здоровья, воспитанию у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.

Являюсь я руководителем школьного методического объединения учителей обществознания, естествознания и физической культуры, оказываю методическую помощь коллегам. Вся моя методическая работа направлена на поиск путей повышения эффективности обучения и воспитания через использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, проблемное обучение, проектные методы обучения, технология модульного обучения, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии). Распространение опыта на школьном уровне происходит в разных формах: участие в предметных и методических неделях, творческих и профессиональных конкурсах, проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, выступления на методсоветах, методобъединении классных руководителей, педсоветах. Опыт работы востребован и на муниципальном уровне, я активно участвую в работе районного МО учителей истории и обществознания. Одно из моих высших достижений- 1 место в областном конкурсе «Растим патриотов России», в котором я участвовал в 2013-2014 учебном году. Хочу сказать, что я благодарен судьбе, т.к. получаю огромное удовлетворение от работы в школе. Ведь школа - самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг - это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик - это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать.

26 лет назад, когда я впервые переступил школьный порог в качестве учителя, мне сразу показалось, что профессия мною выбрана правильно. День за днём, урок за уроком мне доказывали, что я люблю детей. А раз люблю, значит научу. Тем более, мне кажется, что любовь эта взаимная.

Наверное, я мог бы стать юристом, экономистом или кем-то ещё, но я стал учителем. И хотя многие мои родственники и знакомые говорят о том, что в моей профессии нет ни денег, ни почёта, я всё равно считаю, что она самая лучшая. Они не понимают того, что для них учитель - просто слово, а для меня - это целый мир!

А ещё я мог бы жить в Челябинске, где родился и прожил больше половины своей жизни, но я живу в Сарафаново, в ставшем родным Чебаркульском районе. Хочу учить детей так, чтобы они успешно защищали честь своего района, своей Малой Родины и любили свой район так, как люблю его я. Я хочу, чтобы они успешно сдавали экзамены, поступали в престижные ВУЗы, побеждали на олимпиадах и были конкурентноспособны. Именно поэтому, одним из главных направлений в моей деятельности является работа с одарёнными детьми. За время моей педагогической деятельности многие мои ученики поступили в самые различные ВУЗы, участвовали в областных олимпиадах. Как классный руководитель и учитель истории и обществознания, я выпустил из школы трёх серебрянных медалистов.

Более 25 лет назад я сделал свой выбор, и не жалею о нём, хотя прекрасно понимаю, что за любой радостной встречей с учениками стоит кропотливый труд, огромная работа души. Ведь учитель в школе не только для того, чтобы передать ученику свои знания, он - наставник, старший товарищ, мудрый, чуткий и отзывчивый. Не всегда удаётся достичь желаемого, иногда опускаются руки и хочется плакать. Но когда ученик, уже нашедший свое место в жизни, приходит к тебе с букетом цветов и говорит простые искренние слова благодарности, понимаешь, что твой труд оказался не напрасным, тебе удалость воспитать Человека, и он признает ту роль, которую ты сыграл в его жизни. Это стоит бессонных ночей и потраченных нервных клеток. Ради таких минут я и работаю. Не за горами окончательный выход на пенсию (сегодня ровно год, как я стал пенсионером по выслуге лет), завершение моей педагогической деятельности. И я очень рад, что по моим стопам учителя истории и обществознания пошла работать одна из моих учениц, которая будучи на пороге выпуска из школы задала мне вопрос «Легко ли быть учителем истории?» «Думается, что не просто- ответил я- ведь преподавание истории сопряжено для учителя с особыми трудностями. И это - специфика не только сегодняшнего времени». Но в отличие от ХIХ века, да и советского периода нашей истории, трудности преподавания связаны не с прессом официальщины и цензуры, а, напротив, с обилием точек зрения, многоголосицей в оценке недавних исторических событий. Но учитель истории, проработавший в школе, хотя бы 15 лет, уже успел освоить несколько комплектов учебников, имеющих разные подходы и оценки к историческому прошлому. И ему гораздо легче, чем начинающему работать учителю. Моя ученица стала не просто учителем истории, после окончания института она осталась на своей Малой Родине, работая на благо родного Чебаркульского района. А сегодня профессию учителя истории в родном Челябинском Государственном педагогическом университете получает ещё одна моя ученица, которая обучаясь в школе была неоднократным призёром и победителем муниципального тура олимпиад по истории и обществознанию. И всё-таки легко ли быть учителем истории сегодня? Трудно! Думаю, с этим согласятся все мои коллеги. Но при этом, тут же ответят: «Но и интересно!» И с этим, непременно, соглашусь и я. И пусть у меня никогда не будет высокой зарплаты, виллы и яхты, зато у меня будут сотни учеников, моих учеников, в которых я вложил частичку себя. В кого-то совсем крохотную, маленькую, в кого-то большую, а даст Бог - огромную. Разве может быть на свете что-либо счастливее этого богатства? Конечно же, нет! И я в этом полностью убежден. И именно от этого хочется жить, любить, творить, созидать и прощать!

Учитель истории и обществознания МОУ СОШ д. Сарафаново Куренков А.А. 15 февраля 2015 года

© 2010-2022