Конспект классного часа на тему Моей семьи война коснулась

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое внеклассное мероприятие «Моей семьи война коснулась».

Целями мероприятия являются:

  • Воспитание духовных ценностей - любви к Родине, верность гражданскому и воинскому долгу, честность и человеколюбие.

  • Знакомство с историей и героями Отечества через события, связанные с героическим наследием нашего народа.

  • Организация праздника для ветеранов Великой Отечественной войны и труда, приобщение подрастающего поколения к чествованию победителей фашизма.

  • Расширение кругозора обучающихся.

Задачи:

  • приобщить подрастающее поколение к изучению исторического прошлого нашей страны, приобщить их к истокам героизма, укрепить живую связь времен и поколений;

  • создание атмосферы психологического комфорта и условий для развития эмоциональной, коммуникативной, эстетической культуры обучающихся;

  • развитие творческих способностей обучающихся и чувства коллективизма.

Личностно-значимые проблемы:

  • разностороннее развитие личности обучающихся и подготовка их к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры: Родина, патриотизм, единство поколений.

Ожидаемый воспитательный эффект:

  • Формирование у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению.

  • Воспитание гражданина, преданного Отечеству, готового служить ему и защищать его интересы.

  • Воспитание культуры общения, развитие способностей аргументировать высказанные положения, дисциплинированности.


Необходимая подготовительная работа:

  • Разработка плана проведения и сценария мероприятия.

  • Подбор фото-, видео- и документальных материалов, необходимых при подготовке мероприятия.

  • Сбор информации: кто из родных и близких людей участвовал в ВОВ, кем приходится вам, как звали, остался жив или погиб, где воевал, или находился в тылу, какие награды имеет и т. п.

Оборудование и оформление:

Ноутбуки, проектор, экран.

Данное внеклассное мероприятие проводилось с учениками 6«А» класса.

Дата проведения: 23.04.2015

Время проведения: 13.50 - 14.35

(Ученики сидят по группам, в классе расставили парты в три полукруга).

Видеоклип: музыка Ян Френкель, слова Расула Гамзатова, исполнение Марк Бернес: «Журавли».

Почти 70 лет наша страна не видела ужасов войны. Но в этой светлой полосе мирной жизни были черные годы войны в Афганистане и в Чечне, где гибли наши соотечественники, молодые ребята.

Ребята мы начали нашу встречу с песни Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли», посвященной солдатам, погибшим в Великой Отечественной Войне.

«Журавли» - это песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная.

Слайд№1,2: «Девочка с журавлем в руках»

А знаете ли вы, что стихотворение, на основе которого была создана известная во всем мире песня, имеет свою предысторию? В 1965 году Р. Гамзатов гостил в Японии, где принял участие в траурных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине ядерной бомбардировки Хиросимы. Тысячи женщин в белой одежде (в Японии это цвет траура) собрались в центре города у памятника девочке с белым журавлем - Садако Сасаки. Когда на город сбросили атомную бомбу, Садако было всего два года. Отравленные радиацией воздух, вода, земля отняли жизненные силы Садако, и она заболела тяжелой лучевой болезнью - лейкемией или раком крови. Девочка не оставляла надежды на исцеление. В Японии существует обычай: если сделаешь тысячу белых журавликов из бумаги - исполнится твоя заветная мечта. В госпитале она вырезала из бумаги журавликов, веря в легенду, что, когда их будет тысяча штук, наступит выздоровление. Вырезать птичьи фигурки ей помогали одноклассники и многие другие люди. Мечта Садако стала мечтой тысяч людей. Но болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Садако умерла 25 октября 1955 года…

До сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов на мемориал Мира в Хиросиме с надеждой на мир. И этих журавликов складывают в большие стеклянные ящики, стоящие вокруг памятника Садако.

Поэта поразила эта история, и он написал стихотворение «Журавли» на родном аварском языке, сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел актер и певец Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Он обратился к своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку. 8 июля 1969 года Марк Бернес приехал в студию. Во время записи у Бернеса в глазах стояли слезы.

Через много лет песня «Журавли» в исполнении Ансамбля им. А. В. Александрова прозвучала в Японии. Так белые журавли из древней легенды возвратились в страну, где Расул Гамзатов увидел памятник маленькой девочке с журавлем в руках, ставшей жертвой самого страшного в мире оружия.

Образ летящих журавлей одинаково близок тем, кто вспоминает бои под Сталинградом и тем, кто шел на штурм Грозного, и тем, кто сегодня стоит на защите нашей Родины.

Ребята, мы с вами приготовили бумажных журавликов. В память о погибших в годы ВОВ предлагаю вам написать на них слова благодарности тем, кто отстоял нашу землю и прикрепить журавликов на листок памяти.

(Звучит песня «Журавли», ребята на заранее заготовленных бумажных журавликах делают записи и приклеивают их на листок памяти)

Наверное, нет семьи в России, которой не коснулось бы горе той или иной войны.

- Откуда мы узнаем о тех событиях? (ответы детей)

Слайд №3: «Молодые рабочие, мобилизованные в ряды Красной Армии, отправляются в расположение своей части»

На рассвете 22 июня 1941 года на нашу страну вероломно, без объявления войны напала фашистская Германия. Целью ее было уничтожение нашего государства, захват и ограбление народного хозяйства, физическое истребление советских людей, а также захват наших земель. Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Наступили долгие, мучительные дни и ночи Великой Отечественной войны.

Слайд №4: «Горящий Сталинград. Зенитная артиллерия ведет огонь по немецким самолетам»

Война это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война - это разрушенные и сожженные города, и поселки нашей страны.

Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, - это 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.

Продолжалась Война - 1418 суровых дней.

Слайд №5: «Испуг детей в Сталинграде во время бомбежки» (Звук падающих бомб)

Война - это слезы, страдания, испуг, смерть детей. Но не только на фронте совершались подвиги. «Войну выиграли не только те, кто смотрел через прицельную планку на врага, но женщины и дети, которые дневали и ночевали в цехах, и выпускали гранаты, мины, снаряды.… Женщины, дети и старики, которые выпускали самый мощный снаряд, имя которому - хлеб». В глубоком тылу люди совершали невозможное. Сутками стояли у станка, чтобы как можно больше изготовить снарядов, техники для разгрома фашистов. А главное - спасали самое дорогое - детей.

В войну осиротело много ребятишек. Их отцы погибли на фронте, а матери - от фашистских бомбежек. Детей - сирот увозили в глубокий тыл, подальше от смерти и ужасов войны. Детские дома были переполнены. И тогда люди усыновляли детей, по 15, а то и по 30 человек брали в семью и воспитывали их. И это тоже подвиг.

Слайд № 6,7,8: «Фотографии из семейных альбомов»

У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые пожелтевшие фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки: молодые и не очень, улыбающиеся и строгие, грустные и серьезные. Это поколение, прожившее трудную, яркую, героическую жизнь.

И я попросила вас вместе с родителями пролистать семейный альбом. И принести ксерокопии фотографий и документов ваших родственников, участников ВОВ, собрать о них информацию.

Как вы думаете для чего? (ответы детей)

Тема нашего классного часа: «Моей семьи война коснулась».

И сегодня мы с вами узнаем, какое отношение имеют ваши родственники к истории нашей страны, почувствуем нашу сопричастность к историческим событиям.

Вы - четвертое поколение, живущее после тех, кто воевал в годы ВОВ. Хорошо, что эта страшная война так далека от вас, и мы должны всегда помнить тех, кто отдал свои жизни, чтобы подарить нам мирное небо, счастливое детство. Ведь среди них были близкие нам люди, наши прадеды, которые сражались и погибали на войне.

Кто хочет рассказать о своих родственниках, земляках, односельчан погибших на войне? (ответы детей- Хамкова Ирина)

Слайд №9,10: «Фронтовые письма»

Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

Это голоса, которые никогда не умолкнут, как бы далеко ни отодвинулось время. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.

Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник - это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Вот такие письма получали в годы войны.

У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями.

Слайд№11: «Письмо А. Голикова жене»

На сцену выходит 1-й чтец: «Письмо А. Голикова жене».

(Полищук Константин - разворачивает самодельный бумажный треугольник, берёт письмо и читает его, обращаясь к классу).

«Милая Тонечка!


Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно... Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она - могила-то?».

1-й чтец: Александр Голиков и его товарищ Павел Абрамов погибли в этом бою 28 июня 1941 года. Их похоронили местные жители. На могиле героев установлен обелиск.

(1-ый чтец занимает своё место)

Ребята я предлагаю вам проникнуться атмосферой тех лет и написать письма фронтовикам. В них вы можете выразить сочувствие, переживания, пожелания, все то, что переживаете в этот момент. Наши письма мы сложим, и отправим в прошлое как светлую память!

(Звучит фонограмма песни: «Темная ночь» М.Бернес. Ребята пишут письма).

Тема войны о ней написано много художественных произведений, много снято фильмов. Но проходят годы, уходит святость тех лет. К сожалению, даже есть города, где сносят и оскверняют памятники и братские могилы. Но замирает сердце перед величием подвига тех 1418 дней и ночей. И если вы при подготовки нашего мероприятия прочувствовали связь поколений, если эта работа сплотила ваши семьи, то наша цель достигнута. И я уверена, что вы будете всегда помнить и чтить подвиг советских людей и с уважением относиться к событиям войны, ведь теперь вы точно знаете, что среди них есть и ваши родные.

Несмотря на все усилия немцев 1 мая 1945 года над рейхстагом взметнулось Знамя Победы, а поздним вечером 8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Закончилась война! 4 года шла война - это 1418 дней! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших людей!

Слайд№12: «Встречающие демобилизованных воинов на перроне Белорусского вокзала в момент подхода поезда» (играет марш «Прощание Славянки») (небольшой рассказ об авторе -В.И.Агапкине, создателя этого легендарного марша).

Итог и рефлексия.

Закончите предложения:

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я знаю…

  • я научилась…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Если по каждому погибшему из 27 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года! Если бы каждый, услышав сигнал, смог остановиться и почтить память погибших на войне минутой молчания, смог понять, почему он остановился и замолчал, смог подумать в эту минуту о тех, кто отдал свою жизнь за Отечество, то тогда можно с гордостью говорить о том, что люди не забыты, подвиги их живы… Вспомним всех, кто положил свою жизнь на алтарь Победы, поклонимся им низко... Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины!

Минута молчания. Прошу всех встать. Все встают.

Слайд№13: Вечный огонь.

(Метроном)

Садитесь. И закончить наш с вами классный час я хотела бы просмотром видеоролика.

При подготовке и проведении классного часа использовались:

  1. Видеоклип о войне.

  2. Презентация: «Моей семьи война коснулась».

  3. «Журавли», муз. - Я.Френкель, стихи - Р.Гамзатов.

  4. «Тёмная ночь», муз. - Н. Богословский, стихи - В. Агатов.

  5. «Метроном - звук в формате МР3».

  6. Марш «Прощание Славянки» автор В.И.Агапкин.

  7. «Падающие бомбы- звук в формате МР3».


Анализ проведенного мероприятия.

Классный час, который был проведен с детьми, посвящен Великой Отечественной Войне. Это наша история, наша боль, наша надежда.… На протяжении всей нашей жизни мы должны беречь и хранить этот подвиг. 2015 год, является знаменательным, в этом году мы отмечаем 70 - летие Победы советского народа над фашисткой Германией, в связи с этим событием был проведен классный час.

Класс был поделен на три группы, это сделало обстановку уютнее и дети чувствовали себя раскрепощенными. Так же расстановка парт помогала лучше видеть друг друга и проектор. В подготовке классного часа дети приняли активное участие. Перед тем как провести классный час, я дала детям задание: собрать информацию в своей семье кто из родных и близких людей участвовал в ВОВ, кем приходится вам, как звали, остался жив или погиб, где воевал, или находился в тылу, какие награды имеет. Это задание оживило детей, они почувствовали ответственность, гордость за себя, за свою семью.

Я считаю, что мероприятие прошло успешно.

  1. У меня получилось достичь обратной связи с детьми: я занималась организационными и историческими вопросами, они - сбором информации в своей семье - это помогло нам как можно больше взаимодействовать вместе и чаще вступать в контакт. Например: дети рассказывали про родственника и часто спрашивали, как это было в истории, сохранились ли какие реквизиты войны.

  2. Все дети на протяжении всего классного часа были заинтересованы и очень активны, материал был подобран по возрасту и не был сложным для ребят.

  3. 2015 год объявлен годом литературы, этот факт не проходит мимо истории, поэтому мы, немного затронули это событие. Мы поговорили о песни «Журавли», тем самым узнав историю её написания. Послушали музыку, слова. Так же обратились к другой стране (Японии) и узнали несколько исторических фактов: сброс атомной бомбы на Хиросиму и Нагасаки, в Японии белый цвет - это цвет траура и рассказ о девочке Садако Сасаки. Также рассказала о написании легендарного марша «Прощание Славянки», автобиографии автора - В.И.Агапкина, уроженца Рязанской земли.

  4. Большой плюс оттого, что присутствовали мультимедийные технологии.

  5. Занятие проходило в классе 6 «А», который является кабинетом литературы. На протяжении всего мероприятия мы сумели прочувствовать дух военной атмосферы.

Все наше занятие было направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, на мой взгляд, мы справились с этой задачей.

Предметные результаты: познакомить учащихся с формой написания фронтовых писем, пожеланий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную вне урока.
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться
и задавать вопросы.

Личностные результаты: умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.

В ходе мероприятия я сделала вывод, что детей интересует история родных и близких - героев Великой Отечественной войны, нашей Родины. Все дети смогли с гордостью высказаться и почтить память погибших в Великой войне. Дети являются патриотами своей страны, что очень приятно. Они знают своих героев и могут доступно объяснить историю войны. Было видно, как дети переживают, когда смотрят фотографии, видео; слушают чей - то печальный или веселый рассказ. Все дети написали пожелания на журавликах и отправили письма «на фронт». Это было очень трогательно, никто не остался равнодушным.

Мне было очень приятно, что дети интересуются событиями своей страны, знают своё прошлое, являются патриотами и не являются бездушными детьми. Мы выполнили все поставленные в начале классного часа цели и задачи.

Минусом является то, что в наших семьях осталось так мало фотографий, писем, орденов.



Василий Иванович Агапкин родился 3 февраля 1884 года в простой крестьянской семье в деревне Шанчерово Рязанской области. Вскоре семья переехала в Астрахань. Он очень рано потерял мать и отца, был вынужден даже просить подаяние. Его судьбу перевернула встреча с военным оркестром. Василий уговорил мачеху показать его капельмейстеру 308 резервного Царева батальона. Спустя короткое время десятилетний воспитанник оркестра, обладающий абсолютным слухом; корнетист Агапкин уже выступал наравне со всеми, а еще через четыре года был признан лучшим корнетистом полка. Первое публичное исполнение легендарного марша «Прощание славянки» состоялось осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре полка, в котором служил Василий Иванович. Скончался в 1964 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. На его памятнике высечены первые ноты легендарного марша.


Звук метронома - это особый атрибут Дня Победы для каждого жителя блокадного Ленинграда; его звук и сейчас узнает любой житель Петербурга. В тяжелейшие 900 дней блокады Ленинграда ни на минуту не затихали звуки метронома, извещающие каждого жителя о том, что город живёт; что город дышит. С 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года в городе звучал метроном - сердце Блокадного Ленинграда. Звук метронома звучал по радиотрансляционным сетям каждый день, и все знали: Ленинград не сдался! Эти звуки придавали жизненные силы изможденным осадой ленинградцам...


© 2010-2022