Родительское собрание ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактикапроблем. Задачи: ·        ознакомить с психологическими особенностями пе­риода адаптации; ·        проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы; ·         выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем. Форма проведения: консилиум. Участники: классный руководитель, родители учащихся 5 класса, школьный психолог, учителя ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ


Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактикапроблем.

Задачи:

  • ознакомить с психологическими особенностями пе­риода адаптации;

  • проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы;

  • выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Форма проведения: консилиум.

Участники: классный руководитель, родители учащихся 5 класса, школьный психолог, учителя - предметники.

Подготовительная работа:

  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью, обработка результатов.

  • Приглашение родителей на собрание.

  • Беседа с учителями-предметниками.

  • Сделать мультимедийное сопровождение собрания.

  • Приготовить бейджики с именем, отчеством участников собрания.

  • Приготовить памятки, буклет родителям по теме собрания.


Ход собрания


1. Вступительное слово классного руководителя

Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он по­взрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять тре­бования средней школы и приспособиться к ним.

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого пе­риода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

2. Активизирующая игра «Я - пятиклассник»

Классный руководитель. Проведем небольшую размин­ку. Представьте, что вы снова пятиклассник. Вспомните, какие труд­ности и страхи испытывали вы сами?

(Учитель передает мяч родителям, они возвращают его с ответом на вопрос.)

Совершенно верно, то же самое испытывают и наши дети. В боль­шинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

• непривычное расписание (новый режим);

• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

• новые дети в классе (или я сам в новом классе);

• новый классный руководитель;

• в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;

• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Об особенностях адаптационного периода и возрастного разви­тия расскажет школьный психолог.

3. Выступление психолога по теме собрания «Особенности адаптационного периода и возрастного разви­тия подростка»

4.Классный руководитель об особенностях адаптационного периода.

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребен­ка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. е. мышление в понятиях и это способствует возникно­вению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоот­ношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего свя­заны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не со­ответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учите­лей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в бы­стром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информа­тикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать сво­бодное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждают­ся в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, ро­дители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоци­руют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от ин­теллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

4. Проблемы школьной адаптации.

( Проблемы демонстрируются на экране)

Проблема 1. Изменение условий обучения.

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что спосо­бен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетра­дей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметни­ков. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс. Тогда ко всему вы­шесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.

Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок, и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволну­ешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

Проблема 2. Изменение требований.

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требова­ний разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «ме­лочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотно­сить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъ­являемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения за­даний.

Проблема 3. Отсутствие контроля.

Всю начальною школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контроле­ра. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напом­нит, что надо сделать домашнее задание, другому - чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживалось выполнение всех заданий всеми уче­никами. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка созда­ется впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзор­ность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведе­нием ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков, отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей агрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опь­янение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

Чем можно помочь?

Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может оби­деть вас, дорогие родители. «Как же так, - скажете вы, - ведь надо искать индивидуальный подход ко всем ученикам в классе!» Конечно, доля истины в этом есть, и учителя прилагают максимум усилий. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, опять-таки най­дите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность Работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не кон­тролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и проб­ный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с уче­том требований учителей.

Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особен­ностях своего ребенка.

Проблема 4. Пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной шко­ле эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было заме­чено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отсле­живания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не по­нять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу труд­но понять, что именно из пройденного материала вызывает слож­ность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в ус­воении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мель­чайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упраж­нение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность уви­деть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению ма­териала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: все эти переживания естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям, учителям надо быть внимательнее и добрее к ребятам.

Рекомендации для родителей. (см. приложение и на экране)

5. Выступление психолога.

Анализ результатов психолого-педагогического исследования

на тему « Адаптация пятиклассника к новым условиям»

6. Анализ результатов анкетирования учащихся

Классный руководитель.

Мы ознакомились с мнением ученых, вспомнили свои ощущения этого возраста. Что же чувствуют наши дети? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью, было проведено исследование, результаты которого я сейчас представлю.

(Рассказывает об итогах анкетирования.)

Классный руководитель. Для того чтобы более объек­тивно оценить процесс адаптации, необходимо знать мнение учи­телей-предметников, с которыми предварительно была проведена беседа.

(Мнение отсутствующих учителей доводит до сведения родителей классный руководитель.)

7. Подведение итогов собрания.

Давайте подведем итог всему выше сказанному. Для того чтобы пятиклассник легко и быстро приспособился к новым условиям средней школы важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

  • навыки общение и достойного поведения с одноклассниками;

  • навыки уверенного поведения;

  • навыки совместной (коллективной) деятельности;

  • навыки самоподдержки;

  • навыки адекватной оценки собственных возможностей.

При наличии всех этих умений и навыков возможно решение задач развития пятиклассников:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

  • формирование умения учиться в средней школе;

  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими;

  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.

И наша с вами задача помочь нашим детям безболезненно пройти период адаптации в среднем звене.

Вопросы родителям: Что было самым интересным и полезным сегодня на собрании? Какие выводы вы сделали для себя? Спасибо за ответы.

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за совместную деятельность, надеюсь на дальнейшее взаимопонимание.

В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки и буклет с кратким конспектом нашего собрания.

Приложение.


Методика изучения удовлетворенности

учащихся школьной жизнью

Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, степень вашего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 -трудно сказать;

1 -не согласен;

0 - совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоя­тельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка результатов. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное отделения общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удов­летворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответ­ственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворен­ности учащихся школьной жизнью.

Беседа с учителями-предметниками по вопросам:

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?

2. С каким настроением вы идете на урок в наш класс?

3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?

5. Какие основные требования вы предъявляете учащимся по вашему предмету?

6. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятикласс­ников?

При необходимости личной беседы с родителями учитель-пред­метник приглашается непосредственно на родительское собрание.


Рекомендации для родителей


  • Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.

  • Исключение таких мер наказания, как лишения удовольствий, физические и психические наказания.

© 2010-2022